Анализ содержания программ по курсу ОБЖ 8 – 9 классов
с целью выявления возможностей использования системы МАО на уроках ОБЖ.
В восьмых - девятых классах обучаются
дети в возрасте 14-15 лет, что соответствует по периодизации детского развития
Д.Б. Эльконина старшему подростковому возрасту. Как известно, подростковый
возраст – период перестройки всего организма. Происходят принципиальные
изменения в развитии всех систем организма от детского типа к взрослому.
Подобная тотальная перестройка повышает восприимчивость организма к действию
разнообразных факторов среды и снижает его сопротивляемость.
В 14-15 лет интеллектуальное развитие
подростка достигает почти полной зрелости. Дети способны к формальному
логическому мышлению. Физиологический рост, изменение внешности, резкая разница
во внешней взрослости подростков того же возраста, вызывают большую
неуверенность в себе, прикрываемую хвастливостью. Половое созревание и новое
отношение к лицам другого пола связано с повышенной эмоциональностью. Возникает
конфликт между жаждой самостоятельности и потребностью в поддержке и защите,
когда трудности слишком велики. Но они способны постигать незнакомое им ранее
чувство альтруизма и любви. Принимая во внимание вышесказанное, целесообразно
включить в процесс обучения такие активные методы обучения как: презентация,
групповая дискуссия, ролевая игра, проекты, Case Study и т.п., способствующие
сплочению учащихся и осознанию каждым отведенной ему роли.
В старшем подростковом возрасте у
ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется самосознание,
ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации.
Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать,
кем он будет. В этом возрасте ведущая деятельность - учебно-профессиональная
(вновь операционально-техническая фаза), в процессе которой формируются
мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы [22].
Если принять во внимание возрастные
особенности учащихся восьмых – девятых классов, то актуальным становится вопрос
активизации учебной деятельности учащихся посредством использования МАО в
процессе обучения ОБЖ.
Курс ОБЖ, предназначенный для
изучения в восьмых классах включает в себя 3 раздела: «Обеспечение
личной безопасности в повседневной жизни» - 11 часов; «Чрезвычайные ситуации
техногенного характера и безопасность» - 11 часов; «Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни» - 12 часов.
В каждом разделе мы выделили темы
уроков, при изучении которых целесообразно будет использовать методы активного
обучения, направленные на создание условий для изменения ценностных ориентаций
школьников, формирования и отработки умений для применения на последующей
практике, предоставления информации, вовлечения опыта и знаний учащихся,
активной познавательной деятельности. Ниже приводится фрагмент планирования
использования методов активного обучения в процессе обучения ОБЖ в восьмых
классах.
Таблица «Фрагмент планирования
использования методов активного обучения в процессе обучения ОБЖ. 8 класс».
Раздел
|
№ урока
|
Тема
урока
|
Тип
урока
|
Цель
использования МАО
|
МАО
|
Реализованные
уроки
Разработанные
уроки
|
Раздел I: «Обеспечение личной безопасности
в повседневной жизни».
|
1
|
Причины и последствия пожаров в жилых и общественных
зданиях
|
Изучение нового материала
|
Создание
условий для:
1)предоставления
информации
2) и (или)
вовлечения опыта и знаний учащихся
|
1)Презентация;
Демонстрация; Диалог, Работа в малых группах
2)Вопросы-ответы;
Мозговой штурм, Case Study;
|
Предвидеть и не
допустить, легче, чем потом тушить!
|
3
|
Эвакуация при пожаре
|
Формирование
практических
умений
|
Создание
условий для:
1)отработки умений на последующей практике
2) и (или)
изменения убеждений и ценностей
|
1) Проекты,
реализуемые на практике; Имитационная игра; учебная тренировка
2) Ролевая
игра; Дерево решений;
Деловая игра
|
Первая помощь
при ожогах
|
10
|
Нарушение экологического
равновесия
|
Обобщение
изученного материала
|
Создание
условий для: 1)изменения убеждений и ценностей
2) и (или) вовлечения опыта и знаний
учеников
|
1) Ответы по
кругу; Групповая дискуссия; Ролевая игра; работа в малых группах.
2) Вопросы-ответы;
Дебаты; Форум; урок-мини исследование; Броуновское движение
|
Природа в опасности
|
Раздел II:
«Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность»
|
13
|
Обеспечение
личной безопасности при техногенных авариях
|
Проверка (диагностика)
уровня усвоения учебного материала
|
Создание
условий для: 1)вовлечения
опыта и знаний учеников
2) и (или)
изменения убеждений и ценностей
|
1)
Вопросы-ответы; Мозговой штурм, Дебаты; Форум; Case Study; Аквариум
2) Ответы по
кругу; Групповая дискуссия; Ролевая игра
|
Правила безопасного
поведения при радиационных авариях
|
19
|
Правила
безопасного поведения при радиационных авариях
|
Формирование
практических
умений
|
Создание
условий для:
1)отработки умений на последующей практике
2) и (или)
изменения убеждений и ценностей
|
1) Case Study;
Имитационная игра; учебная тренировка
2) Карусель;
вертушка; Метод «Пресс»
|
«Внимание всем!»
|
21
|
Характеристика
наиболее распространенных ХОВ
|
Изучение
нового материала
|
Создание
условий для:
1)предоставления
информации
2) и (или)
вовлечения опыта и знаний учащихся
|
1)Презентация;
Демонстрация; Работа в парах; микрофон.
