№
п/п
|
Название темы
|
Тип урока
|
Содержание урока
|
Познавательные УУД
|
Регулятивные
УУД
|
Личностные
УУД
|
Коммуникатив
ные УУД
|
Введение ( 1 ч)
|
1.
|
Введение. Книга в
жизни человека
|
Первичного
предъявления новых знаний
|
Метафорическая природа
художественного образа, его обобщающее и оценочное значения, разные виды
художественных образов.
|
Понимать цели и задачи
предмета, структуру учебника-хрестоматии
|
Создавать связный
текст на необходи
мую тему
|
Работать с разными
источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельн.деятельности
|
Проявлять
любознательность и интерес к изучению литературных произведений.
|
Готовить устный ответ. Передавать личное отношение, размышлять.
|
Устное народное творчество (
6 ч)
|
2
|
Предания
|
Первичного
предъявления новых знаний.
|
Понятие «предание»,
практика использования этого жанра фольклора в произведениях писателей, герои
преданий – государственные деятели.
|
Владеть знаниями о
жанре, его отличительных особенностях; причины возникновения и цель создания
|
Создавать
письменноеоригиналь
ноепроизведе
ние
|
Самостоятельно
организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих
интересов
|
Развивать этические
чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
понимание и сопереживание чувств других людей
|
Выявлять характерные для устного народного творчества
художественные приёмы.
|
3
|
Пословицы и поговорки
|
Первичного
предъявления новых знаний
|
Произведения устного
народного творчества – пословицы и поговорки.
|
Владеть знаниями о
данном жанре УНТ, отличительных особенностях
|
Использовать пословицы
и поговорки в устных и письменных высказываниях
|
Понимать проблему,
выдвигать гипотезу, структурировать материал
|
Развивать навыки
сотрудничества со взрослыми и сверстниками
|
Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы
и поговорки в устных и письменных высказываниях.
|
4
|
Былины и их
исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович».
|
Формирование
первоначальных предметных умений
|
Главные герои былины,
композиция, художественные особенности, собирание и исполнение былины, темы
былин, их циклы.
|
Владеть знаниями о
жанровых особенностях былины; охарактеризовывать героев былин
|
Характеризовать героя
былины как воплощение национального характера
|
Подбирать аргументы
для подтверждения собственной позиции
|
Развивать мотивы
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
|
Выявлять характерные для былин художественные приемы
|
5
|
Былина «Садко».
|
Применение предметных
умений
|
Главные герои былины,
композиция, художественные особенности.
|
Пересказывать узловые
сцены и эпизоды
|
Строить рассказ о
герое, видеть отличие былины от мифа и сказки
|
Выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы
|
Принимать и осваивать
социальную роль обучающегося
|
Выявлять характерные для былин художественные приемы
|
Из древнерусской литературы
(2 ч)
|
6
|
«Повесть временных
лет». «Поучение» Владимира Мономаха.
|
Первичного
предъявления новых знаний
|
Понятия «летопись»,
«житие», «поучение»
|
Владеть знаниями о
жанрах древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения
древнерусской литературы
|
Владеть знаниями об
особенностях связи в летописном тексте отдельных предложений
|
Сопоставлять
произведения древнерусской литературы с фольклором
|
Воспитывать чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, к культурам других народов
|
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников,
исполнения актеров
|
7
|
«Повесть о Петре и
Февронии Муромских».
|
Применение предметных
умений
|
Главные герои произведения,
композиция, художественные особенности
|
Владеть знаниями,
умениями и навыками по изученному разделу
|
Владеть знаниями об
особенностях связи в летописном тексте отдельных предложений
|
Сопоставлять
произведения древнерусской литературы с фольклором
|
Воспитывать чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, к культурам других народов
|
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников,
исполнения актеров
|
Из русской литературы XVIII века (2 ч)
|
9
|
М. В. Ломоносов. «К
статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»
|
Первичного
предъявления новых знаний
|
Понятие «ода»,
композиция произведения, художественные особенности.
|
Владеть знаниями,
умениями и навыками по изученному разделу
|
Владеть понятием о
родах и жанрах литературы
|
Анализировать и
использовать информацию в самостоятельной деятельности
|
Развивать мотивы
учебной деятельности и формировать личностного смысла учения
|
Читать, отвечать на вопросы по прочитанному.
|
10
|
Г.Р. Державин «Река
времен в своем стремленьи..», «На птичку»
|
Применение предметных
умений
|
Жизнь и деятельность
Г.Р. Державина, его сатирические произведения.
|
Владеть знаниями со
русской поэзии 19 века
|
Сопоставлять каноны классицизма
и национальной самобытности русской поэзии 19 в.
|
Анализировать и
использовать информацию в самостоятельной деятельности
|
Принимать и осваивать
социальную роли обучающегося
|
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников,
исполнения актеров
|
Из русской литературы XIX века (28 ч)
|
11
|
А.С. Пушкин. Слово о
поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава».
|
Применение предметных
умений
|
Поэма А.С. Пушкина
«Полтава».
|
Владеть знаниями о
специфике жанра поэмы.
|
Владеть навыком
сопоставления образов ведущих персонажей поэмы
|
Подбирать аргументы
для подтверждения собственной позиции
|
Развивать навыки
сотрудничества со взрослыми и сверстниками
|
Готовить развёрнутый письменный ответ,
|
12
|
А.С. Пушкин. «Песнь о
вещем Олеге» и её летописный источник
|
Применение предметных
умений
|
Понятие «баллада»,
главные герои произведения, композиция, художественные особенности
|
Владеть знаниями о
специфике жанра баллады
|
Устанавливать
ассоциативные связи с произ- ведениями живописи, со- поставлять балладу с
другими лирическими произведениями
|
Работать с разными
источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности
|
Использовать для
решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
|
Выразительно читать фрагменты произведений. Воспринимать
древнерусский текст в современном переводе и и его фрагменты в оригинале.
|
13
|
А.С. Пушкин
«Станционный смотритель»: Изображение «маленького человека», его положения в
обществе.
|
Первичного предъявления
новых знаний
|
Произведение А.С.
Пушкина, главные герои, композиция, художественные особенности.
|
Владеть знаниями об
различении образов рассказчика и автора-повествователя
|
Сопоставлять сюжет
повести с другими произведениями
|
Самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов
|
Воспитывать
уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов
|
Определять родовую принадлежность литературного произведения,
давать жанровую характеристику изучаемого произведения.
|
14
|
Дуня и Минский. Анализ
эпизода «Самсон Вырину Минского»
|
Применение предметных
умений
|
Анализ эпизода
|
Владеть знаниями о
приемах анализа литературного произведения
|
Анализировать
различные формы авторской позиции
|
Понимать проблему,
выдвигать гипотезу, структурировать материал
|
Совершенствовать
духовно-нравственные качества личности
|
Характеризовать героя русской литературы.
|
15
|
М. Ю. Лермонтов. Слово
о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова».
|
Формирование
первоначальных предметных умений
|
Произведение М.Ю.
Лермонтова, главные герои, композиция, художественные особенности.
|
Владеть знаниями об
особенности жанра.
|
Устанавливать ассоциативные связи с другими произведениями
русской литературы
|
Подбирать аргументы
для подтверждения собственной позиции
|
Совершенствовать
духовно-нравственные качества личности
|
Читать осознанно художественное произведение, эмоционально
откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к
прочитанному.
|
16
|
М. Ю. Лермонтов.
Проблема гармонии человека и природы. «Когда волнуется желтеющая нива...».
Мастерство поэта в создании художественных образов. «Молитва», «Ангел».
|
Применение предметных
умений
|
Лирика поэта, роль
художественных средств.
|
Описывать и
характеризовать центральные образы; уметь определять ритм
|
Выявлять художественно
значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта
|
Понимать проблему,
выдвигать гипотезу, структурировать материал
|
Принимать и осваивать
социальную роль обучающегося
|
Составлять план и языковсопоставлять литературный текст с
|
17
|
Контрольная работа по
творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
|
Контрольный
|
Тестирование
|
Анализировать
содержание
|
Владеть знаниями о
художественных особенностях произведений
|
Работать с разными
источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности
|
Развивать мотивы
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
|
Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать
поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи.
|
18
|
Н. В. Гоголь. «Тарас
Бульба». Историческая основа повести.
|
Первичного предъявления
новых знаний
|
Повести Н.В. Гоголя,
главные герои, быт казаков, их взгляды на жизнь.
|
Знать особенности
сюжета,; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя
|
Владеть начальными
навыками литературоведческого анализа
|
Подбирать аргументы
для подтверждения собственной позиции
|
Развивать этические
чувства, доброжелательносьи и эмоционально-нравственную отзывчивость,
понимание и сопереживание чувствам других людей
|
Выявлять темы,образы и приёмы изображения человека.
|
19
|
Смысл
противопоставления Остала и Андрия. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.
|
Применение предметных
умений
|
Психологический облик
героев на основе анализа текста, значение товарищества и братства запорожцев.
|
Владеть навыком
письменного развернутого ответа на проблемный вопрос
|
Владеть начальными
навыками литературоведческого анализа
|
Выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы
|
Развивать навыки
сотрудничества со взрослыми и сверстниками
|
Выразительно читать наизусть произведения, передавать личное
отношение к произведению в процессе выразительного чтения.
|
20
|
И. С. Тургенев. Слово
о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк».
|
Первичного
предъявления новых знаний
|
Рассказ И.С.
Тургенева, мастерство писателя в описании природы, создании портретной
характеристики.
|
Владеть понятием о
жанре рассказа , развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения
|
Владеть начальными
навыками литературоведческого анализа
|
Понимать проблему,
выдвигать гипотезу, структурировать материал
|
Принимать и осваивать
социальной роли обучающегося
|
Давать устный ответ на вопрос по тексту призведения, в том числе
с использование цитирования.
|
21
|
Н. А. Некрасов. Слово
о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме.
|
Первичного
предъявления новых знаний
|
Поэма Н.А. Некрасова,
исторические события, описанные в литературном тексте.
|
Владеть определениями
и уметь композицию произведения, давать характеристику его героев
|
Показывать и понимать
патриотический пафос произведения
|
Работать с разными
источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности
|
Совершенствовать
духовно-нравственные качеств личности
|
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии
А,С.Пушкина.
|
22
|
М. Е. Салтыков-Щедрин.
Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил».
|
Формирование
первоначальных предметных умений
|
Сатирические сказки
М.Е. Салтыкова-Щедрина, главные герои, композиция, художественные
особенности.
|
Владеть особенностими
сюжета, охарактеризовать повествовательную манеру писателя
|
Доказывать, что
“повесть ” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и
бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль
|
Подбирать аргументы
для подтверждения собственной позиции
|
Развивать мотивы
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
|
Уметь характеризовать
идейно-эмоциональное содержание произведения, определять , что утверждается ,
а что отрицается писателем.
|
23
|
Контрольная работа по
произведениям Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина
|
Контрольный
|
Тестирование
|
Анализировать
содержание
|
Владеть начальными
навыками литературоведческого анализа
|
Понимать проблему,
выдвигать гипотезу, структурировать материал
|
Развивать навыки
сотрудничества со взрослыми и сверстниками
|
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных и народных
произведений.
|
24
|
Л. Н.Толстой. Слово о
писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.
|
Первичного предъявления
новых знаний
|
Трилогия, главные
герои по вести «Детство», композиция, художественные особенности.
|
Узнавать содержание рассказа Толстого, определять тему
произведения
|
Выделять проблемы
|
Работать с разными
источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности
|
Развивать мотивы
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
|
Давать письменный ответ на вопрос по тексту произведения с
использованием цитирования.
|
25
|
Главный герой повести
Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.
|
Формирование
первоначальных предметных умений
|
Глава из повести
«Детство», выявление мотивов и причин поступков героев.
|
Охарактеризовывать
героев повести, давать оценку их поступкам
|
Определять и
формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести
|
Подбирать аргументы
для подтверждения собственной позиции
|
Принимать и осваивать
социальной роли обучающегося
|
Передавать личное отношение к произведению, характеризовать образ
персонажа через чтение его монологов, реплик.описаний внешности, действий.
|
26
|
А.П. Чехов.
«Хамелеон». Живая картина нравов.
|
Применение предметных
умений
|
Рассказы А.П. Чехова,
главные герои, художественные особенности (краткость, простота, точность
авторского языка).
|
Охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.
|
Определять и
формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести
|
Выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы
|
Использовать для
решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
|
Находить отличительные особенности произведения
|
27
|
Два лица России в
рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».
|
Применение предметных
умений
|
Творческая манера
писателя, психологизм его рассказов, средства раскрытия характеров персонажей
|
Анализировать
содержание
|
Оперировать понятиями
при анализе произведения
|
Анализировать и
использовать информацию в самостоятельной деятельности
|
Совершенствовать
духовно-нравственных качеств личности
|
Выявлять черты фольклорной традиции в литературном произведении.
|
Из русской литературы XX века (22 ч)
|
28
|
И. А. Бунин Слово о
писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
|
Первичного
предъявления новых знаний
|
Детство писателя, влияние
природы и общения с крестьянами на становление личности писателя
|
Составлять рассказ о
писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя 6
внимание на речи героя, на его действиях
|
Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами
писатель достигает задуманного
|
Подбирать аргументы
для подтверждения собственной позиции
|
Развивать этические
чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувств других людей
|
Воспринимать текст литературного произведения. Давать общую
характеристику художественного мира писателя.
|
29
|
М. Горький. Слово о
писателе. «Детство»(главы).Автобиографический характер повести. Изображение
«свинцовых мерзостей жизни».
|
Первичного предъявления
новых знаний
|
Повесть М. Горького,
главные герои, композиция, художественные особенности.
|
Владеть навыками
анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка
|
Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами
писатель достигает задуманного
|
Анализировать и
использовать информацию в самостоятельной деятельности
|
Развивать мотивы
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
|
Пересказывать содержание художественного произведения подробно,
максимально используя характерные для стиля писателя слова и выражения.
|
30
|
В. В. Маяковский.
Слово о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом
на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.
|
Первичного
предъявления новых знаний
|
Особенности творчества
поэта, главные герои, композиция, художественные особенности стихотворения
«Необычайное приключение…»
|
Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему,
идею, значение заголовка
|
Определять настроение,
которым проникнуто произведение
|
Анализировать и
использовать информацию в самостоятельной деятельности
|
Развивать мотивы
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
|
Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его
образа.
|
31
|
Л.Н. Андреев. Слово о
писателе .«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности
человека.
|
Первичного
предъявления новых знаний
|
Биография Л.Н.
Андреева, главные герои, композиция, художественные особенности рассказа
«Кусака».
|
Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему,
идею, значение заголовка
|
Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами
писатель достигает задуманного
|
Работать с разными
источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности
|
Совершенствовать
духовно-нравственных качеств личности
|
Подбирать цитаты из текста по заданной теме.
|
32
|
А. П. Платонов.
«Юшка». Друзья и враги главного героя.
|
Первичного
предъявления новых знаний
|
Герои произведения
А.П. Платонова, композиция, художественные особенности.
|
Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам.
|
Определять и
формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести
|
Подбирать аргументы
для подтверждения собственной позиции
|
Воспитывать
уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов
|
Соотносить содержание произведений русской литературы второй
половины 19 века с романтическим и реалистическим принципами изображения
жизни и человека.
|
33
|
Е.И. Носов. «Кукла».
Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».
|
Первичного
предъявления новых знаний
|
Рассказы Е.И. Носова,
которые напоминают о заботливом отношении к природе, о губительности пошлости
в жизни, об истинных и мнимых ценностях.
|
Охарактеризовывать
героев, давать оценку их поступкам.
|
Определять и
формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести
|
Работать с разными
источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности
|
Совершенствовать
духовно-нравственных качеств личности
|
Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его
образа.
|
34
|
Ю. П. Казаков. «Тихое
утро». Герои рассказа и их поступки.
|
Первичного
предъявления новых зна
|
Биография автора,
мастерство писателя в изображении природы, в раскрытии психологических
портретов персонажей.
|
Охарактеризовывать
героев, давать оценку их поступкам.
|
Определять и
формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию
|
Работать с разными
источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельн
|
Совершенствовать
духовно-нравственных качеств личности
|
Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его
образа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.