Рабочая программа
По информатике
6 класс (2 часа в неделю)
Иванов Алексей Викторович, I категория
МБОУ СШ №2 г. Вязьма
2014-2015 г
Пояснительная записка
Классы: 6 (2 час в неделю) - _________
Учитель: Иванов Алексей Викторович
Количество часов: 68
Всего: 68 час; в неделю 2 час.
Плановых
практических работ -7 , компьютерный практикум- 15 : тест-1
Программа и УМК: Л.Л. Босовой
Учебник : Л. Л. Босова, Информатика , Бином, 2013 г.
Современный период общественного
развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе,
предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся
определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и
созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации
современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего
поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета
созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный
характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и
передача информации; управление объектами и процессами.
Федеральный компонент государственного
стандарта общего образования 2004 года не предусматривает изучение предмета
информатика в 5-7 классах, но для выстраивания непрерывного курса целесообразно
изучение предмета в объеме 1 ч/неделю за счет компонента образовательного
учреждения.
Пропедевтический этап обучения информатике
в 5–7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования
инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может
стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования
метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе
одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых
как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Рабочая
программа по информатике и ИКТ для 6 классов составлена в соответствии
Федерального компонента государственного стандарта среднего полного общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
05.03.2004, №1089), Примерной программой по учебным предметам. Информатика и
ИКТ. 5-7 классы: - М.: Просвещение, 2010., и авторской программой базового
курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (5-6 классы) с учетом учебника
Босовой Л. Л. За 2013 г.
Данная программа конкретизирует и расширяет содержание
отдельных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по
разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и
межпредметных связей, логики учебного процесса. Программа содержит набор
практических работ и практикумов, необходимых для формирования у учащихся
информационно-коммуникативных компетентностей и создает условия для развития
информационной культуры.
Тематическое планирование курса «Информатика» было
составлено на основе следующих документов:
1. Босова,
Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2. Босова
Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9
классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3.
Авторская мастерская Босовой Л. Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
Изучение информатики в 6 классах
направлено на достижение следующих целей:
•
формирование общеучебных умений и навыков на основе развития
универсальных учебных действий средствами и методами информатики и ИКТ
(овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно
планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную
деятельность, пред-ставлять и оценивать ее результаты, а также воспитание
ответственного и избирательного отношения к информации; развитие
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся);
•
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное)
изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее
целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «информация»,
«обработка информации», «компьютер»;
•
воспитание ответственного и избирательного отношения к
информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся.
Для достижения комплекса поставленных
целей в процессе изучения информатики в 6 классе необходимо
решить следующие задачи:
•
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их
жизни и в окружающем мире;
•
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на
овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта
принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них
алгоритмов;
•
организовать компьютерный практикум, ориентированный на:
формирование умений использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов
информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать
полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
•
создать условия для овладения основами продуктивного
взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно,
четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения
выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью
средств ИКТ.
Занятия проводятся
в основном в форме комбинирования теоретической части материала и практической
работы на компьютере, которая направлена на отработку отдельных технологических
приемов и теоретического материала.
Курс рассчитан на 68 часов – 2 часа в неделю
Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения
информатики в 5–6 классах
Федеральные государственные образовательные
стандарты (ФГОС) в качестве приоритетного направления современного общего
образования выделяют развитие личности учащегося, которое обеспечивается,
прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД)
как инвариантной основы образовательного и воспитательного процесса.
Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта (умение учиться); совокупность действий учащегося,
обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса В начальной школе происходит формирование
системы универсальных учебных действий (цель – учить ученика учиться); в
основной – развитие (цель – учить ученика учиться в общении); в старшей – совершенствование
(цель – учить ученика учиться самостоятельно). Универсальные учебные действия
обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и
способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и
коллективной деятельности.
В структуре УУД принято выделять четыре блока:
• личностные
УУД;
• регулятивные
УУД; познавательные УУД; коммуникативные УУД.
Личностные универсальные учебные
действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной
деятельности выделяют два вида действий:
1)
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи
между целью учебной деятельности (результатом учения) и ее мотивом (тем, что
побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); ученик должен задаваться
вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить
ответ на него;
2)
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого
содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее
личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия
обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности; к ним относятся:
1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно;
2) планирование
– определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
3) прогнозирование
– предвосхищение результата и уровня усвоения,
его
временных характеристик;
4) контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от
эталона;
5) коррекция
– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его продукта;
6) оценка
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
7) волевая
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию - к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные
действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой
информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания;
логические действия и операции; способы решения задач. Познавательные УУД разделяются
на группы:
1) общеучебные
универсальные действия
самостоятельное выделение и формулирование познавательной
цели; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в устной и письменной речи; действие со
знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование,
моделирование); смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида
чтения в зависимости от цели;
2) логические
действия выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации
объектов; синтез как составление целого из частей; подведение под понятия,
распознавание объектов; выявление родо-видовых и ситуативно существенных
признаков; выдвижение гипотез и их доказательство;
3) действия
постановки и решения проблемы формулирование проблемы; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на
позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности),
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Эффективное формирование УУД предполагает построение
учебного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся.
Содержание курса «Информатика» в 5-6 классах
ориентировано на формирование следующих личностных результатов:
1. Целостное
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики Условия для достижения данного результата обеспечиваются
за счет: формирования у школьников представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли
информационных процессов в современном мире; представлений об основных
изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель) и их свойствах; навыков
анализа и критичной оценки получаемой информации; способности увязать учебное
содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в
области информатики в условиях развития информационного общества; готовности к
повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ.
2. Коммуникативная
компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности
3.
Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни
Большее время у современных детей занимает работа за
компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья
очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с
компьютерной эргономикой.
- метапредметных результатов:
•
владение общепредметными понятиями объект, система, модель,
алгоритм, исполнитель и др.;
•
владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно, и того, что требуется установить;
•
планирование – определение последовательности промежуточных целей
с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при
помощи фиксированного набора средств;
•
прогнозирование – предвосхищение результата;
•
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение
с имеющимися данными с целью установления соответствия или
несоответствия (обнаружения ошибки);
•
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план
действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того,
насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
•
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с
помощью составленных для них алгоритмов (программ); владение основными
универсальными умениями информационно-го характера: постановка и формулирование
проблемы;
•
поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
•
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить
разнообразные информационные структуры для описания объектов;
•
умение читать таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
•
широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства.
Тематическое планирование 6 класс (
68 часов)
№ п/п
|
Тема
|
кол-во часов
|
1
|
Объекты и системы
|
18
|
2
|
Информационные модели
|
22
|
3
|
Алгоритмика
|
25
|
Всего:
|
|
65
|
Резерв 3 часа.
Тематическое
планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема
|
Основное
содержание по темам
|
Характеристика
деятельности ученика
|
Тема 1. Объекты и системы (18
часов)
|
Объекты и
их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния.
Отношения объектов.
Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Файловая
система.
Операционная
система.
|
Аналитическая деятельность:
анализировать объекты
окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия,
поведение, состояния; выявлять отношения, связывающие данный объект с другими
объектами; осуществлять деление заданного множества объектов на классы по
заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных,
|
|
|
нематериальных
и смешанных систем. Практическая деятельность:
изменять свойства рабочего
стола: тему, фоновый рисунок, заставку; изменять свойства панели задач;
узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и
возможных действий с ними; упорядочивать информацию в личной папке.
|
Тема 2.
Информационные модели (22 часов)
|
Модели
объектов и их назначение.
Информационные
модели.
Словесные
информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные
информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые
таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики
и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация
многорядных данных.
Многообразие
схем.
Информационные
модели на графах. Деревья.
|
Аналитическая деятельность:
различать натурные и
информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни; приводить
примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании
объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
создавать словесные
модели (описания); создавать
многоуровневые
списки; создавать табличные модели; создавать простые вычислительные таблицы,
вносить в них информацию и проводить несложные вычисления; создавать
диаграммы и графики;
создавать
схемы, графы, деревья;
создавать
графические модели.
|
Тема3.
Алгоритмика (25 часов)
|
Понятие
исполнителя. Неформальные и формальные исполнители.
|
Аналитическая деятельность:
приводить
примеры
|
|
Учебные
исполнители
(Черепаха,
Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение,
среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью
команд и их последовательностей.
