«Электронные
таблицы».
Тема
урока:
«Использование
функций».
Класс:
10-В
Тема урока: «Использование функций».
Вид урока: урок-практимум, с элементами изложения нового материала.
Цели:
· Обучающие
1.
Научить навыкам работы с
формулами и функциями в электронных таблицах;
2.
Обеспечить в ходе урока
повторение основных терминов и понятий темы “Электронная таблица”.
3.
Продолжить формирование
навыков работы с электронной таблицей.
4.
Дать понятие о расчетных
операциях в электронной таблице, показать назначение и возможности применения
формул в ЭТ.
· Развивающие
1.
Развить логического
мышления, индуктивных и дедуктивных приёмов рассуждений, памяти, внимания,
творческого мышления направленных на выбор оптимальных решений;
2.
Совершенствование
коммуникативно-технических умений, умений оценивать результаты выполненных
действий.
3.
Применять полученные
знания при решение задач различной направленности .
· Воспитательные
1.
Воспитывать
дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, культуру речи.
2.
Развивать познавательный
интерес, эстетического чувства гармонии, ответственности.
Оснащение урока: программа Microsoft Excel, компьютерная презентация
«Использование функций», дидактический раздаточный материал, мультимедийный
проектор.
План урока
- Оргмомент.
- Фронтальный опрос
(проверка домашнего задания).
- Презентация нового
материала (объяснение).
- Домашнее задание.
- Выполнение
индивидуального задания.
- Систематизация и
обобщение знаний.
- Заключение.
ХОД УРОКА
1. Организационный
момент.
Мотивация: Сегодня необходимо научиться работать с функциями и формулами,
используемыми в электронных таблицах. Эти знания значительно облегчат расчеты в
электронных таблицах. Нужно внимательно слушать и запоминать весь новый материал.
2. Фронтальный
опрос.
На прошлом занятии мы
уже говорили о дополнительных возможностях программы Excel.
1.
Вспомним, для чего нужна
эта программа? (для создания таблиц , графиков , диаграмм)
2.
Какое программное средство
называют ЭТ? (Электронная таблицы - это программное средство для работы с
числовыми данными)
3.
Какие данные могут
храниться в ячейке? (в качестве информационных объектов можно выделить текст,
числа, формулы)
4.
Из чего состоит адрес
ячейки? (Из имени столбца и имени строки)
5.
Что такое ячейка? Какая
ячейка называется активной? (Ячейка - минимальный элемент таблицы, ячейка,
выделенная черной рамкой, называется текущей или активной).
6.
Что такое диапазон? Как он
обозначается? ( Диапазон- совокупность выделенных ячеек, для обозначения
диапазона используется следующие ячейки: имя верхней и имя правой нижней).
7.
С чего начинается формула?
(Со знака =).
8.
какие форматы записи
числа могут храниться в ячейке? (Денежный, текстовый, числовой, процентный…).
9.
Назовите основные
назначения и функции ЭТ?( Ввод и редактирование данных, Форматирование табличных
данных, Выполнение вычислений по формулам, Анализ табличных данных, Графическое
представление данных, Работа со списками).
10.
Составные части окна?
11.
Как называется документ Excel и
какое он имеет расширение? (Документ- рабочая книга, расширение - .xls).
12.
сколько содержит листов
новая рабочая книга? (3).
13.
Назовите виды
форматирования. (выравнивание, изменения начертания, размера, цвета шрифта,
задание границ ячейки, диапазона ячейки, таблицы).
Актуализация знаний
Использование видеофрагмента «Использования формул».
3. Презентация
нового материала (объяснение).
Кроме арифметических операций, табличные процессоры
имеют довольно большой набор встроенных функций, позволяющих выполнять более
сложные вычисления: логические, статистические, аналитические, финансовые и
т.п. Встроенные функции предоставляют множество интересных и полезных
возможностей.
Функция — это
программа, которая выполняет определенные операции или вычисляет некоторую
величину, например итоговое значение, среднее значение, величину ежемесячных
процентных отчислений или среднее геометрическое группы чисел.
Аргументы — это величины, которые используются для вычисления
значения функции. Результат вычисления функции называется возвращаемым
значением.
Правила записи функций:
Скобки, ограничивающие
список аргументов, всегда должны быть парными
Пробелы перед скобками и
после них не допускаются
Отдельные аргументы должны
быть разделены запятыми
Аргументы могут
принадлежать различным типам величин
Категория
|
Назначение функций
|
Финансовые
|
Вычисление процентной ставки, ежемесячных и амортизационных
отчислений.
|
Дата и время
|
Отображение текущего времени, дня недели, обработка значений
даты и времени.
|
Математические
|
Вычисление абсолютных величин, стандартных тригонометрических
и тригонометрические функций, определителя матрицы, значения
квадратного корня числа.
|
Статистические
|
Вычисление среднего арифметического, дисперсии, среднеквадратического
отклонения, наибольшего и наименьшего
чисел выборки, коэффициентов корреляции.
|
Ссылки и массивы
|
Вычисление значения определенного диапазона; создание гиперссылки на
сетевые документы или веб-документы.
|
Работа с базой данных
|
Выполнение анализа информации, содержащейся в списках или базах
данных.
|
Текстовые
|
Преобразование регистра символов текста, усечение заданного
количества символов с правого или левого края текстовой строки, объединение
текстовых строк.
|
Логические
|
Обработка логических значений.
|
Информационные
|
Передача информации о текущем статусе ячейки, объекта или среды
из Excel в Windows.
|
Инженерные
|
Выполнение операций с комплексными переменными, преобразование из
одной системы счисления в другую и т.д.
|
Ввод функций с помощью мастера функций:
·
С помощью Вставка –
Функция;
·
С помощью значка
Появляется диалоговое окошко:
1.
2.
3.
Вопросы для закрепления
Каковы правила записи
функций в ЭТ?
Как ввести функцию в
формулу с помощью мастера функций?
На какие категории делятся
функции?
Практическая часть:
1.
Путевки:
форматирование таблицы и перевод в гривны
курс
доллара
|
5,05
|
гривен
|
страна
|
цена
в долларах
|
цена
в гривнах
|
Англия
|
236
|
|
Венгрия
|
110
|
|
Португалия
|
700
|
|
Югославия
|
173
|
|
Польша
|
167
|
|
|
|
|
2.
Сколько энергии
требуется затратить, чтобы расплавить свинец массой 20
кг, взятый при температуре плавления? Рассчитаем по формуле:
Теперь найдем, сколько
требуется затратить энергии для 350
кг меди и 30 кг железа?.
3. Рассмотреть
таблицу о средней продолжительности жизни населения на земле и сделать вывод:
В таблице отметить цветом ячейки
соответствующие максимальному и минимальному возрасту
4.
Посчитать
доходы книжного магазина.
Порядок выполнения работы:
·
Заполняем
столбец “Общая стоимость”: выделить ячейку D2 и с помощью формулы =C2*B2
вычисляем общую стоимость книг. Для заполнения всего столбца копируем формулу в
ячейки Е3:Е8. используя маркер автозаполнения
·
Заполняем
столбец “Остаток”: выделить ячейку F2 и с помощью формулы =В2-Е2 вычисляем
остаток книг. Для заполнения всего столбца копируем формулу в ячейки
F3:F8.используя маркер автозаполнения
·
В
строке “Итого” вычисляем сумму по данным в каждом столбце, используя
“Автосумму”
·
Используя логическую функцию в столбец G
ввести формулу, которая позволяет получить в ячейках столбца слово “Ввоз”, если
остаток товара на складе меньше 1000штук, в противном случае должен быть
получен знак “-”.
Книги
|
Количество
|
Стоимость
одной книги
|
Общая
стоимость
|
Продано
|
Остаток
|
Следующий
завоз
|
Классическая
литература
|
2500
|
80,00
грн.
|
200 000,00 грн.
|
1400
|
1100
|
-------
|
Детективы
|
400
|
60,00
грн.
|
24 000,00 грн.
|
255
|
145
|
Ввоз
|
Романы
|
3500
|
25,00
грн.
|
87 500,00 грн.
|
3500
|
0
|
Ввоз
|
Художественная
литература
|
2800
|
50,00
грн.
|
140 000,00 грн.
|
2400
|
400
|
Ввоз
|
Фантастика
|
1300
|
20,00
грн.
|
26 000,00 грн.
|
98
|
1202
|
-------
|
Триллер
|
700
|
25,00
грн.
|
17 500,00 грн.
|
569
|
131
|
Ввоз
|
Учебники
|
4000
|
20,00
грн.
|
80 000,00 грн.
|
3985
|
15
|
Ввоз
|
итого
|
|
|
|
|
|
|
То что выделено считают ученики!!!!
Вычисление столбца
«Следующий завоз»: Вставка- Функции- Логические - Если
5.
Рассмотреть таблицу
стран, заполнить столбцы: «Столица», «Часть света», «Номер».Найти максимальное
и минимальное население страны, максимальную и минимальную площадь, с помощью
встроенных функций, и отметить в таблицы соответствующим цветом.
№
|
страна
|
столица
|
часть
света
|
население
|
площадь
|
|
Австрия
|
|
|
7513
|
84
|
|
Великобритания
|
|
|
55928
|
244
|
|
Греция
|
|
|
9280
|
132
|
|
Афганистан
|
|
|
20340
|
647
|
|
Япония
|
|
|
114276
|
372
|
|
Франция
|
|
|
53183
|
551
|
|
Китай
|
|
|
8268
|
450
|
|
Египет
|
|
|
38740
|
1001
|
|
Сомали
|
|
|
3350
|
638
|
|
США
|
|
|
217700
|
9363
|
|
Мексика
|
|
|
62500
|
1973
|
Максимальное
население страны
|
|
|
|
Минимальное
население страны
|
|
|
|
Максимальная
площадь страны
|
|
|
|
Минимальная
площадь страны
|
|
|
|
6.
Задача: Древний архитектор создал проект пирамиды.
Действительно, загадочная долина
Гиза, с самой большой пирамидой Хеопса находится в Египте, но пирамиды есть не
только в Египте. Решив задачи, мы с вами узнаем, в каких странах еще есть
пирамиды.
1-ый ярус
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
2-ой ярус
|
|
|
|
14
|
12
|
14
|
|
|
3-ий ярус
|
|
|
16
|
14
|
14
|
14
|
16
|
|
4-ый ярус
|
|
18
|
16
|
16
|
16
|
16
|
16
|
18
|
Чтобы построить первый
ярус пирамиды надо 8 больших камней, для второго - 12 камней в центр и по 14
камней по краям и т.д. (см. план архитектора). Сколько необходимо заказать камней у каменотесов для постройки данной
пирамиды?(238)
Пирамиды находятся на территории
современной Мексики, Перу, Гондураса и Гватемалы.
6.
Рассмотреть таблицу
и посчитать самый большой алмаз:
Систематизация и обобщение
знаний (тест)
1.
Соединить определения:
1.
выдается при указании аргумента или операнда недопустимого
типа.
2.
отсутствует диапазон ячеек, на который ссылается формула (возможно,
он удален);
3.
нет данных для вычислений.
4.
задан неправильный аргумент функции, например, v(-5).
5.
в формуле используется имя, отсутствующее в списке имен
диалога Присвоение имени.
6.
в формуле указано пересечение диапазонов, но эти диапазоны не
имеют общих ячеек.
7.
попытка деления на 0.
8.
Не хватает места для данных.
|
|
1.
#ДЕЛ/0
2.
#ИМЯ?
3.
#ЗНАЧ!
4.
#ССЫЛКА!
5.
#Н/Д
6.
#ЧИСЛО!
7.
#ПУСТО!
8.
# # # #
|
|
2.
Чему равны значения клеток
B1, B2, B3, в режиме отображения значений?
|
A
|
B
|
1
|
6
|
3
|
2
|
=A1+B1
|
=A1/B1
|
3.
Что будет выведено в
ячейках A2 и B2, в режиме отображения значений?
|
A
|
B
|
1
|
23
|
=A2+B3
|
2
|
47
|
=A1+A3
|
3
|
12
|
=A3+B1
|
4.
Какие формулы могут
находиться в ячейках A2 и B2?
5.
Адрес ячейки в Excel –
это …
a) Любая последовательность символов;
b) Индекс столбца и номер строки;
c) Адрес ячейки оперативной памяти;
d) Номер строки и номер столбца.
6.
Ячейка в электронной
таблице называется текущей, если…
a) в ней содержится формула;
b) в ней находится курсор;
c) она содержит текстовую информацию.
7.
Ячейка электронной
таблицы может содержать:
a) Только формулу;
b) Числа, формулы и текст;
c) Только числа и текст;
Выставление оценок
Домашнее задание
Выучить основные понятия в конспекте. Прочитать глава
7 § 3 стр. 386-392 в учебном пособии для 10-11 классов «Информатика» под
редакцией И.Т.Зарецкой, Б.Г.Колодяжного.
Заключение
На уроке мы познакомились с тем, как
проводить расчеты с использование электронных таблиц. Выставление оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.