ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
МУЗЫКА
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
( 1-4)
Рабочая программа
по предмету «Музыка» для 1- 4 классов составлена в на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования по
музыке 2011 года, авторской программы по музыке под редакцией Е.Д.Критской. «Музыка.
Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагина, М.,
Просвещение, 2011.
Цель
массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала
подрастающего поколения.
Задачи
музыкального образования младших школьников:
• воспитание
интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к
своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре
разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во
всем многообразии его форм и жанров;
• воспитание
чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
• развитие
образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе
активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой
музыкальной культуры прошлого и настоящего;
• накопление
тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря,
первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования,
хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих
способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Место
предмета в учебном плане:
Учебный план отводит 135 часов для
обязательного изучения учебного предмета ( 33 часа в 1 классе и по 34 часа в 2-4
классах, из расчета 1 часа в неделю). .
Ценностные ориентиры содержания курса
Целенаправленная организация и планомерное
формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию
учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение
к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной
самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение
учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и
профессиональному музыкальному творчеству — направлено на формирование
целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств,
толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого
мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует
познавательному и социальному развитиюрастущего человека. В результате у
школьников формируются духовно- нравственные основания, в том числе
воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к
духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности
оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная
эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают
коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на
позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для
человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и
взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие
учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной,
художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных
педагогических задач.
Отличительные
особенности программы:
Содержание программы базируется на художественно-образном,
нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов
мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции,
произведений композиторов-классиков, современной академической и популярной
музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки
через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры в мир культуры
других народов.. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется
на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать
духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной
культуры.
Результаты
освоения курса « Музыка» в 1-4 классах
В результате
изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные
результаты.
Личностные
результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осо-знание своей этнической
и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства
России;
– целостный,
социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений
русской музыки и
музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать
за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном
многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса,
школы, города и др.;
– уважительное
отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов
учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в
культурном многообразии окружающей действительности, уча-стие в музыкальной
жизни класса, школы, города и др.;
– формирование
этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие
музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные
результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных
действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение
способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной дея-тельности, поиска
средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания
музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное
сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
– освоение
начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение
навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение
умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений
в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у
младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке
и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа
музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение
осуществлять информационную, познавательную и практическую дея-тельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных
носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы,
мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в
музыкально-творческой деятельности:
– формирование
представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии;
– формирование
общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных
закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных
произведений;
– формирование
основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры
родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
– формирование
устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
– умение
воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение
эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направле-ний: фольклору,
музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание,
интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать
музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических
композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Требования к
уровню подготовки учащихся начальной школы:
I класс.
• развитие
устойчивого интереса к музыкальным занятия;
• побуждение
эмоционального отклика на музыку разных жанров;
• развитие
умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным
жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
• формирование
навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный
словарь), пластике, а так же, мимике;
• развитие
певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка
унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
• развитие
умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и
пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
• формирование
навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
• освоение
элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая
музыкальное искусство, к концу 1 класса обучающиеся научатся:
• воспринимать
музыку различных жанров;
• эстетически
откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах
музыкально творческой деятельности;
• определять
виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• общаться
и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов.
• воплощать
в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни,
настроения, чувства, характер и мысли человека;
• продемонстрировать
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи
выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в
ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
• узнавать
изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
• исполнять
музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация
и др.).
2класс
Знавть:
• развитие
эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
•
понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных
(опера, балет, концерт, симфония) жанров, в опоре на ее интонационно-образный
смысл;
• накопление
знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об
интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора,
контраста, вариативности);
• развитие
умений и навыков хорового и ансамблевого пения (кантилена, унисон, расширение
объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella);
• расширение
умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью
музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования);
• включение
в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных,
ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
• накопление
сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах,
исполнителях.
Творчески изучая
музыкальное искусство,к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
-
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие
музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой
деятельностью;
- воплощать в
звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения,
чувства, характер и мысли человека;
- проявлять
интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
-
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств;
- эмоционально
откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении,
игре или пластике;
- показать
определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать
собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой
деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на
исполнение музыкальных произведений;
3 класс
Знать:
• обогащение
первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей,
композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских
и зарубежных композиторов;
• накопление
впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми
и сложными);
• выработка
умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по
сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
• совершенствование
представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель
– слушатель;
• развитие
навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение
песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование
умений концертного исполнения;
• освоение
музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах
детского музицирования;
• развитие
ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей; умения
оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Творчески изучая
музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
-
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие
музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой
деятельностью;
- воплощать в
звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения,
чувства, характер и мысли человека;
- проявлять
интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
-
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств;
- эмоционально
откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении,
игре или пластике;
- показать
определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать
собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов
музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков,
оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных
музыкальных образов;
-продемонстрировать
знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах,
составах оркестров;
- определять,
оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать
систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших
мелодий;
- узнавать
изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- охотно
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных
музыкальных образов;
-продемонстрировать
знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
- использовать
систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших
мелодий;
- узнавать
изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
4 класс
Знать:
• расширение
жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных народов,
стилей, композиторов;
• выявление
характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в
сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание
навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее
содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• расширение
представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе
ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
• развитие
умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных
явлений музыкального искусства.
• совершенствование
умений и навыков музыкально-творческой деятельности.
Творчески изучая
музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
-
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие
музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой
деятельностью;
- воплощать в
звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения,
чувства, характер и мысли человека;
- проявлять
интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- высказывать
собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать
собственную точку зрения;
-
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств;
- эмоционально
откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении,
игре или пластике;
- показать
определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать
художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде
исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать
собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов
музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков,
оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных
музыкальных образов;
-продемонстрировать
знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах,
составах оркестров;
- определять,
оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать
систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших
мелодий;
- узнавать
изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для эстетического развития,
участия в культурной жизни.
Основное
содержание курса
1 класс
№/№
|
Темы
|
Количество часов
|
1
|
Музыка
вокруг нас
|
14
|
2
|
Основные
закономерности музыкальтного искусства
|
2
|
3
|
Музыка и
ты
|
17
|
|
Итого
|
33
|
2 класс
№/№
|
Темы
|
Количество часов
|
1
|
Музыка
вокруг нас
|
13
|
2
|
Основные
закономерности музыкальтного искусства
|
17
|
3
|
Музыка и
ты
|
4
|
|
Итого
|
34
|
3 класс
№/№
|
Темы
|
Количество часов
|
1
|
Музыка вокруг
нас
|
4
|
2
|
Основные
закономерности музыкальтного искусства
|
24
|
3
|
Музыка и
ты
|
6
|
|
Итого
|
34
|
4 класс
№/№
|
Темы
|
Количество часов
|
1
|
Музыка
вокруг нас
|
4
|
2
|
Основные
закономерности музыкальтного искусства
|
23
|
3
|
Музыка и
ты
|
7
|
|
Итого
|
34
|
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение
образовательного
процесса
Учебники:
Е.
Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина: «Музыка. 1 класс».
Е.
Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина: «Музыка. 2 класс».
Е.
Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина: «Музыка. 3 класс».
Е. Д. Критская,
Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина: «Музыка 4 класс»
Аудиозаписи и
фотохрестоматии по музыке.
Портреты
композиторов.
Портреты
исполнителей.
«Музыка.
Хрестоматия музыкального материала.
1
класс».
«Музыка.
Хрестоматия музыкального материала.
2
класс».
.«Музыка.
Хрестоматия музыкального материала.
3
класс».
4.«Музыка.
Хрестоматия музыкального материала.
4
класс».
Интернет-ресурсы
по программе
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.