- Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
- Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
- 04.10.2020
- 1161
- 37
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Дыхание многоклеточных животных. Строение дыхательной системы позвоночных животных.
Цель: расширение представлений учащихся о дыхании живых организмов,
раскрытие роли дыхания в жизни животных; особенности дыхания связанные со средой обитания; формирование умений узнавать органы, системы органов
животных на рисунках, таблицах; формирование опыта равноправного
сотрудничества учителя и учащихся.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в парах.
Структура урока:
1. Оргмомент
2. Проверка изученного материала
3. Целеполагание и мотивация
4. Изучение нового материала
5. Закрепление и применение знаний
6. Самоконтроль
7. Подведение итогов
8. Домашнее задание
Методы обучения: частично-поисковый (на этапе изучения нового материала
при организации самостоятельной работы по карточкам); проблемный
(на этапе закрепления и применения знаний).
Приёмы:
- беседа (на этапе проверки изученного материала),
- приём вызова (возврат к накопленным знаниям: «Что вы знаете о дыхании
животных?»),
- самостоятельная работа по карточкам с текстом учебника с целью создания
условий для развития навыков самостоятельного усвоения материала,
- приём сравнения при установлении сходства и различия органов дыхания
животных, сходства дыхания растений и животных,
- тестовый контроль,
- самооценивание (когда в роли учителя выступают ученики, что даёт им
возможность утвердиться и осознать себя как личность),
Ход урока:
1. Оргмомент приветствие учащихся, отметка отсутствующих, установочная беседа,
психологический настрой учащихся на урок. Листы самооценки, таблица «ЗХУ»
2. Актуализация прежних знаний. Обобщение материала о пищеварительных системах.
Фронтальный опрос
- какую роль выполняет в организме пищеварительная система? (участвует в изменении
питательных веществ
- назовите органы пищеварительной системы животных ( желудок, кишечник,
ротовая полость)
Задание 1 флипчарт: в правильном порядке расположить органы пищеварительной системы
Животных. Учащиеся выполняют в тетради.
Задание 2 Ответить на вопросы
1. у этих животных в ротовой полости нет зубов (лягушки, птицы)
2. у этих животных желудок 2х камерный (птицы)
3 . у этих животных кишечник в 20 раз длиннее тела (жвачные млекопитающие)
4. у этих животных желудок 4х камерный
5. у этих животных желудок выполняет роль зубов (птицы)
6. у этих животных есть зоб
7.у этих животных зубы, челюсти и язык выполняет функцию захватывания, измельчения,
проталкивания пищи в глотку .
А. Рыбы
7
Б. Земноводные
1,7
В. Птицы
1,2, 5, 6,
Г. Пресмыкающиеся
7
Д. Млекопитающие
3,4,
Задание 3 Слова- перевертыши
Составить название известных терминов из слогов.
1Вод-пи-ще (пищевод),2 ел-чжь (желчь),3 мен-фер-ты (ферменты), бы-у-зы (зубы)
Задание 4 Кроссворд «Органы пищеварения»
Вопросы:
1 укрепляет зуб в лунках челюстей
2 орган пищеварительной системы, выполняющий
функцию проглатывания пищи
3 отдел желудка птиц
4 отдел желудка жвачных млекопитающих
5 самая крупная железа пищеварительной системы
6 эти млекопитающие, питающиеся мясом, имеют
короткий кишечник
7 это вещество интенсивно всасывается в толстом
кишечнике
7 правильных «5»; 6-5 - «4»; 4-3 - «3»; 3-0- «2»
Задание 5 Работа с текстом:
Выписать номера неправильных суждений
1 все животные питаются одинаковой пищей
2 у всех животных одинаковое строение пищеварительной системы
3 зоб имеют животные, которые не имеют зубов
4 зубы делятся по функциям у млекопитающих
5 пища движется в направлении из желудка в пищевод
6 клоаку имеют млекопитающие
7 рыбы не имеют зубов
8 ферменты желудочного сока помогают переваривать пищу
Правильные ответы:
1, 2, 5, 6, 7.
5 правильных ответов «5»; 4 – «4»; 3 – «3»; 2 – « 2».
Физминутка
Раз- подняться, подтянутьсяДыхание многоклеточных животных. Строение дыхательной системы позвоночных животных.
Цель: расширение представлений учащихся о дыхании живых организмов,
раскрытие роли дыхания в жизни животных; особенности дыхания связанные со средой обитания; формирование умений узнавать органы, системы органов
животных на рисунках, таблицах; формирование опыта равноправного
сотрудничества учителя и учащихся.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в парах.
Структура урока:
1. Оргмомент
2. Проверка изученного материала
3. Целеполагание и мотивация
4. Изучение нового материала
5. Закрепление и применение знаний
6. Самоконтроль
7. Подведение итогов
8. Домашнее задание
Методы обучения: частично-поисковый (на этапе изучения нового материала
при организации самостоятельной работы по карточкам); проблемный
(на этапе закрепления и применения знаний).
Приёмы:
- беседа (на этапе проверки изученного материала),
- приём вызова (возврат к накопленным знаниям: «Что вы знаете о дыхании
животных?»),
- самостоятельная работа по карточкам с текстом учебника с целью создания
условий для развития навыков самостоятельного усвоения материала,
- приём сравнения при установлении сходства и различия органов дыхания
животных, сходства дыхания растений и животных,
- тестовый контроль,
- самооценивание (когда в роли учителя выступают ученики, что даёт им
возможность утвердиться и осознать себя как личность),
Ход урока:
1. Оргмомент приветствие учащихся, отметка отсутствующих, установочная беседа,
психологический настрой учащихся на урок. Листы самооценки, таблица «ЗХУ»
2. Актуализация прежних знаний. Обобщение материала о пищеварительных системах.
Фронтальный опрос
- какую роль выполняет в организме пищеварительная система? (участвует в изменении
питательных веществ
- назовите органы пищеварительной системы животных ( желудок, кишечник,
ротовая полость)
Задание 1 флипчарт: в правильном порядке расположить органы пищеварительной системы
Животных. Учащиеся выполняют в тетради.
Задание 2 Ответить на вопросы
1. у этих животных в ротовой полости нет зубов (лягушки, птицы)
2. у этих животных желудок 2х камерный (птицы)
3 . у этих животных кишечник в 20 раз длиннее тела (жвачные млекопитающие)
4. у этих животных желудок 4х камерный
5. у этих животных желудок выполняет роль зубов (птицы)
6. у этих животных есть зоб
7.у этих животных зубы, челюсти и язык выполняет функцию захватывания, измельчения,
проталкивания пищи в глотку .
А. Рыбы
7
Б. Земноводные
1,7
В. Птицы
1,2, 5, 6,
Г. Пресмыкающиеся
7
Д. Млекопитающие
3,4,
Задание 3 Слова- перевертыши
Составить название известных терминов из слогов.
1Вод-пи-ще (пищевод),2 ел-чжь (желчь),3 мен-фер-ты (ферменты), бы-у-зы (зубы)
Задание 4 Кроссворд «Органы пищеварения»
Вопросы:
1 укрепляет зуб в лунках челюстей
2 орган пищеварительной системы, выполняющий
функцию проглатывания пищи
3 отдел желудка птиц
4 отдел желудка жвачных млекопитающих
5 самая крупная железа пищеварительной системы
6 эти млекопитающие, питающиеся мясом, имеют
короткий кишечник
7 это вещество интенсивно всасывается в толстом
кишечнике
7 правильных «5»; 6-5 - «4»; 4-3 - «3»; 3-0- «2»
Задание 5 Работа с текстом:
Выписать номера неправильных суждений
1 все животные питаются одинаковой пищей
2 у всех животных одинаковое строение пищеварительной системы
3 зоб имеют животные, которые не имеют зубов
4 зубы делятся по функциям у млекопитающих
5 пища движется в направлении из желудка в пищевод
6 клоаку имеют млекопитающие
7 рыбы не имеют зубов
8 ферменты желудочного сока помогают переваривать пищу
Правильные ответы:
1, 2, 5, 6, 7.
5 правильных ответов «5»; 4 – «4»; 3 – «3»; 2 – « 2».
Физминутка
Раз- подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять
Изучение новой темы
Без пищи животные могут прожить определенное время, без воды меньше, а без чего смогут
прожить лишь несколько минут?
Сможете ли вы сформулировать тему и цели урока?
Сущность дыхания:
Питательные вещества + кислород = энергия для существования
Дыхание – это окисление органических веществ, ему предшествует газообмен.
Способы поглощения кислорода:
1. Свободный атмосферный газ 2. В растворенном воде
- наземными организмами - водными обитателями
Для поглощения кислорода у животных имеется специальная система органов,
называемая дыхательной.
-Многие ученые говорят о том, что строение органов дыхания животных зависит от
их среды обитания. Поэтому сегодня на уроке нам предстоит познакомиться
с особенностями дыхания животных и подтвердить или опровергнуть взгляды ученых
- Вспомните, что вы знаете о дыхании животных?
- Что хотели бы узнать о дыхании животных?
Задание 6 Организация работы в группах: работа с текстом учебника стр 133-139.
Выяснить особенности строения и дыхания
1 группа у гидры, дождевого червя, моллюсков.
2 группа раки, паук- крестовик, насекомые.
3 группа позвоночные животные рыбы.
