Азовский
район
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение Кагальницкая средняя
общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Кагальницкая СОШ
Приказ от 28.08.2014г.№ 271
Подпись руководителя_____________
/Демидова
Н.И./
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по курсу «Профилактика
наркомании и ПВА зависимости»
Уровень общего
образования (класс) основное общее образование, 8 класс
Количество часов –
35 часов
Учитель - Градиль
Елена Александровна
Программа
разработана на основе программы Г.П. Звездиной и И.А.Овчаренко
«Профилактика наркомании и ПАВ - зависимости».
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания Заместитель
директора по УВР
методического
совета
МБОУ Кагальницкая
СОШ ____________ /Плотникова
Е.М./
от 28.08. 2014 года №
1
_________ /Скорикова
Е.Н../
подпись руководителя
МС ____ __________
2014года
Пояснительная
записка.
Данная программа
ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
1.Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования
2.Базисного
учебного плана РО 2014-2015 учебного года
3.Учебного плана
МБОУ Кагальницкая СОШ
4. Данная
программа составлена на основе программы Г.П. Звездиной и И.А.Овчаренко
«Профилактика наркомании и ПАВ - зависимости».
В Федеральном компоненте
государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей,
связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая
направленность. Она обуславливает личностно-ориентированную модель
взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс
глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве
приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего
формированию всесторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью,
оригинальностью. Современному обществу нужна активная, мыслящая молодёжь,
умеющая взять на себя ответственность, дать оценку себе и своим современникам,
принимать осознанное решение по различным вопросам.
Цель программы: Создание условий для
формирования и развития личности Пропаганда здорового образа жизни. Организация
досуга. Оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Программа направлена на решение
следующих задач:
- обеспечение школьника средствами
самопознания; повышения представлений школьника о собственной значимости,
ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства; развитие навыков
и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в
учебе, в общении; формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Общая характеристика курса. Программа адаптирована
для учащихся 8 класса. Актуальность проведения работы по профилактике
злоупотребления ПАВ с подростками обусловлена тем, что современные подростки
оказались наиболее подвержены к употреблению наркотиков и других ПАВ.
Современная социореальность характеризуется увеличением количества подростков,
попадающих в группу риска по наркотизации.
Программа
включает в себя разделы: «Самопознание», «Я и другие», «Гигиенические нормы и
правила», «Культура потребления медицинских услуг».
Место
учебного курса в учебном плане. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1
час в неделю., каждое занятие включает теоретическую часть и практическое
занятие, проводимое с использованием интерактивных методов (мозговой штурм,
групповая дискуссия, игра, психологические упражнения). Содержание занятий
отбирается в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Формы, методы работы.
1. Изучение физического
и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и
их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой
профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных
ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как
формы актуализации личности.
3. Работа в малых
группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая
найти свое новое положение в социуме.
4 Просвещение учащихся в
области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда,
разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
5. Вовлечение учащихся в
спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа
жизни.
Содержательные
линии курса:
1.Общее
представление о профилактике употребления ПАВ. Личность и навыки уверенного
поведения, как фактор противостояния наркотизации.
2.Специфика
психоэмоциональной сферы подростка. Формирование стрессоустойчивости.
3.Разумный
выбор: жизнь, семья, здоровье.
4.ПАВ
и последствия их употребления.
Содержание
разделов сконструировано на основе межпредметной комплексной программы
«Обучение здоровью в ОУ РФ» (2005 год) и программы «Здоровье» для10-11 классов,
созданной под руководством В.Н.Касаткина(2003год).
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения курса:
1.
Оценивать
содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее
личностный моральный выбор.
2.
Ставить
учебную
задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,
что еще неизвестно;
3.
Определять
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составлять план последовательности действий;
4.
Уметь
адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая
нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
5.
Ставить
и формулировать проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера;
6.
Сформировать
у учеников навыки отказа от употребления ПАВ в группе,
7.
