УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ №
20 г. Химки _______________ Ю.Н. Оболенская
«____»
_____________2011 г.
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по УВР ________________ С.В. Жучкова «____»_____________2011 г.
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по ВР _______________ Е.В. Синицина
«____»_____________2011
г.
|
ПЛАН РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
План работы по формированию культуры здорового образа и безопасного
образа жизни реализуется в соответствии с школьной Программой по формированию
культуры здорового и безопасного образа жизни, утвержденной педагогическим
коллективом 29.12.2011 г. Протокол № 3.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего, старшего
школьного возраста, формирование у детей и их родителей ответственного
отношения к здоровому образу жизни.
Задачи:
1.
Совершенствование нормативно-правовых условий развития и сохранения здоровья
учащихся.
2.
Создание комплекса управленческих условий, включающих:
- организационно-содержательные;
- информационно-аналитические;
- мотивационно-целевые;
- планово-прогностические;
- организационно-исполнительские;
- контрольно-диагностические;
- регулятивно-коррекционные.
3.
Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения
здоровья учащихся.
4.
Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения
эффективности управления образовательным процессом по сохранению развития и
здоровья учащихся.
5.
Сформировать представление о позитивных факторах,
влияющих на здоровье.
6.
Научить обучающихся осознанно выбирать поступки,
поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье.
7. Научить выполнять правила личной гигиены и развить
готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё
здоровье.
8. Сформировать представление о правильном (здоровом)
питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
9. Сформировать представление о рациональной организации
режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка
составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
10. Дать представление с учётом принципа информационной
безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная
активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и
причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других
психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.
11. Дать представление о влиянии позитивных и негативных
эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра
телепередач, участия в азартных играх.
12. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки
(релаксации).
13. Сформировать навыки позитивного коммуникативного
общения.
14. Сформировать представление об основных компонентах
культуры здоровья и здорового образа жизни.
15. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно
обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным
с особенностями роста и развития.
Принципы
формирования здорового образа жизни:
1.
Системный подход.
·
Человек представляет собой единство телесного и
духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать
эмоционально – волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью
ребенка.
·
Успешное решение задач валеологического воспитания
возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
2.
Деятельностный подход.
·
Валеологическая культура осваивается детьми в
процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей
на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.
3.
Принцип «не навреди!».
·
Предусматривается использование в работе только
безопасных приемов оздоровления, апробированных тысячелетием опытом
человечества и официально признанных.
4.
Принцип гуманизма.
·
В валеологическом воспитании признается
самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются
общечеловеческие ценности.
5.
Принцип альтруизма.
·
Предусматривает потребность делиться освоенными
ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».
6.
Принцип меры.
·
Для здоровья хорошо то, что в меру.
Сроки реализации
программы: 2011 - 2015 гг.
Ожидаемые
результаты:
ü
повышение уровня физического, психического и
социального здоровья детей;
ü
осознанное отношение детей, их родителей и
педагогов к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах
жизни;
ü
соблюдение оптимального режима учебного труда и
активного отдыха детей.
Ежегодная циклограмма
№ п/п
|
Наименование
мероприятия
|
Ответственный
за проведение мероприятия
|
Сроки
исполнения
|
1.
|
Анкетирование родителей
и учащихся.
|
Классный
руководитель, учитель
|
В
течение года
|
2.
|
Совместно с родителями
подготовить учебный кабинет к началу учебного года.
|
Классный
руководитель, родители
|
Июнь
- август
|
3.
|
Совместно с родителями
проводить генеральную уборку кабинета.
|
Классный
руководитель, родители
|
Раз в
четверть
|
4.
|
Совместно с родителями
проводить озеленение кабинета.
|
Классный
руководитель, родители
|
В
течение года
|
5.
|
Привлечение родителей к участию в
общешкольных родительских собраниях.
|
Классный
руководитель, актив родителей
|
В
течение года
|
6.
|
Прием и консультирование родителей по личным
вопросам, связанных со здоровым образом жизни.
|
Классный
руководитель
|
В
течение года
|
7.
|
По мере необходимости организация встреч с
медицинской сестрой, врачом, психологом, специалистами
психолого-педагогических центров «Семья» и «Успех».
|
Классный
руководитель
|
В
течение года
|
8.
|
Проведение дней открытых дверей в ОУ.
