I. Пояснительная
записка к рабочей программе по внеурочному курсу «Православная культура» , 2
класс
Рабочая
программа по предмету «Православная культура» для 2 класса
(1-й год обучения) на 2014-2015
учебный год разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная
культура» // Православная культура. Концепция и программа учебного предмета.
1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций
Отечества, 2008.
Предмет «Православная культура» рассматривается как
историко-культурологический и носит светский характер, содержание образования
по предмету «Православная культура» соответствует нормативно-правовым
требованиям законодательства Российской Федерации в области образования и
опирается на основные принципы Концепции модернизации отечественного
образования.
Программа курса рассчитана на
35 часов в год ( 1 час в неделю)
Для реализации программного содержания
используются:
1.Учебное пособие для учащихся в 2-х книгах( 1-я – для
1-2 четверти, 2-я для 3-4 четверти) Шевченко Л.Л., Православная культура,2 год
обучения. 4-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Центр поддержки
культурно- исторических традиций Отечества, 2008.
2. Православная культура: Методическое пособие для
учителя:2 год обучения. 4-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Центр
поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2008.-128с.
3. Электронное пособие для учителя и учащихся «
Звуковая палитра»( СД)
Тип программы: базовая.
Цель рабочей программы:
ü обеспечение
возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся с религией,
многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной
жизни человечества, отдельных стран и народов.
Задачи:
-
воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения,
толерантности, любви к Родине, семье и согражданам;
-
содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической
культуры учащихся;
-
формирование культурологической компетентности учащихся общеобразовательной
школы в области знаний об истории традиционной православной культуры России в
историческом прошлом и в современности;
-
выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и
культурному наследию русского и других народов России;
-
воспитание уважения к предкам, историческому прошлому нашей страны и
государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и
гражданственности;
-
выработка учащимися навыков добросовестного отношения к труду;
-
увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе
образцов православной культуры;
-
развитие эстетического (художественного) восприятия красивого сочетается с
развитием творческой деятельности: надо учиться не только правильно видеть, но
и создавать красивое.
Согласноавторской
программе «Православная культура» под редакцией Л.Л. Шевченко на изучение
предмета во 2 классе (1-й год обучения) начальной школы отводится 35 часа.
Согласно учебному плану МОУ СОШ № 1на 2014-2015 учебный год рабочая программа
по православной культуредля 2 класса (1-й год обучения) рассчитана на 35 часов
(1 час в неделю, 35 учебных недель).
В соответствии с
этим в рабочую программу внесены изменения:для повышения уровня
культуры, расширения кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных
ценностей, накопленных человечеством, добавлено:
·
1час – в раздел «Праздники-радости»та тему:
«Обобщение по разделу. Контрольная работа по теме: «Праздники-радости»» (33-я
неделя);
·
2 часа - в раздел «Пасха: цвета и звуки весны» на
проведение экскурсиипо поселку и в музей (34-я, 35-я недели).
Количество часов распределено
следующим образом:
Название
раздела
|
Кол-во часов в программе
|
Количество часов в КТП
|
Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем
|
8ч
|
8ч
|
В ожидании Рождества – самого красивого события
зимы.
|
7ч
|
7ч
|
Праздники-радости
|
9ч
|
10ч
|
Пасха:
цвета и звуки весны
|
8ч
|
10ч
|
Итого
|
32
|
35
|
Количество
учебных часов.
Рабочая
программа по православной культуре для 2 класса рассчитана на 35 часов (1 час в
неделю), в том числе на проведение проверочных работ: 4, экскурсий: 3.
Основной
формой организации учебного процесса является классно-урочная система, при
этом используются следующие типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового
материала, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и
навыков, контрольные уроки Запланированы экскурсии, встречи со
священнослужителями. Выделяют следующие формы работы: индивидуальная,
групповая, фронтальная, коллективная.
II. Требования
к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета
«Православная культура» учащиеся 2 класса должны:
- иметь элементарные представления об основных
нравственных ценностях православной культуры в рамках библейских и евангельских
Заповедей доброй жизни (понятия благочестия, добра, зла, чести, совести,
послушания, любви к Богу, к родителям, Родине, ответственности) и о
последствиях нарушения Заповедей Божиих;
- иметь первичные сведения из истории христианства,
знать главные евангельские события, основные вехи ветхозаветной истории и их
отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе,
музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках;
- уметь применять христианские
духовно-нравственные правила в общении с ближними (в семье, в школе) на
эмоциональном и оценочном уровнях.