иметь
широкий арсенал средств решения конфликтных ситуаций, проведения свободного
времени
8. владеть
навыками поддержания общения без прибегания к суррогатным формам общения,
9. иметь
навыки критического переосмысления информации, получаемой в группах,
10. иметь
сформировавшуюся точку зрения на наркоманию, алколголизм, табакокурение как
сложно излечимые заболевания,
11. знать о
наступлении уголовной ответственности в случае хранения и употребления
наркотиков;
12. осознавать
коммерческий характер рекламы алкогольных напитков и табачных изделий,
критически ее оценивать.
Критерии определения уровня усвоения содержания курса.
Основным показателем усвоения содержания курса
является наличие у учащихся сформированной установки на отказ употребления ПАВ,
стремление к здоровому образу жизни, к построению гармоничных взаимоотношений с
окружающими людьми, приобретение знаний в сфере профилактики употребления ПАВ.
дата
|
№
|
Тема
урока
|
Элементы
урока
|
Виды
учебной деятельности
|
Текущий
и промежуточный контроль
|
|
1
|
Раздел
1. Самопознание.
|
1
|
1.1
|
Принципы
сохранения и укрепления здоровья.
|
Оценка
уровня физического здоровья.
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
2
|
1.2
|
Знакомство с
организмом человека.
|
Системы
органов человека и их функции
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
3
|
1.3
|
Физиологические
процессы в период взросления.
|
Этапы
взросления подростка
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
Защита
рефератов
|
4
|
1.4
|
Индивидуальные
особенности развития тела.
|
Системы
органов в период полового созревания
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
5
|
1.5.
|
Личная гигиена
подростка.
|
Причины
кожных заболеваний уход за кожей, волосами, гигиена одежды
|
Психологические
упражнения
|
|
6
|
1.6
|
Методы оценки
функционального состояния.
|
Диагностика
на приборе «Армис»
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
Проведение
функциональных проб
|
7
|
1.7
|
Моя самооценка.
|
Психологические
тестирование
|
|
тестирование
|
8
|
1.8
|
Кризисы развития
в период взросления.
|
Стресс,
пути выхода из стресса
|
|
|
|
2. Я и другие
|
|
9
|
2.1
|
Положение
личности в группе. Компоненты общения.
|
Индивид,
индивидуальность, личность, группа.
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
10
|
2.2
|
Конфликты с
родителями.
|
Семья,
обязанности ее членов, ссора, конфликт, пути выхода
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
11
|
2.3
|
Дружба и друзья.
|
Отношения
в группах
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
Представление
реферата
|
12
|
2.4
|
Интересы
мальчиков и девочек.
|
Гендерные
роли
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
13
|
2.5
|
Выражение
симпатии противоположному полу.
|
Как люди
разных стран и народов выражают свои симпатии.
|
|
|
14
|
2.6
|
Биологические
ритмы. Режим дня.
|
Годичные,
месячные и суточные ритмы, их влияние на организм.
|
|
Представление
презентации
|
15
|
2.7
|
Микроклимат в
классе и дома. Способы снятия утомления.
|
Релаксация,
медитация, спорт
|
|
|
|
3
|
Раздел
3. Культура потребления медицинских услуг.
|
16
|
3.1
|
Поведение на
приеме у врача.
|
Нормы
поведения
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
17
|
3.2
|
Типы медицинских
учреждений и специалисты.
|
Типы
медицинских учреждений и специалисты.
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
18
|
3.3
|
Альтернативная
медицина.
|
Разнообразие
медицинских услуг
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
19
|
3.4
|
Рецепт, аптека,
лекарство.
|
Правила
приема лекарств, запрещенные препараты
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
|
4. Предупреждение
употребления психоактивных веществ.
|
|
20
|
4.1
|
Вред курения.
|
Состав
табачных изделий, активное и пассивное курение
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
Представление
рефератов
|
21
|
4.2
|
Вред курения.
|
Состав табачных
изделий, активное и пассивное курение
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
22
|
4.3
|
Алкоголь и
здоровье.
|
Состав
алкоголя, влияние на здоровье
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
Создание
проектов
|
23
|
4.4
|
Алкоголь и
здоровье.
|
Состав алкоголя,
влияние на здоровье
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
24
|
4.5
|
Психологически
активные вещества.
|
ПАВ,
тяжелые и легкие наркотики, применение в медицине, польза и вред
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
Создание
проектов
|
25
|
4.6
|
Психологически
активные вещества.
|
ПАВ,
тяжелые и легкие наркотики, применение в медицине, польза и вред
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
26
|
4.7
|
Побочные эффекты
от ПАВ.
|
ПАВ,
тяжелые и легкие наркотики, применение в медицине, польза и вред
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
27
|
4.8
|
Умей сказать –
нет.
|
Поведение
в группе
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
28
|
4.9
|
Ответственность
за употребление и распространение наркотиков.
|
Статьи
закона
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
29
|
4.10
|
Мир растений.
Польза и таящиеся опасности.
|
Наркотические,
ядовитые растения
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
Создание
проектов
|
30
|
4.11
|
Возможности,
трудности и пути выздоровления курильщика, алкоголика и наркомана.
|
Наркозависимость,
ломка, выход из тупика
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
31
|
4.12.
|
Помощь социума
людям, прекратившим употребление ПАВ.
|
Реабилитационные
центры, медучреждения
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
32
|
4.13
|
Игра «Суд над
вредными привычками»
|
Вредные
привычки и меры по их профилактике
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
33
|
4.14.
|
Здоровый образ
жизни и я – вчера, сегодня, завтра.
|
Здоровье,
его составляющие и меры сохранения
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
Создание
проектов
|
34
|
4.15
|
Здоровый образ
жизни и я – вчера, сегодня, завтра.
|
Здоровье,
его составляющие и меры сохранения
|
Психологические
упражнения, тренинги
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание
учебно-методическое и материально-технического обеспечение программы
Занятия проводятся в хорошо оснащенном кабинете биологии. В кабинете
имеется компьютер, проектор, телевизор, мини библиотека с психологической
и художественной литературой , видеотека с воспитательной ,
профориентационной и психологической тематикой.
Литература
- Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших
детей», Саратов, 2005
- Анн Л. «Психологический тренинг с подростками»,
Питер, 2007«
- Белогуров С.Б., Климович В.Ю.
«Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и
сопротивления распространению наркомании» Наглядно-методическое пособие.
Центр ПЛАНЕТАРИУМ. Москва, 2004.
- Грецов А. «Тренинг креативности для
старшеклассников», Питер, 2007
- Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и
коммуникационной мотивации учащихся», Москва, 2004
- Ефимова Н. «Психология взаимопонимания», Питер,
2004
- Зайцев Г. «Регуляция психики», Санкт-Петербург,
2003
- Потёмкина О. «Тесты для подростков», Москва, 2005
- Рязанова Д. «Тренинг с подростками», Москва, 2003
- Федоренко Л. «Психопрофилактика эмоционального
напряжения», Санкт-Петербург, 2003
- Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?»,
Москва, 1998
- Хухлаева О. «Тропинка к своему Я», Москва, 2005
Сайты с нормативными документами по образованию и методическими
материалами:
- http: //www.school.edu.ru – Российский
общеобразовательный портал;
- http: //www.ed.gov.ru – Федеральное
агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;
- http: //www.edu.ru – Федеральный
сайт Российского образования;
- http: //www.edu.km.ru – Образовательные
проекты;
- http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные
технологии в образовании;
- http: //www.festival.1september.ru – Сайт
педагогических идей «Открытый урок»;
- http: //www.vestniknews.ru – Журнал
«Вестник образования России»;
- http: //www.fio.ru – Сайт
Федерации Интернет-образования России;
- http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый
канал единой образовательной информационной среды;
- http: //www.eurekanet.ru – Инновационная
образовательная сеть;
- http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория
ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;
- http: //www.pedlib.ru – Сайт
педагогической библиотеки;
- http: //www.int-edu.ru – Каталог
образовательных ресурсов, методические материалы.
Приложения к
программе
Темы для исследовательских работ:
1. Важность
и необходимость здорового образа жизни.
2. Их
имена носят улицы нашего села
3. Наркомания
и её опасность.
4. Самые
весомые проблемы общества и государства – алкоголизм и «молодой» алкоголизм.
5. Здоровые
дети – здоровая нация.
6. О
вреде газированных напитков.
7. О
вреде курения.
8. Энергетические
напитки: вред или польза?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.