Инфоурок Биология Другие методич. материалыПлан урока по биологии на тему "Доказательство эволюции"

План урока по биологии на тему "Доказательство эволюции"

Скачать материал

 

ГАОУ СПО «Чистопольский политехнический колледж»

 

 

 

Творческий проект

план урока по биологии на тему:

 «Доказательства эволюции»

 

 

 

 

 

 

                                                             Подготовила: Милицкова Н.Е.,                           преподаватель биологии ГАОУ СПО

«Чистопольский политехнический колледж»

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

г. Чистополь

2012

 

 

 


                  ТЕМА УРОКА: «Доказательства эволюции»

 

Милицкова Н.Е - преподаватель биологии                                                                                                                               ГАОУ СПО «Чистопольский  политехнический колледж»

Цели:

  • Обучающие:
    • повторить основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина;
    • получить представление об основных доказательства развития органического мира;
    • выявить ключевые понятия доказательств эволюции;
    • расширить кругозор знаний обучающихся о разнообразных формах жизни на планете Земля.
  • Воспитательные:
    • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование Интернет-ресурсов и создание ситуации успеха,
    • способствовать воспитанию культуры общения.
  • Развивающие:
    • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),
    • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,
    • продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать Интернет-ресурсы и литературные источники,

o   продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.  

                                                                                                                                                               Планируемые результаты:                                                                                                                   Обучающиеся получают представление об основных доказательства развития органического мира.

Методы обучения:                 Частично поисковый.

 

Форма организации

учебной деятельности:          урок с использованием Интернет-ресурсов.

Оборудование:

  • компьютеры, выход в Интернет
  • коллекции “Формы сохранности ископаемых видов растений и животных”;
  • таблицы “Схемы кровообращения позвоночных”, “Схемы строения головного мозга позвоночных”, “Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные”;
  • объемные таблицы “Развитие зародышей хордовых животных”.

Ход урока

I. Проверка знаний – фронтальная  беседа.

  1. Определите понятие эволюции.
  2. Назовите периоды развития эволюции.
  3. Расскажите об основных взглядах и ошибках Ж.Б.Ламарка, определите роль его трудов в развитии биологии.
  4. Какова роль К. Рулье в распространении эволюционных взглядов в России?
  5. Какие предпосылки возникновения дарвинизма вам известны?
  6. Назовите основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.
  7. Назовите движущиеся силы эволюции.

II. Актуализация знаний:

Существование факта  эволюции, как процесса исторического развития живых организмов от простых форм к более высокоорганизованным, был принят учеными и подтвержден данными различные наук. На сегодняшний день биохимия, палеонтология, генетика, эмбриология, анатомия, систематика и многие другие науки  располагают фактами, доказывающими существование эволюционного процесса. Поэтому  цель этого урока: выявить и раскрыть сущность основных доказательств эволюции. (презентация.)

III. Изучение нового материала:

  1. Просматривают презентацию(рассказ)
  2. Обучающиеся получают карточку-задание для работы с Интернет- ресурсом:

 

Карточка – задание к теме «Доказательства эволюции»

 

Выйдите на сайт  http://www.darwin.museum.ru/expos/floor3/Evol/geo.htm - «Доказательства эволюции».  (   http://www.google.ru  Доказательства эволюции )

  1.  

Задание по теме «Биохимические доказательства»

1. Откройте страницу «Биохимические доказательства» и прочтите текст.

2. Дайте ответы на вопросы:

  1. Что является элементарной единицей строения всех живых организмов?
  2. Каков химический состав организмов?
  3. О чем говорит универсальность генетического кода?
  4. Молекулы, какого вещества являются аккумуляторами энергии для живых организмов?
  5. Есть ли различия в процессах митоза и мейоза?

3. Сформулируйте вывод о роли данных биохимии в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов,   запиши в тетрадь.

Задание по теме «Морфологические доказательства».

1. Откройте страницу «Морфологические доказательства» и прочтите текст.

2. Дайте определения ключевым понятиям: сравнительная анатомия, гомологичные органы, дивергенция, аналогичные органы, конвергенция, рудиментарные органы, атавизмы.

3. Рассмотрите рисунки и таблицы “Схемы строения кровообращения позвоночных”, ”Схемы строения головного мозга позвоночных”, модели головного мозга позвоночных, гербарий растений.

4. Сравните строение кровеносной системы, головного мозга позвоночных, строение растений от водорослей до покрытосеменных. Сделайте вывод об усложнении в строении различных систем органов живых организмов. Что это доказывает?

5. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий, приводя примеры гомологичных, аналогичных, рудиментарных органов и атавизмов.

6. Определите их значения, как доказательств эволюции. (Что доказывает существование рудиментов, атавизмов, гомологичных и аналогичных органов? В результате чего образуются?)

7. Сформулируйте вывод о роли данных сравнительной анатомии в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов, запиши в тетрадь.

Задание по теме «Эмбриологические доказательства».

1. Откройте страницу «Эмбриологические доказательства» и прочтите текст.

2. Дайте определения ключевым понятиям: эмбриология, биогенетический закон.

3. Рассмотрите рисунки на странице сайта.

4. Сравните строение зародышей. Сделайте вывод о схожести в строении на ранних этапах развития зародыша и усложнении в строении зародыша различных классов хордовых организмов по мере их развития. Что это доказывает?

5. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий.

6.Определите их значения, как доказательств эволюции.

7.Сформулируйте вывод о роли данных эмбриологии в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.

8. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, подготовьте устный ответ по теме “Эмбриологические доказательства”, запиши в тетрадь.

Задание  по теме «Палеонтологические доказательства».

1. Откройте страницу «Палеонтологические доказательства» и прочтите текст.

2.Дайте определения ключевым понятиям: палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы.

3. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий, приводя примеры переходных форм и филогенетических рядов. Выпишите имя ученного, обнаружившего последовательные ряды ископаемых форм. Коротко опишите историю развития лошадей.

4. Рассмотрите коллекцию “Формы сохранности ископаемых видов растений и животных” и рисунки сайта.

5. Определите значения ископаемых остатков, как доказательств эволюции. Выпишите в тетрадь, главные из них.

6. Сформулируйте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов, запиши в тетрадь.

Задание по теме «Биогеографические доказательства»

1. Откройте страницу «Биогеографические доказательства» и прочтите текст.

2. Дайте определения ключевым понятиям: биогеография, биогеографические области, материковая флора и фауна, островная флора и фауна.

3. Рассмотрите рисунки на странице сайта.

4. Сравните флору и фауну Палеоарктической и Неоарктической областей; острова Мадагаскар и Африки; Австралии и остальных материков? Сделайте вывод о схожести и различиях флоры и фауны указанных областей и материков. Выявите причины схожести и различий?

7.Сформулируйте вывод о роли данных биогеографии в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов, запиши в тетрадь.

2. Самостоятельная работа учащихся в парах с Интернет-ресурсом (сайт «Доказательства эволюции)                                                                                                                                                        3. Рефлексия. Подведение итогов самостоятельной работы учащихся с сайтом «Доказательства эволюции»                                                                                                                                                     Обсуждение вопросов:

1.      Что является элементарной единицей строения всех живых организмов?

2.      Из каких веществ состоят клетки всех живых организмов?

3.      Что является источником энергии в клетках  всех живых организмов?

4.      Что является носителем генетической информации в клетках  всех живых организмов? Приведите примеры.

5.      Сделайте вывод о роли биохимических материалов в доказательстве эволюции.

6.      Какая наука лежит в основе морфологических доказательств?

7.      Какие органы называются гомологичными (примеры), аналогичными (примеры), рудиментарными (примеры), атавизмами (примеры)? Что они доказывают? В результате чего образуются?

8.      Сделайте вывод о роли сравнительно-анатомических данных в доказательстве эволюции.

9.      Какая наука лежит в основе эмбриологических доказательств?

10.  Назовите признаки сходства зародышей типа хордовых? Что они доказывают?

11.  Сформулируйте биогенетический закон. Кем и когда он был установлен?

12.  Какое значение в разработке теории онтогенеза сыграли исследования академика А.Н. Северцева?

13.  Сделайте вывод о роли эмбриологических данных в доказательстве эволюции.

14.  Какая наука лежит в основе палеонтологических доказательств?

15.  Какие организмы являются переходными формами? Что они доказывают? Приведите примеры переходных форм.

16.  Дайте определение филогенетическим рядам. Назовите ученного, обнаружившего последовательные ряды ископаемых форм. Расскажите об истории развития лошадей.

17.  Сделайте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюции.

18.  В чем причина сходства флоры и фауны Палеоарктической и Неоарктической областей?

19.  Почему флора и фауна Мадагаскара сильно отличается от Африканской?

20.  Почему флора и фауна Австралии отличается от флоры и фауны остальных материков?

21.  Сделайте вывод о роли биогеографических данных в доказательстве эволюции.

2.      Закрепление знаний.       

    Тест: Доказательства эволюции.

1. К палеонтологическим доказательствам эволюции относятся:                                                            А – ископаемые переходные формы;                                                                                                             Б – атавизмы, проявляющиеся у разных групп организмов;                                                                                                                            В – сходство зародышей у организмов разного вида;                                                                                     Г – наличие рудиментарных органов.

2. Органы или их части, не функционирующие у взрослых организмов. Присутствующие в видезачатков – это:                                                                                                                                     А – гомологичные органы;           Б – аналогичные органы;       В – рудименты;   Г – атавизмы

 3. Органы, развивающиеся из одинаковых эмбриональных зачатков, - это

А – гомологичные органы;    Б – аналогичные органы;  В – рудименты;    Г – атавизмы.

4. Ряды ископаемых форм, отражающие ход филогенеза в процессе эволюции, относятся к …доказательствам

Б – морфологическим; В – палеонтологическим;  А- биогеографическим; Г – анатомическим.                                  

 5.  К эмбриологическим доказательствам эволюции относится

А – явление гомологии органов;               Б – проявление атавизма;        В – сходство зародышей у организмов разного вида;          Г – наличие рудиментарных органов.

6.  Органы, развившиеся из различных эмбриональных зачатков, но выполняющие сходные функции у разных организмов, - это

А – гомологичные органы; Б – аналогичные органы; В – рудименты;  Г – атавизмы.

  1. Из перечисленных признаков выпишите:

1 вариант – атавизмы,                     2 вариант – рудименты.

    1. Наличие хвостового отростка у ребенка,

б.  Третье веко у человека,

в. Копчик,

г. Многососковость у человека,

д. Аппендикс,

ж. глаза у детеныша крота,

з. незаросшие жаберные щели у человека,

е. третий палец у лошади.

  1. Какие органы являются гомологичными:

1 вариант – легким человека,                   2 вариант – волосяному покрову кошки

а. Рука шимпанзе,

б. Легкие лягушки,

в. Чешуя на коже ящерицы,

г. Перья птицы,

д. Жабры рыбы,

ж. Легкие голубя,

з. Иглы ехидны,

е. Волоски на теле шмеля

  1. Поясните чем объясняется сходство:

1 вариант – гусениц бабочек и кольчатых червей;                                          

2 вариант – головастика лягушки и малька рыбы.                                                               

 

Домашнее задание: повторить конспект урока; приготовить рассказ о доказательствах

эволюции.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План урока по биологии на тему "Доказательство эволюции""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель научной организации

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

                ТЕМА УРОКА: «Доказательства эволюции»

Планируемые результаты:                                                                                                                   Обучающиеся получают представление об основных доказательства развития органического мира.

Методы обучения:                 Частично поисковый.

 

Форма организации

учебной деятельности:          урок с использованием Интернет-ресурсов.

Оборудование:

  • компьютеры, выход в Интернет
  • коллекции “Формы сохранности ископаемых видов растений и животных”;
  • таблицы “Схемы кровообращения позвоночных”, “Схемы строения головного мозга позвоночных”, “Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные”;
  • объемные таблицы “Развитие зародышей хордовых животных”. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 857 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контроль знаний по биологии в 10 классе. Контрольные работы
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: Глава 2. Структура и функции клетки
  • 01.10.2020
  • 7001
  • 67
«Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1958
    • DOCX 1.1 мбайт
    • 44 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Милицкова Нина Егоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Милицкова Нина Егоровна
    Милицкова Нина Егоровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5955
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 361 человек

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Вероятность и статистика в рамках обновленного ФГОС

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе