Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПлан внеурочной деятельности "Правил круг".(1-4 класс)

План внеурочной деятельности "Правил круг".(1-4 класс)

Скачать материал

План внеурочной деятельности

МБОУСОШ имени А.Д. Знаменского г Хадыженска

_ х классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2012-2016 учебном году

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 

«Правил круг»

для 1 – 4х классов

 

Духовно-нравственное направление

 

 

Срок реализации ‒ 4 года

Направленность – духовно-нравственная работа

Учитель нач. классов  _____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.

Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его ду хо вно-нравственном развитии и воспитании.

Общая характеристика факультатива. В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев.Программа «Правил круг» предназначена как для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ.

Данная образовательная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православ­ной культуры кубанского казачества.

Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направ­ленности, созданного ведущими учёными-этнографами Краснодарского края.

Настоящая программа призвана обеспечить преподавание курса Истории и культуры кубанского казачества в 1-4 классах учреждений дополнительного образования или классов казачьей направленности образовательных учреждений Краснодарского края. Допущена департаментом образования и науки Краснодарского края.

 

Цель данной программы – формирования начального представления о кубанском казачестве, ориентация и многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.

 

Место факультатива в учебном плане

Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Каждый год обучения состоит из 34 учебных часов. На каждый тематический блок отводится по 4 учебных часа. Всего 8 блоков. Остальные часы: Вводное занятие, занятие обобщающего типа. Занятия проводятся в течении 1 часа 1 раз в неделю.

Особенности содержания факультатива. Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

задачи:

   знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, вида­ми труда;

  ознакомление с основными историческими вехами ку­банского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;

   воспитание учащихся патриотами, активными граж­данами Кубани;

    привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;

   развитие творческих способностей детей;

   формирование у учащихся интереса к исследователь­ской работе.

Особенностью построения данной программы являет­ся то, что в течение 4-х лет обучения авторами выделяет­ся восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно- прикладное искусство», «Памятники истории кубан­ского казачества», «Основные памятные даты и знаме­нательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот».

Данные учебные блоки повторяются в каждом году, однако содержание, основные формы усложняются в зависимости от возраста учащихся.

Формы занятий.

·         Занятие – встреча;

·         Занятие – заочная экскурсия;

·         Занятие – гостиная;

·         Занятие – экспедиция;

·         Занятие – творческий портрет;

·         Занятие – праздник;

·         Выездные занятия в музей, на концерт, и т.д.

Структура занятий:

1-2 года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказы, демонстрация, сообщение сведений).

3-4 года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.)

 

Планируемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны:

Знать/понимать:

-          различные фольклорные формы кубанского казачества;

-          особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;

-          историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;

-          уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;

-          основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества,

-          основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;

-          основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;

-          памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;

-          основы духовной жизни кубанских казаков;

-          структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.

Уметь/применять в практической деятельности:

-          исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;

-          реконструировать основные праздничные обряды;

-          рассказать о своём казачьем роде;

-          выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

-          выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;

-          выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».

 


 

Учебно – тематический план

1 года обучения

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

теоретические

практические

выездные

1

Вводное занятие

1

 

1

 

2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

3

 

3

История моей казачьей семьи

4

1

3

 

4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3

 

5

Декоративно-прикладное искусство

4

1

3

 

6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

3

 

8

Православие и казачество

3

1

2

 

9

Казак – патриот

4

1

3

 

10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

2

 

2

 

11

Итого часов

34

8

25

1

 

 

Учебно – тематический план

2 года обучения

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

теоретические

практические

выездные

1

Вводное занятие

1

 

1

 

2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

3

 

3

История моей казачьей семьи

4

1

3

 

4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3

 

5

Декоративно-прикладное искусство

4

1

3

 

6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

3

 

8

Православие и казачество

4

1

3

 

9

Казак – патриот

4

1

3

 

10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

1

 

1

 

11

Итого часов

34

8

25

1

 


 

Учебно – тематический план

3 года обучения

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

теоретические

практические

выездные

1

Вводное занятие

1

1

 

 

2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

3

 

3

История моей казачьей семьи

4

1

3

 

4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3

 

5

Декоративно-прикладное искусство

4

1

2

1

6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

2

1

8

Православие и казачество

4

1

2

1

9

Казак – патриот

3

1

2

 

10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

2

 

2

 

11

Итого часов

34

9

21

4

 

Учебно – тематический план

4 года обучения

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

теоретические

практические

выездные

1

Вводное занятие

1

1

 

 

2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

2

1

3

История моей казачьей семьи

4

1

3

 

4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3

 

5

Декоративно-прикладное искусство

4

1

2

1

6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

2

1

8

Православие и казачество

4

1

2

1

9

Казак – патриот

3

1

2

 

10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

2

 

2

 

11

Итого часов

34

9

20

5

 


 

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения (34 часа)

Вводное занятие.

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества»

 

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков.

Потешки.

Считалки.

Заклички.

 

Раздел 2. История моей казачьей семьи.

Понятие «казачья семья».

Члены моей семьи.

Обязанности и увлечения членов семьи.

Предки-казаки.

Семейный фотоальбом.

 

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани

Понятие «Семейный быт.

Быт моей казачьей семьи.

Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.

 

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.).

Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.

 

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества.

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта.

 

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современ­ного кубанского казачества.

 Подготовка и ход празднова­ния (по выбору педагога).

 

Раздел 7. Православие и казачество.

Православная вера – основа казачьей семьи.

Почитание родителей и стариков.

Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.

 

Раздел 8. Казак – патриот.

Казак.

Кубанское казачье войско.

Атаман.

Казачья честь.

Регалии.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 1 класс.

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

Дата проведения

теоретические

практические

выездные

 

Вводное занятие   1 час

1

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами

1

 

1

 

 

 

Традиционная культура кубанских казаков  4 часа

2

Пословицы и поговорки, кубанских казаков.

 

1

 

 

 

3

колыбельные песни кубанских казаков.

 

 

1

 

 

4

Потешки. Считалки.

 

 

1

 

 

5

Заклички.

 

 

1

 

 

 

История моей казачьей семьи      4 часа

6

Понятие «казачья семья».

 

1

 

 

 

7

Члены моей семьи.

Обязанности и увлечения членов семьи.

 

 

1

 

 

8

Предки-казаки.

 

 

1

 

 

9

Семейный фотоальбом.

 

 

1

 

 

       Труд и быт казаков на Кубани       4 часа

10

Понятие «Семейный быт».

 

1

 

 

 

11

Быт моей казачьей семьи.

 

 

1

 

 

12

Быт моей казачьей семьи.

 

 

1

 

 

13

Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.

 

 

1

 

 

 

Декоративно-прикладное искусство      4 часа

14

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.).

 

1

 

 

 

15

Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных из дерева.

 

 

1

 

 

16

Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных из глины.

 

 

1

 

 

17

Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных из лозы, листьев кукурузы.

 

 

1

 

 

 

Памятники истории кубанского казачества      4 часа

18

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта

 

1

 

 

 

19

казачья история и культура школы.

 

 

1

 

 

20

Основные достопримечательности Хадыженска.

 

 

 

1

 

 

21

памятники казачьей истории и культуры в Апшеронске

 

 

 

1

 

 Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества 4 часа

22

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

 

1

 

 

 

23

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.

 

 

1

 

 

24

Значение данного события для современ­ного кубанского казачества.

 

 

1

 

 

25

Подготовка и ход празднова­ния (по выбору педагога).

 

 

1

 

 

   Православие и казачество 3 часа

26

Православная вера – основа казачьей семьи.

 

1

 

 

 

27

Почитание родителей и стариков.

 

 

1

 

 

28

Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.

 

 

1

 

 

   Казак – патриот 4 часа

29

Казак. Казачья честь.

 

1

 

 

 

30

Кубанское казачье войско.

 

 

1

 

 

31

Атаман.

 

 

1

 

 

32

Регалии.

 

 

1

 

 

 Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий 2 часа

33

проведение итогового мероприятий

 

 

1

 

 

34

Подведение итогов.

 

 

1

 

 

 

Итого часов

34

8

25

1

 

 


 

2-й год обучения (34 часа)

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с про­граммой на учебный год.

 

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Детские игры.

Игровые припевки.

Казачьи сказки, ле­генды, былички.

Кубанский говор.

 

Раздел 2. История моей казачьей семьи.

Численность и состав традиционной казачьей семьи.

Нравственные ценности семьи.

Семейные традиции.

