Проект
«Знаменитые горы-шиханы»
Проблема: «Недостаточный уровень знаний
детей о родном городе».
Актуализация проблемы:
Наш город Стерлитамак особенный: удивительный
ландшафт, сохранившаяся историческая часть города конца 19 — начала 20 века, богатое
культурное наследие, а самое, главное, достойные люди.
Мы уверены, что обращение к историческому и
культурному наследию родного города позволит решить многие задачи воспитания
патриотов Родины.
Знакомство дошкольников с историей родного
города является непростой задачей, потому что маленькому ребенку нелегко
осознанно представить устройство города, его историю, достопримечательности.
Работа должна вестись последовательно, от более близкого, знакомого (семья,
детский сад, микрорайон), к более сложному - город. Основой формирования у
детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является
работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у
ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом,
традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в
основу любви к Родине.
Тип проекта: информационно – практико
- ориентированный, краткосрочный
Задачи нравственно-патриотического воспитания
·
Воспитывать у
детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,
городу.
·
Формировать
бережное отношение к природе и всему живому.
·
Воспитывать
уважение к труду.
·
Развивать
интерес к окружающей природе.
·
Расширять
представления о горах-шиханах.
·
Продолжать знакомить
детей с трудом взрослых в городе.
·
Развивать
чувство ответственности и гордости за достижения города.
·
Формировать
экологически осознанное отношение к природе.
Решая
задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою
работу,
учитывая следующие принципы:
. «Позитивный
центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста)
· Непрерывность и
преемственность педагогического процесса
·
Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его
психологических особенностей, возможностей и интересов
· Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс
интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок
·Деятельностный подход
· Развивающий характер обучения, основанный на детской активности
План
работы с родителями по реализации проекта
«Знаменитые
шиханы»
1. Заинтересовать и привлечь родителей к
активному участию в реализации проекта «Знаменитые шиханы» (индивидуальные
беседы).
2. Провести анкетирование «Знаете, ли Вы
свой город?»
3. Привлечь родителей к сбору материалов,
необходимых для реализации проекта.
4.Совместное выполнение домашних заданий:
- фотографии с архива семейных фотографий;
- составление рассказов на тему «За что я
люблю свой город».
5.Оформить фотогазету «Стерлитамаковцы».
6. Оформить мини-библиотеку для родителей.
План мероприятий по реализации проекта
«Нравственно-патриотическое воспитание детей через
знакомство с историей и культурой малой Родины»
в старшей группе №4
|
Тема недели
|
Мероприятия
|
Декабрь
|
«Достопримечательности окрестностей
Стерлитамака – горы-шиханы»
|
Прослушивание песен о родном городе
(в записи).
Изготовление альбома «Мой родной
Башкортостан».
Рассказ воспитателя о природных
богатствах недр Башкортостана
Чтение легенд о горах-шиханах
Рассказ воспитателя об истории
Стерлитамака (Местоположение, особенности постройки, прошлое)
Выставка рисунков на
тему «Моя малая Родина»
Цель. Закрепить знания
детей о достопримечательностях города и его окрестностей; воспитывать любовь
к родному городу
Сюжетно-ролевая игра «Пароход по
Белой реке».
Видеопрезентация «Прогулка по
Стерлитамаку»
Конструирование «Мост через реку
Белая».
Чтение стихов о родном крае.
Рассказы детей из личного опыта
(кто где побывал)
ООД «Чтение легенды об Агидель и
Ашаке»
ООД- Аппликация «Машины на
перевозке сырья»
ООД – Рисование «У подножья горы»
ООД – Познание «Знаменитые горы
Стерлитамака»
Словотворчество с родителями
«Сочини частушку (стихотворение) о крае, городе»
Изготовление панно из природного
материала "Герб Стерлитамака»
Изготовление макета горы Таратау
Плакат «Сбережем горы»
Презентация коллекции «Кладовая
Земли»
Конкурс рисунков: "Город, что
сердцу дорог".
Экскурсия детей с родителями в
Краеведческий музей
Викторина «Что ты знаешь о горах?»
|
Приложение
I. В древние времена считалось, что на вершине горы Торатау
становишься ближе к главному божеству тюркских народов, богу неба – Кук Тарахэ.
Именно поднявшись на вершину, затратив значительные силы, можно было обратиться
к божеству: попросить изобилия, благополучия, преимущества перед врагами,
рассчитывая на исполнение просьбы.
При этом, сама гора, территория вокруг неё и озеро Тугар-Салган были священными
– нельзя было проводить сельскохозяйственных работ, тревожить или осквернять
эту землю.
II. В одной из пещер Торатау была заключена своим жестоким отцом
ханом красавица Диафет, за то, что хотела бежать с русским воином. Вход в
пещеру охранял огромный змей.
По легенде, Диафет была наделена магической силой и тому, кто спасет её должны
были стать доступны богатства и клады, спрятанные в недрах земли, даровалась
неуязвимость в боях.
По преданию, змей стерег Диафет день и ночь, и когда почуял скорый конец,
засыпал вход в пещеру. А красавица Диафет до сих пор ждет своего освободителя.
III. Гора Торатау была местом для совершения для совершения культовых
обрядов.
После принятия башкирами ислама они сохранили культ гор и другие обряды,
связанные с языческими обычаями.
IV. Торатау - священная гора для племен рода Юрматы.
Удобное географическое расположение, значительная высота, дающая отличный обзор
на десятки километров, большая по площади, ровная и плоская вершина являлись
наиболее подходящими условиями для проведения культовых обрядов.
Территория вокруг горы, включая и озеро Тугар-Салган, была запретной для
ведения хозяйственных работ, она должна была оставаться такой же чистой, как и
сама гора, способствуя очищению человеческой души от дурных помыслов.
С древних времен у подножия Торатау устраивались праздники, сюда приезжали люди
из близлежащих и отдаленных селений, они пели и плясали, готовили на кострах
национальные блюда.
Именно от горы Торатау мужчины отправлялись на ратную службу.
На Торатау поднимались, чтобы проститься с родными местами, и юрматинцы,
уходившие на Великую Отечественную войну. И там, на фронте, в жестоких боях они
помнили, что сражаются за свой народ, за свой край, за священную гору.
V. На горе
Тура-тау находилась ставка хана.
В древнем башкирском языке слово «тора» означало «крепость, город, укрепленное
жилое сооружение». Таким образом, Тура-тау – это «гора с крепостью,
гора-крепость», предполагает ученый Р. Шакур.
В «Памятной книжке Уфимской губернии за 1878 год» приводится одно из преданий,
в котором говорится: «на том месте, где гора Тура-тау или городская кочевал
какой-то ногайский хан, который, услыхав потом о возрастающем могуществе
русских…скрылся из этих мест куда-то на Кавказ». Оно не лишено реального
основания, так как «близь горы Тура-тау видны остатки земляного вала (не путать
с остатками сталинских лагерей), что доказывает, что здешняя местность была
когда-то обитаема» (там же).
VI. Шли возле горы
и бои - старшина
Юрматинской волости Кильмяк Нуруш возле горы Торатау вел бой против войск
казака Янарала Кирилла.
VII. Легенда про
Агидель и Ашака
Джигиты аула, где жила Агидель, бросали недобрые взгляды, но страх перед сыном
правителя края останавливал их. Лишь один из парней, самый смелый, самый
влюбленный, вступил с Ашаком в поединок, хотя и был безоружным. Но не
поддержали друзья отчаянного джигита. Безжалостно расправился с ним молодой
Ашак. Он набросил на него аркан и, красуясь на коне, протащил несчастного по
уличной пыли. Видела это Агидель, в ее сердце вспыхнула ненависть к злому,
заносчивому красавцу.
– Не приходи больше,– сказала она Ашаку.– Ты приносишь людям горе, я не могу
быть с тобой счастливой.
– Какое нам дело до людей?– Ответил Ашак.– Я увидел тебя, будешь купаться в
шелках и золоте, и дом наш будет полной чашей.
– Нет. Счастье двоих возможно только тогда, когда счастливы все люди, весь
народ.
– А-ха-ха!– засмеялся Ашак. – Все равно будет так, как я захочу.
Неожиданно он перекинул Агидель через луку седла и помчался во весь опор к
своему шатру.
Агидель сумела вырваться из его крепких рук, спрыгнула на землю и побежала. За
спиной бешено стучали копыта коня, но Агидель увертывалась то вправо, то влево,
не даваясь преследователю.
После сумасшедшей скачки конь забежал вперед. Вдруг захрипел и со стоном пал, загородив
дорогу Агидели. Ашак торжествовал победу. Тогда Агидель в отчаянии закричала:
– Отец, спаси меня!
– Никто не придет тебе на помощь,– зло усмехнулся Ашак.– А вот за любимого коня
ты у меня получишь.
И он хлестнул девушку камчой.
Но грозно встал вдали старик Урал. Сдвинул седые брови, закряхтел сердито. И
превратилась Агидель в светлую речку.
Побежал Ашак за ней, да никак не мог удержать ее, она выскальзывала из пальцев.
Тогда он упал на ее пути, надеясь собой перегородить дорогу. Обогнула его и
протекла мимо прекрасная Агидель.
В сердцах Ашак сорвал с плеча сокола и бросил в вдогонку девушке, обвернувшейся
речкой. Сокол раскинул крылья на пути Агидели, только и это не помогло.
– Вернись, Агидель!– закричал в тоске Ашак. Он вдруг понял, что не сможет без
нее жить. Агидель, не слушаясь, бежала дальше.
Тогда Ашак вырвал из груди свое каменное сердце и бросил его под ноги Агидели.
На миг остановилась Агидель, прикоснулась к сердцу, обежала его вокруг, да уже
не могла остановиться. Ведь она навсегда стала речкой.
Унеслась, уплыла она к старшей сестре Каме, а та отвела ее к Матери Волге.
И стоят с тех пор на том месте, где Ашак хотел остановить
Агидель, 4 шихана: Юрактау, что означает Сердце-гора, Куштау – двугорбая гора,
Шахтау, который в старину называли Ашактау, и одинокий шихан, похожий на
задранную морду павшего коня, но гору прозвали Торатау.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.