4 группа земноводные, пресмыкающиеся.
5 группа птицы, млекопитающие.
Используя полученные данные, заполнить таблицу.
Название животного
Орган дыхания
Вид кислорода
Гидра
Поверхность тела
Растворенный в воде
Дождевой червь
Влажная слизистая кожа
Атмосферный
Улитки
Дыхательное отверстие→легкое
Атмосферный
Беззубка
Жаберные створки → сифоны
Растворенный в воде
Раки
Жабры
Растворенный в воде
Паук -крестовик
трахеи→легочные мешки
Атмосферный
Насекомые
Дыхальца →трахеи→легочные мешки
Атмосферный
Рыбы
Жабры
Растворенный в воде
Земноводные
Влажная кожа и легкие
Растворенный в воде; атмосферный
Пресмыкающиеся
Легкие
Атмосферный
Птицы
Воздушные мешки; легкие
Атмосферный
Млекопитающие
Легкие
Атмосферный
Органы дыхательной системы позвоночных Носовая полость→глотка→ гортань→
трахея→бронхи→легкие
Тест. « Дыхание животных»
1.Животным свойственны следующие типы дыхания:
а) клеточное и кожное;
б) жаберное, лёгочное и с помощью трахей;
в) все вышеперечисленные.
2.Млекопитающие дышат:
а) наружными жабрами;
б) легкими;
в) внутренними жабрами.
3.Кожное дыхание есть у:
а) собаки;
б) лягушки;
в) рыбы.
4.Клеточным дыханием обладают:
а) только одноклеточные организмы;
б) только многоклеточные организмы;
в) одноклеточные и некоторые многоклеточные.
5.Ячеистое строение легких позволяет:
а) дышать в воде;
б) увеличить внутреннюю поверхность лёгких во много раз;
в) не дышать.
Ключ: 1в, 2б, 3б, 4в, 5б.
Задание на дом:
§39 ответить на вопрос «С какой системой внутренних органов тесно связана
дыхательная система и почему?»
Проверка таблицы «ЗХУ»
Рефлексия
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять
Изучение новой темы
Без пищи животные могут прожить определенное время, без воды меньше, а без чего смогут
прожить лишь несколько минут?
Сможете ли вы сформулировать тему и цели урока?
Сущность дыхания:
Питательные вещества + кислород = энергия для существования
Дыхание – это окисление органических веществ, ему предшествует газообмен.
Способы поглощения кислорода:
1. Свободный атмосферный газ 2. В растворенном воде
- наземными организмами - водными обитателями
Для поглощения кислорода у животных имеется специальная система органов,
называемая дыхательной.
-Многие ученые говорят о том, что строение органов дыхания животных зависит от
их среды обитания. Поэтому сегодня на уроке нам предстоит познакомиться
с особенностями дыхания животных и подтвердить или опровергнуть взгляды ученых
- Вспомните, что вы знаете о дыхании животных?
- Что хотели бы узнать о дыхании животных?
Задание 6 Организация работы в группах: работа с текстом учебника стр 133-139.
Выяснить особенности строения и дыхания
1 группа у гидры, дождевого червя, моллюсков.
2 группа раки, паук- крестовик, насекомые.
3 группа позвоночные животные рыбы.
4 группа земноводные, пресмыкающиеся.
5 группа птицы, млекопитающие.
Используя полученные данные, заполнить таблицу.
Название животного
Орган дыхания
Вид кислорода
Гидра
Поверхность тела
Растворенный в воде
Дождевой червь
Влажная слизистая кожа
Атмосферный
Улитки
Дыхательное отверстие→легкое
Атмосферный
Беззубка
Жаберные створки → сифоны
Растворенный в воде
Раки
Жабры
Растворенный в воде
Паук -крестовик
трахеи→легочные мешки
Атмосферный
Насекомые
Дыхальца →трахеи→легочные мешки
Атмосферный
Рыбы
Жабры
Растворенный в воде
Земноводные
Влажная кожа и легкие
Растворенный в воде; атмосферный
Пресмыкающиеся
Легкие
Атмосферный
Птицы
Воздушные мешки; легкие
Атмосферный
Млекопитающие
Легкие
Атмосферный
Органы дыхательной системы позвоночных Носовая полость→глотка→ гортань→
трахея→бронхи→легкие
Тест. « Дыхание животных»
1.Животным свойственны следующие типы дыхания:
а) клеточное и кожное;
б) жаберное, лёгочное и с помощью трахей;
в) все вышеперечисленные.
2.Млекопитающие дышат:
а) наружными жабрами;
б) легкими;
в) внутренними жабрами.
3.Кожное дыхание есть у:
а) собаки;
б) лягушки;
6 664 016 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Алекса Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.