Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПлан проведения мероприятий, посвященных 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

план проведения мероприятий, посвященных 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Скачать материал

 

 

Сценарий литературного вечера,

посвященного

200-летию со дня рождения

М.Ю. Лермонтова

 

 

 

 

 

Картинка 9 из 6431

 

 

 

 

«Страницы мятежной жизни…..»

 

 

 

 

 

Жанаева Р.С.,

                                                               учитель русского языка и литературы

 

 

                                                              

 

 

 

                                                Я рождён, чтоб целый мир был зритель             

                                                                                  Торжества иль гибели моей...

                                                                                               (Михаил Лермонтов)

Ведущий 1:

 

Жизнь Лермонтова похожа на легенду. Все необыкновенно в этой короткой, стремительной, вдохновенной и блистательной жизни. Неполных 27 лет – это трагически мало даже для гения. Но идут годы, десятилетия,  столетия, а мы, каждый раз читая или перечитывая великого поэта, ощущаем почти физически веяние этого неукротимого и мятежного духа, чувствуем, как обжигает нас палящий жар его сердца.

Родина, вольность, «чудный мир тревог и битв», громоносная буря, с которой рад обняться смелый человек, кипение крови и улыбка, алмазная твердость души и благодатная сила живых слов – во всем этом раскрывается перед нами волшебный мир поэзии Лермонтова.

И сегодня, в   день его рождения, мы собрались, чтобы послушать наших лучших чтецов стихотворений Лермонтова, собрались, чтобы почитать его стихи, поразмышлять вместе с поэтом, насладиться музыкальностью созвучия его слов.

 

Ведущий 2

Миссия Михаила Юрьевича Лермонтова на земле и в поэзии - одна из самых загадочных. Кто определил его судьбу? Кем он послан миру и зачем?

Белинский писал о нём: «Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли. Он прекрасен, полон поэзии даже тогда, когда человеческое чувство восстаёт против него: ему другое назначение, чем вам. Его страсти-бури, очищающие атмосферу!»

Ведущий 1:

Этот юноша буквально ворвался в русскую литературу, ошеломив всех страстной исповедальностью, смелым умом, чистотой языка и слога.

Бунин писал: «Я всегда думал, что наш великий поэт был Пушкин. Нет, это Лермонтов. Представить себе нельзя, до какой высоты мог бы подняться, если бы не погиб».

В 27 лет написано 400 стихотворений, 25 поэм, 5 драм, 7 повестей. А сколько было задумок!..

 

 

 

 

Чтец 1:

Как в прошлый век, печально и светло

Слетает лист березы в день осенний,

Как будто в мире не произошло

С тех пор ни войн, ни бед, ни потрясений.

Но лист коснулся гробовой плиты,

И содрогнулся мир, покой разрушив,

И нас вернул из тлена суеты

Вот в этот день к живым и мертвым душам.

И я гляжу с тоской на облака,

Плывущие сквозь вечность над планетой,

И прихожу к подножью Машука,

Чтоб ощутить трагедию поэта.

Мятущийся, как парус над волной,

И жаждущий неистовствующей бури,

Он оборвал на взлете голос свой,

Шагнув навстречу смертоносной пуле!

... Богаты мы ошибками отцов!

Как страшно вдруг понять сквозь годы это

Не сгинувшее в сонме голосов

Жестокое пророчество поэта.

(И.Белоусов "Боль памяти").

 

Ведущий 2:

 

Род Лермонтовых берёт начало от знаменитого шотландского барда, мага, чародея Томаса Лермонта. Имя Томаса было овеяно прекрасными легендами. Одну из них Вальтер Скотт воспел в балладе «Певец Фома». Юный Михаил был очарован легендой. И некоторые юношеские стихи подписывал - Лерма.

Природа наделила мальчика крайне обострёнными чувствами. Сам он вспоминал, что в 3 года плакал, слушая «колыбельную» матери, а в 10 лет впервые влюбился. Говорят, что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Так и вышло.

 

 

 

Ведущий 1:

Не много рождается поэтов, способных, видеть, слышать, чувствовать и описать. Лермонтов мог: знал языки, на память помнил сотни стихов, прекрасно рисовал, играл на флейте, скрипке. Видимо, поэтому природа наделена у него человеческими страстями. Утёс, пальма, сосна, листок - им ведомы радость и грусть.

 

Ранняя смерть матери, разлука с отцом, бабушкино воспитание - обострили чувства ребёнка.

«Моя душа, я помню,

С детских лет чудесного искала...»

Чтецы (5) читают стихотворения: «Горные вершины», «Ночевала тучка золотая...»,

«На севере диком», «Русалка», «Ангел».

(Звучит мелодия русской народной песни

«Ой, ты степь широкая...»)

чтец: читает стихотворение

«Люблю Отчизну я,

но странною  любовью...»

 

Ведущий 1:

Даниил Андреев в книге «Роза мира» высказал предположение, что очень давно на земле и вправду были титаны. Они выступили против Богов и были наказаны. Так вот Лермонтов сохранил и выразил душу одного из титанов. Он помнит:

Когда ещё ряды светил

Земли не знали меж собой,

В те годы я уж в мире был,

Смотрел очами и душой.

...Нас было много...

 

Ведущий 2:

После исключения из Московского университета, оказавшись в Гвардейской школе прапорщиков, два года Лермонтов ничего не пишет. «Парус» был первым стихотворением того периода. Духовный мир поэта - гармония, внешний - дисгармония. Он одинок: «В душе моей я создал мир иной...». Лермонтов понимает свою избранность, отдельность от толпы. Но с мотивами бегства от людей и одиночества он всё же вышел к людям.

 

 

 

Чтецы (2) читают стихотворения

«Элегия», «Парус».

Звучит романс «Белеет парус одинокий»

(Муз. А. Варламова)

 

Ведущий 1:

Никто так ярко не говорил с небесным сводом, никто с таким пониманием не описывал величие голубой бездны, полной звёзд. Лермонтов умел следить «полёт» ангела, ощущать, как «пустыня внемлет Богу» и «звезда с звездою говорит».

 

Ведущий 2:

Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышны звуки песен.

Всё, в чём есть искра жизни, в нём живёт,

Но для поэта он не тесен.

При жизни Лермонтова был издан всего один сборник, но какой! Самый строгий отбор произведений.

К сожалению, там ещё не было «Демона», «Маскарада», «Выхожу один я...», «Валерик».

 

Ведущий 1:

Светская жизнь Петербурга: балы, вечера, театры... Лермонтов посещал их, были у него и друзья, и приятели.

Но внутреннее недовольство собой обществом, глубокие раздумья о смысле жизни, «с небом гордая вражда», презрение к «воле рока» - и вызов - вызов Небу, Богу, толпе. «Львиная натура! Страшный и могучий дух!» А потому ощущение полной несвободы, замкнутости клетки, темницы, тюрьмы. И вслед за Пушкиным - «Узник».

 

Чтецы (2) читают стихотворения

«И скучно и грустно» ,«Узник».

 

 

 

Ведущий 2:

В 24 года Лермонтов ещё не был известен читателю. И Пушкин не знал о нём.

27 февраля 1837 года Россия была потрясена убийством Пушкина. Царская дочь Ольга назвала это событие «общественной катастрофой». Всем известна история стихотворения Лермонтова «Смерть поэта». Ведь оно и о самом Лермонтове...

Чтецы читают стихотворения

«Смерть поэта», «Молитва».

Ведущий 1:

                     В 24 года изгнание - это «судьба поэтов всех времён, но горше всех она казнит Россию»: Сибирь и Кавказ. Лермонтов - военный, значит, на войну.

Чтец читает стихотворение «Тучи».

Ведущий 2:

Синие горы Кавказа! Приветствую вас!

Вы взлелеяли детство моё,

Вы носили меня на своих одиноких хребтах,

Облаками меня одевали,

Вы к небу меня приучили,

И я с той поры все мечтаю о вас и о небе.

Кавказ для него - праматерь Земли, начало её начал. Как офицер он храбр, отважен, хороший командир. А поэту вблизи неба и звёзд творить легче!

Душа сама собою стеснена.

Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,

Находишь корень мук в себе самом,

И небо обвинить нельзя ни в чём...

Ведущий 1:

За синими горами осталась личная жизнь, друзья, театры, журналы, издатели, критики. Неудачи в любви, в общем-то, в 27 лет ещё не трагедия. Но чувства поэта ещё больше выражают одиночество, оторванность от мира людей...

Я не хочу, чтоб мир узнал

Мою таинственную повесть,

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь Бог да Совесть.

Женщины его юности, чьи судьбы сошлись случайно ли, предназначено ли... Это Екатерина Сушкова, Варвара Лопухина, Анна Столыпина, Наталья Иванова. Им посвящены многие стихотворения и рисунки поэта.

Чтецы (3) читают стихотворения

«Благодарю», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Я не унижусь пред тобою».

 

Ведущий 2:

Над поэмой «Демон» Лермонтов работал долго, постоянно возвращаясь и дорабатывая. Это его знаковая поэма. Демон - главный герой лирики. Это «душа» - мятущаяся, восставшая против творца Вселенной. Он между небом и землёй, у него нет прошлого, нет будущего. Он - дух, но русский дух, страдающий дух, сильный и слабый в любви к Тамаре.

Поэма смущала и волновала многих писателей, художников.

Мой юный ум, бывало, возмущал

Могучий образ; меж иных видений,

Как царь, немой и гордый, он сиял

Такой волшебно-сладкой красотою,

Что было страшно...

Ведущий 1:

Михаил Врубель знал эту поэму наизусть. В 1891 году в числе других художников он был приглашён иллюстрировать юбилейное издание сочинений Лермонтова.

Его иллюстрации к «Демону» стали значительным явлением и живописи.

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, пи ночь, - ни мрак, ни свет!

Чтец читает стихотворение пущинской поэтессы К. Петровской «К Демону».

Ведущий 1:

Лермонтов почти предсказал свою гибель, описал её детально в стихотворении «Сон». Ничего подобного в литературе тогда не было! Последнее написанное - «Пророк».

И вот дуэль. Благородство не позволило поэту, умевшему прекрасно стрелять, сделать это с такого близкого расстояния. И выстрелил вверх. А Мартынов целился больше минуты и в упор убил поэта...

Друг А. С. Пушкина князь Вяземский напишет: «В нашу поэзию стреляют удачно... Второй раз не дают промаха».

Ведущий 2:

Но где ты была, Россия,

когда убивали песню?

Твою убивали песню подлой пулей в упор?

Но где ты была, Россия,

когда умирал твой рыцарь?

Где были твои кувшины

с живой и мёртвой водой?

Где ты была, Россия?

Любил он тебя до смерти.

Он любит тебя до смерти.

Он горько прощает тебя.

Но где же все были, Россия,

когда убивали песню?..

Чтец читает стихотворение «Завещание».

Ведущий 1:

Александр Сергеевич Пушкин, не знавший Лермонтова и не читавший его произведений, почти предвидел его появление в литературе.

В дверях Эдема ангел нежный

Главой поникшею сиял,

А демон мрачный и мятежный,

Над адской бездною летал...

... «Прости, - он рек, - тебя я видел,

И ты недаром мне сиял.

Не все я в мире ненавидел,

Не всё я в мире презирал».

 

Ведущий 2:

Он вырос, но не состарился, так и остался в наших глазах молодым человеком с пронзительным взглядом чёрных глаз. Очень велико влияние Лермонтова на последующую поэзию. Пастернак признавался: «Лермонтов оказал на меня  почти такое же влияние, как Евангелие и пророки.

 

 

Ведущий 1:

 

"Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел ..."

В Тарханах у входа в небольшую кирпичную часовню, где стоит памятник из черного мрамора с надписью "Михайло Юрьевич Лермонтов", осеняя часовню своими листами, шумит и зеленеет большой дуб. Его посадили в том весеннем месяце, когда Лермонтов в последний раз, уже навсегда, вернулся в Тарханы.

А еще приходят почтить память Лермонтова к подножию горы Машук под Пятигорском - туда, где пролежал после дуэли четыре часа под проливным дождем.

А еще: развалины Мцхетского храма, Арагва и Кура...

Чтец :

...Где он стоял? Вот здесь, где монастырь

еще живет всей свежестью размаха,

где малый камень с легкостью вместил

великую тоску того монаха.

Что, мальчик мой, великий человек?

Что сделал ты, чтобы воскреснуть болью

в моем мозгу и чернотой меж век,

все плачущей над маленьким тобою?

И в этой, богом замкнутой судьбе,

в своей нижайшей муке превосходства,

хотя б сверчок любимому, тебе,

сверчок играл средь твоего сиротства?

Стой на горе! Не уходи туда,

где - только-то - через четыре года

сомкнётся над тобою навсегда

пустая, совершенная свобода!

Стой на горе! Я по твоим следам

найду тебя под солнцем, возле Мцхета.

Возьму себе всем зреньем, не отдам,

и ты спасен уже, и вечно это...

("Тоска по Лермонтову ", Н.Ахмадулина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План проведения мероприятий, посвященных 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Отчет о проведении

предметной недели русского языка и литературы, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

 

 

                                   

                                       Руководитель МО: Жанаева Р.С.

 

 

 

Месяц октябрь обозначен в культурной жизни школы важным событием – Днем рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова, чье имя с гордостью носит наша школа. С 13 по 22 октября прошла Лермонтовская неделя, посвященная жизни и творчеству великого поэта. В рамках этой недели прошли конкурсы газет, рисунков, плакатов, стихотворений и сочинений. Учителями были проведены литературные вечера, открытые уроки и внеклассные мероприятия, целью которых было привлечь внимание ребят к жизненному и творческому пути великого русского писателя и поэта М.Ю.Лермонтова, способствовать развитию творческого мышления, воображения, помочь учащимся почувствовать силу художественного слова великого мастера.

                            План проведения предметной недели, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Мероприятие

Место проведения

Сроки проведения

Ответственные лица

1.

Выпуск стенгазет, плакатов о М.Ю. Лермонтове. Оформление.

актовый зал школы

13.10.2014

учителя МО русского языка и литературы

2.

Открытие предметной недели. Музыкально-литературный вечер  «Страницы мятежной жизни...»

актовый зал

14.10.2014

Жанаева Р.С.

3.

Литературный вечер «А он, мятежный, просит бури……»

актовый зал

15.10.2014

Бондаренко Е.Л.

4.

Конкурс рисунков «Мой Лермонтов» /5-8классы/

актовый зал

16.10.2014

Жанаева Р.С.

Диханбаева А.

5.

Конкурс чтецов «  «Нет, я не Байрон, я другой…»»  /5-7 классы/

актовый зал

17.10.2014

Абенова З.А.

Бондаренко Е.Л.

Жанаева Р.С.

6.

Конкурс сочинений по роману «Герой нашего времени» /9-10 классы/

каб.№9

18.10.2014

Бондаренко Е.Л.

7.

Литературная игра «Что? Где? Когда?» по творчеству М.Ю.Лермонтова

каб.№9

20.10.2014

Турашева Р.Б.

Балабекова Л.Ж.

8.

Литературная  викторина  «Умники и умницы» по творчеству М.Ю. Лермонтова

каб.№9

21.10.2014

Кириченко М.В.

9.

Литературно-музыкальная композиция «Невольник чести»

актовый зал

22.10.2014

Бондаренко Е.Л.

10.

Подведение итогов предметной недели и награждение победителей.

актовый зал

22.10.2014

учителя МО русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие недели состоялось 13 октября в актовом зале, где прошла выставка работ учащихся: рисунки, стенгазеты, сочинения и т.д. 

                                                         

                                                 Выставка работ                                                                                                                                                                       Сочинения учеников                                                    

                              Мятежный парусник Лермонтова                                                                                                                                                       Рисунки учащихся

 

Учащиеся 8-9 классов оформили двери каждого кабинета портретами М.Ю.Лермонтова, его стихами, высказываниями о поэте.

 

                                                

                            

Учащиеся 8-10 классов выпустили стенгазеты, отражающие жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова.  Первое место заняла стенгазета, посвященная лирике Лермонтова ,выполненная учащимися 8 «Б» класса. Интересными и яркими были стенгазеты 8В класса и 10Б класса.

                            

                          

Среди учащихся 8-х классов прошла литературная викторина  на знание фактов биографии и основных мотивов лирики М.Ю.Лермонтова под руководством Кириченко М.В.

 

Классным руководителем 9 «Б» класса Абдикеримовой Г.И. проведено внеклассное мероприятие

по творчеству поэта.

                             

                                                   

 

 

14 октября в актовом зале состоялось открытие Лермонтовской недели. Руководитель МО Жанаева Р.С. провела литературно-музыкальный вечер по жизни и творчеству русского поэта. В качестве ведущих дебютировали учащиеся 7 класса: Ярославцева Ирина и Бердымурат Максат. Праздник поэзии украсил школьный хор под руководством учителя музыки Кудрявцевой М.Б., исполнивший романс на стихи М.Ю.Лермонтова  «Выхожу один я на дорогу».

                          Школьный хор в исполнении романса «Выхожу один я на дорогу»                                                                              Ведущие литературного вечера                                                              

 

 Конец вечера украсил русский народный танец в исполнении девочек 7 «Б» класса

           

В заключение недели был проведен литературно-музыкальный вечер «Невольник чести», участниками которого стали учащиеся 9-10 классов под руководством учителя русского языка и литературы Бондаренко Е.Л. Все присутствующие на мероприятии словно погрузились в атмосферу эпохи М.Ю.Лермонтова.

                        

                                     

 

                                        Литературный вечер украсил кавказский танец, который исполнили девочки 7 «Б» класса.

 

                                                     

 

Раздавшийся звук выстрела нарушил атмосферу праздника…

- Погиб поэт!- невольник чести -

  Пал, оклеветанный молвой…

                             

 

Все участники вечера показали, что творчество поэта любят и знают современные школьники,  что оно является источником размышлений о смысле жизни, о назначении человека, об ответственности каждого из нас за судьбу страны и народа. А поэтому,произведения М.Ю. Лермонтова будут жить в веках!

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 752 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок русского языка в 8 классе по теме "Синтаксический разбор словосочетания" с использованием платформы uchi.ru
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: § 12. Синтаксический разбор словосочетаний
  • 05.10.2020
  • 301
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1013
    • DOCX 41.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жанаева Раиса Салимжановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жанаева Раиса Салимжановна
    Жанаева Раиса Салимжановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4628
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 315 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек