Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Планирование по курсу литературного кружка "Остров сокровищ" (1 - 4 класс)

Планирование по курсу литературного кружка "Остров сокровищ" (1 - 4 класс)


Пояснительная записка

Классы: 1, 2, 3, 4

Кружок любителей чтения «Остров сокровищ»

Данная рабочая программа по кружку любителей чтения «Остров сокровищ» в 1- 4 классах составлена на основе  «Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» - 2011 г. и Плана библиотеки им. Гайдара на 2013-14 учебный год.

Общая характеристика кружка.

Кружок любителей чтения «Остров сокровищ» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цели кружка:

         Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.

         Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов.

         Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Место кружка в учебном плане:

Общее количество часов за год: 33 часа – у 1 классов

34 часа – у 2 - 4 классов.

Формы организации кружка

         Литературные игры

         Конкурсы-кроссворды

         Библиотечные уроки

         Путешествия по страницам книг

         Проекты

         Встречи с библиотекарем

         Уроки-спектакли.

Ценностные ориентиры содержания кружка.

Содержание программы кружка любителей чтения «Остров сокровищ» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

В результате освоении программы кружка формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

         Осознавать значимость чтения для личного развития;

         Формировать потребность в систематическом чтении;

         Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

         Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

         Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

         Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

         Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

         Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

         Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

         Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

         Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

         Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

         Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

         Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

         Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

         Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

         Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

         Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Методические пособия:

  • Н.Ф. Виноградова «Сборник программ внеурочной деятельности». Москва: «Вента-Граф» - 2011 г.;

  • Джежелей О.В., Светловская Н.Н. «Учимся любить книгу» - Москва, «Просвещение» - 1982 г.;

  • Гусман Генрих «О книге» - Москва, «Книга» - 1982 г.;

  • Словарь-справочник «Юному книголюбу» - Москва, «Книга» - 1978 г.;

  • Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. «Большая книга игр и развлечений» - Москва, «Педагогика» - 1992 г.;

  • Журналы: «Библиотека», «Библиотекарь», «Начальная школа», «Читаем, учимся, играем».








Календарно-тематическое планирование занятий кружка в 1 - 4 классах:


1 класс

Русские народные сказки



Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата


1-2

Русская народная сказка «Колобок»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки, лепка колобка

2



3-4

Русская народная сказка «Теремок»

Слушание, рассказывание, иллюстрирование, лепка героев

2



5-6

Русская народная сказка «Репка»

Слушание, выборочный пересказ, рисование с помощью трафарета.

2



7-8

Русская народная сказка «Волк и лиса»

Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками.

2



9-10

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



11

Русская народная сказка «По шучьему веленью»

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1



12

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1



13

Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица»

Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, пересказ

1



14

Русская народная сказка «Снегурочка»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



15

Русская народная сказка «Три медведя»

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1



16

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



17

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра.

1



18

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



19

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



20

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



21

Русская народная сказка «Финист Ясный Сокол»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



22

Русская народная сказка «Каша из топора»

Слушание, чтение, иллюстрирование, рисование свечкой и акварелью

1



23

Русская народная сказка «Летучий корабль»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



24

Русская народная сказка «Кот и лиса»

Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные.

1



25

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



26

Русская народная сказка «Лягушка-царевна»

Рассказывание, чтение, аппликация.

1



27

Русская народная сказка «Чудесная рубашка»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



28

Русская народная сказка «Морозко»

Слушание, чтение, иллюстрирование, ролевая игра.

1



29

Русская народная сказка «Медведь – липовая нога»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



30

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Слушание, чтение, краткий пересказ, рисование с натуры лица восковыми мелками.

1



31

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



32

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Чтение, рисование жидкой гуашью путем набрызга – цветы на поляне

1



33

Интерактивная игра «В мире сказок».

Проведение викторины и выставка поделок сказочных

1




2 класс

Сказки русских писателей







Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата


1

А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди


Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



2

А.С.Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



3

А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



4

А.С.Пушкин. Сказка о золотом петушке

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



5-6

А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

2



8

М.Ю. Лермонтов

Ашик-Кериб

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



8

С. Т. Аксаков

Аленький цветочек

Слушание, чтение, иллюстриро-вание.

