Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Ерденевская
средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
«Согласовано»
Директор МОУ Ерденевская СОШ
зам. директора по УВР
___________________/ Бобылев
П.Г. _____________/ Медова Ю.В.
«___________»
_______ 2014г.
приказ № ______ от _____________2014г.
Рабочая программа
учебного
курса физика 8 кл.
(наименование предмета)
учителя физики
предмет
Донской Л.Н.,
ф.и.о.
«Рассмотрено»
на заседании Методического совета
протокол №____ от «____»______ 2014г
Содержание
1. Пояснительная
записка_______________________________________ 3
2. Требования
к уровню подготовки_______________________________5
3. Календарно-тематическое
планирование________________________7
4. Тематическое
планирование _____________________________ 9
5. Содержание
курса__________________________________________ 13
6. Формы
контроля___________________________________________ 16
7. Список
литературы_________________________________________ 17
8 КЛАСС
1.
Пояснительная записка.
В условиях перехода к профильной дифференциации средняя
ступень курса физики приобретает новое значение. Этот курс становится базовым ,
призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и
её применений всеми учащимися, независимо от их будущей профессии. Согласно
базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума
содержания образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год). 8
часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 8 часов на контрольные
работы. Остальные 54 часа – на теоретический материал и решение задач. Также в
этом курсе проводятся проверочных работы (самостоятельные работы) и тесты для
текущего контроля знаний учащихся.
Данный курс физики должен обеспечить общекультурный
уровень подготовки учащихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения
являются следующие цели:
- создать условия для ознакомления учащихся с
физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля
дальнейшего обучения в старших классах;
- создать условия по формированию научного
миропонимания и развитию мышления учащихся.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью
физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития
научно-технического прогресса.
В задачи обучения входят:
- создание условий для ознакомления учащихся с основами
физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами
физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими
возможностями применения физических законов в технике, быту, различных сферах
деятельности;
- создание условий для усвоения школьниками идей единства
строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли
практики в познании физических законов и явлений;
- создание условий для развития мышления учащихся, умений
самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические
явления;
- создание условий по формированию умений выдвигать
гипотезы строить логические умозаключения, делать выводы, опираясь на
известные законы;
- создание условий для развития у учащихся восприятия,
мышления, памяти, речи, воображения;
- создание условий для формирования и развития таких
свойств личности как: самостоятельность, коммуникативность, критичность,
толерантность;
- создание условий для развития способностей каждого
ученика и интереса к физике; для развития мотивации к получению новых знаний.
Курс начинается с темы «Тепловые явления», в которой даются
такие понятия как «температура», «внутренняя энергия», «количество теплоты» и
т.д. Рассматриваются агрегатные состояния вещества, фазовые переходы, тепловые
двигатели и их принципы работы. Затем изучается тема «Электрические явления». В
ней рассматриваются физические явления: электризация тел, взаимодействие
электрических зарядов, тепловое действие тока. В данной теме изучаются законы:
сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца. Затем
изучаются электромагнитные явления, где рассматриваются следующие физические
явления: взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с
током, рассматриваются понятия: магнитное поле, магнитное поле Земли. При
изучении темы «Световые явления» учащиеся знакомятся с законами прямолинейного
распространения света, отражения света. В данной теме описываются физические
явления: отражение, преломление и дисперсия света, раскрывается смысл
физической величины – фокусное расстояние линзы. При изучении каждой темы
учащиеся учатся решать задачи, проводить физический эксперимент. В конце курса
физики 8 класса несколько уроков посвящается для обобщения и систематизацией
знаний учащихся.
При разработке программы были использованы следующие
правовые документы: примерный государственный стандарт и программы для
общеобразовательных учреждений, рекомендованные Департаментом общего среднего
образования Министерства образования Российской Федерации.
«Физика 7-9 классы» Перышкин А.В., Гутник Е.М.
учебник «Физика 8» Перышкин А.В.
«Сборник задач по физике» Лукашик В.И.
«Сборник задач по физике» Рымкевич
«Тесты. Физика 7-9» Кабардин О.Ф., Орлов В.А.
Требования
к уровню подготовки
В
результате изучения курса физики ученик должен:
Знать/понимать:
·
Смысл понятий:
физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле,
магнитное поле, атом.
·
Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная
теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность
электрического тока, фокусное расстояние линзы.
·
Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического
заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения
света, отражения и преломления света.
Уметь:
·Описывать и
объяснять физические явления: теплопроводность,
конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление.
Кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,,
взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током,
тепловое действие тока, отражение, преломление света
·Использовать
физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических
величин: температуры, влажности воздуха, силы
тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.
·Представлять
результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические
зависимости: температуры остывающего тела от
времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла
падения, угла преломления от угла падения.
·Выражать
результаты измерений и расчетов в единицах СИ
·Приводить
примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях
·Осуществлять
самостоятельный поиск информации естественнонаучного
содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление
в разных формах (словесно, графически, схематично….)
·
Использовать приобретенные знания и умения в
повседневной жизни
4. Содержание курса.
Тепловые
явления ( 25 часов )
Строение вещества. Тепловое движение атомов и
молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели
строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе
этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие.
Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового
хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача
как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи:
теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная
теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость
процессов теплопередачи.
Демонстрации:
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении
формы сосуда.
Принцип действия термометра.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Фронтальная
лабораторная работа №1 «Сравнение количеств
теплоты при смешивании воды разной температуры».
Фронтальная
лабораторная работа №2 «Определение удельной
теплоемкости твердого тела».
Испарение и конденсация. Насыщенный пар.
Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота
плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества
теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. КПД
теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации:
Явление испарения.
Кипение воды.
Явление плавления.
Устройство психрометра.
Электрические и магнитные явления (31 час)
Электризация тел. Электрический заряд.
Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Конденсаторы.
Электрическое поле. Действие электрического
поля на электрические заряды. Проводники, полупроводники и диэлектрики.
Постоянный электрический ток. Источники тока.
Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое
сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность
электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.
Демонстрации:
Электризация тел
Два рода электрического заряда.
Устройство и действие электроскопа
Проводники и изоляторы
Перенос электрического заряда с одного тела
на другое
Закон сохранения электрического заряда
Конденсаторы
Источники тока
Составление электрической цепи
Амперметр
Вольтметр
Реостат и магазин сопротивлений
Фронтальная
лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи
и измерение силы тока на её различных участках».
Фронтальная
лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на
различных участках электрической цепи».
Фронтальная
лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока
реостатом. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и
вольтметра».
Фронтальная
лабораторная работа №6 «Измерение мощности и
работы тока в электрической лампе».
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током.
Демонстрации:
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с
током.
Световые явления (12 часов)
Свет. Источники света. Прямолинейное
распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая
сила линзы. Глаз как оптическая система. Фотоаппарат.
Демонстрации:
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Линзы
Преломление света.
Модель глаза.
Принцип действия фотоаппарата.
Фронтальная
лабораторная работа №8 «Измерение фокусного
расстояния. Получение изображения с помощью линзы».
Повторение изученного материала (2 часа)
5.
Формы и средства контроля
В ходе изучения курса физики 8 класса предусмотрен тематический и
итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных
работ.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения
различных тем равно 8:
Контрольная работа №1 по теме «Виды
теплопередачи. Количество теплоты»
Контрольная
работа №2 по теме «Изменение агрегатных
состояний вещества. Влажность »
Контрольная работа №3 по
теме «Тепловые двигатели КПД »
Контрольная работа №4 по
теме «Электростатика. Закон Ома для участка
цепи»
Контрольная
работа №5 по теме « Соединения проводников.
Закон Джоуля -
Ленца»
Контрольная работа №6 по
теме «Электромагнитные явления»
Контрольная работа №7 по теме «
Световые явления»
Контрольная работа №8 «
Итоговая контрольная работа»
Кроме того, целесообразным
является проведение тестовых и самостоятельных работ
по следующим темам:
o
Тест « Тепловое
движение. Внутренняя энергия»
o
Тест « Виды
теплопередачи»
o
Тест «
Плавление и кристаллизация»
o
Тест « Испарение
и кипение»
o
Тест «
Электризация. Строение атома»
o
Тест « Сила
тока, Напряжение. Закон Ома для участка цепи»
o
Тест «
Соединения проводников»
o
Самостоятельная работа « Работа и мощность тока»
o
Тест « Отражение
и преломление света»
o
Самостоятельная работа « Изображения, даваемые линзой»
Нормы оценок за устный ответ по физике
Оценка
«5» ставится в том случае,
если учащийся
-- обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и
закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными
примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий,
-- дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а
также правильное определение физических величин, их единиц и способов
измерения,
-- технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики,
сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой
условных обозначений,
-- при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное,
обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить
связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с
материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов,
-- умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами,
-- умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отмечаемому вопросу,
-- умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной
литературой и справочниками.
Оценка
«4» ставится, если ответ удовлетворяет требованиям
на оценку «5», но учащийся:
-- допускает одну негрубую ошибку или не более 2 недочетов и может их
исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя,
-- не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (умеет все
найти, но работает медленно),
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает
физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
-- обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса
физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала,
-- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий
и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения
теорий,
-- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения,
имеющие важное значение в этом тексте,
-- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
теста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса:
- Лабораторное оборудование
- Плакаты и таблицы
- Демонстрационные модели
- Компьютер, проектор
7.
Список литературы
Литература
для учителя:
1.
Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по
физике в 7-8 кл.
2.
Большая книга экспериментов для школьников:
Под ред. А.
Мейяни. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001
г.
- Генденштейн
Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", -
М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.
- Лукашик В.И.
"Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987.
5.
Перельман Я.И. Знаете ли Вы
физику? - М.: Наука, 1992.
6.
Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2005.
- Степанова Г.Н.
"Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб.,
"СпецЛит", 2000.
- Телюкова Г.Г.
«Тематическое планирование. Физика 7-11»,- Волгоград, «Учитель», 2006.
- Тульчинский
М.Е. "Качественные задачи по физике 6-7 класс", - М.,
"Просвещение", 1976..
Литература для учащихся:
1. Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2005.
2. Лукашик В.И.
«Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2003.
Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8
класс", - М., "Илекса", Харьков "Ги
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.