Тема:
Формирование у учащегося готовности к учебной деятельности
по
грамоте.
Цели - доразвитие действий интонационного
различения предложений, слов, слогов; уточнение и коррекция предметных
представлений; совершенствование умения работать в едином темпе и ритме.
Оборудование:
I.
Предметные картинки с изображением животных и птиц. 2. Грамзапись голосов
животных и птиц (собаки, петуха, кота, вороны, лягушки, кукушки, козы, дятла,
коровы). 3. Конверты с полосками разной длины.
Ход занятия.
I. Вступительная беседа:
-
Что Ты знаете о нашей речи? Из чего она состоит?
-
Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. „Слова состоят
из слогов. Слоги - из звуков.
-
Правильно. Я недавно была в Лесной школе, где учительницей работает Кальвина, а
ученики у нее - веселые человечки. Так вот, веселые человечки все безошибочно
различают предложения, слова, слоги и звуки, только Незнайка смешивает одно
понятие с другим.
По просьбе Мальвины для Незнайки Самоделкин смастерил модели (показывает
длинную полоску - модель предложения, покороче - слова, | еще короче - слоги,
совсем квадратик - модель звука). Дети, перед вами в конвертиках лежат такие же
модели. Помогите Незнайке разложить их по порядку, начиная с модели предложения
(Дети раскладывают и приговаривают; "Самая длинная полоска - предложение,
покороче - слово" и т.д.)
- Подумай, как определить, где кончается одно предложение и начинается второе?
-
нужно прислушаться: в конце каждого предложения человек как бы делает
остановку.
2. Давай посчитаем "остановки" друг друга. Поиграем в игру
"Сосчитай остановки" (учитель по очереди читает отрывки из сказок,
«чётко фиксируя "остановки*, конец каждого предложения, ученик считает
"остановки").
3. Различение слов в
предложениях.
-
А теперь посчитай, сколько слов в предложениях: "Дети учатся".
"Дети учатся писать. "Мальчик играет". "Мальчик играет тихо.
Мальчик играет тихо конструктором.
4. Определение количества
слогов в слове.
-
Вспомним, как определить, сколько в слове слогов? Нужно положить руку под
подбородок и произносить слово. Сколько раз рука коснется подбородка, столько и
слогов в слове (ученик упражняется)
5. Определение закрытых и
открытых слогов.
-
Какие бывают слоги?
-Открытые
и закрытые.
-А
как их различать?
-Открытый
оканчивается на гласный звук, закрытый - на согласный.
-
Я слушала голоса некоторых животных и птиц и заметила, 'что они подают свои
голоса в виде слогов (открытых, например, "му-у" и закрытых-
"чив-чив").
-Сейчас
ты прослушаешь голоса и угадай, чей голос прозвучал, ты покажешь картинку с
изображением этого животного или птицы.
Игра
"Какой слог?" (придумывает открытые и закрытые слоги).
6.
Физкультура: имитация действий героев сказки К.Чуковского – «Муха-Цокотуха».
7.
Дидактическая игра "Цепочка" (говорится любое слово, по очереди
продолжается название слов, которые начинаются с такого звука, каким
оканчивалось предыдущее, Например, мак - кот -там - мука - арбуз - заяц -
цыпленок и т. д.).
8.
Итоги занятия. Выяснение, чему научился на занятии: считать
"остановки" - предложения, слова в них, слоги в словах, различать
открытые и закрытые слоги, а также звуки в конце и в начале слов.
СЛОВЕСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "В ГОСТЯХ У
БУРАТИНО"
Оборудование игры: кукла
Буратино
- Сегодня мы отправимся в
гости к Буратино, в страну Буратинию. Попасть в эту страну можно только по
билету. Получить пропускной билет можно только тогда, когда ответишь не меньше,
чем на один вопрос словом, название которого содержит звук «б».
Вопросы и примерные
ответы на них;
1. На каком транспорте
можно поехать в страну Буратинию? (На автобусе, троллейбусе и т.д.).
2. Какие деревья
растут в этой стране? (Береза, дуб, бук).
3. Какие животные там
живут? (Белка, кабан, буйвол и т.д.).
4. Какие конфеты
продают в магазинах Буратинии? ("Барбарис", батончики,
"Белочка", "Балтика" и др.).
В конце ученик
получает "билет".
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.