Инфоурок Информатика Другие методич. материалыПланирование 5 класс. Инфоратика. ФГОС. 68 часов.

Планирование 5 класс. Инфоратика. ФГОС. 68 часов.

Скачать материал

Рабочая программа

По информатике 

5 класс (2 час в неделю)

Иванов Алексей Викторович,  I категория

МБОУ СШ №2 г. Вязьма

 

2013-2014  учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пояснительная записка

Классы:     5  (2 часа в неделю) - _________

Учитель:  Иванов Алексей Викторович

Количество часов:  68

Всего:   68  час; в неделю  2  часа в неделю

 Тест: 1; компьютерный практикум: -21, практические работы -4

Программа и УМК: Л.Л. Босовой

Учебник :  Л. Л. Босова, Информатика , Бином, 2013 г. ФГОС

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики , так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования как 2004 года, так и 2010 года  не предусматривает изучение предмета информатика в 5-6 классах, но для выстраивания непрерывного курса целесообразно изучение предмета в объеме 2 ч/неделю за счет компонента образовательного учреждения. 

Пропедевтический этап обучения информатике  в 5–6 классах  является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования  метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Данная программа в отличии от программы в 1 час в неделю  расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса.

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 классов составлена в соответствии с Федеральным  государственным стандартом второго поколения  основного общего образования 2010 года,

Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7-9 классы Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.   2013, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС - 2010 года издания и авторской программой  базового курса «Информатика » для основной школы (5-6 классы). 

 

Изучение информатики  в  5 классах направлено на достижение следующих целей:

формирование общеучебных умений и навыков на основе развития универсальных учебных действий средствами и методами информатики и ИКТ (овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты, а также воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся);

пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «информация», «обработка информации», «компьютер»;

формирование у обучающихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития

воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

 

 

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики  в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

показать обучающимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов; 

организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Все это необходимо обучающимся не только для освоения базового курса информатики на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в  школе.

 

 

Занятия проводятся в основном в форме комбинирования теоретической части материала и практической работы на компьютере, которая направлена на отработку отдельных технологических приемов и теоретического материала. 

Курс рассчитан на 34 часа – 2 час в неделю

Тематическое планирование курса «Информатика -5» было составлено на основе следующих документов:

1.     Босова, Л.Л. Информатика : Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

2.     Л. Л. Босова. Информатика. Программы и планирование 5-9 классы Изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

 

3.     Авторская мастерская Босовой Л. Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

 

Учебники «ИНФОРМАТИКА» для 5, 6 классов автора Босовой Л.Л. разработаны авторами с учѐтом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.

 

В учебниках представлена логика обучения пропедевтическому курсу информатике  в 5–6 классах, которая отражает идею о том, что данный этап является наиболее благоприятным для формирования инструментальных (операциональных) ресурсов развития личности, что позволяет достичь метапредметных образовательных результатов (на определѐнном уровне) на базе информатики и информационных технологий. Таким образом, являясь пропедевтическим по отношению к базовому курсу, обучение информатике по учебникам Босовой Л.Л. предоставляет возможность организовать деятельность целенаправленного развития универсальных учебных действий, которое может быть продолжено в 7, 8, 9 классах.

 

 

 

Формирование универсальных учебных действий  в процессе  изучения информатики в 5–6 классах

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в качестве приоритетного направления  современного общего образования выделяют развитие личности учащегося, которое обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД) как инвариантной основы образовательного и воспитательного процесса.  Универсальные учебные действия – это  способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (умение учиться); совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса В начальной школе происходит формирование системы универсальных учебных действий (цель – учить ученика учиться); в основной –  развитие (цель – учить ученика учиться в общении); в старшей – совершенствование (цель – учить ученика учиться самостоятельно).  Универсальные учебные действия обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и коллективной деятельности. 

В структуре УУД принято выделять четыре блока: 

      личностные УУД; 

      регулятивные УУД; 

      познавательные УУД;  коммуникативные УУД. 

Личностные универсальные учебные действия  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют два вида действий:  

1)                 действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности (результатом учения) и ее мотивом (тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; 

2)                 действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. 

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности; к ним относятся: 

1)     целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения  того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 

2)     планирование – определение последовательности промежуточных целей с  учетом конечного результата; составление плана и последовательности  действий; 

3)     прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения,

его 

временных характеристик;

4)     контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 

5)     коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 

6)     оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;  7)  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий. 

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания; логические действия и операции; способы решения задач. Познавательные УУД разделяются на группы: 

1)     общеучебные универсальные действия 

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  структурирование знаний;  умение адекватно, осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной и письменной речи;   действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование);  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; 

2)     логические действия  выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;   синтез как составление целого из частей;  подведение под понятия, распознавание объектов;   выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;  выдвижение гипотез и их доказательство; 

3)     действия постановки и решения проблемы   формулирование проблемы;  самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

Эффективное формирование УУД предполагает построение учебного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 

 

        

Содержание курса  «Информатика» в 5-7 классах ориентировано на формирование следующих личностных результатов:

1.   Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики Условия для достижения данного результата обеспечиваются за счет: формирования у школьников представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире; представлений об основных изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель) и их свойствах; навыков анализа и критичной оценки получаемой информации; способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; готовности к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.

2.   Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности 

3.   Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни Большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. 

 

  - метапредметных результатов

      владение общепредметными понятиями объект, система, модель, алгоритм, исполнитель и др.; 

      владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; 

      планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; 

      прогнозирование – предвосхищение результата; 

      контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); 

      коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

      опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ); владение основными универсальными умениями информационно-го характера: постановка и формулирование проблемы; 

      поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

      владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; 

      умение читать таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; 

      широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся, изучивших курс «Информатики-5» в конце учебного года.

 

Обучающиеся должны знать/понимать:

      - предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;

      - виды информации и ее свойства;

      - принцип дискретного (цифрового) представления информации;

      - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);

      - название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;

      - историю развития вычислительной техники;

      - назначение, состав и загрузка операционной системы;

      - операционную оболочку;

      - представление о способах кодирования  информации;

      - устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

      - программное и аппаратное обеспечение компьютера;

      - назначение основных элементов окна графического редактора;

      - приемы создания и редактирования изображения;

      - основные элементы текста;

      - приемы редактирования и форматирования текста;

      - технологию вставки различных объектов;

      - о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ

      - правило создания анимации

 

 

 

 

уметь:

      - классифицировать информацию по видам;

      - приводить примеры информационных носителей;

      - раскрывать свойства информации на примерах;

      - представлять принципы кодирования информации;

      - кодировать и декодировать простейшее сообщение;

      - включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;

      - вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

      - соблюдать правила ТБ;

      - различать устройства ввода и вывода;

      - записывать/считывать информацию с любых носителей;

      - работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;

      - запускать программы из меню Пуск;

      - применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

      - применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

      - работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

      - создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;

      - выделять элементы текста;

      - проверять орфографию в документе;

      - выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

      - различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

      - приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;

      - создавать простейшие анимации.

 

Обучающиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

      создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описания, чертежей, таблиц;

      создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

      построения цепочки логических выводов на основе исходных фактов;

      организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Предметные результаты, определяемые ФГОС ООО, обеспечены содержанием учебника для  5 класса                 

Предметные результаты

Соответствующее содержание учебников

1.Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры 

 

5 класс:  

§2. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. §3. Ввод информации в память компьютера. §4. Управление компьютером. §8.

Текстовая информация. §11. Компьютерная графика. 

.

1.2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

1.3. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Формирование данного результата обеспечивается за счет выполнения практических работ на компьютере:  5 класс: Работа 1. Вспоминаем клавиатуру.  Работа 2. Вспоминаем приемы управления компьютером. Работа 3. Создаем и сохраняем файлы.

