РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
интеллект.
Всезнайка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Введение
Основные задачи курса:
· Ознакомление учащихся с основными положениями языкознания;
· Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного,
осознанного письма;
· Обогащение устной и письменной речи учащихся;
· Развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к
языку и речевому творчеству.
Изменение во
многих сферах российской социально-экономической жизни отражаются на состоянии
школьного образования. Быстро меняющаяся действительность требует от учащихся
не только определенного уровня знаний, но и наличия определенного интереса к
познанию, навыков самостоятельного альтернативного мышления, умений быстро
адаптироваться, выживать, используя свой творческий потенциал.
Цель программы:
формирование всесторонне развитой, мотивированной на активную реализацию
творческих и умственных способностей, качественно увеличивающихся от начального
звена к старшей школе личности, способной самостоятельно принимать решения и
делать выбор.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельному выбору, необходимо соблюдать три
основных принципа программы: свобода, самостоятельность и сотрудничество.
Ребенок должен быть свободен в выборе учебной нагрузки, группы обучения, в
создании собственного учебного плана, что делает учебу ребенка посильной.
Принцип сотрудничества напоминает: учащийся не один в школе, он работает вместе
с другими учащимися и учителями, с которыми устанавливает контакт, учится
считаться с потребностями других, помогать другим и самим обращаться за
помощью. Принцип самостоятельности нацелен на то, чтобы научить детей нести
ответственность за свои действия, самостоятельно решать проблемы.
Задачи для реализации рабочей программы:
• выявить интересы, склонности и способности школьников;
• создать базу для успешной учебной деятельности ученика на основе развития
интереса к предмету;
• оказать психолого-педагогическую помощь в приобретении школьниками
представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с
профессиональным становлением;
формировать учебно-познавательные
мотивы учащихся в процессе знакомства с профессией
Требования к уровню образования обучающихся.
Учащиеся должны:
·
иметь
представления о мире профессий,
- уметь соотносить свои
способности с рассматриваемыми профессиями,
- проявлять творческие
способности при решении задач, в математической или логической смекалке,
- уметь применять свои
интеллектуальные и творческие способности для успешного изучения
предметов,
- владеть приемами
исследовательской и творческой деятельности,
- владеть навыками создания
портфолио ученика.
Методы и формы работы: метод проблемного обучения, позволяющий путем
создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их
обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий, ролевые
игры, дискуссии, обучение в сотрудничестве.
Методы:
·
Взаимодействие;
- Поощрение;
- Наблюдение;
- Коллективная работа;
- Игра.
Приемы:
- Анализ и синтез;
- Сравнение;
- Классификация;
- Аналогия;
- Обобщение.
Основные
виды деятельности учащихся:
Ø
участие
в олимпиаде, районной олимпиаде «Русский Медвежонок»;
Ø
знакомство
с научно-популярной литературой, связанной с русским языком
Ø
работа
с кроссвордами и грамматическими играми;
Ø
самостоятельная
работа;
Ø
работа
в парах, в группах;
Ø
творческие
работы
СОДЕРЖАНИЕ
(2
раз в неделю (45минут), всего в год – 68 часа)
- Вводное
занятие.(1 ч.) Роль речи и знания языка в жизни
человека. Что мы узнаем в процессе занятий
- Исторический
экскурс. (1 ч.) История возникновения русского
алфавита. Умение составлять алфавитный список.
- Звук. Буква.
(3 ч.)
Задания на развитие смекалки. Грамматические игры. Метаграммы.
- Что такое
кроссворд. (3ч.) Тема кроссворда. Составление
совместных кроссвордов. Индивидуальные творческие работы.
- Слог. Слово.
(2 ч.) Из чего состоит слово. Словообразование. Принцип
построения слова. Творческие работы учащихся по составлению своих слов.
- Занимательная
грамматика. (2 ч.) Словарный диктант. «Мой словарь».
Творческие работы учеников по составлению собственного словаря из
незнакомых данному ученику слов.
- Словосочетание.
(2 ч.) Принцип
построения словосочетания. Нахождение в предложении и составление
собственных словосочетаний. Проверка правильности построения словосочетаний.
- «Крылатые
выражения» (1 ч.) Знакомство с понятием «Крылатое
выражение». Устоявшиеся словосочетания.
- Работа со
словарями (4 ч.) Знакомство со словарями. Роль
словарей в жизни людей. Словари В.И.Даля, Ожегова и др.
- Готовимся к
олимпиадам. (2 ч.) Подготовка к внутришкольной
олимпиаде, к «Русскому медвежонку».Составление олимпиадных заданий детьми.
- Проведение
школьной олимпиады. (1 ч.) Участие в
«Русском медвежонке»
- Части речи. (2 ч.)
Существительное. Глагол. Прилагательное. Наречие. Местоимение.
