ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Рабочая программа разработана на основе комплексной программы физического
воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.:
Просвещение, 2008) и примерной программы по физической культуре в
рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных
стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской
академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской
Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М.
Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010).
В процессе овладения двигательной деятельностью на
уроках физической культуры укрепляется здоровье, совершенствуются физические
качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается
мышление, творчество и самостоятельность, воспитываются нравственные и волевые
качества: дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам,
честность, отзывчивость, смелость, выносливость.
Цель обучения – содействовать всестороннему развитию личности
посредством формирования физической культуры школьника, освоения основ
содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью и
формирования основ здорового образа жизни.
Достижение цели обеспечивается решением следующих
основных задач, направленных на:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования
пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм,
быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений,
ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых,
выносливости и гибкости) способностей;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии
физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие
двигательных способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о
соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых
видов спорта;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным
играм, формам активного отдыха и досуга, использование их в свободное
время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности
и выявления предрасположенности к тем или иным видам деятельности;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным
показателям физического развития и физической подготовленности;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и
др.) в ходе двигательной деятельности.
Сохраняя определенную традиционность в изложении
практического материала, настоящая программа соотносит учебное содержание с
содержанием базовых видов спорта, которые представлены соответствующими
тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика»,
«Подвижные и спортивные игры». При этом каждый тематический раздел программы
дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и
направленности согласуются с соответствующим видом спорта. В содержание
программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие
упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам
базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по
признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств.
Такое изложение материала позволяет отбирать физические упражнения и объединять
их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать
преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из
половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих занятий,
наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Учитывая возрастные особенности первоклассников, их
подготовленность к обучению двигательным действиям, обеспечение лыжным
инвентарем и погодные условия (отсутствие снега, сильные ветра), решено
заменить лыжную подготовку на спортивные и подвижные игры. Это не
скажется отрицательно на процессе обучения, так как проведение таких уроков
предусмотрено на открытом воздухе, да и знакомство с лыжами можно начать
во втором классе, когда дети будут более дисциплинированы и самостоятельны.
Для более качественного освоения предметного
содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры
подразделять на три типа:
с образовательно-познавательной направленностью (На таких уроках учащихся
знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий,
обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с
использованием ранее изученного материала. Целесообразно использовать учебники
по физической культуре);
образовательно-предметной направленностью (Такие уроки используются в основном
для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики,
подвижных игр.);
образовательно-тренировочной направленностью (Уроки используются для
развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках
относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока
до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических
качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо
формировать у школьников представления о физической подготовке и физических
качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. На
таких уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам
контроля над ее величиной).
Каждый из этих типов уроков физической культуры носит
образовательную направленность и по возможности включает школьников в
выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения
и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных
занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике
до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах, во время прогулок.
Выполняя программный материал, уроки рекомендуется
проводить не только преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему
достигается выраженный оздоровительный эффект но и в игровой и
соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а грамотная
объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего
улучшения результатов, повышению активности, радости от занятий физическими
упражнениями.
Для достижения поставленной цели в соответствии
с образовательной программой учреждения рабочая программа обеспечивается учебно
– методическим комплектом:
Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы.
– М.: Просвещение, 2008.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс рассчитан на 99 часов (3 часа в
неделю)
№ п/п
|
Разделы, темы
|
Количество часов
|
Примерная или
авторская программа
|
Рабочая программа
|
1
|
Основы знаний о физической культуре
|
в процессе урока
|
в процессе урока
|
2
|
Легкая атлетика
|
21
|
21
|
3
|
Гимнастика с элементами акробатики
|
21
|
21
|
4
|
Подвижные игры с элементами
спортивных игр
|
30
|
30
|
5
|
Лыжная подготовка
|
30
|
30
|
6
|
Резерв
|
-
|
3
|
|
ИТОГО
|
102
|
105
|
На занятиях физической культуры во втором классе для
достижения поставленной цели используются различные формы проведения уроков: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-праздник, урок-викторина,
урок-сказка, эстафеты, спортивный марафон, спортивный калейдоскоп, игровая
лаборатория, историческое путешествие.
Методы проведения занятий разнообразны: метод показа, метод сравнения,
метод анализа.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, практикумы.
Формы контроля опорной системы знаний:
наблюдение, беседа, сдача контрольных нормативов.
Условия реализации:
наличие спортивного зала, оборудованного спортивным инвентарем, гимнастическими
снарядами и гимнастическим оборудованием для проведения занятий в
условиях непогоды, низкой температуры воздуха. Оборудованная спортивная
площадка для проведения уроков на свежем воздухе, наличие ямы для прыжков
с разбега, футбольных ворот, ровной открытой местности для занятия бегом.
Знания о физической культуре:
- физическая культура как система разнообразных форм
занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека;
- ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье, как жизненно
важные способы передвижения человека;
- правила предупреждения травматизма;
- история развития физической культуры и первых
соревнований;
- физические упражнения, их влияние на физическое
развитие и развитие физических качеств;
- характеристика основных физических качеств: силы,
быстроты, выносливости, гибкости равновесия.
Программный материал по данному разделу осваивается как на специально
отведенных уроках, так и в ходе освоения конкретных технических навыков и
умений.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные и спортивные игры являются незаменимым
средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего
школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и
совершенствования умений.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на
внимание, силу, ловкость и координацию: «Змейка», «Иголка и нитка», « Пройди
бесшумно», «Тройка», «Раки», «Не урони мешочек», «Посадка картофеля»,
«Кузнечики» и др.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метание и броски; упражнения на координацию, выносливость
и быстроту. В результате обучения ученики должны познакомиться со многими
играми: «Не попади в болото», «Кот и мыши», «Невод», «Заяц без дома», «Ловля
парами», «Капитаны», «Подвижная цель» и др.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу,
остановка мяча, ведение мяча, подвижные игры на материале футбола: «Точная
передача», «Мяч в ворота» и др.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча, ведение мяча,
подвижные игры на материале баскетбола: «Бросай-поймай», «Выстрел в небо» и др.
Волейбол: стойка волейболиста, перемещение по площадке,
подбрасывание мяча, подвижные игры на материале волейбола.
Гимнастика с элементами акробатики
В программный материал 1 класса входят простейшие виды построений и
перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными
предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные
акробатические и танцевальные упражнения, знакомство с гимнастическими
снарядами.
Легкая атлетика
В результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы
умений бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в длину с места и
разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются
большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ:
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К концу второго года обучения ученик
научится:
правилам поведения и
профилактики травматизма на занятиях физической культуры, правилам
безопасности;
соблюдать личную гигиену, режим
дня;
соотносить результаты выполнения
двигательных действий с эталоном – рисунком, образцом, правилом;
устанавливать различия в физической нагрузке по частоте
сердечных сокращений (пульсу) при выполнении физических упражнений;
выполнять тестовые задания для определения уровня развития физических качеств –
силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
получить возможность научиться:
выполнять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом и прыжками,
передвигаться по возвышенной опоре, имеющей ограниченную площадь;
выполнять метание
малого мяча на дальность и точность, упражнения в передачах, бросках, ловли и
ведении мяча, ударах по мячу;
выполнять упражнения в висах и упорах
на гимнастических снарядах, кувырок из упора присев (вперед), стойку на
лопатках;
выполнять лазанье по гимнастической стенке, по наклонной скамейке в упоре присев
и стоя на коленях, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке;
выполнять упражнения на освоение навыков равновесия (стойка на носках на одной
ноге на полу и гимнастической скамейке, повороты на 90º);
выполнять на основе
танцевальных упражнений шаг с прискоком, приставные шаги, шаг галопа в
сторону;
выполнять строевые упражнения: построение в колонну по
одному и в шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, повороты и другие
строевые команды;
выполнять упражнения
по формированию правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости,
гибкости и ловкости, комплексы утренней гимнастики, физкультминуток и
«подвижных перемен».
демонстрировать:
физические способности
|
физические упражнения
|
мальчики
|
девочки
|
скоростные
|
бег 30 м, сек
|
5,6
|
5,8
|
скоростно-силовые
|
прыжок в длину с места, см
|
155 и более
|
150 и более
|
силовые
|
подтягивание
- на высокой перекладине для мальчиков, кол-во раз
- на низкой перекладине для девочек, кол-во раз
|
4 и выше
|
12 и выше
|
выносливость
|
6-минутный бег, м
|
1100 и более
|
900 и более
|
координационные
|
челночный бег 3х10 м
|
9,9
|
10,2
|
гибкость
|
наклон вперед из положения сидя, см
|
9 и более
|
11,5 и более
|
В результате освоения предметного содержания дисциплины
«Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития,
улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные
умения, способы познавательной и предметной деятельности.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009
г. № 373) данная рабочая программа для 1-4 классов направлена на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической
культуре.
Личностные результаты
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отнощения к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения,
принятие и освоение социальной роли обучаещегося;
- развитие этнических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
- формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
- определение
общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
- готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
- овладение
начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета;
- овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- формирование
первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления
здоровья человека (физического, социального и психического), о ее
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах
успешной учебы и социализации;
- овладение
умениями организовывать здоровьесберегающую жизнидеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
- формирование
навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса
тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, координации, гибкости).
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится
текущий контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по
видам двигательной деятельности.
Физическая подготовленность проверяется при стартовом
контроле и сдаче контрольных нормативов в конце учебного года по шести основным
тестам: скоростным, скоростно-силовым, силовым, выносливости, координации,
гибкости, силы.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература:
Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Ритмические упражнения, хореография и игры на
уроках физической культуры: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003.
Кузнецов В.С., Упражнения и игры с мячами. - М.: НЦ ЭНАС, 2002.
Кузнецов В.С., Физкультурно-оздоровительная
работа в школе: методическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Программа физического воспитания учащихся,
основанная на одном из видов спорта (баскетбол). – М.: Просвещение, 2002.
Лях В.И., Зданевич А.А., Комплексная программа физического воспитания учащихся
1-11 классов. - М.: Просвещение, 2008.
Лях В.И.
Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.:
Просвещение, 2008.
Матвеев А.П., Петрова Т.В., Оценка
качества подготовки учащихся начальной школы по физической культуре. М.: Дрофа,
2002.
Мишин Б.И., Настольная книга учителя
физкультуры: справочно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2003.
Примерные программы начального общего
образования в 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2008 (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по
учебным предметам. Начальная школа: стандарты второго поколения в 2 ч. Ч. 2. –
М.: Просвещение, 2010.
Интернет - ресурсы
Спортивное оборудование:
гимнастика с основами акробатики: козел гимнастический, перекладина пристеночная, маты, стенка
гимнастическая, скамейки гимнастические, гимнастические палки, скакалки,
обручи, мячи для художественной гимнастики, мешочки насыпные для упражнений на
координацию и осанку, коврики гимнастические, средства ТСО (магнитофон);
легкая атлетика: секундомер,
флажки разметочные, мячи для метания, набивные мячи массой до 1
кг, гантели;
подвижные и спортивные игры:
свисток, кегли, ворота для мини футбола, мячи футбольные, мячи
волейбольные, мячи баскетбольные.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.