Работа 4. Работаем с электронной почтой.  Работа 5.

Вводим текст. Работа 6. Редактируем текст.  Работа 7.

Работаем с фрагментами текста. 

Работа 8. Форматируем текст.  Работа 9. Создаем простые таблицы. Работа 10. Строим диаграммы. Работа 11. Изучаем инструменты графического редактора. Работа 12. Работаем с графическими фрагментами. Работа 13. Планируем работу в графическом редакторе. Работа 14. Создаем списки. Работа 15.Ищем информацию в сети Интернет.

Работа 16. Выполняем вычисления с помощью 

 

программы Калькулятор. Работа 17. Создаем анимацию. Работа 18. Создаем слайд-шоу. 

 

2.Формирование представления об основных  изучаемых понятиях: информация, алгоритм,  модель – и их свойства

2.1. Формирование представления о понятии информации  и ее свойствах

5 класс: § 1. Информация вокруг нас. 

 

3. Формирование умений  формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей

– таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных

5 класс: § 10. Наглядные формы представления информации. 

   

Регулятивный блок УУД:

 

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 

      планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом

конечного результата, составление плана и последовательности действий;  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; 

      контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 

      коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 

      оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 

      способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

5 класс: § 11 (2). Планируем работу в графическом редакторе. § 12 (5). Преобразование информации по заданным правилам. §12 (7) Разработка плана действий и его запись. §12 (8) Запись плана действий в табличной форме. 

 

Познавательный блок УУД

Общеучебные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

5 класс: § 2 (14). Поиск информации.  

 

знаково-символические действия, включая  моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где

выделены существенные характеристики объекта  и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную

5 класс: § 7. В мире кодов. § 8. Текстовая информация. § 9. Таблицы. §10. Наглядные формы представления информации. § 11. Компьютерная графика. 

 

 

бласть); 

знаково-символические действия выполняют функции 

      отображения учебного материала;  

      выделения существенного;  

      отрыва от конкретных ситуативных значений;  формирования обобщенных знаний;  виды знаково-символических действий: 

      замещение. 

      кодирование/декодирование. 

      моделирование. 

умение структурировать знания; рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; 

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;  определение основной и торостепенной информации свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;  умение адекватно, подробно, сжато,

выборочно передавать содержание

текста; 

умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

5 класс: § 8. Текстовая информация. Работа 5.

Вводим текст. Работа 6. Редактируем текст. Работа 7.

Работаем с фрагментами текста. Работа 8. Форматируем текст. 

 

универсальные логические действия:  

      анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 

      синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; 

5 класс: §9 (2). Табличное решение логических задач.

§12 (3). Систематизация информации. §12 (6).

Преобразование информации путем рассуждений. §12 (7). Разработка плана действий и его запись.  §12 (8). Запись плана действий в табличной форме. 

 

 

      выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; 

      подведение под понятия, выведение следствий установление причинноследственных связей,   построение логической цепи рассуждений; 

      выдвижение гипотез и их обоснование;

 

действия постановки и решения проблем: 

формулирование проблемы;  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

5 класс: § 12. Обработка информации. Работа 13. Планируем работу в графическом редакторе. Работа 15.Ищем информацию в сети Интернет. 

Работа 17. Создаем анимацию. Работа 18. Создаем слайд-шоу. 

 

Коммуникативный блок УУД

 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; 

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; 

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

5 класс: § 6. Передача информации. Работа 4. Работаем с электронной почтой  § 12. Обработка информации. Работа 15.Ищем информацию в сети Интернет 

 

Личностный блок УУД

Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том,

5 класс: § 4. Управление компьютером § 5. Хранение информации § 6. Передача информации

 § 12. Обработка информации 

 

какое значение, смысл имеет для меня учение, и уметь находить ответ на него.  Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. 

      Выделение морально-этического содержания событий и действий. 

