ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по учебному курсу
«Основы
духовно-нравственной культуры народов России»
(ФГОС)
(5 класс)
Составитель:
.
2014
Пояснительная записка
Рабочая
программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России». Модуль «Основы мировых религиозных культур» для 5
класса разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5
классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данилюк А.Я. –
М.: Просвещение, 2012 г).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Основная форма организации учебного процесса – урок. При преподавании курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» предполагается
безотметочная система оценки. Предлагается качественная взаимооценка в
виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты
творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио
учеников. Оценка результатов обучения детей по
модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела
курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их
обсуждения в классе.
Для реализации программного содержания
используется учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина и др.-
М.: Просвещение, 2012.
Изучение «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» направлено
на достижение следующих целей:
·
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей
для достойной жизни личности, семьи, общества;
·
формирование готовности к нравственному самосовершенствованию,
духовному саморазвитию;
·
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и
обществе;
·
формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
·
об исторической роли традиционных религий в становлении российской
государственности;
·
осознание ценности человеческой жизни;
·
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней
установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи
комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»:
·
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской
этики;
·
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных
норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
·
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих позиций, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов
на ступени основной школы;
·
развитие способностей младших школьников к общению в
полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога во имя общественного мира и согласия.
Комплексный учебный курс «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» является одним
из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин,
в рамках реализации ФГОС. Цель курса
заключается не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в
воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного,
достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации,
уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и
межконфессиональному диалогу.
Комплексный учебный курс «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» является единой комплексной
учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим
целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания,
достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в
границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных,
ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами
начальной школы.
Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание
их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» дополняет обществоведческие аспекты традиционных предметов, том
числе и истории. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и
ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в
контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Одним из развивающихся направлений в преподавании
гуманитарных дисциплин, в том числе и предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» является освоение школьниками культуроведческого
содержания школьного предмета. Культуроведческий аспект в обучении способствует
обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в
воспитание, образование и развитие личности нового типа, открытой как для
родной культуры, так и для неродной, личности, ориентированной на
патриотическое отношение к родной стране, уважение её истории и традиций
независимо от этнических и мировоззренческих симпатий.
В рамках культуроведческого подхода происходит
осмысление слов и понятий, имеющих культуросодержащее значение, определяемое
ценностным отношением представителей определённой культуры к миру.
Согласно результатам мониторинга, на основе
определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся
и их родителей (законных представителей) выбран модуль «Основы мировых
религиозных культур».
Курс
изучается в течение года как предмет базисного компонента учебного плана в
объеме 34 часа (1 час в неделю).
Учебный
модуль «Основы мировых религиозных культур» является частью курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», имеет логическую завершенность, включает
в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его
как самостоятельный учебный компонент.
Учебный
модуль «Основы мировых религиозных культур».
Россия –
наша Родина.
Культура и
религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их
основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора,
Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях
мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло.
Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности.
Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных
религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Требования к результатам освоения курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России»
Требования к личностным
результатам:
- формирование основ
российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование образа
мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к
истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение
социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
- развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических
чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих
эмоциональных состояний;
- развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Требования к
метапредметным результатам:
- овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска
средств её осуществления;
- формирование умения
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное
использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять
информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения
речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими
действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
- готовность слушать
собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность
конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей
цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Требования к предметным
результатам:
- знание, понимание и
принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;
- как основы культурной
истории многонационального народа России;
- знакомство с
основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности
в жизни человека и общества;
- формирование
первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли
в культуре, истории и современности России;
- общие представления
об исторической роли традиционных религий в становлении российской
государственности; формирование первоначального представления об отечественной
культурной традиции как духовной основе многонационального
многоконфессионального народа России;
- осознание ценности
человеческой жизни.
Тематическое
планирование.
5 класс – 34
часа(17 часов).
Модуль «Основы
мировых религиозных культур».
№
п/п
|
Дата
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Теория
|
Практ.
|
1.
|
|
Россия –
наша Родина.
|
1
|
|
|
2
|
|
Культура
и религия
|
1
|
|
|
3
|
|
Культура
и религия
|
1
|
|
|
4
|
|
Возникновение
религий. Религии мира и их основатели.
|
1
|
|
|
5
|
|
Возникновение
религий Религии мира и их основатели.
|
1
|
|
|
6
|
|
Священные
книги религий мира.
|
1
|
|
|
7
|
|
Священные
книги религий мира.
|
1
|
|
|
8
|
|
Хранители
предания в религиях мира.
|
1
|
|
|
9
|
|
Добро
и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
|
1
|
|
|
10
|
|
Добро
и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
|
1
|
|
|
11
|
|
Человек
в религиозных традициях мира.
|
1
|
|
|
12
|
|
Священные
сооружения
|
1
|
|
|
13
|
|
Священные
сооружения
|
1
|
|
|
14
|
|
Искусство
в религиозной культуре.
|
1
|
|
|
15
|
|
Искусство
в религиозной культуре.
|
1
|
|
|
16
|
|
Творческие
работы учащихся.
|
1
|
|
|
17
|
|
Творческие
работы учащихся.
|
1
|
|
|
18
|
|
История
религий в России.
|
1
|
|
|
19
|
|
История
религий в России.
|
1
|
|
|
20
|
|
Религиозные
ритуалы. Обычаи и обряды.
|
1
|
|
|
21
|
|
Религиозные
ритуалы. Обычаи и обряды.
|
1
|
|
|
22
|
|
Паломничества
и святыни.
|
1
|
|
|
23
|
|
Праздники
и календари.
|
1
|
|
|
24
|
|
Праздники
и календари.
|
1
|
|
|
25
|
|
Религия
и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
|
1
|
|
|
26
|
|
Религия
и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
|
1
|
|
|
27
|
|
Милосердие,
забота о слабых, взаимопомощь.
|
1
|
|
|
28
|
|
Семья.
|
1
|
|
|
29
|
|
Долг,
свобода, ответственность, труд.
|
1
|
|
|
30
|
|
Любовь
и уважение к Отечеству.
|
1
|
|
|
31
|
|
Итоговая
презентация творческих проектов учащихся.
|
1
|
|
|
32
|
|
Итоговая
презентация творческих проектов учащихся.
|
1
|
|
|
33
|
|
Итоговая
презентация творческих проектов учащихся.
|
1
|
|
|
34
|
|
Итоговая
презентация творческих проектов учащихся.
|
1
|
|
|
Структура комплексного учебного курса
Структура комплексного учебного курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России». Модуль «Основы мировых
религиозных культур» (34 часа) состоит из блоков:
Блок 1. Введение. Наша Родина – дружная семья народов.
(1 урок)
Блок 2. Основы духовно-нравственной культуры народов
России в соответствии с модулем «Основы мировых религиозных культур» (2-29
уроки)
Блок 3. Любовь и уважение к Отечеству как высшее
проявление моральных норм и ценностей. (30 урок)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа
России. (31-34 итоговые уроки).
Учебно
– методическая литература:
Литература
для учителя.
1. Беглов,
А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник
для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
Литература
для учащихся и родителей.
1. Беглов,
А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник
для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
Материально-техническое
обеспечение курса
Для изучения курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», должны быть в наличии следующие объекты и средства
материально-технического обеспечения:
·
оборудование:
ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для
хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски
для вывешивания иллюстративного материала;
·
технические
средства
обучения (предметы
и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую,
контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
-
классная
доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
-
демонстрационное
оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов
и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть
предмет или явление (компьютер/компьютеры, музыкальный центр, мультипроектор,
диапроектор и др.);
-
вспомогательное
оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации
учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной
организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и
видеотехника (по возможности) и др.;
·
экранно-звуковые
пособия,
передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
-
дополнительные
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы,
аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически
связанные с содержанием курса;
·
библиотечный
фонд
(книгопечатная продукция)
-
учебно-методические
комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия
для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
-
нормативные
документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных
организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы
общего образования основ религиозных культур и светской этики;
-
специальные дополнительные пособия для учителей и
литература, предназначенная для оказания им информационной и методической
помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по
истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий,
окружающему миру, литературе и др.);
-
научно-популярные
книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера
по различным темам курса;
-
хрестоматийные
материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные
с содержанием курса;
-
документальные
источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и
религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих
религий мира);
-
энциклопедическая и справочная литература (философские и
религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии
религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
-
религиозная
литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной
мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в
религиозной сфере жизни общества);
-
художественные
альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
·
печатные
пособия,
в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты
выдающихся людей
России.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.