1



9

В. Ф. Одоевский

Мороз Иванович

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



10

В. Ф. Одоевский

Городок в табакерке

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



11

Антоний Погорельский

Черная курица, или Подземные жители

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



12

В. И. Даль

У тебя у самого свой ум

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1



13

К. Д. Ушинский

Ветер и солнце

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



14

М. Л. Михайлов

Два Мороза

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



15

М.Л. Михайлов Волга и Вазуза

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



16

М. Е. Салтыков-Щедрин

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Слушание, чтение, иллюстрирование

1



17

В. М. Гаршин

Лягушка-путешественница

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1



18

Л. Н. Толстой

Липунюшка

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



19

Л. Н. Толстой

Царь и рубашка

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



20

Д. Н. Мамин-Сибиряк.

Аленушкины сказки

Сказка про храброго Зайца—длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



21

Д. Н. Мамин-Сибиряк.

Серая шейка

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



22

А. Н. Толстой

Золотой ключик, или Приключения Буратино

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



23

К. И. Чуковский

Муха-цокотуха

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



24

П. П. Бажов

Серебряное копытце

Слушание, выборочный пересказ Создание книжки-малышки.

1



25

П. П. Бажов

Огневушка-поскакушка

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



26

С. Я. Маршак

Двенадцать месяцев

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



27

А. П. Гайдар

Сказка о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1



28

В. В. Бианки

Как Муравьишка домой спешил

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1



29

В. В. Бианки

Чей нос лучше?

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



30

В. В. Бианки

Терентий-Тетерев

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



31

К. Г. Паустовский

Теплый хлеб

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



32

Л. Пантелеев

Две лягушки

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



33

Н. Г. Гарин-Михайловский

Знаем

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1



34

Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»

проведение викторины и спектакля (по выбору детей)

1




3 класс

Сказки зарубежных писателей






Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов




1

Ш. Перро

Красная Шапочка.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




2

Ш. Перро

Золушка, или Хрустальная туфелька.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1




3

Ш. Перро

Спящая красавица.

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1




4

Ш. Перро

Кот в сапогах.

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1




5

Братья Гримм

Госпожа Метелица.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




6

Братья Гримм

Бременские музыканты

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев

1




7

Братья Гримм

Храбрый портной.

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1




8

Братья Гримм

Соломинка, уголь и боб

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1




9

Братья Гримм

Король Дроздобород

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1




10

Братья Гримм

Беляночка и Розочка

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1




11

В. Гауф

Калиф-аист

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




12

В. Гауф

Маленький Мук.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1




13

В. Гауф

Карлик Нос.

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1




14

Г.-Х. Андерсен

Гадкий утенок

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1




15

Г.-Х. Андерсен

Соловей.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




16

Г.-Х. Андерсен

Дюймовочка.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1




17

Г.-Х. Андерсен

Стойкий оловянный солдатик

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1




18

Г.-Х. Андерсен

Новый наряд короля.

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1




19

Г.-Х. Андерсен

Свинопас.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




20

Г.-Х. Андерсен

Огниво

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1




21

Г.-Х. Андерсен

Оле-Лукойе.

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1




22

Г.-Х. Андерсен

Принцесса на горошине

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1




23

Г.-Х. Андерсен

Дикие лебеди.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




24 -26

Г.-Х. Андерсен

Русалочка.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1




27

Г.-Х. Андерсен

Пастушка и трубочист

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1




28

Г.-Х. Андерсен

Снежная королева

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

3




29

О. Уайльд

Мальчик-звезда.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




30

С. Лагерлёф

Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1




31

Киплинг

Маугли

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1




32

Д.Родари

Чиполино

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1




33

Д.Свифт.

Гулливер в стране лилипутов.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




34

Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»

Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей)

1






4 класс

Рассказы русских писателей


Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов


1

Экскурсия в библиотеку.

Беседа «О книге и библиотеке».

Слушание

1


2

Познавательно-развлекательная программа «Мои любимые сказки».

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1


3

Рассказ о русском писателе Л.Н. Толстом, обзор выставки его книг, чтение рассказов из «Азбуки» (к 185-летию со дня рождения (1828-1910), к 140-летию со дня издания книги)).

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1


4

Беседа «Основные правила пользования библиотекой». Чтение сказки «Стойкий оловянный солдатик» Х.К. Андерсена (книга – юбиляр-175 лет(1838)).