      Построение системы нравственных ценностей как основания моального выбора. 

      Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. 

      Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора. 

Самопознание и самоопределение: Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку.  Формирование идентичности личности.  Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. 

 

 

 

 

 

Формы организации учебного процесса 

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий: 

      Традиционное обучение; 

      Личностно-ориентированное обучение;  Дифференцированное обучение;  Педагогики сотрудничества. 

 

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности: 

      Комбинированный урок; 

      Урок-практикум;  Творческая лаборатория; 

      Урок-консультация. 

 

Начало формирований навыков самостоятельной работы. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности:  школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня.

Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие обучающихся с минимальным набором необходимых технологических приѐмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам, и наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. 

В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, обучающиеся  решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они  самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе обучающиеся будут самостоятельно  искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. 

Цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. 

Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее продвинутых обучающихся . Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, по поиску необходимой информации, по выбору технологических средств и приемов его выполнения. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения  дома, поощряя их  выполнение дополнительной оценкой.

 

            Формы      текущего      контроля      знаний,      умений,      навыков;

промежуточной и итоговой аттестации обучающихся 

В 5-м классе используется различные формы контроля: тестирование; контрольная работа; разноуровневая практическая работа.

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические работы для обучающихся 5 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме практических работ разного уровня сложности. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме тестирования и творческой работы.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

-  учебник и рабочая тетрадь для обучающихся;  

 -методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК; 

-  комплект цифровых образовательных ресурсов;

-  сборник занимательных задач, в котором  собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.

 

 

Тематическое планирование  5 класс ( 68часа)

 

 

№ п/п

Тема

кол-во часов

1

Компьютер-универсальная машина для работы с информацией

16

2

Информация вокруг нас

31

3

Информационные технологии

18

Всего:

 

65

Резерв 3 часа.

 

Cодержание обучения

1. Компьютер –универсальная машина для работы с информацией.

Информация и информатика. Информация вокруг нас

Что умеет компьютер. Как устроен компьютер. Устройство ввода информации. Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре. 

Программы и документы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. 

Компьютерный практикум.

1.      «Вспоминаем клавиатуру»   

2.      «Вспоминаем   приѐмы управления компьютером»

3.      «Создаѐм  и  сохраняем  файлы» Клавиатурный тренажер

Аналитическая деятельность:

 

·  выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

·  анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

·  определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

 

Практическая деятельность: 

 

·  выбирать и запускать нужную программу;

·  работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

·  вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приѐмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

·  создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

·  соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

 

 

2. Информация вокруг нас 

Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления. Действия с информацией. 

Хранение информации. Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память. Файлы и папки. Носители информации. Передача информации. Схема передачи информации. Электронная почта.  

В мире кодов. Способы кодирование информации. Формы представления информации. Метод координат. 

Текст как форма представления информации. Текстовые документы. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Ввод текста. Редактирование текста. Форматирование текста. 

 

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Табличный способ решения логических задач. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Диаграммы.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Поиск информации. Изменение формы представления информации. 

Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. 

 

Компьютерная графика. Графический редактор. Устройства ввода графический информации

 

Компьютерный практикум.

4.      «Работаем с электронной почтой»

5.      «Вводим текст»

6.      «Редактируем текст»

7.      «Работаем с фрагментами текста»

8.      «Форматируем текст»

9.      «Создаѐм     простые таблицы» (задания 1 и 2)

«Создаѐм     простые таблицы» (задания 3 и 4)

10.  «Строим диаграммы»

15. «Ищем информацию в сети Интернет»

№20 «Создание сложных документов»

 

Практическая работа №22 «Создание сложного документа»

 

Аналитическая деятельность:

 

·  приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

·  приводить примеры информационных носителей;

·  классифицировать информацию по способам еѐ восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

·  разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

·  определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

·  соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

·  определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

 

 

Практическая деятельность: 

·  кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

·  работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

·  осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

·  сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; 

·  систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

·  вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

·  преобразовывать информацию по заданным правилам и путѐм рассуждений;

·  решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

·  создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

·  выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

·  осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

·  оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

·  создавать и форматировать списки;

·  создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

·  переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием систем машинного перевода;

·  сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы.

 

 

3. Информационные технологии  

Компьютерная графика. Графические редакторы. Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор.. Этапы подготовки документа на компьютере. Создание движущихся изображений.

 

Компьютерный практикум.

11.  «Изучаем инструменты графического редактора»

12.  «Работаем       с графическими фрагментами»

13.  «Планируем  работу в графическом редакторе»

14.  «Создаѐм списки»

16.     «Выполняем вычисления с помошью программы Калькулятор»

17.     «Создаѐм   анимацию» (задание 1).

           «Создаём   анимацию» (задание 2).

18.     «Создаем слайд-шоу»

19.     «Создание рисунка» (1,2)

21.  «Создание комбинированного документа» (1,2)

 

Практическая работа №1  «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов».

Практическая работа  №2 «Информационные технологии».

Итоговая практическая работа №3 «Анимация» (начало).

Аналитическая деятельность:

  выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

  планировать работу по конст руированию сложных графических объектов из простых; • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

 

·  соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

·  определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов;

  планировать последовательность событий на заданную тему;

  подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта

Практическая деятельность:

  использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

  создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;

использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету.

 

 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

1. Библиотечный фонд

Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. ФГОС М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.-  

 

 

2. ИКТ-средства

Персональный компьютер

10

 

Проектор

1

 

Интерактивная доска

1

 

Принтер

1

 

Телекоммуникационный                 блок,                 устройства, обеспечивающие подключение к сети

1

 

Устройства ввода-вывода звуковой информации

Колонки

 

 

 

1 3

3

 

Программные средства

§     Операционная система.

§     Файловый менеджер.

§     Антивирусная программа.

§     Программа-архиватор.

§     Текстовый редактор, растровый и

векторный графические редакторы.

§     Программа           разработки

презентаций.

Браузер

 

 

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. ФГОС М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.-

1

 

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и

1

 

ИКТ. Поурочные разработки для 5 класса : методическое пособие. – М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2012.

 

 

 

Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.-  

1

 

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.:

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

1

 

Ресурсы         Единой         коллекции          цифровых

образовательных               ресурсов                 (http://schoolcollection.edu.ru/)

 

 

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3)

 

 

4. Игры

Клавиатурный тренажер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 5 класса

 

 1. Босова, Л.Л. Информатика : Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 184 с., илл. 2. Босова, Л.Л. Информатика : Рабочая тетрадь для 5 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 

3.     Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Поурочные разработки для 5 класса : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

 

4.     Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

 

5.     Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-7 классов и методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

 

6.     Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

(http://school-collection.edu.ru/)

8.Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.

(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Литература для подготовки обучающихся к уроку:

1.                  Босова, Л.Л. Информатика : Учебник для 5 класса. .: БИНОМ. Лаборатория знаний,2013 

2.                  Босова, Л.Л. Информатика : Рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Планирование 5 класс. Инфоратика. ФГОС. 68 часов."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая  программа  по  информатике  и  ИКТ  для  5  классов
составлена  в  соответствии  с  Федеральным   государственным
стандартом второго поколения основного общего образования 2010 года,
Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7-9 классы
Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.   2013, разработанной в соответствии с  требованиями  ФГОС  -  2010  года  издания  и  авторской  программой базового курса «Информатика » для основной школы (5-6 классы).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 848 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 342
    • PDF 811.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванов Алексей Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванов Алексей Викторович
    Иванов Алексей Викторович
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 986
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 489 человек из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 524 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Информатика")

Учитель информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс повышения квалификации

Методы и инструменты современного моделирования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 69 человек

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Разработка и проведение онлайн-обучения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе