ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Человек славен добрыми
делами
(Тема
урока)
1.
ФИО учителя: Енютина
Ольга Викторовна
2.
Место работы: МБОУ
СОШ №16, г. Балаково, Саратовская обл
3.
Должность: Учитель
истории и обществознания
4.
Предмет: Обществознание
5. Класс: 6
6. Тема и номер урока в теме: Добродетели,
урок №1
7.
Базовый учебник: Обществознание: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/под ред. Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2009
8.
Цель урока:
Учебная - создать условия для формирования
представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям
морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное,
Воспитательная - формирование у учащихся
нравственных качеств и моральных ориентиров.
Развивающая
- формирование УУД, с помощью
которых он сможет управлять своей деятельностью.
9.
Задачи:
Личностные:
Продолжить
формирование важнейших нравственных ценностей,
учить
детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;
Развивать
чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу
Метопредметные:
Развивать умение работать в группах, коммуникативные компетенции
учащихся, творческие способности. Развивать умение обобщать, делать выводы.
Предметные:
Выработать
понимание терминов «Добро» и «зло», «Золотое правило морали»
10.
Тип урока: открытия
нового знания
11.
Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа,
участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах.
12.
Необходимое техническое оборудование: Учебник
«Обществознание», 6 кл, компьютер, мультимедиапроектор, иллюстрации, контрольно-измерительные
материалы. Обществознание: 6 класс/ Сост. А.В.Поздеев. М.: ВАКО,20011
13. Структура и ход урока
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность ученика
|
УУД
|
Время
(в мин.)
|
1
|
Мотивации
|
Приветствие. Создание положительного
эмоционального настроя.
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
-Закройте глаза на минуту, улыбнитесь,
откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы
улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
|
Приветствуют
учителя и друг друга
(выработка
внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
уважительного
и доброжелательного отношения к другому человеку)
|
Личностные, направленные на нравственно-этическую ориентацию
Коммуникативные
|
1
|
2
|
Актуализация
|
Демонстрация видеоролика: Басня
Л.Н.Толстого «Белка и волк»:http://video.meta.ua/4700017.video
(приложение №1)
Организует диалог с учащимися по вопросам:
О чем эта сказка? Каких добрых людей ты
встречал? Кого называют добрым?
|
Просмотр
мультфильма (1 мин)
Отвечают
на вопросы, высказывают собственное мнение и предположения
|
Познавательные, общеучебные – формулируют ответы на
вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта,
Коммуникативные слушают мнение др.учеников
|
3
|
3
|
Выявление места и причины затруднения
|
Добрые поступки или люди?
Работа с притчей об императоре, который
любил птиц (Приложение №2):
Вопросы: В чем,
по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок?
Подводит учащихся к определению темы,
целей и задач урока.
Проблемный вопрос:
Легко ли быть добрым и что для этого
необходимо?
|
Слушают
Осмысление, диалог с учителем и одноклассниками, определяют тему, цель и задачи урока. формулируют проблему урока
Записывают тему урока и проблемный вопрос в тетрадь
|
Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию
Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать
выводы, целеполагание, планирование, прогнозирование,)
Коммуникативные
Познавательные
(общеучебные, формулирование проблемы)
|
5
|
4
|
Построение проекта и выхода из затруднения
|
Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы
ответить на этот вопрос?
На какие
вопросы мы сегодня будем искать ответы?
|
Определяют способ
и средства построения нового знания
Составляют план работы:
1.
Что такое «ДОБРО» и «ЗЛО»
2.
Почему люди ценят добро?
3.
Какие поступки можно назвать добрыми?
4.
Что необходимо для того, что бы быть добрым?
|
Познавательные
(самостоятельное создание способов решения проблем)
Регулятивные логические рассуждения планирование,
прогнозирование
Коммуникативные
|
5
|
5
|
Реализация построенного проекта
|
Работа над
понятием «добро»
Какие ассоциации
вызывает у вас это понятие? Запишите слова– ассоциации к слову «добро» или
нарисуйте, как вы его себе представляете
Что для вас
добро?
!!! Запишите в тетради свое определение понятия
ДОБРО
Работа
над понятием ЗЛО
Что такое зло?!!! Запишите
слова– ассоциации к слову «зло» или нарисуйте, как вы его себе
представляете.
Запишите
определение понятия ЗЛО.
Почему люди ценят добро?
- Организует чтение сказки Оскара
Уайльда «Счастливый Принц» по ролям и дискуссию по вопросам к сказке, с.
192-193
|
Самостоятельно
выполняют задние (мама, дом, здоровье, красота, мир и т.д.)
отвечают
ДОБРО- все то, что помогает человеку и обществу
жить, развиваться , процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное
злу, добрый поступок
Самостоятельно выполняют задние:
ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу
развиваться, процветать, нечто дурное, вредное, противоположное добру
Читают
текст по ролям и отвечают на вопросы
|
Познавательные общеучебные – формулируют ответы на вопросы
учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта
Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию,
Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать
выводы,
|
8
|
|
Физ. минутка
|
Звучит песенка кота Леопольда «Если добрый ты…» с кадрами из мультфильма «День рождения кота Леопольда»http://www.youtube.com/watch?v=LxZjOL_z1wc
|
Физ. минутка
|
Личностные Коммуникативные
|
1
|
|
|
Организует работу с главным правилом
доброго поведения:
Мы с вами отправимся в путешествие, чтобы
узнать о «золотом правиле морали».
|
Читают текст на с.
197: рубрика «Путешествие в прошлое»
|
|
2
|
6
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
Беседа по Вопросам:
- Какие поступки можно назвать добрыми?
- Чему учит нас золотое правило?
- Почему главное правило морали называют
золотым?
- Почему это правило живет много тысяч лет?
- Считаешь ли ты себя добрым?
|
Отвечают на
вопросы, высказывают собственное мнение, определяют правила доброго поведения
|
Познавательные общеучебные – формулируют ответы на вопросы
учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта и
прочитанного текста
Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию,
Регулятивные (смысловое слушание, логические рассуждения, умения делать
выводы, Коммуникативные
|
4
|
7
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Организует сам. Работу учащихся в парах:
Тест 24. «Человек славен добрыми делами».
(контрольно-измерительные материалы).
|
выполняют тест и
осуществляют самопроверку
|
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
|
7
|
8
|
Включение в систему знаний и повторения
|
Или Вариант 2
. Организует
беседу подводящую учеников к выводу: Один мудрец говорил, что существует
3 типа добра: полезное, приятное, истинное.
? Объясните,
что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (полезное-
посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)
? Легко ли
быть добрым человеком? Почему? Что для этого необходимо? (необходимо преодолеть себя ….)
|
Отвечают на
вопросы, высказывают собственное мнение, делают выводы
Подводят итог урока
|
Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать
выводы, планирование, прогнозирование,)
коммуникативные (участие в продуктивном диалоге, самовыражение: монологические высказывания разного
типа.)
Познавательные общеучебные
Личностные
направленные на нравственно-этическую ориентацию
|
5
|
9
|
этап рефлексии учебной деятельности
|
Нам приятнее находиться
в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми
Демонстрация клипа «Делай добро и оно к тебе
вернется»
http://www.youtube.com/watch?v=bSSLC0Zg6dw
- Хотите ли вы
продолжить разговор на следующем уроке?
- мое ощущение на
уроке?
- как оцениваешь
свою работу на уроке?
домашнее задание:
§19, читать,
задания на выбор:
- Найти рассказы писателей о добрых
поступках людей, приготовить краткий пересказ.
- составить
правило «Как быть дорым»
- начать работу над проектом «Мои добрые
поступки»
|
Просмотр клипа
(5
мин)
Беседа по вопросам
Самооценка
Выбор д/з
|
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Личностные
направленные на нравственно-этическую ориентацию
|
7
|
Приложение №1. Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»:
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо
на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
-Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне,
отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там
наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе
скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда
сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость
сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
Приложение №2 Притча
об императоре, который любил птиц
Когда-то жил император, который любил птиц.
Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из
рогаток, и объявил:
-Кто принесет о дворец живую птицу, получит
горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять
голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты
наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец. Он
увидел во дворце голубей и спросил:
-Зачем столько птиц?
Император ответил:
-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от
мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне
живыми
-Кто же кормит птенцов? –поинтересовался
мудрец.
- Каких птенцов?- спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах
дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал,- признался император .
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но
никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены
сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.
- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул
огорченный император.
На это мудрец заметил:
И добро надо делать с умом. Ум без добра -
плохо. Но добро без ума - не лучше.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.