Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на
основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная
рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе
следующих документов:
1.
Т.А Бурмистрова. Алгебра. Программы
общеобразовательных учреждений, 7-9 классы. «Просвещение», 2009 г.
2.
Т.А Бурмистрова. Геометрия 7-9 классы. Программы
общеобразовательных учреждений, 7-9 классы. «Просвещение», 2009 г.
3.
Государственный стандарт начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства
образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
Программа
соответствует учебнику «Алгебра-9» Н.Ю. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. Алгебра: учебник
для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2011 г.
«Геометрия 7- 9» Л.С. Анатасян, В.Ф. Бутузов и др.. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по
разделам курса.
Общая
характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе
складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков):
арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей,
статистики и логики. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении
всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных
курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых
для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения
математики, способствует логическому развитию и формированию умения
пользоваться алгоритмами.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из
математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает
значение математики как языка для построения математических моделей, процессов
и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является
развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения
курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование
символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения,
способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения
алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как
важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных
процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и
др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии
цивилизации и культуры.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования,
необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически
значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для
развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для
эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие
логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы
логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим
его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего,
для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и
анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие
вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся
осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том
числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей
обогащаются представления о современной картине мира и методах его
исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально
значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе
освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления
о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические
навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить
вычислительную культуру;
овладеть
символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические
умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и
графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические
представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить
пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты
и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их
свойствами;
получить
представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных
способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих
вероятностный характер;
развить логическое
мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные
систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки
математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать
представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах
математического моделирования реальных процессов и явлений.
Согласно федеральному базисному учебному плану
для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики
отводится 170 ч из расчета
5 ч в неделю. Алгебра изучается 3 ч в неделю, всего 102 часа,
геометрия 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Контроль знаний осуществляется в виде устного счета, фронтальной
работы, письменных тестов, математических диктантов, презентаций,
самостоятельных и контрольных работ.
Планирование учебного материала по алгебре
№п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
Количество
к/р
|
1
|
Квадратичная функция
|
22
|
2
|
2
|
Уравнения и неравенства с одной переменной
|
14
|
1
|
3
|
Уравнения и неравенства с двумя переменными
|
17
|
1
|
4
|
Арифметическая и геометрическая прогрессии
|
15
|
2
|
5
|
Элементы комбинаторики и теории вероятности
|
13
|
1
|
6
|
Повторение
|
21
|
1
|
|
Итого
|
102
|
8
|
График
проведения контрольных работ по алгебре
№
п/п
|
Класс
|
Дата
|
Тема урока
|
Контрольная
работа
|
по плану
|
факти-чески
|
1
|
9в
|
|
|
«Квадратичная функция»
|
№ 1
|
2
|
9в
|
|
|
«Квадратичная функция
|
№ 2
|
3
|
9в
|
|
|
«Уравнения и неравенства с одной переменной»
|
№ 3
|
4
|
9в
|
|
|
«Уравнения и неравенства с двумя
переменными»
|
№ 4
|
5
|
9в
|
|
|
«Арифметическая прогрессия»
|
№ 5
|
6
|
9в
|
|
|
«Геометрическая прогрессия»
|
№ 6
|
7
|
9в
|
|
|
«Элементы комбинаторики и теории
вероятности»
|
№ 7
|
8
|
9в
|
|
|
Итоговая контрольная работа
|
№ 8
|
Планирование учебного материала по геометрии
№п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
Количество
к/р
|
1
|
Векторы
|
8
|
|
2
|
Метод координат
|
10
|
1
|
3
|
Соотношения между сторонами и углами
треугольника
|
11
|
1
|
4
|
Длина окружности и площадь круга
|
12
|
1
|
5
|
Движение
|
8
|
1
|
6
|
Начальные сведения из стереометрии
|
8
|
|
7
|
Аксиомы планиметрии
|
2
|
|
8
|
Итоговое повторение
|
9
|
1
|
|
Итого
|
68
|
5
|
График
проведения контрольных работ
№
п/п
|
Класс
|
Дата
|
Тема урока
|
Контрольная
работа
|
по плану
|
факти-чески
|
1
|
9в
|
|
|
«Метод координат»
|
№ 1
|
2
|
9в
|
|
|
«Соотношения между сторонами и углами
треугольника»
|
№ 2
|
3
|
9в
|
|
|
«Длина окружности. Площадь круга»
|
№ 3
|
4
|
9в
|
|
|
«Движение»
|
№ 4
|
5
|
9в
|
|
|
Итоговая контрольная работа
|
№ 5
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики ученик
должен
знать/понимать
·
существо понятия математического доказательства;
приводить примеры доказательств;
·
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
·
как используются математические формулы, уравнения
и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических
задач;
·
как математически определенные функции могут
описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
·
как потребности практики привели математическую
науку к необходимости расширения понятия числа;
·
вероятностный характер многих закономерностей
окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
·
каким образом геометрия возникла из практических
задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных
для практики;
·
смысл идеализации, позволяющей решать задачи
реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих
при идеализации.
Алгебра
уметь
·
составлять буквенные выражения и формулы по
условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и
выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения
в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
·
выполнять основные действия со степенями с целыми
показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение
многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных
выражений;
·
применять свойства арифметических квадратных корней
для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих
квадратные корни;
·
решать линейные, квадратные уравнения и
рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и
несложные нелинейные системы;
·
решать линейные и квадратные неравенства с одной
переменной и их системы,
·
решать текстовые задачи алгебраическим методом,
интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из
формулировки задачи;
·
изображать числа точками на координатной прямой;
·
определять координаты точки плоскости, строить
точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного
неравенства;
·
распознавать арифметические и геометрические
прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких
первых членов;
·
находить значения функции, заданной формулой,
таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению
функции, заданной графиком или таблицей;
·
определять свойства функции по ее графику;
применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
·
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
выполнения расчетов по формулам, для составления
формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения
нужной формулы в справочных материалах;
·
моделирования практических ситуаций и исследовании
построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
·
описания зависимостей между физическими величинами
соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
·
интерпретации графиков реальных зависимостей между
величинами.
Геометрия
уметь
·
пользоваться геометрическим языком для описания предметов
окружающего мира;
·
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное
расположение;
·
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи
по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
·
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей
обстановке основные пространственные тела, изображать их;
·
в простейших случаях строить сечения и развертки
пространственных тел;
·
проводить операции над векторами, вычислять длину и
координаты вектора, угол между векторами;
·
вычислять значения геометрических величин (длин,
углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения
тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения
тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и
площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных
геометрических фигур и фигур, составленных из них;
·
решать геометрические задачи, опираясь на изученные
свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
·
проводить доказательные рассуждения при решении
задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
·
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
·
расчетов, включающих простейшие тригонометрические
формулы;
·
решения геометрических задач с использованием
тригонометрии
·
решения практических задач, связанных с нахождением
геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические
средства);
·
построений геометрическими инструментами (линейка,
угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики,
комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
уметь
·
проводить несложные доказательства, получать
простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать
логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и
контрпримеры для опровержения утверждений;
·
извлекать информацию, представленную в таблицах, на
диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
·
решать комбинаторные задачи путем систематического
перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
·
вычислять средние значения результатов измерений;
·
находить частоту события, используя собственные
наблюдения и готовые статистические данные;
·
находить вероятности случайных событий в простейших
случаях;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
выстраивания аргументации при доказательстве и в
диалоге;
·
распознавания логически некорректных рассуждений;
·
записи математических утверждений, доказательств;
·
анализа реальных числовых данных, представленных в
виде диаграмм, графиков, таблиц;
·
решения практических задач в повседневной и
профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов,
длин, площадей, объемов, времени, скорости;
·
решения учебных и практических задач, требующих
систематического перебора вариантов;
·
сравнения шансов наступления случайных событий, для
оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления
модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Литература
1.
Н.Ю. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М:
Просвещение, 2008 г.
2.
Л.С. Анатасян, В.Ф. Бутузов и др. Геометрия 7, 8, 9
класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2008
г.
Дополнительная литература
1.
Поурочные планы по учебнику Теляковского С.А., составитель
Ковалева Г.И.
(1
часть)
«Учитель АСТ», Волгоград 2002 г.
2.
Поурочные планы по учебнику Теляковского С.А., составитель
Ковалева Г.И.
(2
часть)
«Учитель АСТ», Волгоград 2002 г.
3.
Поурочное планирование по геометрии 9класс. Н.В.Гаврилова,
Москва, «ВАКО» 2006 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.