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1


5

Рассказ о детском писателе С.Т. Аксакове, чтение сказки «Аленький цветочек» (книга-юбиляр-155 лет (1858)).

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1


6

Беседа «Правила обращения с книгой. Как вылечить книгу?» Мелкий ремонт ветхих книг.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев

1


7

Конкурс рисунков «Рисуем сказку» по сказкам известных сказочников. Оформление выставки рисунков.

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1


8

Рассказ «Откуда пришла книга», обзор книг для детей русского писателя И. С. Тургенева (к 195-летию со дня рождения (1818-1883)).

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1


9

Рассказ о марийских детских писателях, обзор их произведений. Чтение книги стихов В. Колумба «Где прячется ночь?».

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1


10

Беседа «Из чего состоит книга? Кто ее создает?» Рисование поздравительной открытки к Новому году.

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1


11

Выразительное чтение книги Е.И. Чарушина «Никита и его друзья» (книга-юбиляр-75 лет).

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1


12

Обзор газет и журналов для детей: «Веселые картинки», «Почитай-ка», «Кече» (Солнышко), «Детская газета» и прочие. Мастерская Деда Мороза.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1


13

Участие в концерте на Новогоднем утреннике (стихи и сценки).

Чтение, рассказывание.

1


14

Конкурс чтецов стихов детского писателя К. И. Чуковского. Обзор выставки книг писателя.

Чтение.

1


15

Беседа «Элементы книги».

Чтение рассказа А.П. Гайдара «Чук и Гек» (1939) (книга-юбиляр -75 лет)».

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1


16

Игровая конкурсная программа «Путешествуют герои сказок».

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1


17

Чтение книги сказов «Малахитовая шкатулка» русского писателя Павла Петровича Бажова (1879-1950) (книга-юбиляр -75 лет).

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1


18

Беседа «Марийский край – земля Онара», знакомство с легендой о богатыре Онаре.

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1


19

Беседа «Фольклорные жанры: пословица, поговорка, загадка». Фольклорные игры.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1


20

Конкурс рисунков «Наша Армия родная» по одноименной книге С.Михалкова.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1


21

Конкурс – викторина «А ну-ка, мальчики!».

Слушание, чтение, рассказывание.

1


22

Беседа «Фольклорные жанры: былина, сказ, сказка».Чтение «Былины об Илье Муромце».

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1


23

Конкурс-викторина

«А ну-ка, девочки!».

Слушание, чтение, рассказывание.

1


24

Конкурс рисунков по сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» (1834) (книга-юбиляр- 180 лет).

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1


25

Конкурс загадок (в рамках проведения Недели детской книги).

Слушание, чтение, рассказывание.

1


26

Беседа «Литературные жанры: литературная сказка, басня». Чтение сказки современной детской писательницы М.Я. Бородицкой «Синяя сказка».

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1


27

Обзор книг о животных. Конкурс рисунков «Подружись со мной!».

Слушание, рисование.

1


28

Беседа «Литературные жанры: рассказ, повесть. Чтение рассказов Н. Носова.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1


29

Чтение сказок В.В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поёт?» (1924)(книги-юбиляры-90 лет).

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1


30

КВН «Поиграем в сказку!».

Слушание, чтение, рассказывание.

1


31

Беседа «Энциклопедия знает все!». Знакомство с детской энциклопедией «Хочу все знать!».

Слушание, чтение, рассказывание.

1


32

Конкурс на самого лучшего читателя.

Подготовка и проведение конкурса

1


33 - 34

Игровая программа «Сказочный хоровод».

Подготовка и проведение игры

2












  • Начальные классы
Описание:

Данное планирование расчитано на 4 года. В первом классе дети занкомятся с русскими народными сказками. Во втором классе дети читают сказки русских писателей, в третьем зарубежных. На четвертом году обучения мы знакомим детей с произведениями русских классиков.  Курс "Остров сокровищ" очень интересен для учеников, они не только читают произведения но и участвуют в викторинах, постановках и участвуют в различных конкурсах. Регулярно с учениками коллективно посещаем библиотеку. Содержание программы кружка любителей чтения "Остров сокровищ" создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя. В процеесе общения с книгой развиваются память, внимание воображение.  Содержание планирования полностью соотвествует требованиям ФГОС.

Скачать материал
Автор Большакова Ольга Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 5547
Номер материала 3039
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы