Инфоурок Другое Рабочие программыПланирование по ранней профориентации "Сопровождение детей дошкольного возраста по профориентации"

Планирование по ранней профориентации "Сопровождение детей дошкольного возраста по профориентации"

Скачать материал

МБДОУ детский сад «Березка»

 

 

Сопровождение 
детей старшего 
дошкольного возраста 
по профориентации

 

Подготовил: воспитатель Лукьянова Ю.Ф

 

 

 

 

 

Игрим

2014

 

 

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоя­щая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

 

Б. А. Сухомлинский

Предмет.

Ознакомление дошкольников с окружающим; привитие трудовых навыков детям старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Проблема:

К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже кем работают и каким делом заняты их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у своих мамы и папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.

 

Краткая аннотация.

Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведом­ленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способ­ствует ранней профессиональной ориентации. Ознакомление ребят с трудом взрос­лых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблю­дают или обсуждают, что способствует социализации детей, формирует у них от­но­шение к профессии.

 

Цель:

рассмотреть и проанализировать условия формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.

 

Задачи:

ü   Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрос­лых людей.

ü   Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.

 

ü   Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.

ü   Учить детей понимать эмоциональные состояния свои и взрослых, выра­жать собственные эмоции через мимику, позу, слово, жест.

ü   Рассмотреть теоретический аспект психолого-педагогических условий ранних представлений ребенка о профессиях взрослых;

ü   Разработать рекомендации по формированию у старших дошкольников положительного отношения к труду взрослых.

ü   В процессе общения с окружающими людьми учить детей контролиро­вать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм.

 

Гипотеза:

педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда.

 

 

Вопросы, направляющие работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.

Основополагающий вопрос

Для чего живет человек?

 

Проблемные вопросы:

Какой образ жизни вам больше нравится?

Какой должен быть образ жизни человека?

Как трудовая деятельность влияет на человека?

 

Примерные учебные вопросы:

Что такое труд?

Какие профессии людей ты знаешь?

Какое твое самое любимое занятие?

Ты уже знаешь, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Ты любишь наблюдать, как работают люди?

Ты знаешь кто ухаживает за цветами?

А кто занимается животными?

Кто водит автомобили, поезда, самолеты?

Ты знаешь кто ремонтирует технику?

Кто лечит людей?

А кто учит?

Как называют тех, кто рисует?

Детям дается представление о том, что профессии разделяются на несколько категорий:

1.       «Человек – природа». Это профессии, труд в которых направлен на пред­меты живой природы:

·          животновод,

·          растениевод,

·          ветеринар.

 

2.       «Человек – человек». Это профессии, труд в которых направлен на чело­ве­ка. Это профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством:

·          учитель,

·          воспитатель,

·          медицинская сестра,

·          врач.

 

3.       «Человек – знак». Это профессии, труд в которых направлен на обработ­ку условных знаков, цифр, формул, текстов:

·          секретарь,

·          художник,

·          программист.

 

Профориентационные курсы

1 курс «На златом крыльце сидели…»

Цель: знакомство детей с разными профессиями; формирование интереса                      к  различным видам труда.

Адресат:МБДОУ детский сад «Березка», дети от 5 до 6 лет.

Мероприятия

Кол-во

1.

Экскурсии.

1 раз в месяц

2.

Цикл занятий:

1)      «Чем пахнут ремесла

2)      Профессиявоспитатель, учитель

3)      Профессия – медицинская сестра

4)      Профессияповар, завхоз.

5)      Профессияпрачка, кастелянша.

6)      Профессияврач.

7)      Профессиямилиционер, водитель.

8)      Профессияпочтальон.

9)      Праздник труда. Итоговое занятие.

9часов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Общее количество часов:

17

 

2 курс «Все профессии важны, все профессии нужны».

Цель: формирование учебно-познавательных мотивов; возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширение представлений о мире профессий.

Адресат:МБДОУ детский сад «Березка», дети от 6 до 7 лет.

Мероприятия

Кол-во

1.

Экскурсии в школу, типографию, администрацию

1 раз в квартал

2.

Встречи с родителями разных профессий

1 раз в квартал

3.

Цикл занятий:

1)      Введение в мир профессий.

2)      Профессия – учитель.

3)      Профессия –растениевод.

4)      Профессия – продавец.

5)      Профессия – плотник, швея.

6)      Профессия – руководитель.

7)      Профессия – корреспондент, журналист.

8)      Профессия – бухгалтер, экономист.

9)      Игра «Путешествие на остров мастеров».

Итоговое занятие.

9 часов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Общее количество часов

17

 

План работы по ознакомлению дошкольников

с профессиями

группа  от 5 до 6 лет

N

Проводимые

мероприятия

Срок

Что узнали нового

1.

Беседа с детьми о работе воспитателя, учителя

октябрь

Воспитатель и учитель – учат и воспитывают детей.

2.

Экскурсия в школу

октябрь

В школе учитель проводит уроки, есть учителя начальных классов и учителя - предметники, которые преподают только свой предмет (физику, историю, русский язык, биологию и т.д.)

3.

Беседа с медсестрой детс­кого сада (отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей).

ноябрь

Витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок, делает прививки, сос­тавляет меню для воспитанников

4.

Экскурсия в процедурный кабинет  (бинт, вата, лейкопластырь, зеленка, шприцы, термометр, таблетки, йод).

ноябрь

Все вакцины в процедурном кабинете хранятся в холодиль­нике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.

5.

Беседа с завхозом, поваром детского сада

декабрь

Завхоз занимается заготовкой продуктов питания. Повар –  подготовкой продуктов к готовке, приготовлением пищи, раздачей готовой продукции.

6.

Экскурсия на кухню детского сада, в кладовку

декабрь

Узнают, как продукты попада­ют в кладовку детского сада, как происходит выдача продук­тов на кухню, как повара и по­мощник кухни подготавливают необходимые ингредиенты, как повар готовит, как готовая пи­ща раздается на группы.

7.

Беседа с прачкой,кастелян­шей

январь

Постельные принадлежности, инвентарь. (нитки, иголки, выкройка, ножни­цы, мел, ткань, швейная машина).

8.

Экскурсия в прачечную. Наблюдение за работой прачки (машинис­та по стирке белья) и кас­теляншей

январь

Узналикак происходит процесс подготовки к стирке, стирка. Глажка сухого белья, его сортировка, хранение, выдача по группам (постельные при­надлежности, инвентарь, стиральная машина, гла­дильный стол, стеллажи для хранения постельных принадлежностей и инвентаря)

9.

Беседа с врачом – педиатром

февраль

Врач лечит людей. Ставит диагноз по заболеванию. Врачи бывают разных специальностей (педиатр, терапевт, хирург, окулист и т.д.)

10

Экскурсия в больницу

февраль

Фонендоскоп, укол, капельница, ростомер, термометр, бинт, вата, гипс

11

Беседа с полицейским, инспектором ДПС

март

Чем занимается участковый милиционер. В чем заключается работа следователя.

Где можно и где нельзя играть. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают дорожные знаки.

12

Экскурсия к светофору, знакомство с машиной ДПС (светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор).

март

Пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки “зебра” и дорожными знаками. Знаки правил дорожного движения – запрещающие и разрешаю­щие.

13

Беседа с почтальоном

апрель

Почта (журналы, газеты, письма, квитанции на получение посылок, бандероли, телеграммы), узел связи.

14

Экскурсия на почту

апрель

Узнали как на почту поступают газеты, журналы, посылки. Что делают почтальоны перед тем, как разносить почту гражданам. Для чего надо правильно писать индекс

15

Экскурсия в библиотеку (формуляры, стеллажи, ка­талоги, полки, ксероксы, карточки).