- Предложение.
(2 ч.) Построение
предложения. Наблюдение за грамматически правильно составленным
предложением. Составление предложений.
- Интонации. (2
ч.) Составление предложений. Логические ударения в
предложении. Риторические загадки. Интонации в предложении.
- Текст. (2 ч.)
Виды
текстов. Текст-повествование. Текст-описание. Текст-рассуждение.
Распознавание текстов по видам.
- Творческие
работы. (2 ч.) Сочинение и оформление учащимися
произведений собственного сочинения.
- Заседание
творческого клуба «Языкознаек» (1 ч.) Интеллектуальные
игры. Составление логических заданий на знание русского языка. Придумай
для друга кроссворд.
- Заключительное
занятие. (1 ч.) Подведение итогов работы кружка. Что узнали
нового? Пожелания будущим «Языкознайкам». Анкетирование.
Средства обучения и воспитания:
- мониторинг по учету интересов,
склонностей и способностей учащихся,
- методическое и дидактическое
обеспечение программы,
- результаты мониторинга внедренной
программы.
Критерии оценки результата:
- участие в школьных, районных,
областных, региональных предметных олимпиадах,
- занятие
проектно-исследовательской деятельностью,
- участие в районных научных
конференциях,
- создание альбома с творческими
работами учащихся,
- создание портфолио учащихся
начальной школы,
Образовательные и воспитательные задачи обучения курсу решаются комплексно. ^ В основе методического аппарата курса лежит
проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской
деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у
учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
|
Введение
|
|
1.
|
Вводное занятие. Зачем людям знание языка? Цели и задачи кружка.
|
2
|
2.
|
История возникновения русского алфавита. Занимательные задания по составлению
списков героев мультипликации.
|
2
|
|
Грамматика
|
|
3.
|
Звук, буква. Забавная грамматика. Грамматические игры «Буквоежка»,
«Потерялась буква».
|
4
|
4.
|
Задания для смекалистых. Составление кроссвордов. Составь кроссворд для
друга.
|
4
|
5.
|
Слог, слово. Словообразование. Придумай свои слова. Задания готовят дети.
«Мой словарь».
|
3
|
6.
|
Занимательная грамматика. «Я - грамотей». Словарный диктант.
|
3
|
7.
|
Словосочетание. Правильные словосочетания. Составление словосочетаний.
|
3
|
|
Работа со словарями
|
|
8.
|
«Крылатые выражения» - устоявшиеся словосочетания.
|
2
|
9.
|
Старинные слова и словосочетания. Работа с различными словарями В.И.Даля,
Ожегова, и т.д.
|
5 .
|
|
Мы стремимся…
|
|
10.
|
Работа с олимпиадными заданиями. Подготовка к участию в конкурсе «Русский
медвежонок».
|
3
|
11.
|
Участие в конкурсе «Русский медвежонок».
|
2
|
|
Части речи
|
|
12.
|
Части речи
|
3
|
13.
|
Предложение. Наблюдение за грамматически правильно составленным предложением.
|
3
|
14.
|
Составление предложений. Логические ударения. Риторические загадки. Интонация
в предложении.
|
3
|
15.
|
Текст. Виды текстов. Распознавание видов текстов.
|
3
|
16.
|
Придумай рассказ. Творческие работы учащихся.
|
3
|
|
Проверяем себя
|
|
17.
|
Заседание интеллектуального клуба «Языкознаек»
|
2
|
18.
|
Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка. Что узнали нового?
Анкетирование.
|
2
|
|
Итого:
|
68ч.
|
В результате
освоения предметного содержания предлагаемого курса у учащихся предполагается формирование
универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных,
коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных
и личностных результатов.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные
|
Регулятивные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира;
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину,
страну;
• формулировать самому простые правила поведения в обществе;
• уважать любые профессии;
• Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа
и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих
позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
|
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно,
искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему
проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового
характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и
дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства
ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой
ситуации.
|
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том
числе, с применением средств ИКТ.
|
• организовывать взаимодействие в паре, группе (распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться
подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
|
Информационно-методическое
обеспечение
Для педагога:
1. ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
Из-во Просвещение, Москва, 2012
2.
М. И. Кузнецова, Русский язык, Учебно-справочные материалы для 1-4
классов, Из-во Просвещение, Москва, 2012
3.
Н. Ф. Дик, Олимпиадные задания по
русскому языку в начальной школе, Издательство: Феникс,
Москва, 2011
4.
О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, Тесты по русскому языку. 3 класс,
Издательство АСТ Астрель, Москва, 2013
5.
О. В. Узорова, Е. А. Нефедова,
Диктанты по русскому языку. 1-4 классы, Астрель АСТ, Москва, 2011
6.
Словари по русскому языку: толковый, морфемный,
словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
7. Интернет-ресурсы
Для учащихся:
1. Узорова
О.В. 3 класс. Мини-ЕГЭ. Русский язык. Итоговое тестирование.,
Москва, АСТ Астрель, 2013
2.
Кузнецова
М.И. 3 класс. Учусь писать без ошибок. Рабочая тетрадь.,
Издательство: Вентана-Граф, Москва, 2013
3. Тесты,
анкеты
Материально-техническое
оснащение:
Оборудование :
1. Интерактивная
доска
2.
Нэтбуки
3.
Ноутбук (учителю)
4.
Документ-камера Ken-a-vision с
программным обеспечением
5.
Система контроля качества
знаний PROClass
6.
Инструктивно-методические
материалы для учителя с рекомендациями по использованию Системы контроля
качества знаний PROСlass
7.
Доска магнитно-маркерная с
антибликовым покрытием
Материалы:
1.
Наглядные плакаты
2.
Тесты
3.
Анкеты
Приложение №1
Приложение к пояснительной записке (использование учебного
лабораторного оборудования в образовательном процессе)
Создание условий для
реализации основных образовательных программ в части материально-технического и
информационного оснащения во всех общеобразовательных учреждениях определено в
качестве ключевых требований и зафиксировано в ряде законодательных и нормативных
актов.
Оснащение образовательного
процесса включает учебники и учебные пособия, современные информационные
программы,высокотехнологичное оборудование, электронные образовательные
ресурсы. Формирование списка учебников и учебных
пособий, предназначенных для
образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию и реализующих
образовательные программы общего образования, проводится в соответствии с
информационным письмом Департамента общего образования Минобрнауки России N 03
– 105 от 10 февраля 2011 г. « Об использовании учебников и учебных пособий в
образовательном процессе ». В настоящее время аналогичный Перечень или
рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным оборудованием
отсутствует. « Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения
общеобразовательных учреждений » ( письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 №
03417 ) потерял свою актуальность в связи с появлением принципиально новых
носителей информации.
Задача целесообразности и эффективности
вложения средств в материально-техническое оснащение образовательного процесса
потребовала разработать « Перечень учебного оборудования для оснащения
кабинетов начальной школы, предметных кабинетов общеобразовательных учреждений
» ( далее — Перечень ), обеспечивающий современные условия обучения.
Комплект средств обучения
рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих
традиционных и инновационных средств обучения. Согласно требованиям ФГОС, он
интегрирует и функционально обеспечивает все уровни
информационно-образовательной среды.
Оснащение образовательного
учреждения современными средствами обучения, функционирующими на базе цифровых
технологий, позволяет решать приоритетные образовательные задачи. В целях
реализации требований ФГОС комплектация учебных кабинетов инновационными и традиционными
средствами обучения может быть выполнена в форме автоматизированного рабочего
места ( АРМ ) педагогического работника и обучающегося.
В АРМ педагогического
работника входят аппаратные, программно-методические средства для оптимизации
его функциональной деятельности ( обучающей, развивающей, воспитательной,
административной ), целях реализации требований ФГОС все субъекты
образовательного процесса, педагоги и обучающиеся, должны иметь равные
возможности для использования в образовательной деятельности средств обучения.
Данное обстоятельство учтено при формировании комплектов средств обучения.
Оснащение кабинетов в
соответствии с Перечнем позволит оптимизировать расходование целевых бюджетных
средств. Комплектация кабинетов разработана с учетом реальных возможностей
общеобразовательных учреждений по размещению учебного оборудования.
ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ:
1. Ноутбук влаго- и
ударозащищенный
2. Нетбук влаго- и
ударозащищенный
3. Приставка
интерактивная с программным обеспечением
4. Доска магнитно-маркерная
с антибликовым покрытием
5. Проектор
короткофокусный с настенным креплением
6. Документ-камера
Ken-a-vision с программным обеспечением
7. Принтер лазерный
8. База для подзарядки
и хранения ноутбуков / нетбуков
9. Привод оптический
внешний DVD-RW
10. Гарнитура компактная
( наушник+микрофон )
11. Система контроля
качества знаний PROClass (13 пультов со встроенными чипами ) с программным
обеспечением базовым. Программное обеспечение базовое предназначено для
обеспечения функционирования системы, а также включает модуль интеграции и
создания контрольных тестов ( презентаций ). Дополнительная опция — программное
обеспечение с интегрированным набором контрольных тестов ( презентаций ) по
различным темам предметов.
12. Модульная система
экспериментов PROLog с программным обеспечением базовым :
• модуль Температура ;
• модуль Освещенность ;
• модуль Относительная
влажность ;
• модуль Звук ;
• модуль Атмосферное давление
;
• модуль Питания ;
• модуль Сопряжения ;
• комплект кабелей ;
• кейс.
Программное обеспечение
базовое предназначено для обеспечения функционирования системы. Дополнительная
опция — программное обеспечение с интегрированным набором лабораторных работ по
различным темам предмета
13. Микроскоп цифровой (
максимальное увеличение — 100 кр.,USB ) с программным обеспечением
14. Руководство
пользователя АРМ ( брошюра+CD )
15. Инструктивно-методические
материалы по проведению не менее 10 лабораторных работ c использованием
Модульной системы экспериментов PROLog
16. Инструктивно-методические
материалы для учителя с рекомендациями по использованию Системы контроля
качества знаний PROСlass
Cредства обучения — это
материальные объекты, используемые в образовательном процессе в качестве
носителей учебной информации, инструментария для достижения поставленных целей
обучения, воспитания и развития педагога и обучающихся. Является составной
частью учебного оборудования.
Комплект средств обучения —
совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих традиционных и инновационных
средств обучения.
Инновационные средства
обучения — часть средств обучения, функционирующих на базе цифровых технологий.
Традиционные средства обучения
— часть средств обучения на печатной и непечатной основах, а также
оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и
практических действий.
Средства обучения на печатной
основе — источники информации на печатных носителях: печатные и учебные
издания, учебно-наглядные и учебно-методические пособия и пр.
Средства обучения на
непечатной основе — источники информации на непечатных носителях : фоно, видео,
аудиоматериалы.
Учебное наглядное пособие —
средство наглядности в обучении.
Средства обучения на базе
цифровых технологий — программные, аппаратные средства и устройства, которые
функционируют на базе микропроцессорной и вычислительной техники, а также
современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена.
Обеспечивают операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче,
продуцированию информации, доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей
( в том числе и глобальной ).
Автоматизированное рабочее
место ( АРМ ) педагогического работника — это профессионально-ориентированная
совокупность программно-аппаратных средств, объединенных в комплексное решение,
интегрированное в информационно-образовательную среду образовательного
учреждения и предназначенное для автоматизации обучающей, развивающей,
воспитательной и административной деятельности педагога.
Автоматизированное рабочее
место ( АРМ ) обучающегося — это совокупность программно-аппаратных средств,
объединенных в комплексное решение, интегрированное в
информационно-образовательную среду образовательного учреждения и
предназначенное для оптимизации познавательной деятельности обучающегося.
Надпредметная составляющая
современной системы средств обучения — средства обучения, используемые
независимо от предметной области.
Предметная составляющая
современной системы средств обучения — средства обучения, используемые в
предметной области.
Электронные образовательные
ресурсы — учебные материалы, для воспроизведения которых используются
электронные устройства.
Модульная система
экспериментов на базе цифровых технологий — часть комплекта средств обучения,
предназначенная для практико-ориентированной деятельности обучающихся.
Способствует формированию навыков цифрового измерения результатов экспериментов
по предметам естественнонаучной области.
Система контроля и мониторинга
качества знаний — инструмент для проведения текущего, урочного и итогового
контроля знаний и мониторинга образовательных достижений обучающихся.
Использование ИКТ на уроках в
начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование ИКТ на различных
уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного
способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным
субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний
учащимися.
Информатизация начального
образования проходит по следующим направлениям:
• использование ИКТ в
качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий,
разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и
т. д.);
• проведение урока с
использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ
для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной
работы, внеклассной работы и работы с родителями).
• Подбор
иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса
(сканирование, Интернет; принтер, презентация).
• Подбор
дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира, русский
язык, математика, литературное чтение, знакомство со сценариями праздников и
внеклассных мероприятий.
• Обмен опытом,
знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
• Создание
презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.
Анализируя опыт использования
ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что
использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
• обеспечить
положительную мотивацию обучения;
• проводить уроки на
высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
• обеспечить высокую
степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
• повысить объем
выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
• усовершенствовать
контроль знаний;
• рационально
организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
• формировать навыки
подлинно исследовательской деятельности;
• обеспечить доступ к
различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным
ресурсам.
Ожидаемые результаты.
• положительная
мотивация на уроках с применением ИКТ, создание условий для получения учебной
информации из различных источников (традиционных и новейших);
• обретение
компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий
в учебном процессе;
• умение
разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их
использование в учебном процессе;
• возможность
организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных
программ.
• повышение уровня
использования наглядности на уроке,
• повышение
производительности урока.
• появляется
возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию
презентаций.
• создавая или
используя информационные технологии, обратить огромное внимание на логику
подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне
знаний учащихся.
• применение ИКТ
способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать
полученными знаниями.
Таким образом, включение в
урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения интересным
и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного
материала.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.