План внеурочной деятельности
МБОУСОШ имени А.Д.
Знаменского г Хадыженска
_ х классов, реализующих
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2012-2016 учебном году
Рабочая
программа по внеурочной деятельности
«Правил круг»
для 1 – 4х классов
Духовно-нравственное
направление
Срок реализации ‒ 4 года
Направленность – духовно-нравственная работа
Учитель нач. классов _____________________________________
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность
младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность
организуется в рамках основной образовательной программы начального общего
образования.
Мы живём в сложном и
многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к
универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия
культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно
осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.
Особое, от сердца и души
идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и
духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным,
образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно
возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья
и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно
он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую
конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева,
корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных
традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является
важным моментом в его ду хо вно-нравственном развитии и воспитании.
Общая характеристика
факультатива. В современных
условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию
нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые —
первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого
поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память
поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства,
которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев.
Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала,
эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об
этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый
мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества
национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к
Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность,
врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам
творения народных умельцев.Программа «Правил круг» предназначена как для детей,
обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных
школ.
Данная
образовательная программа объединила в своём содержании основы истории,
традиционной и православной культуры кубанского казачества.
Она
разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для
учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими
учёными-этнографами Краснодарского края.
Настоящая
программа призвана обеспечить преподавание курса Истории и культуры кубанского
казачества в 1-4 классах учреждений дополнительного образования или классов
казачьей направленности образовательных учреждений Краснодарского края.
Допущена департаментом образования и науки Краснодарского края.
Цель данной программы –
формирования начального представления о кубанском казачестве, ориентация и
многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества,
воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Поставленная «Основной образовательной программой
начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения
качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей)
«организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с
учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных
потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у
учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий,
обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной
задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование
мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)»,
«развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных
процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой
развития достаточного уровня общеучебных умений.
Место
факультатива в учебном плане
Данная программа
рассчитана на 4 года обучения. Каждый год обучения состоит из 34 учебных часов.
На каждый тематический блок отводится по 4 учебных часа. Всего 8 блоков.
Остальные часы: Вводное занятие, занятие обобщающего типа. Занятия проводятся в
течении 1 часа 1 раз в неделю.
Особенности содержания факультатива. Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников
подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка
индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих
возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм
организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям
детей младшего школьного возраста);
—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного
психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных
действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость
социализации ребёнка);
—культуросообразность (познание лучших объектов культуры
из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи
учебной и внеучебной деятельности школьника).
задачи:
• знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их
культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
• ознакомление с основными историческими вехами кубанского
казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам,
знаменательным датам;
• воспитание учащихся патриотами, активными гражданами
Кубани;
• привитие нравственных устоев кубанских казаков
в духе православия;
• развитие творческих способностей детей;
• формирование у учащихся интереса к исследовательской
работе.
Особенностью построения данной программы является то,
что в течение 4-х лет обучения авторами выделяется восемь основных
тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы:
«Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд
и быт казаков на Кубани», «Декоративно- прикладное искусство», «Памятники
истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные
события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество»,
«Казак-патриот».
Данные учебные блоки повторяются в каждом году, однако
содержание, основные формы усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Формы занятий.
·
Занятие –
встреча;
·
Занятие –
заочная экскурсия;
·
Занятие –
гостиная;
·
Занятие –
экспедиция;
·
Занятие –
творческий портрет;
·
Занятие –
праздник;
·
Выездные
занятия в музей, на концерт, и т.д.
Структура занятий:
1-2 года обучения нацелены на применение более пассивных
методик (рассказы, демонстрация, сообщение сведений).
3-4 года обучения носят исключительно активный и
интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита
проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.)
Планируемые результаты:
По
окончании обучения учащиеся
должны:
Знать/понимать:
-
различные фольклорные формы
кубанского казачества;
-
особенности проведения
обрядовых праздников кубанских казаков;
-
историю своей казачьей семьи
и/или историю семьи своих одноклассников;
-
уклад жизни, особенности
численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
-
основные ремёсла, виды ДПИ
кубанского казачества,
-
основные технологические
особенности изготовления отдельных изделий;
-
основные памятные сооружения,
связанные с историей и культурой кубанского казачества;
-
памятные события и даты,
связанные с историческими событиями кубанского казачества;
-
основы духовной жизни кубанских
казаков;
-
структуру
и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
Уметь/применять в практической деятельности:
-
исполнять,
демонстрировать различные фольклорные формы
кубанского казачества;
-
реконструировать
основные праздничные обряды;
-
рассказать
о своём казачьем роде;
-
выполнять
домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
-
выполнить некоторые изделия,
поделки в соответствии с технологическими
особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
-
выполнить
исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».
Учебно – тематический план
1 года обучения
№ п/п
|
Наименование разделов, блоков, тем
|
всего
|
Количество часов, учебных занятий
|
теоретические
|
практические
|
выездные
|
1
|
Вводное занятие
|
1
|
|
1
|
|
2
|
Традиционная культура кубанских казаков
|
4
|
1
|
3
|
|
3
|
История моей казачьей семьи
|
4
|
1
|
3
|
|
4
|
Труд и быт казаков на Кубани
|
4
|
1
|
3
|
|
5
|
Декоративно-прикладное искусство
|
4
|
1
|
3
|
|
6
|
Памятники истории кубанского казачества
|
4
|
1
|
2
|
1
|
7
|
Основные памятные даты и знаменательные
события из истории кубанского казачества
|
4
|
1
|
3
|
|
8
|
Православие и казачество
|
3
|
1
|
2
|
|
9
|
Казак – патриот
|
4
|
1
|
3
|
|
10
|
Подведение итогов, подготовка и проведение
массовых воспитательных мероприятий
|
2
|
|
2
|
|
11
|
Итого часов
|
34
|
8
|
25
|
1
|
Учебно – тематический план
2 года обучения
№ п/п
|
Наименование разделов, блоков, тем
|
всего
|
Количество часов, учебных занятий
|
теоретические
|
практические
|
выездные
|
1
|
Вводное занятие
|
1
|
|
1
|
|
2
|
Традиционная культура кубанских казаков
|
4
|
1
|
3
|
|
3
|
История моей казачьей семьи
|
4
|
1
|
3
|
|
4
|
Труд и быт казаков на Кубани
|
4
|
1
|
3
|
|
5
|
Декоративно-прикладное искусство
|
4
|
1
|
3
|
|
6
|
Памятники истории кубанского казачества
|
4
|
1
|
2
|
1
|
7
|
Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского
казачества
|
4
|
1
|
3
|
|
8
|
Православие и казачество
|
4
|
1
|
3
|
|
9
|
Казак – патриот
|
4
|
1
|
3
|
|
10
|
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных
мероприятий
|
1
|
|
1
|
|
11
|
Итого часов
|
34
|
8
|
25
|
1
|
Учебно – тематический план
3 года обучения
№ п/п
|
Наименование разделов, блоков, тем
|
всего
|
Количество часов, учебных занятий
|
теоретические
|
практические
|
выездные
|
1
|
Вводное занятие
|
1
|
1
|
|
|
2
|
Традиционная культура кубанских казаков
|
4
|
1
|
3
|
|
3
|
История моей казачьей семьи
|
4
|
1
|
3
|
|
4
|
Труд и быт казаков на Кубани
|
4
|
1
|
3
|
|
5
|
Декоративно-прикладное искусство
|
4
|
1
|
2
|
1
|
6
|
Памятники истории кубанского казачества
|
4
|
1
|
2
|
1
|
7
|
Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского
казачества
|
4
|
1
|
2
|
1
|
8
|
Православие и казачество
|
4
|
1
|
2
|
1
|
9
|
Казак – патриот
|
3
|
1
|
2
|
|
10
|
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных
мероприятий
|
2
|
|
2
|
|
11
|
Итого часов
|
34
|
9
|
21
|
4
|
Учебно – тематический план
4 года обучения
№ п/п
|
Наименование разделов, блоков, тем
|
всего
|
Количество часов, учебных занятий
|
теоретические
|
практические
|
выездные
|
1
|
Вводное занятие
|
1
|
1
|
|
|
2
|
Традиционная культура кубанских казаков
|
4
|
1
|
2
|
1
|
3
|
История моей казачьей семьи
|
4
|
1
|
3
|
|
4
|
Труд и быт казаков на Кубани
|
4
|
1
|
3
|
|
5
|
Декоративно-прикладное искусство
|
4
|
1
|
2
|
1
|
6
|
Памятники истории кубанского казачества
|
4
|
1
|
2
|
1
|
7
|
Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского
казачества
|
4
|
1
|
2
|
1
|
8
|
Православие и казачество
|
4
|
1
|
2
|
1
|
9
|
Казак – патриот
|
3
|
1
|
2
|
|
10
|
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных
мероприятий
|
2
|
|
2
|
|
11
|
Итого часов
|
34
|
9
|
20
|
5
|
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения (34
часа)
Вводное занятие.
Знакомство учащихся с программой, связь учебной
дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры»,
«Традиционная физическая культура кубанского казачества»
Раздел 1. Традиционная культура кубанских
казаков.
Пословицы и поговорки, колыбельные песни
кубанских казаков.
Потешки.
Считалки.
Заклички.
Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Понятие «казачья семья».
Члены моей семьи.
Обязанности и увлечения членов семьи.
Предки-казаки.
Семейный фотоальбом.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Понятие «Семейный быт.
Быт моей казачьей семьи.
Индивидуальный и коллективный труд в жизни
казаков.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности
изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.).
Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в
Краснодарском крае.
Раздел 5. Памятники истории кубанского
казачества.
Основные достопримечательности, памятники
казачьей истории и культуры родного населенного пункта.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные
события из истории кубанского казачества.
Основные памятные даты и знаменательные события
краевого и местного значения.
Персоналии, историческое или культурное событие,
послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного
кубанского казачества.
Подготовка и ход празднования (по выбору
педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.
Православная вера – основа казачьей семьи.
Почитание родителей и стариков.
Празднование Рождества Христова и Пасхи в
казачьей семье.
Раздел 8. Казак – патриот.
Казак.
Кубанское казачье войско.
Атаман.
Казачья честь.
Регалии.
Календарно-тематическое
планирование 1 класс.
№ п/п
|
Наименование разделов, блоков, тем
|
всего
|
Количество часов, учебных занятий
|
Дата проведения
|
теоретические
|
практические
|
выездные
|
|
Вводное занятие 1 час
|
1
|
Знакомство учащихся с программой,
связь учебной дисциплины с предметами
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Традиционная культура кубанских
казаков 4 часа
|
2
|
Пословицы и поговорки, кубанских
казаков.
|
|
1
|
|
|
|
3
|
колыбельные песни кубанских
казаков.
|
|
|
1
|
|
|
4
|
Потешки. Считалки.
|
|
|
1
|
|
|
5
|
Заклички.
|
|
|
1
|
|
|
|
История моей казачьей
семьи 4 часа
|
6
|
Понятие «казачья семья».
|
|
1
|
|
|
|
7
|
Члены моей семьи.
Обязанности и увлечения членов
семьи.
|
|
|
1
|
|
|
8
|
Предки-казаки.
|
|
|
1
|
|
|
9
|
Семейный фотоальбом.
|
|
|
1
|
|
|
Труд и быт казаков на
Кубани 4 часа
|
10
|
Понятие «Семейный быт».
|
|
1
|
|
|
|
11
|
Быт моей казачьей семьи.
|
|
|
1
|
|
|
12
|
Быт моей казачьей семьи.
|
|
|
1
|
|
|
13
|
Индивидуальный и коллективный труд
в жизни казаков.
|
|
|
1
|
|
|
|
Декоративно-прикладное
искусство 4 часа
|
14
|
Материалы, из которых мастера ДПИ
нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.).
|
|
1
|
|
|
|
15
|
Образцы изделий, предметов ДПИ,
изготовленных из дерева.
|
|
|
1
|
|
|
16
|
Образцы изделий, предметов ДПИ,
изготовленных из глины.
|
|
|
1
|
|
|
17
|
Образцы изделий, предметов ДПИ,
изготовленных из лозы, листьев кукурузы.
|
|
|
1
|
|
|
|
Памятники истории кубанского
казачества 4 часа
|
18
|
Основные достопримечательности,
памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта
|
|
1
|
|
|
|
19
|
казачья история и культура школы.
|
|
|
1
|
|
|
20
|
Основные достопримечательности
Хадыженска.
|
|
|
1
|
|
|
21
|
памятники казачьей истории и
культуры в Апшеронске
|
|
|
|
1
|
|
Основные памятные даты и
знаменательные события из истории кубанского казачества 4 часа
|
22
|
Основные памятные даты и
знаменательные события краевого и местного значения.
|
|
1
|
|
|
|
23
|
Персоналии, историческое или
культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.
|
|
|
1
|
|
|
24
|
Значение данного события для
современного кубанского казачества.
|
|
|
1
|
|
|
25
|
Подготовка и ход празднования (по
выбору педагога).
|
|
|
1
|
|
|
Православие и казачество 3
часа
|
26
|
Православная вера – основа казачьей
семьи.
|
|
1
|
|
|
|
27
|
Почитание родителей и стариков.
|
|
|
1
|
|
|
28
|
Празднование Рождества Христова и
Пасхи в казачьей семье.
|
|
|
1
|
|
|
Казак – патриот 4 часа
|
29
|
Казак. Казачья честь.
|
|
1
|
|
|
|
30
|
Кубанское казачье войско.
|
|
|
1
|
|
|
31
|
Атаман.
|
|
|
1
|
|
|
32
|
Регалии.
|
|
|
1
|
|
|
Подведение итогов, подготовка
и проведение массовых воспитательных мероприятий 2 часа
|
33
|
проведение итогового мероприятий
|
|
|
1
|
|
|
34
|
Подведение итогов.
|
|
|
1
|
|
|
|
Итого часов
|
34
|
8
|
25
|
1
|
|
2-й год обучения (34
часа)
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой
на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских
казаков.
Детские игры.
Игровые припевки.
Казачьи сказки, легенды, былички.
Кубанский говор.
Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Численность и состав традиционной казачьей семьи.
Нравственные ценности семьи.
Семейные традиции.
Распределение обязанностей в семье.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.
Традиционный и современный быт казачьей семьи.
Обустройство жилища, домашняя утварь.
Кубанская кухня.
Конь - верный друг казака.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства
своими руками:
-
сбор и подготовка
материалов, распространённых в данной местности;
-
основные техники работы с
материалом;
-
последовательность этапов
изготовления изделия;
-
презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории кубанского
казачества.
Памятники казакам - защитникам Родины.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные
события из истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого
и местного значения.
Персоналии, историческое или культурное событие,
послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного
кубанского казачества.
Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.
Святой покровитель Кубанского казачьего войска
-благоверный князь Александр Невский.
Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец - особо
почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова
Пресвятой Богородицы.
Икона в храмах и жилищах.
Красный угол в казачьей хате.
Раздел 8. Казак – патриот.
Нравственные качества — основа патриотизма кубанского
казака.
Юные казаки - будущие защитники родной земли.
Казачья честь.
Календарно-тематическое
планирование 2 класс.
№
п/п
|
Наименование
разделов, блоков, тем
|
всего
|
Количество
часов, учебных занятий
|
Дата
проведения
|
теоретические
|
практические
|
выездные
|
|
Вводное
занятие 1 час
|
1
|
Повторение
пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Традиционная
культура кубанских казаков 4 часа
|
2
|
Казачьи
сказки, легенды, былички.
|
|
1
|
|
|
|
3
|
Детские
игры.
|
|
|
1
|
|
|
4
|
Игровые
припевки.
|
|
|
1
|
|
|
5
|
Кубанский
говор.
|
|
|
1
|
|
|
|
История
моей казачьей семьи 4 часа
|
6
|
Численность и
состав традиционной казачьей семьи.
|
|
1
|
|
|
|
7
|
Нравственные
ценности семьи.
|
|
|
1
|
|
|
8
|
Семейные
традиции.
|
|
|
1
|
|
|
9
|
Распределение обязанностей
в семье.
|
|
|
1
|
|
|
Труд и быт казаков на Кубани 4 часа
|
10
|
Традиционный
и современный быт казачьей семьи.
|
|
1
|
|
|
|
11
|
Обустройство
жилища, домашняя утварь.
|
|
|
1
|
|
|
12
|
Кубанская
кухня.
|
|
|
1
|
|
|
13
|
Конь
- верный друг казака.
|
|
|
1
|
|
|
|
Декоративно-прикладное
искусство 4 часа
|
14
|
сбор и подготовка
материалов, распространённых в данной местности;
|
|
1
|
|
|
|
15
|
основные техники
работы с материалом;
|
|
|
1
|
|
|
16
|
последовательность
этапов изготовления изделия;
|
|
|
1
|
|
|
17
|
презентация творческих
работ.
|
|
|
1
|
|
|
|
Памятники
истории кубанского казачества 4 часа
|
18
|
Основные
достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного
населенного пункта
|
|
1
|
|
|
|
19
|
Памятники
казакам - защитникам Родины.
|
|
|
1
|
|
|
20
|
Основные
достопримечательности Хадыженска.
|
|
|
1
|
|
|
21
|
памятники
казачьей истории и культуры в Краснодаре
|
|
|
|
1
|
|
Основные
памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества 4
часа
|
22
|
Основные памятные
даты и знаменательные события краевого и местного значения.
|
|
1
|
|
|
|
23
|
Персоналии,
историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной
даты.
|
|
|
1
|
|
|
24
|
Значение данного
события для современного кубанского казачества.
|
|
|
1
|
|
|
25
|
Подготовка и ход
празднования (по выбору педагога).
|
|
|
1
|
|
|
Православие и казачество 3 часа
|
26
|
Православная вера
– основа казачьей семьи.
|
|
1
|
|
|
|
27
|
Почитание
родителей и стариков.
|
|
|
1
|
|
|
28
|
Празднование
Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.
|
|
|
1
|
|
|
Казак – патриот 4 часа
|
29
|
Нравственные
качества — основа патриотизма кубанского казака.
|
|
1
|
|
|
|
30
|
Юные казаки -
будущие защитники родной земли.
|
|
|
1
|
|
|
31
|
Юные казаки -
будущие защитники родной земли.
|
|
|
1
|
|
|
32
|
Казачья честь.
|
|
|
1
|
|
|
Подведение
итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий 2 часа
|
33
|
проведение
итогового мероприятий
|
|
|
1
|
|
|
34
|
Подведение
итогов.
|
|
|
1
|
|
|
|
Итого
часов
|
34
|
8
|
25
|
1
|
|
3-й год обучения (34часа)
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой
на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Фольклор жителей моего города.
Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.
Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Родословная семьи.
Генеалогическое древо.
История семьи в истории родной Кубани.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.
Казак – труженик.
Традиционные занятия: земледелие и скотоводство.
Орудие труда кубанских казаков.
Ремесла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное
и др.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства
своими руками:
-
сбор и подготовка материалов, распространённых в данной
местности;
-
основные техники работы с материалом;
-
последовательность этапов изготовления изделия;
-
презентация творческих работ.
v
С учетом усложнения задания по сравнению со 2 –м классом.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества.
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории
и культуры Краснодарского края.
Памятник Екатерине 1 в Екатеринодаре-Краснодаре.
Личный вклад в охрану и защиту памятников.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события
из истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и
местного значения.
Персоналии, историческое или культурное событие,
послужившее основанием для памятной даты.
Значение данного события для современного кубанского
казачества.
Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.
Православный войсковой собор – храм Святого благоверного
князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре.
Дом Божий – православная церковь в родном городе.
Казак в храме.
Молитва.
Раздел 8. Казак – патриот.
Переселение казаков-черноморцев на Кубань.
Основание первых станиц.
Екатеринодар – казачья станица.
Календарно-тематическое планирование 3
класс.
№ п/п
|
Наименование разделов, блоков, тем
|
всего
|
Количество часов, учебных занятий
|
Дата проведения
|
теоретические
|
практические
|
выездные
|
|
Вводное занятие 1 час
|
1
|
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой
на учебный год.
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Традиционная культура кубанских казаков 4 часа
|
2
|
Фольклор жителей моего города.
|
|
1
|
|
|
|
3
|
Песни в моей семье.
|
|
|
1
|
|
|
4
|
Сказки в моей семье.
|
|
|
1
|
|
|
5
|
Поговорки и предания в моей семье.
|
|
|
1
|
|
|
|
История моей казачьей семьи 4 часа
|
6
|
Родословная семьи.
|
|
1
|
|
|
|
7
|
Генеалогическое древо.
|
|
|
1
|
|
|
8
|
История семьи в истории родной Кубани.
|
|
|
1
|
|
|
9
|
История семьи в истории родной Кубани.
|
|
|
1
|
|
|
Труд и быт казаков на Кубани 4 часа
|
10
|
Казак – труженик.
|
|
1
|
|
|
|
11
|
Традиционные занятия: земледелие и скотоводство.
|
|
|
1
|
|
|
12
|
Орудие труда кубанских казаков.
|
|
|
1
|
|
|
13
|
Ремесла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.
|
|
|
1
|
|
|
|
Декоративно-прикладное искусство 4 часа
|
14
|
сбор и подготовка материалов, распространённых в данной
местности;
|
|
1
|
|
|
|
15
|
основные техники работы с материалом;
|
|
|
1
|
|
|
16
|
последовательность этапов изготовления изделия;
|
|
|
1
|
|
|
17
|
презентация творческих работ.
|
|
|
1
|
|
|
|
Памятники истории кубанского казачества 4 часа
|
18
|
Основные достопримечательности, Краснодарского края.
|
|
1
|
|
|
|
19
|
Памятники казачьей истории и культуры Краснодарского
края.
|
|
|
1
|
|
|
20
|
Памятник Екатерине 1 в Екатеринодаре-Краснодаре.
|
|
|
1
|
|
|
21
|
Личный вклад в охрану и защиту памятников.
|
|
|
|
1
|
|
Основные памятные даты и знаменательные события из
истории кубанского казачества 4 часа
|
22
|
Основные памятные даты и знаменательные события краевого
и местного значения.
|
|
1
|
|
|
|
23
|
Персоналии, историческое или культурное событие,
послужившее основанием для памятной даты.
|
|
|
1
|
|
|
24
|
Значение данного события для современного кубанского
казачества.
|
|
|
1
|
|
|
25
|
Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
|
|
|
1
|
|
|
Православие и казачество 3 часа
|
26
|
Православный войсковой собор – храм Святого благоверного
князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре.
|
|
1
|
|
|
|
27
|
Дом Божий – православная церковь в родном городе.
|
|
|
1
|
|
|
28
|
Казак в храме.
Молитва.
|
|
|
1
|
|
|
Казак – патриот 4 часа
|
29
|
Переселение казаков-черноморцев на Кубань.
|
|
1
|
|
|
|
30
|
Основание первых станиц.
|
|
|
1
|
|
|
31
|
Основание первых станиц.
|
|
|
1
|
|
|
32
|
Екатеринодар – казачья станица.
|
|
|
1
|
|
|
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых
воспитательных мероприятий 2 часа
|
33
|
проведение итогового мероприятий
|
|
|
1
|
|
|
34
|
Подведение итогов.
|
|
|
1
|
|
|
|
Итого часов
|
34
|
8
|
25
|
1
|
|
4-й год обучения (34 часа)
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на
учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков.
Зимние святки, калядки, щедровки.
Масленица.
Пасха.
Весенние хороводы.
Иван Купала.
Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Казачья семья в современном мире.
Отношение к семье на Кубани.
Ребенок в казачьей семье.
Воспитание мальчиков и девочек.
Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков.
Традиционная одежда.
Казачья станица, двор, дом.
Уклад жизни казачьей семьи.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства
своими руками:
-
сбор и подготовка материалов, распространённых в данной
местности;
-
основные техники работы с материалом;
-
последовательность этапов изготовления изделия;
-
презентация творческих работ.
v
С учетом усложнения задания по сравнению с 3 –м классом.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества.
Увековечивание памяти выдающихся деятелей истории и
культуры кубанского казачества.
Памятники и музеи.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события
из истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и
местного значения.
Персоналии, историческое или культурное событие,
послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного
кубанского казачества.
Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.
Православные традиции кубанских казаков в быту и на
службе.
Православные праздники.
Раздел 8. Казак – патриот.
Доблесть казаков.
Кубанские казачьи регалии.
Казаки на страже рубежей отечества.
Казачий военный костюм.
Оружие, награды.
Календарно-тематическое планирование 4
класс.