 Рас­пределение обязанностей в семье.

 

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.

Традиционный и современный быт казачьей семьи.

Об­устройство жилища, домашняя утварь.

Кубанская кухня.

 Конь - верный друг казака.

 

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искус­ства своими руками:

-          сбор   и   подготовка   материалов,   распространённых в данной местности;

-          основные техники работы с материалом;

-          последовательность этапов изготовления изделия;

-          презентация творческих работ.

 

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества.

Памятники казакам - защитникам Родины.

 

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современ­ного кубанского казачества.

 Подготовка и ход празднова­ния (по выбору педагога).

 

Раздел 7. Православие и казачество.

Святой покровитель Кубанского казачьего войска -благоверный князь Александр Невский.

Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

 Икона в храмах и жилищах.

Красный угол в казачьей хате.

 

Раздел 8. Казак – патриот.

Нравственные качества — основа патриотизма кубан­ского казака.

Юные казаки - будущие защитники родной земли.

Казачья честь.

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 2 класс.

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

Дата проведения

теоретические

практические

выездные

 

Вводное занятие   1 час

1

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

1

 

1

 

 

 

Традиционная культура кубанских казаков  4 часа

2

Казачьи сказки, ле­генды, былички.

 

1

 

 

 

3

Детские игры.

 

 

1

 

 

4

Игровые припевки.

 

 

1

 

 

5

Кубанский говор.

 

 

1

 

 

 

История моей казачьей семьи      4 часа

6

Численность и состав традиционной казачьей семьи.

 

1

 

 

 

7

Нравственные ценности семьи.

 

 

1

 

 

8

Семейные традиции.

 

 

1

 

 

9

Рас­пределение обязанностей в семье.

 

 

1

 

 

       Труд и быт казаков на Кубани       4 часа

10

Традиционный и современный быт казачьей семьи.

 

1

 

 

 

11

Обустройство жилища, домашняя утварь.

 

 

1

 

 

12

Кубанская кухня.

 

 

1

 

 

13

Конь - верный друг казака.

 

 

1

 

 

 

Декоративно-прикладное искусство      4 часа

14

сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;

 

1

 

 

 

15

основные техники работы с материалом;

 

 

1

 

 

16

последовательность этапов изготовления изделия;

 

 

1

 

 

17

презентация творческих работ.

 

 

1

 

 

 

Памятники истории кубанского казачества      4 часа

18

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта

 

1

 

 

 

19

Памятники казакам - защитникам Родины.

 

 

1

 

 

20

Основные достопримечательности Хадыженска.

 

 

1

 

 

21

памятники казачьей истории и культуры в Краснодаре

 

 

 

1

 

 Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества 4 часа

22

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

 

1

 

 

 

23

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.

 

 

1

 

 

24

Значение данного события для современ­ного кубанского казачества.

 

 

1

 

 

25

Подготовка и ход празднова­ния (по выбору педагога).

 

 

1

 

 

   Православие и казачество 3 часа

26

Православная вера – основа казачьей семьи.

 

1

 

 

 

27

Почитание родителей и стариков.

 

 

1

 

 

28

Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.

 

 

1

 

 

   Казак – патриот 4 часа

29

Нравственные качества — основа патриотизма кубанского казака.

 

1

 

 

 

30

Юные казаки - будущие защитники родной земли.

 

 

1

 

 

31

Юные казаки - будущие защитники родной земли.

 

 

1

 

 

32

Казачья честь.

 

 

1

 

 

 Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий 2 часа

33

проведение итогового мероприятий

 

 

1

 

 

34

Подведение итогов.

 

 

1

 

 

 

Итого часов

34

8

25

1

 

 

 

 

 


 

3-й год обучения (34часа)

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с про­граммой на учебный год.

 

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Фольклор жителей моего города.

Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.

 

Раздел 2. История моей казачьей семьи.

Родословная семьи.

Генеалогическое древо.

История семьи в истории родной Кубани.

 

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.

Казак – труженик.

Традиционные занятия: земледелие и скотоводство.

Орудие труда кубанских казаков.

Ремесла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.

 

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искус­ства своими руками:

-          сбор   и   подготовка   материалов,   распространённых в данной местности;

-          основные техники работы с материалом;

-          последовательность этапов изготовления изделия;

-          презентация творческих работ.

v  С учетом усложнения задания по сравнению со 2 –м классом.