май

Библиографы устраивают по­знавательные, научные, красоч­ные выставки посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

 

группа от 6 до 7 лет

N

Проводимые мероприятия

Срок

Что узнали нового

1.

Экскурсия в школу № 2 на 1 сентября

сентябрь

Торжественная линейка, посвящение в ученики (первоклассники), выпускники, поздравления

2.

Беседа о профессии – учитель

октябрь

Учитель пишет план, проводит уроки, проверяет тетради, проводит дополнительные занятия с учениками, участвует в конкурсах, учится на курсах

3.

Встреча с увлеченным чело­веком – вышивание (пяль­цы, мулине, иголки, нитки – ирис, ткань, рису­нок).

октябрь

Кроме работы, люди отдыхают, заполняют его интересными занятиями – хобби. Кого-то увле­кает шитье, вязание, коллекци­онирова­ние. Увлечение прино­сит радость ему и тем, кто ви­дит, любуется готовым произ­ведением, продуктом. Может быть украшением интерьера (рисунки, картины, вышивки, поделки).

4.

Беседа о профессии – растениевод (рассада, удобрения, грядки, семена)

ноябрь

Увлечения,  интересы у людей могут быть разные. Кому-то нравится копаться в огороде, собирать ягоды, разводить цветы.

5.

Беседа о животноводах (корова, сено, доильный аппарат, дойка, молоко, поросята, корма, ветеринар).

декабрь

Доярка начинает работу очень рано. Доярки используют в работе современную технику: электропоилки, электрические доильные аппараты. По совету ветеринара: подбирают животным специальный рацион: витамины, добавки к еде; осуществляют уход за животными

6.

Беседа с работником торговли (товар, покупки, завоз, продажа, электронные весы, чек, кассовый аппарат, супермаркет, магазин)

декабрь

В магазин завозят товар с продуктовой базы или от производителя (молокозавода, мясокомбината). Раскладывают товар на полках, лишнее хранят на складе, соблюдая определенные требования для хранения.

7.

Экскурсия в магазин

декабрь

Покупатель, продавец, кассир, отделы магазина: продуктовый, кондитерский, колбасный. В супермаркетах можно купить все – и продукты питания, и канцтовары, и парфюмерию. Но есть и специализированные магазины, в которых можно купить только: продукты, одежду, обувь, парфюмерию, канцтовары и т.д.

8.

Беседа о профессиях: плотника и швеи (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка; разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало).

январь

Ателье – большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. Впримерочной делают примерку одежды.

В своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу.

9.

Экскурсия в школу, в кабинет труда (для девочек), в мастерскую (для мальчиков)

январь

На примере девочкиувидели как и из чего создают постельное белье: наволочки, пододеяльники, простыни. Как используя выкройки шьют ночные сорочки.

Мальчики узнали как дерево сделать гладким, что из него можно изготовить. Как правильно забить гвоздь.

10

Беседа о профессии – руководитель

февраль

Заведующий детским садом, директор школы, глава администрации – это все руководители. Они несут ответственность за людей, работу, вверенное им учреждение или предприятие, даже страну (президент)

11

Экскурсия в администрацию поселкового совета.

февраль

Приемная, секретарь, запись, кабинет специалистов, архив и другое.

12

Встреча с родителями

Беседа с банковским работником (банкноты, инкасаторская машина, банкомат, банк, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка).

март

Банк дает покупателям деньги в долг для важных дел и покупок: квартиры, мебели, на обучение, для покупки домашней или бытовой техники. Затем покупатели возвращают банку деньги каждый месяц небольшими суммами.

13

Беседа о профессии - корреспондент, журналист

март

Очерк, статья, рассказ, повесть, титульный лист, обложка, автор, содержание.

14

Экскурсия в типографию

апрель

Как составляется газета для печати. Рассказ специалистов о подборе информации для номера, размещение статей в газете.

15

Беседа о труде бухгалтера, экономиста.

Встреча со специалистом

апрель

Учет, сложение, вычитание, расход – приход. Что очень важно учитывать растраты и приобретение. Прежде чем истратить надо определить, а рационально ли это. Часто можно и нужно обходиться без лишних и не нужных покупок.

16

Встреча с парикмахером (ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, мелирование, модельная стрижка)

май

Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Когда у человека ухоженный вид ему приятно смотреть на себя в зеркало, комфортно в обществе друзей, коллег.

17

Экскурсия в милицию

январь

Дежурная часть, следственный отдел, отдел с экономическими преступлениями, отдел по работе с несовершеннолетними

 

 

 

 

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого человека к труду.

Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирова­ния системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людь­ми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить свой словарный запас.

Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие дет­ского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность,  заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге – позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, детского сада, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, в мас­терскую школы, в магазин,  дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской дети обратили внимание на общий порядок, что все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действо­вать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Почувствовав радость трудового усилия, ощу­тив результаты своих действий, дети решили, что дома они будут помогать своим папам.

Некоторых мальчиков очень увлекла работа плотника, они решили стать плотниками, когда вырастут большими. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС. Дети решили охранять порядок на улицах города.

Для усиления эмоционального воздействия на детей были использованы: детская художественная литература, подборка фотографий и картинок с изображением различных профессий.

Детям дали понимание того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться, иметь красивую прическу. Что труд взрослых заслуживает уважения и благо­дар­ности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Дети восхищались теми чудесными превращениями, которые происхо­дили в результате труда: шершавая доска превращалась в гладкую; кусок ткани в руках швеи превращался в предмет одежды, разноцветные нитки в руках увлеченного человека рисуют замысловатый узор, из маленького зернышка вырастает красивый цветок.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника цен­ностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Вывод.

Целью педагогической работы по формированию у старших дошкольников положительного отношения к труду является: создание условий для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам, способствующим формированию системных знаний о трудовом процессе, как единице труда

Задачи для педагогов в дальнейшей работе по ознакомлению старших дошкольников с профессиями:

Ø  формировать нравственно-трудовые качества детей

Ø  способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда,

Ø  создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы,

Ø  побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых

Ø  способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации

 

Задачи для детей:

J  узнавать о труде людей, о разных профессиях

J  уважать тех, кто трудиться

J  стараться научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым в труде

J  знать разные виды труда и как обращаться с инструментами и бытовой техникой

J  относиться к предметам и вещам бережно

J  учиться дружить, заботиться о товарищах,

J  быть трудолюбивыми, самостоятельными

 

В группах общеразвивающей направленности от 5 до 7 лет следует:

P обобщать детские представления о труде взрослых на основе знакомства с азами сельского хозяйства, транспорта, промышленности и т.п.;

P обеспечивать дальнейшее ознакомление с современной техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей.

Изменение характера мышления старшего дошкольника позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых, через рассказы, беседы, чтение детских книг. Следует обучать детей умению строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса.

Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых должно строиться на диалоге с взрослым, труд которого наблюдают дети. Воспитатель побуждает детей к вопросам, высказыванию предположений.

Неоценимую помощь в ознакомлении детей с миром профессий оказывают родители. Следует приглашать родителей для рассказа о своей профессии в группу, заранее договариваясь о примерном содержании беседы, педагог советует что принести, показать.

Яркие впечатления, полученные в процессе проектной деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с родителями, чтение книг и рассказов воспитателем, праздники и утренники, где воспеваются люди труда и величие Родины, существенно обогащают игровую деятельность, которая является зеркалом развития внутреннего мира детей.

Проведенная работа в этом направлении позволила ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Планирование по ранней профориентации "Сопровождение детей дошкольного возраста по профориентации""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

 

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого человека к труду.

Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирова­ния системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людь­ми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить свой словарный запас.

 

Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие дет­ского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность,  заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге – позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 651 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.12.2014 685
    • DOCX 52.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Локотилова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70609
    • Всего материалов: 46

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 473 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек