Урок №__________
Дата____________
Класс:9
Учитель: Воронова Е.В.
План-конспект
урока
социальной и экономической географии Казахстана в 9 классе
ТЕМА:
«Этнический и религиозный состав населения»
Цель урока:
Рассмотреть этническую структуру населения, языковые группы на территории РК,
религиозную структуру населения, в контексте трёх основных религий.
Задачи урока реализуются через стратегии
и приёмы технологии критического мышления:
1.
Ученики обобщают знания о народах, проживающих на
территории Казахстана –
таблица
«Знаю-Хочу знать-Узнал»;
2.
Ученики развивают умение самостоятельного поиска
географической информации – работа с учебником и атласом в малых группах,
работа с карточками.
3.
Ученики учатся выражать свою точку зрения;
4.
Ученики обобщают знания по теме урока - приём
«Синквейн» (пятистишие).
5.
Проверка усвоенных на уроке знаний в графе
«Узнал» таблицы.
Этапы урока:
1.Орг.момент. Положительный настрой на
урок.
2. Изучение темы урока.
Ход
урока
Стадия
«Вызов». Сообщение цели урока, пробуждение интереса к
теме, подготовка учащихся к предстоящей работе.
Стадия
«Осмысление». Основная информация по теме урока.
Население
Казахстана – это сообщество многих народов. Так как слово «народ» употребляется
в различных смысловых значениях, учёные используют понятие «ЭТНОС» - отдельный
народ со своей культурой, языком и исторической территорией.
Часть этноса, проживающая за пределами
своей страны – ДИАСПОРА.
Наука изучающая народы, их состав,
происхождение, расселение, культуру и быт – ЭТНОГРАФИЯ.
Понятие ДИАСПОРА рассматриваем на примере
распределения казахской диаспоры по всему миру. Численность представителей
казахского этноса в мире – 15 млн. В Казахстане из них проживает – 10млн.
Казахская диаспора проживает в 44 –х странах мира и является одной из самых
больших в мире.
Как вы
думаете, что является важнейшим признаком ЭТНОСА? (Язык). В графе
таблицы «Знаю» составьте кластер «ЯЗЫК». Отразите в каких значениях
употребляется этот термин. Сделайте вывод : язык - важнейший признак этноса. В
Казахстане проживают представители 130 народов.
- Рассмотрим наиболее крупные этносы на
территории Казахстана. За 1-2 минуты проанализируйте в группах данную диаграмму.
Какую информацию вы добыли?
n
Крупнейший по численности, государствообразующий
этнос страны – КАЗАХИ. – 9млн541 тыс.чел.
n
Второе место по численности – РУССКИЕ– 3млн870
тыс.чел.
n
Третье место - УЗБЕКИ( 463 тыс.чел) и УКРАИНЦЫ
(423 тыс.чел)
n
Четвертое место – УЙГУРЫ,ТАТАРЫ, НЕМЦЫ
n
Пятое место - КОРЕЙЦЫ
(8 народов составляют 96% всего населения
РК)
Так как язык – главный признак народа,
классификация народов строится по ЯЗЫКОВОМУ ПРИЗНАКУ. Подумайте и ответьте, на
что может указывать сходство языков разных народов. (На их общее
происхождение). Следовательно, лингвистическая (языковая) классификация наров
является так же и этнической.
В данной классификации 3 ступени.
1.
Отдельный народ.
2.
Языковая группа (её образуют близкородственные по
языку народы).
3.
Языковая семья (объединяет группы народов, языки
которых имеют родство).
Анализ таблицы. Вопросы к классу:
1.
Какие народы составляют тюркскую языковую группу?
(казахи, узбеки, татары, азербайджанцы, турки, башкиры, чуваши).
2.
Какую языковую группу образуют курды и таджики?
(иранскую)
3.
В какую языковую группу входят русские, украинцы,
белорусы, поляки? (славянскую)
4.
К какой языковой семье относятся тюркская и
корейская языковые группы? (Алтайской)
Основная часть
народов Казахстана входит в состав 5-ти языковых семей. Назовите самый
многочисленный этнос в тюркской языковой группе ( казахи), в славянской
(русские).
В графе «Знаю»
таблицы в круговой диаграмме Венна учащиеся отмечают сходства и различия
казахского этноса и узбекского этноса. Учащиеся должны будут указать, что
схожи у данных народов языковая группа, языковая семья.
Пользуясь
учебным атласом, определите районы расселения народов на территории Казахстана.
Казахи проживают на всей территории Казахстана, но почти половина - в
Южно-Казахстанской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской областях.
Во всех регионах есть русские, немцы, украинцы, белорусы, но главный район их
проживания – Север, Центр, Восток.
С национальным
составом тесно связаны религиозные верования населения. Все религии делятся на
ЯЗЫЧЕСКИЕ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ, МИРОВЫЕ. В конфессиональной структуре населения
Казахстана преобладает ИСЛАМ сунитского направления(7%). (казахи, узбеки, татары, уйгуры, турки, киргизы,
башкиры, курды, чеченцы, ингуши, дунгане)
Азербайджанцы
– приверженцы шиитского направления ислама.
Вторая по числу
верующих религия – христианство православного направления. (28%) (русские,
украинцы, белорусы, болгары, молдаване, греки, чуваши, мордва, удмурты и др).
Больше всего
мусульманского населения проживает на ЗАПАДЕ и ЮГЕ.
Немцы –
протестанты и католики, корейцы – протестанты, поляки – католики. Христиане
проживают во всех областях страны, но большей частью - на СЕВЕРЕ, ВОСТОКЕ и в
ЦЕНТРЕ.
Объясните
закономерности рассредоточения религиозных конфессий. ( Прямая зависимость от
расселения этносов по территории Казахстана).
Закрепление в
Казахстане проживает 8 млн казахов (нет, 10млн)
Диаспора – это
этнос на территории страны (нет, за ее пределами)
В РК более 130
национальностей (да)
Русские
принадлежат к славянской языковой группе (да)
Корейцы
исповедуют ислам (нет, христианство католического направления)
Казахи, киргизы,
узбеки принадлежат к алтайской языковой семье (да)
Вы хорошо
поняли эту тему (?)
Стадия
«Рефлексия»
Задание группам
–
1.
заполните в таблице графу «Узнал».
Проверка
усвоенных знаний.
2.
Придумайте сообща пятистишие о том, что вы
узнали на сегодняшнем уроке, согласно правилам составления синквейна.
Существительное, прилагательное, прилагательное, глагол, глагол, глагол,
существительное.
Оценивание: активность на уроке, работа в группах, пятистишия, ответы спикеров
групп.
3.
Домашнее задание:
параграф 5 читать, задание 6 выполнить в тетрадях.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.