Муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя
общеобразовательная школа с. Ермекеево
муниципального
района Ермекеевский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании
Согласовано
Утверждаю ММО учителей математики
Зам. директора по УВР
Директор МОБУ
_____________Инсапова
Е.М. _________Галяутдинова
Д.А.
СОШ с. Ермекеево
Протокол№1 от
« __»
августа 2013 г. ________Сафин
А.Р.
« __» августа 2013
года
«__» ______ 2013 г.
Рабочая
программа
по математике
для 5
а класса
на
2013-2014 учебный год
Составитель:
Хайруллина
Альфина Шаукатовна
учитель
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка.
Начавшаяся
модернизация Российского образования – процесс необратимый и очень важный для
современного этапа развития России
К числу
важнейших задач модернизации школьного образования следует отнести задачи
всестороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков,
самообразования, формирования у молодёжи готовности и адаптации к меняющимся
социальным условиям жизни общества.
Среди
приоритетных направлений современной школы - создание условий для реализации
личностно-ориентированной парадигмы образования, для дифференциации и
индивидуализации образовательного процесса. Это обуславливает необходимость
развития такого направления как дифференциация образования.
Ориентация
образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и
на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей
необходима.
Разработанная
программа представляет собой программу математики в 5 классе.. Данный курс
отвечает требованиям стандарта математического образования, а так же
обеспечивает реализацию принципов развивающего и проблемного обучения.
Программа составлена на принципе системного
подхода к изучению математики. Она включает полностью содержание курса
математики 5 класса общеобразовательной школы (за основу взята примерная
программа основного общего образования по математике 2009 г.), по учебнику
И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича и ряд дополнительных вопросов, ,непосредственно
примыкающих к этому курсу.
Программа по математике для 5 класса (авторы
учебника: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович) была разработана Хайруллиной А.Ш.
учителем математики МОБУ СОШ с. Ермекеево МР Ермекеевский район РБ.
Особенности программы:
1.
Структурным стержнем программы является
систематическое развитие понятия числа.
2.
Ведущая содержательно- методическая линия – решение
разнообразных классов задач, в том числе задач, требующих поиска пути и
способов решения.
2.1. Нормативно-правовые документы
Рабочая программа
для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего
образования по математике с учетом рекомендаций к разработке календарно –
тематического планирования учебного материала по УМК Зубаревой И.И., Мордковича
А.Г.. Математика. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
2.2. Общая
характеристика учебного предмета
Математическое
образование в основной школе складывается из следующих содержательных
компонентов: арифметика; алгебра; геометрия;
элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В
своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей
стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и
позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на
информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные
компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом
переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
2.3. Цели и задачи
учебного процесса
При изучении курса математики на расширенном уровне основной задачей является обеспечение
прочного и сознательного овладения обучающимися системой математических знаний
и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжения образования.
Решаются
также следующие задачи:
· развитие вычислительных умений до уровня,
позволяющего уверенно их использовать при решении задач математики,
· усвоение аппарата уравнений как основного средства
математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной
подготовки учащихся.
· В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами
вычисления на калькуляторе. Курс характеризуется повышением теоретического
уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений.
· Прикладная направленность курса обеспечивается
систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения
математики к изучению действительности и решению практических задач.
Цели курса:
·
подготовка учащихся к изучению систематических
курсов алгебры и геометрии;
·
формирование представлений о математике как
универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
·
овладение устным и письменным математическим
языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных
естественно - научных дисциплин;
·
развитие логического мышления, алгоритмической
культуры, пространственного воображения,
·
развитие математического мышления и интуиции,
творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования;
·
воспитание средствами математики культуры личности.
2.4. Место
предмета в учебном плане лицея
Согласно
учебному плану школы на изучение математики в 5 классе отводится 6 часов в
неделю. Основой программы является стандартная программа по математике в 5
классе (учебник автора А.Г.Мордковича) – 170 часов, базовый уровень дополняют
35 часов вариативной части на расширение курса (это позволит более
основательно изучить материал, предлагаемый автором учебника). Итого 205
часов в год.
2.5.Общеучебные умения,
навыки и способы деятельности
Рабочая
программа предусматривает формирование у учащихся
общеучебных
умений и навыков.
В результате изучения математики в 5 классе
учащиеся должны приобрести опыт:
·
планирования и осуществления алгоритмической деятельности,
выполнения заданных алгоритмов;
·
решения разнообразных задач из различных разделов
курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
·
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей
в устной и письменной речи, использования различных языков математики
(словесного, символического, графического);
·
поиска, систематизации, анализа и классификации
информации, использования разнообразных информационных источников, включая
учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
2.6. Универсальные учебные действия.
В результате изучения математики постепенно
формируются универсальные учебные действия:
§ овладение способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
§ освоение способов решения проблем творческого
и поискового характера;
§ формирование умений планировать ,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
§ освоение начальных форм познавательной и
личностной рефлексии;
§ формирование умения понимать причины успеха/
неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуации неуспеха;
§ использование знаково- символических средств
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
§ активное использование речевых средств и
средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных
и познавательных задач;
§ овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза , обобщения, классификации по определенным признакам,
установление аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
§ готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
§ умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
§ овладение предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
3.Учебно-тематический план
№
|
Разделы курса
|
Кол-во
часов
|
Количество
контрольных работ
|
1.
|
Натуральные
числа.
|
58
|
3
|
2.
|
Обыкновенные
дроби.
|
36
|
2
|
3.
|
Геометрические
фигуры.
|
28
|
1
|
4.
|
Десятичные дроби.
|
47
|
2
|
5.
|
Геометрические
тела
|
10
|
1
|
|
Введение в
вероятность.
|
6
|
|
6
|
Повторение.
Решение задач
|
20
|
1
|
|
Всего
|
205
|
10
|
Содержание курса:
- Натуральные числа. 58 часов.
·
Десятичная система счисления
·
Числовые и буквенные выражения;
·
Язык геометрических рисунков; Прямая. Отрезок.
Луч;
·
Сравнение отрезков. Длина отрезка; Ломаная; Координатный
луч;
·
Округление натуральных чисел; Прикидка результата
действия;
·
Вычисления с многозначными числами;
·
Прямоугольник; Формулы; Законы арифметических
действий;
·
Уравнения.
·
Упрощение выражений;
·
Математический язык; Математическая модель;
- Обыкновенные дроби. 36 часов.
- Деление с остатком; Обыкновенные дроби;
- Отыскание части от целого и целого по его
части;
- Основное свойство дроби; Правильные и
неправильные дроби. Смешанные числа;
- Окружность и круг;
- Сложение и вычитание обыкновенных дробей; Сложение
и вычитание смешанных чисел;
- Умножение и деление обыкновенной дроби на
натуральное число.
- Геометрические фигуры. 28 часов.
- Определение угла. Развернутый угол. Сравнение
углов наложением;
- Измерение углов; Биссектриса угла;
- Треугольник; Площадь треугольника; Свойство
углов треугольника;
- Расстояние между двумя точками. Масштаб;
- Расстояние от точки до прямой.
Перпендикулярные прямые;
- Серединный перпендикуляр; Свойство
биссектрисы угла;
- Десятичные дроби. 47 часов.
- Понятие десятичной дроби. Чтение и запись
десятичных дробей.
- Умножение и деление десятичной дроби на 10,
100, 1000 и т.д .
- Перевод величин из одних единиц измерения в
другие;
- Сравнение десятичных дробей; Сложение и
вычитание десятичных дробей;
- Умножение десятичных дробей; Степень числа;
- Среднее арифметическое. Деление десятичной
дроби на натуральное число;
- Понятие процента; Задачи на проценты;
- Микрокалькулятор..
- Геометрические тела. 10 часов.
- Прямоугольный параллелепипед;
- Развертка прямоугольного параллелепипеда;
- Объем прямоугольного параллелепипеда.
- Введение в вероятность.6 часов
- Достоверные, невозможные и случайные
события;
- Комбинаторные задачи;
- Повторение. Решение задач .20 часов.
5. Требования к математической подготовке учащихся 5 класса.
В результате
изучения курса обучающиеся должны уметь:
Выполнять
устно и письменно арифметические действия над числами,
округлять
натуральные числа, делать прикидку результата действия, применять законы
арифметических действий, упрощать буквенные выражения, переводить практические
задачи на язык математики, выполнять действия сложения, вычитания, умножения,
деления с обыкновенными и десятичными дробями, решать задачи на проценты, применять
формулы площади и периметра прямоугольника, пройденного пути при решении задач,
строить и сравнивать наложением геометрические фигуры отрезок, угол,
треугольник , строить окружность, биссектрису угла, перпендикулярные прямые,
серединный перпендикуляр к отрезку, куб, прямоугольный параллелепипед,
развертку прямоугольного параллелепипеда, вычислять объем прямоугольного
параллелепипеда, производить вычисления на калькуляторе с использованием памяти
калькулятора.
6. Перечень
учебно-методического обеспечения
УМК:
1)
. Математика. 5 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений
/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович – 5-е изд. –М..: Мнемозина, 2012.
2)
Математика 5-6 классы.: Методическое пособие для
учителей, / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович –2-е изд. –М..: Мнемозина, 2010.
3)
Математика. 5 кл.: Рабочая тетрадь, 2-е изд. –М..:
Мнемозина, 2010
4)
Математика. 5 кл.: Самостоятельные работы. Учебное
пособие для общеобразовательных учреждений под ред. И.И.Зубаревой–М..:
Мнемозина, 2010
- Список
литературы, используемой для расширения программы.
1.
Д.В.Клименченко « Задачи по математике для
любознательных».
2.
О.С.Шейнина, Г.М.Соловьева «Математика»,
Занятия школьного кружка 5-6 классы..
3.
Поисковые задачи по математике (4-5 классы),
Пособие для учителей под ред. Ю.М.Колягина.
4.
Ф.А.Пчелинцев, П.В.Чулков «Математика 5-6
класс. Уроки математического мышления».
5.
Е.В.Смыкалова «Сборник задач по математике для
учащихся 5 класса».
6.
А.В.Спивак «Тысяча и одна задача по математике»..
7.
Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка».
8.
Чименгирова Л., Спиридонова Б. «Играя, учимся
математике».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.