Что такое
алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица,
блок- схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и
повторениями (в повседневной жизни, в литературных
произведениях, на
уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и
циклами) для управления исполнителями Чертѐжник, Водолей и др.
|
формальных
и неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными
исполнителями; выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с
помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами. Практическая
деятельность:
составлять линейные
алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять вспомогательные
алгоритмы для управления учебными исполнителем; составлять циклические
алгоритмы по управлению учебным исполнителем.
|
Объекты и системы
•
Компьютерный практикум №1 «Работаем с основными объектами
операционной системы»
•
Компьютерный практикум №2 «Работаем с объектами
•
файловой системы»
•
Компьютерный практикум №3 «Повторяем возможности графического
редактора - инструмента создания графических объектов» (задания 13)
•
Компьютерный практикум №3 «Повторяем возможности графического
редактора - инструмента создания графических объектов» (задания 56)
•
Компьютерный практикум №4 «Повторяем возможности текстового
процессора - инструмента создания текстовых объектов»
• Компьютерный
практикум №5 «Знакомимся с графическими
возможностями текстового процессора» (задания 1—3) Компьютерный практикум
№5 «Знакомимся с графическими возможностями
текстового процессора» (задания 4-5)
•
Компьютерный практикум №5 «Знакомимся с
графическими возможностями текстового процессора» (задание б)
•
Практическая работа №1 (№6 -4,5) «Создаем компьютерные
документы»
•
Компьютерный практикум №7 «Конструируем и исследуем
графические объекты» (задание 1)
•
Компьютерный практикум №7 «Конструируем и исследуем
графические объекты» (задания 2. 3)
• Практическая
работа №2 «Создание паркета в графическом редакторе»
Информационные модели
•
Компьютерный практикум №8 «Создаѐм графические модели»
•
Компьютерный практикум №9 «Создаѐм словесные модели»
• Практическая
работа №3( №10 -3) «Создаѐм многоуровневые списки»
•
Компьютерный практикум №11 «Создаем табличные модели»
•
Компьютерный практикум №12 «Создаем
вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
•
Компьютерный практикум №13 «Создаѐм
информационные модели - диаграммы и графики» (задания 1—4)
• Практическая
работа № 4 «Выполнение мини-проекта
«Диаграммы вокруг нас»»
•
Компьютерный практикум №14 «Создаѐм
информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 1. 2. 3)
•
Компьютерный практикум №14 «Создаѐм информационные
модели - схемы, графы, деревья» (задания 4 и б)
•
Компьютерный практикум №14 «Круги Эйлера» (7)
• Практическая
работа № 5 « Создание схемы –отношения объектов»
Алгоритмика
•
Компьютерный практикум №15 «Создаем линейную презентацию» Компьютерный практикум №16
«Создаем презентацию с гиперссылками»(1)
• Практическая
работа № 6 ( №16) «Создаем презентацию с
• гиперссылками»
(2)
•
Компьютерный практикум №17 «Создаем циклическую
презентацию»(1)
•
Компьютерный практикум №17 «Создаем циклическую
презентацию»(2)
•
Практическая работа №7 (№18) «Итоговый проект»
Перечень учебно-методического
обеспечения
1.Босова, Л.Л. Информатика : Учебник для 6
класса. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013
2.Босова Л.Л. Преподавание курса информатики 5-7 кл:
методическое пособие для учителя.
3. Босова,
Л.Л. Информатика : Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013
4. Босова
Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний.
5. Материалы
авторской мастерской Босовой Л.Л.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Литература для подготовки учащихся к уроку:
1. Босова, Л.Л.
Информатика : Учебник для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2. Босова, Л.Л.
Информатика : Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Аппаратные средства
§ Персональный
компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная
конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся
мультимедиа-возможности.
§ Проектор,
подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент
новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя,
возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу,
эффективность организационных и административных выступлений.
§ Интерактивная
доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика;
качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
§ Принтер
– позволяет фиксировать информацию на бумаге.
§ Телекоммуникационный
блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу
локальной сети, даѐт доступ к российским и мировым информационным ресурсам,
позволяет вести электронную переписку.
§ Устройства
вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной
работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
§
Устройства для ручного ввода текстовой информации и
манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства
§ Операционная
система.
§ Файловый
менеджер.
§ Антивирусная
программа.
§ Программа-архиватор.
§ Текстовый
редактор, растровый и векторный графические редакторы.
§ Программа
разработки презентаций.
§ Браузер.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.