III.Календарно-тематический план
№ п/п
|
№ урока
|
Наименование раздела и тем
|
Плановые сроки прохождения
|
Фактические сроки
|
Характеристика деятельности
|
Примечание
|
|
«Красота божиего мира:
наблюдаем, слушаем, изображаем» (8 ч.)
|
|
1.
|
1.
|
Красота
в звуках, красках, формах окружающего мира
|
02.09.
|
04.09.
|
|
Толковать
понятия «мир», «красота».
|
|
2.
|
2.
|
Поиски
красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная
|
9.09.
|
11.09.
|
|
Толковать
понятие «творение».
|
|
3.
|
3.
|
Поиски
красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная
|
16.09.
|
18.09
|
|
Участвовать
в диалоге при обсуждении прочитанного
|
|
4.
|
4
|
Бог-Творец
красивого мира
|
23.09.
|
25.09
|
|
Высказывать
оценочные суждения о влиянии веры в Бога на поступки людей.
|
|
5.
|
5
|
Сотворение
человека. Адам-любимое чадо Божие.
|
30.09.
|
2.10
|
|
Прочитать
о сотворении мира.
|
|
6.
|
6
|
Правила
жизни, данные Богом в Раю.
|
07.10
|
09.10
|
|
Познакомиться
с правилами жизни, данными Богом в Раю
|
|
7.
|
7
|
Как
изобразить доброго и красивого человека?
|
14.10.
|
16.10
|
|
характеризовать
поступки героев, анализировать свои
|
|
8.
|
8
|
работа
по теме: «Красота божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем»
|
21.10.
|
23.10
|
|
понимать
вопросы, отвечать на них; дополнять высказывания
|
|
|
«В ожидании Рождества- самого
красивого события зимы» (7 ч.)
|
|
|
9.
|
1
|
Как
Адам и Ева ушли из Рая.
|
28.10.
|
30.10.
|
|
Познакомиться
с историей о том, почему люди покинули рай.
|
|
10.
|
2
|
Радость и печаль
в красках и звуках окружающего мира
|
11.11.
|
13.11.
|
|
Уметь
увидеть радость и печаль в красках окружающего мира
|
|
11.
|
3
|
Добрые
и злые люди
|
18.11.
|
20.11
|
|
Провести
сравнительный анализ добродетелей и страстей, различать добро и зло
|
|
12.
|
4
|
За
что Бог наказал людей
|
25.11.
|
27.11.
|
|
|
13.
|
5
|
Как
Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария
|
2.12.
|
4.12.
|
|
Познакомиться
с событиями Рождества Христова.
|
|
14.
|
6
|
Как
Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария
|
9.12.
|
11.12.
|
|
Познакомиться
с событиями Рождества Христова.
|
|
15.
|
7
|
Обобщение
по разделу.работа по теме: «В ожидании Рождества- самого красивого события
зимы»
|
16.12.
|
18.12
|
|
понимать
вопросы? отвечать на них; дополнять высказывания
|
|
|
«Праздники-радости» (10 ч.)
|
|
|
16.
|
1
|
Чему
мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова
|
23.12.
|
25.12.
|
|
Познакомиться
с событиями Рождества Христова.
|
|
17.
|
2
|
Чему
мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова
|
13.01.
|
15.01
|
|
Познакомиться
с событиями Рождества Христова.
|
|
18.
|
3
|
Зимние
радости. Святки.
|
20.01.
|
22.01.
|
|
|
19.
|
4
|
Праздник
Крещения
|
27.01.
|
29.01.
|
|
Познакомиться
с обычаями праздника Крещение
|
|
20.
|
5
|
Праздники
в нашем доме: день Ангела
|
3.02.
|
5.02.
|
|
Извлекать
из учебников и дополнительных источников информацию
|
|
21.
|
6
|
День
защитника Отечества
|
11.02.
|
10.02.
|
|
Обсудить
и сделать вывод, кого можно отнести к святым героям
|
|
22.
|
7
|
Радости
масленицы. Прощеное воскресенье
|
18.02
|
17.02.
|
|
Познакомиться
с обычаями праздника Масленица
|
|
23.
|
8
|
Как
люди предали Христа. Покаяние.
|
25.02.
|
24.02.
|
|
Участвовать
в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них;
|
|
24.
|
9
|
Как
люди предали Христа. Покаяние.
|
4.03.
|
3.03.
|
|
|
25.
|
10
|
Обобщение
по разделу.я работа по теме: «Праздники-радости»
|
11.03.
|
10.03.
|
|
понимать
вопросы, отвечать на них; дополнять высказывания
|
|
|
«Пасха: цвета и звуки весны» (10
ч.)
|
|
26.
|
1
|
Весенние
радости. Праздник Благовещения
|
18.03.
|
17.03.
|
|
Познакомиться
с обычаями праздника Благовещения.
|
|
27.
|
2
|
В
ожидании праздника Пасхи.
|
01.04
|
07.
04.
|
|
Познакомиться
с обычаями праздника Пасхи.
|
|
28.
|
3
|
Какого
цвета праздник Пасхи?
|
8.04.
|
14.04.
|
|
|
29.
|
4
|
Праздник
Дня Победы
|
15.04.
|
21.04.
|
|
Обсудить
героические черты характера людей, проявленные в годы ВОВ.
|
|
30.
|
5
|
Родословие
моей семьи
|
22.04
|
28.04.
|
|
Участвовать
в диалоге: формулировать вопрос, дополнять высказывания других, делать
замечания
|
|
31.
|
6
|
Мои
обязанности
|
29.04.
|
5.05.
|
|
|
32.
|
7
|
Экскурсия
в храм Смоленской иконы Божьей Матери
|
6.05.
|
12.05.
|
|
|
33.
|
8
|
Обобщение
по разделу. Контрольная работа по теме: «Пасха: цвета и звуки весны».
|
13.05.
|
19.05.
|
|
понимать
вопросы, отвечать на них; дополнять высказывания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34.
|
9
|
Экскурсия
в музей Святочъ
|
20.05.
|
26.05.
|
|
|
|
35.
|
10
|
Экскурсия
в храм Иоанна Предтечи
|
26.05.
|
29.05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV.Содержание рабочей программы
Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем,
изображаем (8ч)
Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы
окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения,
звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог — Творец
красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам — любимое чадо
Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила
жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в
звучании. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.
В ожидании Рождества — самого красивого
события зимы(7ч)
Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех.
Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание,
раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей.
Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках
окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами?
Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние
печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и
Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное
изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть
свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев
ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека
печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы.
Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.
Праздники-радости (10ч)
Рождество Христово — самый главный праздник. Как
традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные
обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день
рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте.
Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы.
Ангел-хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле
Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.
Пасха: цвета и звуки весны (10ч)
Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи.
Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование
Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру,
Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский.
Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи.
Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к
себе. Обязанность человека — сохранить красивый мир. Личная ответственность. За
что могу отвечать я?
V.Формы и средства контроля
Программа
3 класса предназначена для работы во внеурочных группах, поэтому формы
контроля не оцениваются отметкой, а поощряются похвалой и грамотой для
«Портфолио»
Форма
контроля: Результаты внеурочной
деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур, хотя проверка
знаний проводится в форме игры или тестирования
Используется технология «Портфолио».
№ урока
|
Организация проверки ЗУН
|
8
|
работа №1 по теме: «Красота божиего
мира: наблюдаем, слушаем, размышляем».( грамота за лучшие проекты)
|
15
|
работа №2 по теме:
«В ожидании Рождества- самого красивого
события зимы»(грамота)
|
25
|
работа №3 по теме:
«Праздники-радости»( сувениры)
|
33
|
работа №3 по теме:
«Пасха: цвета и звуки весны»( грамота
за лучший семейный проект)
|
VI.Учебно-методический комплекс для реализации
программы:
1.Учебное пособие для учащихся в 2-х книгах( 1-я – для
1-2 четверти, 2-я для 3-4 четверти) Шевченко Л.Л., Православная культура,2 год
обучения. 4-е издание, исправленное.- М.: Центр поддержки культурно-
исторических традиций Отечества, 2008.
2. Православная культура: Методическое пособие для
учителя:2 год обучения. 4-е издание, исправленное.- М.: Центр поддержки культурно-
исторических традиций Отечества, 2008.-128с.
3. Электронное пособие для учителя и учащихся «
Звуковая палитра»( СД)
4.Залетова
ТЛ. Уроки нравственности
по материалам русских народных сказок. Экспериментальная программа для учащихся 2 класса общеобразовательной школы. - СПб., 1999. - 10
с.
5.Шевченко ЛЛ., Шестун Евгений, протоиерей. Православная культура: Методическое пособие
для учителя. 2 класс. - М.: Издательский дом "Покров, 2004. - 120 с.
ТСО:
1. Компьютер
2. Проектор
3. Принтер.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.