Посещение родителями открытых уроков и внеклассных мероприятий, посвященных
здоровому образу жизни.
|
Педагогический
коллектив
|
В
течение года
|
9.
|
Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение родителей
к участию в спортивно-массовых мероприятиях школы и Днях здоровья.
|
Классный
руководитель
|
9
сентября
7
апреля
|
10.
|
Проведение уроков здоровья и внеклассных
мероприятий по ЗОЖ.
|
Классный
руководитель, учитель
|
В
течение года
|
11.
|
Проведение бесед с родителями и учащимися о
вакцинации в соответствии с графиком.
|
Классный
руководитель, медицинская сестра
|
В
течение года
|
12.
|
Заполнение листка здоровья в классном
журнале.
|
Классный
руководитель, медицинская сестра
|
В
течение года
|
13.
|
Проведение мониторинга посещаемости
(графики, диаграммы и др.).
|
Классный
руководитель
|
Ежедневно
|
14.
|
Организация профилактических осмотров
обучающихся.
|
Классный
руководитель, медицинская сестра
|
В
соответствии с графиком МУЗ «Подрезковская
поликлиника»
|
15.
|
Привлечение семьи к участию в городских
мероприятиях: Дню города, Новому году, Масленице, Дню Победы.
|
Классный
руководитель
|
Сентябрь
Декабрь
Март
Май
|
16.
|
Организация досуговой деятельности учащихся.
Вовлечение в спортивные клубы и секции по интересам.
|
Классный
руководитель
|
В
течение года
|
17.
|
Проведение работы по привлечению контингента
обучающихся к систематическим занятиям физической культурой.
|
Классный
руководитель
|
Еженедельно
|
18.
|
Организация досуговой деятельности семьи
(туристические походы одного дня и др.).
|
Классный
руководитель, родительский актив класса
|
Май
|
19.
|
Привлечение учащихся к участию в спортивных
мероприятиях.
|
Классный
руководитель
|
В
течение года
|
20.
|
Контроль соблюдения учащимися гигиенических
норм и правил (наличие сменной обуви и чистой спортивной формы для занятий
физической культурой).
|
Классный
руководитель, учитель
|
Ежедневно
|
21.
|
Контроль мытья рук перед едой и после
туалета.
|
Классный
руководитель
|
Ежедневно
|
22.
|
Проведение инструктажей, бесед, внеклассных
мероприятий, классных часов и др. по технике безопасности.
|
Классный
руководитель
|
В
соответствии с графиком и планом работы
|
23.
|
Проведение классных и участие в школьных,
муниципальных конкурсах детского творчества, посвященного ЗОЖ.
|
Классный
руководитель
|
В
соответствии с графиком и планом работы
|
24.
|
Организация питьевого режима учащихся.
|
Классный
руководитель, родители
|
Постоянно
|
25.
|
Оформление стенда по ЗОЖ.
|
Классный
руководитель, родители
|
Постоянно
|
26.
|
Приобретение, систематизация и применение в
учебно-воспитательном процессе наглядных пособий, методической литературы,
мультимедийных программ, СD, DVD по
профилактике ЗОЖ.
|
Классный
руководитель, учитель, родители
|
Постоянно
|
27.
|
Разработка уроков, внеклассных мероприятий,
тестовых заданий, анкет, родительских собраний, бесед, презентаций и др. по
сохранению и укреплению здорового образа жизни.
|
Классный
руководитель, учитель
|
Постоянно
|
28.
|
Внедрение Паспорта здоровья школьника.
|
Классный
руководитель, медицинская сестра
|
Ежемесячно
|
29.
|
Внедрение в воспитательный процесс
учебно-методического комплекса «Все цвета, кроме чёрного» М.М. Безруких по
организации педагогической профилактики наркотизма.
|
Классный
руководитель
|
В
соответствии с планом работы
|
30.
|
Внедрение и апробация здоровьесберегающих
технологий в учебно-воспитательном процессе школы.
|
Учитель,
классный руководитель
|
Постоянно
|
31.
|
Соблюдение проветривания учебного кабинета.
|
Учитель,
классный руководитель
|
Ежедневно
|
32.
|
Проведение утренней зарядки с 8.25 до 8.30.
|
Учитель
|
Ежедневно
|
33.
|
Проведение и чередование от урока к уроку
физических минуток; упражнений для глаз, рук; дыхательной гимнастики; массажа
активных точек.
|
Учитель
|
На
каждом уроке
|
34.
|
Контроль гигиенических условий
(температурный режим, освещение класса и доски, неприятные звуковые
раздражители).
|
Учитель
|
Ежедневно
|
35.
|
При подготовке к уроку продумывать
чередование различных видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение,
слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание).
|
Учитель
|
Ежедневно
|
36.
|
Следить за продолжительностью и частотой
чередования видов деятельности (7-10 минут).
|
Учитель
|
Ежедневно
|
37.
|
Использование активизирующих методов
обучения (свободная беседа, деловая игра, дискуссия, самооценка и др.).
|
Учитель
|
Ежедневно
|
38.
|
Контроль во время урока за правильностью
посадки ученика и чередованием поз.
|
Учитель
|
Ежедневно
|
39.
|
Создание благоприятного психологического
климата в урочной деятельности.
|
Учитель
|
Ежедневно
|
40.
|
Подбор, использование и включение в урочной
деятельности текстов направленных на профилактику ЗОЖ.
|
Учитель
|
В
течение года
|
Тематика родительских собраний в 1-4 классе (2011 – 2015
гг.).
Класс, учебный год
|
Четверть
|
Тема родительского собрания
|
1 класс
2011/2012 уч. г.
|
1 четверть
|
Ребенок первоклассник. Что меняется?
|
2 класс
2012/2013 уч. г.
|
3 четверть
|
Режим дня школьника. Каким он должен
быть (собрание рецептов).
|
3 класс
2013/2014 уч. г.
|
1 четверть
|
Добро пожаловать в третий класс
(собрание-встреча).
|
4 класс
2014/2015 уч. г.
|
1 четверть
|
Здоровье сгубишь - новое не купишь!
|
2 четверть
|
Не запрет, а предупреждение вредных
привычек.
|
Тематика уроков, внеклассных мероприятий, бесед, классных
часов, тренингов
в 1-4 классе (2011 – 2015 гг.).
Класс, учебный год
|
Наименование мероприятия
|
1 класс
2011/2012 уч. г.
|
Беседа.
Организация учебного труда. Гиподинамия.
|
Внеклассное
мероприятие. Как сохранить хорошее настроение и дарить людям радость.
|
Урок
здоровья. Растем здоровыми.
|
Тренинг.
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
|
Час
досуга. Дружат дети на планете.
|
Беседа.
Наши зубы.
|
Беседа.
Как я делаю уборку дома и в школе.
|
Беседа.
Правила безопасного поведения.
|
Беседа.
Правильное питание – залог здоровья.
|
Беседа.
Гигиена зрения.
|
2 класс
2012/2013 уч. г.
|
Внеклассное
мероприятие. Прогулки по улицам города Здоровьесберегайска (праздник).
|
Тренинг.
Мои достоинства и недостатки.
|
Беседа.
Великие волшебники (что такое закаливание, способы).
|
День
коллективного отдыха родителей и детей.
|
Беседа.
Страх.
|
Беседа.
Личная гигиена. Уход за кожей лица, рук, ног; уход за ногтями.
|
Беседа.
Берегите зубы. Выбор зубной щетки, зубной пасты.
|
Занятия:
|
1.
Твои новые
друзья.
2.
Как ты
растёшь.
3.
Что ты
знаешь о себе.
4.
Твоё
настроение.
5.
Как ты
познаёшь мир.
6.
Твои чувства.
7.
Как изменить
настроение.
8.
Твои
поступки.
9.
Твои
привычки.
10.
Настольная
игра «Твой день».
|
3 класс
2013/2014 уч. г.
|
Внеклассное
мероприятие. Лесной тропой к крепкому здоровью (праздник).
|
Защита
мини-проектов о здоровом питании всей семьи.
|
Беседа.
Почему мы не ломаемся.
|
Беседа.
Тепло родного очага.
|
Урок
здоровья. Предупреждение бытового травматизма.
|
4 класс
2014/2015 уч. г.
|
Внеклассное
мероприятие. Молодость и здоровье – нам с бабулей подспорье (праздник-игра).
|
Внеклассное
мероприятие. Здоровье – это бесценный дар, береги здоровье смолоду.
|
Творческий
проект «Мое родословное древо».
|
Беседа.
Курить – здоровью вредить.
|
Занятия:
|
1.
Что вы
знаете друг о друге.
2.
Твой класс.
3.
Кто твой
друг.
4.
Как
научиться жить дружно.
5.
Как помириться
после ссоры.
6.
Какой у тебя
характер.
7.
Как
воспитать характер.
8.
Как сказать
«нет» и отстоять своё мнение.
9.
Фантастическое
путешествие.
10.
Конкурс
знатоков.
|
Учитель начальных классов,
классный
руководитель
А.В. Новиков
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.