№ п/п
|
Наименование разделов, блоков, тем
|
всего
|
Количество часов, учебных занятий
|
Дата проведения
|
теоретические
|
практические
|
выездные
|
|
Вводное занятие 1 час
|
1
|
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой
на учебный год.
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Традиционная культура кубанских казаков 4 часа
|
2
|
Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков.
|
|
1
|
|
|
|
3
|
Зимние святки, калядки, щедровки. Масленица.
|
|
|
1
|
|
|
4
|
Пасха.
|
|
|
1
|
|
|
5
|
Весенние хороводы.
Иван Купала.
|
|
|
1
|
|
|
|
История моей казачьей семьи 4 часа
|
6
|
Казачья семья в современном мире.
|
|
1
|
|
|
|
7
|
Отношение к семье на Кубани.
|
|
|
1
|
|
|
8
|
Ребенок в казачьей семье.
Воспитание мальчиков и девочек.
|
|
|
1
|
|
|
9
|
Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.
|
|
|
1
|
|
|
Труд и быт казаков на Кубани 4 часа
|
10
|
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков.
|
|
1
|
|
|
|
11
|
Традиционная одежда.
|
|
|
1
|
|
|
12
|
Казачья станица, двор, дом.
|
|
|
1
|
|
|
13
|
Уклад жизни казачьей семьи.
|
|
|
1
|
|
|
|
Декоративно-прикладное искусство 4 часа
|
14
|
сбор и подготовка материалов, распространённых в данной
местности;
|
|
1
|
|
|
|
15
|
основные техники работы с материалом;
|
|
|
1
|
|
|
16
|
последовательность этапов изготовления изделия;
|
|
|
1
|
|
|
17
|
презентация творческих работ.
|
|
|
1
|
|
|
|
Памятники истории кубанского казачества 4 часа
|
18
|
Увековечивание памяти выдающихся деятелей истории
кубанского казачества.
|
|
1
|
|
|
|
19
|
Увековечивание памяти выдающихся деятелей культуры
кубанского казачества.
|
|
|
1
|
|
|
20
|
Памятники.
|
|
|
1
|
|
|
21
|
Музеи.
|
|
|
|
1
|
|
Основные памятные даты и знаменательные события из
истории кубанского казачества 4 часа
|
22
|
Основные памятные даты и знаменательные события краевого
и местного значения.
|
|
1
|
|
|
|
23
|
Персоналии, историческое или культурное событие,
послужившее основанием для памятной даты.
|
|
|
1
|
|
|
24
|
Значение данного события для современного кубанского
казачества.
|
|
|
1
|
|
|
25
|
Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
|
|
|
1
|
|
|
Православие и казачество 3 часа
|
26
|
Православные традиции кубанских казаков в быту.
|
|
1
|
|
|
|
27
|
Православные традиции кубанских казаков на службе.
|
|
|
1
|
|
|
28
|
Православные праздники.
|
|
|
1
|
|
|
Казак – патриот 4 часа
|
29
|
Доблесть казаков.
|
|
1
|
|
|
|
30
|
Кубанские казачьи регалии.
|
|
|
1
|
|
|
31
|
Казаки на страже рубежей отечества.
|
|
|
1
|
|
|
32
|
Казачий военный костюм.
Оружие, награды.
|
|
|
1
|
|
|
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых
воспитательных мероприятий 2 часа
|
33
|
Проведение итогового мероприятий
|
|
|
1
|
|
|
34
|
Подведение итогов.
|
|
|
1
|
|
|
|
Итого часов
|
34
|
8
|
25
|
1
|
|
Список литературы для педагога
1.
Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных
славян. М., 2000.
2.
БайбуринА.К. Ритуал в традиционной культуре.
СПб.,1993.
3.
Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности
казачеств России: конфессиональные особенности и функции // Православие,
традиционная культура,
просвещение. Краснодар, 2000.
4.
Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков.
Краснодар, 1992.
Т. 1-2.
5.
Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и
времени. Краснодар, 2006.
6.
Бондарь Н.И. «Мышка,
мышка...»: образ и ритуал // Дикаревские чтения (4). Итоги
фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск,
1998.
7.
Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской
субкультуры кубанского казачества) // Православие,
традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
8.
Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из
культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
9.
Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского
казачества. Краснодар, 2003.
10. Бондарь Н.И. Святой угол
//
Народное
творчество.
1998.
№ 2.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.