2)Вопросы-ответы;
Мозговой штурм, Case Study; ротационные (сменные) тройки.
|
«Химия
вокруг нас»
|
Раздел III:
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
|
24
|
Закаливание организма
|
Изучение нового материала
|
Создание
условий для:
1)предоставления
информации
2) и (или)
вовлечения опыта и знаний учащихся
|
1)Презентация;
Демонстрация;
Метод «Пресс»
2)Вопросы-ответы;
Мозговой штурм, Case Study; "Займи позицию"; Микрофон
|
«Солнце, воздух и вода –
здоровья лучшие друзья!»
|
28
|
Правила оказания
ПМП при поражении АХОВ удушающего действия
|
Формирование
практических
умений
|
Создание
условий для:
1)отработки умений на последующей практике
2) и (или)
изменения убеждений и ценностей
|
1) Case Study;
Имитационная игра; учебная тренировка
2) Карусель;
Аквариум; «вопрос-ответ»;
ответы по кругу.
|
Помощь
при поражениях АХОВ
удушающего
действия
|
32
|
Первая помощь
при ожогах химическими веществами
|
Обобщение
изученного материала
|
Создание
условий для: 1)изменения убеждений и ценностей
2) и (или) вовлечения опыта и знаний
учеников
|
1) Ответы по
кругу; Ролевая игра; Case Study.
2)
Вопросы-ответы; Броуновское движение; учебная тренировка
|
Химические ожоги
|
В девятом классе
изучение курса ОБЖ включает в себя два раздела. Первый раздел «Основы
комплексной безопасности» рассчитан на 23 академических часа и ориентирован на
проблему безопасности личности в обществе и государстве. Второй раздел «Основы
медицинских знаний и здорового образа жизни» изучается в течение 11 а.ч. с
акцентом на возрастные особенности старших подростков.
В девятом классе
при изучении курса ОБЖ наряду с традиционными методами обучения можно
использовать такие МАО, как: работа в парах; ротационные (сменные) тройки;
броуновское движение; дерево решений; займи позицию; дебаты; микрофон,
направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся, на активное
учение, интеллектуальное развитие.
Нами была изучена
программа курса ОБЖ 9 класса и составлено тематическое планирование с
применением методов активного обучения и примерами уроков.
Таблица «Фрагмент планирования
использования методов активного обучения в процессе обучения ОБЖ. 9 класс».
Раздел
|
№ урока
|
Тема
урока
|
Тип
урока
|
Цель
использования МАО
|
МАО
|
Реализованные
уроки
Разработанные
уроки
|
Раздел I:
«Основы комплексной безопасности».
|
2
|
Роль молодого поколения России в развитии нашей
страны
|
Формирование
практических умений
|
Создание
условий для: 1)отработки умений для последующей практике
2)и (или) изменение
убеждений и ценностей
|
1)Проекты,
реализуемые на практике; Деловая игра
2)Ролевая
игра
|
Гражданин России
|
5
|
Опасные и чрезвычайные ситуации.
Классификация
|
Изучение
нового материала
|
Создание
условий для:
1)
предоставления информации
2) и (или)
вовлечения опыта и знаний учащихся
|
1)Презентация;
Демонстрация; Диалог, Работа в малых группах
2)Вопросы-ответы;
Мозговой штурм, Case Study
|
Чрезвычайные
ситуации
|
20
|
Правила
поведения при угрозе теракта.
|
Обобщение изученного
материала и формирование
практических умений
|
Создание
условий для: 1)отработки умений для последующей практике
2)и (или) вовлечения
опыта и знаний учеников
|
1)Проекты, реализуемые на
практике; Деловая игра
2) Броуновское движение;
дерево решений; займи позицию; дебаты
|
«Будь готов!»
|
Раздел II:
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
|
30
|
Семейное
законодательство
|
Изучение
нового материала
|
Создание
условий для:
1)
предоставления информации
2)
и (или) вовлечения опыта и знаний учащихся
|
1)Презентация;
Демонстрация; Диалог, Работа в малых группах
2)Вопросы-ответы;
Мозговой штурм, Case Study
|
«Моя
семья – моё богатство»
|
32
|
Первая помощь при травмах
|
Формирование
практических
умений
|
Создание
условий для:
1)отработки умений на последующей практике
2) и (или)
изменения убеждений и ценностей
|
1) Case Study; Ролевая
игра; ротационные (сменные) тройки
2) Карусель;
Аквариум;
ответы по кругу; микрофон.
|
Игра «Осторожность и
знания - профилактика
травм»
|
Использование МАО
целесообразно планировать в соответствии с целевыми установками определенных
типов уроков:
направленные на
предоставление информации (Презентация; Демонстрация; Диалог; Метод «Пресс»;);
направленные на вовлечения
опыта и знаний участников (Вопросы-ответы; Мозговой штурм, Дебаты; Форум; Case
Study; Броуновское движение)
направленные на
изменение убеждений и ценностей (Ответы по кругу; Групповая дискуссия; Ролевая
игра; Карусель);
направленные на
отработку умений для последующей практики (Проекты, реализуемые на практике;
Деловая игра; Ролевая игра).
Применение МАО позволяет учителю активизировать деятельность
каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся,
учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа),
связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение. Помимо
этого, применение методов активного обучения позволяет развивать личность
учащегося, его способности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.