 

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества.

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края.

Памятник Екатерине 1 в Екатеринодаре-Краснодаре.

Личный вклад в охрану и защиту памятников.

 

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.

Значение данного события для современ­ного кубанского казачества.

 Подготовка и ход празднова­ния (по выбору педагога).

 

Раздел 7. Православие и казачество.

Православный войсковой собор – храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре.

Дом Божий – православная церковь в родном городе.

Казак в храме.

Молитва.

 

Раздел 8. Казак – патриот.

Переселение казаков-черноморцев на Кубань.

Основание первых станиц.

Екатеринодар – казачья станица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 3 класс.

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

Дата проведения

теоретические

практические

выездные

 

Вводное занятие   1 час

1

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

1

 

1

 

 

 

Традиционная культура кубанских казаков 4 часа

2

Фольклор жителей моего города.

 

1

 

 

 

3

Песни в моей семье.

 

 

1

 

 

4

Сказки в моей семье.

 

 

1

 

 

5

Поговорки и предания в моей семье.

 

 

1

 

 

 

История моей казачьей семьи      4 часа

6

Родословная семьи.

 

1

 

 

 

7

Генеалогическое древо.

 

 

1

 

 

8

История семьи в истории родной Кубани.

 

 

1

 

 

9

История семьи в истории родной Кубани.

 

 

1

 

 

       Труд и быт казаков на Кубани       4 часа

10

Казак – труженик.

 

1

 

 

 

11

Традиционные занятия: земледелие и скотоводство.

 

 

1

 

 

12

Орудие труда кубанских казаков.

 

 

1

 

 

13

Ремесла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.

 

 

1

 

 

 

Декоративно-прикладное искусство      4 часа

14

сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;

 

1

 

 

 

15

основные техники работы с материалом;

 

 

1

 

 

16

последовательность этапов изготовления изделия;

 

 

1

 

 

17

презентация творческих работ.

 

 

1

 

 

 

Памятники истории кубанского казачества      4 часа

18

Основные достопримечательности, Краснодарского края.

 

1

 

 

 

19

Памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края.

 

 

1

 

 

20

Памятник Екатерине 1 в Екатеринодаре-Краснодаре.

 

 

1

 

 

21

Личный вклад в охрану и защиту памятников.

 

 

 

1

 

 Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества 4 часа

22

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

 

1

 

 

 

23

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.

 

 

1

 

 

24

Значение данного события для современ­ного кубанского казачества.

 

 

1

 

 

25

Подготовка и ход празднова­ния (по выбору педагога).

 

 

1

 

 

   Православие и казачество 3 часа

26

Православный войсковой собор – храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре.

 

1

 

 

 

27

Дом Божий – православная церковь в родном городе.

 

 

1

 

 

28

Казак в храме.

Молитва.

 

 

1

 

 

   Казак – патриот 4 часа

29

Переселение казаков-черноморцев на Кубань.

 

1

 

 

 

30

Основание первых станиц.

 

 

1

 

 

31

Основание первых станиц.

 

 

1

 

 

32

Екатеринодар – казачья станица.

 

 

1

 

 

 Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий 2 часа

33

проведение итогового мероприятий

 

 

1

 

 

34

Подведение итогов.

 

 

1

 

 

 

Итого часов

34

8

25

1

 

 

 

 

 

 

 


 

 

4-й год обучения (34 часа)

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

 

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков.

Зимние святки, калядки, щедровки.

Масленица.

Пасха.

Весенние хороводы.

Иван Купала.

 

Раздел 2. История моей казачьей семьи.

Казачья семья в современном мире.

Отношение к семье на Кубани.

Ребенок в казачьей семье.

Воспитание мальчиков и девочек.

Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.

 

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков.

Традиционная одежда.

Казачья станица, двор, дом.

Уклад жизни казачьей семьи.

 

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искус­ства своими руками:

-          сбор   и   подготовка   материалов,   распространённых в данной местности;

-          основные техники работы с материалом;

-          последовательность этапов изготовления изделия;

-          презентация творческих работ.

v  С учетом усложнения задания по сравнению с 3 –м классом.

 

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества.

Увековечивание памяти выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества.

Памятники и музеи.

 

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современ­ного кубанского казачества.

 Подготовка и ход празднова­ния (по выбору педагога).

 

Раздел 7. Православие и казачество.

Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе.

Православные праздники.

 

Раздел 8. Казак – патриот.

Доблесть казаков.

Кубанские казачьи регалии.

Казаки на страже рубежей отечества.

Казачий военный костюм.

Оружие, награды.

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 4 класс.

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

всего

Количество часов, учебных занятий

Дата проведения

теоретические

практические

выездные

 

Вводное занятие   1 час

1

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

1

 

1

 

 

 

Традиционная культура кубанских казаков 4 часа

2

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков.

 

1

 

 

 

3

Зимние святки, калядки, щедровки. Масленица.

 

 

1

 

 

4

Пасха.

 

 

1

 

 

5

Весенние хороводы.

Иван Купала.

 

 

1

 

 

 

История моей казачьей семьи      4 часа

6

Казачья семья в современном мире.

 

1

 

 

 

7

Отношение к семье на Кубани.

 

 

1

 

 

8

Ребенок в казачьей семье.

Воспитание мальчиков и девочек.

 

 

1

 

 

9

Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.

 

 

1

 

 

       Труд и быт казаков на Кубани       4 часа

10

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков.

 

1

 

 

 

11

Традиционная одежда.

 

 

1

 

 

12

Казачья станица, двор, дом.

 

 

1

 

 

13

Уклад жизни казачьей семьи.

 

 

1

 

 

 

Декоративно-прикладное искусство      4 часа

14

сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;

 

1

 

 

 

15

основные техники работы с материалом;

 

 

1

 

 

16

последовательность этапов изготовления изделия;

 

 

1

 

 

17

презентация творческих работ.

 

 

1

 

 

 

Памятники истории кубанского казачества      4 часа

18

Увековечивание памяти выдающихся деятелей истории кубанского казачества.

 

1

 

 

 

19

Увековечивание памяти выдающихся деятелей культуры кубанского казачества.

 

 

1

 

 

20

Памятники.

 

 

1

 

 

21

Музеи.

 

 

 

1

 

 Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества 4 часа

22

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

 

1

 

 

 

23

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.

 

 

1

 

 

24

Значение данного события для современ­ного кубанского казачества.

 

 

1

 

 

25

Подготовка и ход празднова­ния (по выбору педагога).

 

 

1

 

 

   Православие и казачество 3 часа

26

Православные традиции кубанских казаков в быту.

 

1

 

 

 

27

Православные традиции кубанских казаков на службе.

 

 

1

 

 

28

Православные праздники.

 

 

1

 

 

   Казак – патриот 4 часа

29

Доблесть казаков.

 

1

 

 

 

30

Кубанские казачьи регалии.

 

 

1

 

 

31

Казаки на страже рубежей отечества.

 

 

1

 

 

32

Казачий военный костюм.

Оружие, награды.

 

 

1

 

 

 Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий 2 часа

33

Проведение итогового мероприятий

 

 

1

 

 

34

Подведение итогов.

 

 

1

 

 

 

Итого часов

34

8

25

1

 

 


 

 

Список литературы для педагога

1.    Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 2000.

2.    БайбуринА.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.,1993.

3.    Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

4.    Бигдай А.Д.  Песни  кубанских  казаков.   Краснодар, 1992. Т. 1-2.

5.    Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар, 2006.

6.    Бондарь   Н.И.   «Мышка,   мышка...»: образ и ритуал // Дикаревские  чтения   (4).   Итоги фольклорно-этнографических  исследований  этнических  культур Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998.

7.     Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

8.    Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.

9.    Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.

10. Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План внеурочной деятельности "Правил круг".(1-4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Электронный архивариус

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа «Правил круг» предназначена как для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ.

Данная образовательная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православ­ной культуры кубанского казачества.

Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направ­ленности, созданного ведущими учёными-этнографами Краснодарского края.

Настоящая программа призвана обеспечить преподавание курса Истории и культуры кубанского казачества в 1-4 классах учреждений дополнительного образования или классов казачьей направленности образовательных учреждений Краснодарского края. Допущена департаментом образования и науки Краснодарского края.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 602 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 362
    • DOCX 47.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бобровская Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бобровская Елена Викторовна
    Бобровская Елена Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 21347
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 951 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 690 человек

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1102 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 288 человек

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2675 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 483 человека

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 24 регионов

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе