Название занятия:
|
Коучинг «Приемы обучения
критическому мышлению»
|
Общие цели:
|
Ознакомить учителей с многообразием приемов развития
критического мышления. Определить
понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования
навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приемами и техниками для
развития критического мышления школьников.
|
Задачи:
|
Выявить знания учителей
по критическому мышлению
Расширить знания учителей
по теоретическим основам критического мышления
Познакомить с новыми
приемами развития критического мышления.
Обосновать необходимость
развития критического мышления учителя и ученика.
|
Результаты
обучения:
|
Учителя будут владеть информацией
о многообразии приемов, стратегий развития критического мышления.
Сделают выводы о необходимости развития критического мышления
учителя и ученика.
Рассмотрят новые стратегии развития
критического мышления.
|
Критерии оценивания:
|
Рефлексия
по методике «Незаконченное
предложение….»
|
|
Вводная часть
- Упражнение «Ладошки» (рисуют ладошки свои, пишут на каждом
пальце 5 своих самых лучших качеств, свое имя, затем передают соседу, и
тот на открытой ладони пишет те положительные качества, которые видит в
этом человеке.
- Можно по желанию зачитать одно. Были ли названы качества,
которым вы удивились? Согласны ли вы с таким мнением? Вывод: не всегда
мы видим то, что есть в человеке, и не всегда оцениваем друг друга
адекватно ожиданиям.
- Деление на группы используя геометрические фигуры
Вводное слово коуча по
проблеме (цель, задачи, ожидаемый результат).
|
Задания:
|
Задание 1.
Мозговой штурм (10 мин)
- Какие приемы развития
КМ вам известны?
(групповой кластер)
На доске помещаются постеры и
каждая группа представляет свою модель.
|
Предлагается вспомнить и
записать в постере уже знакомые приемы и стратегии развития критического
мышления
|
Задание 2
Работа в группах с
текстом «Обучение КМ»
(2 приема у каждой
группы)
|
Каждая группа учителей получает
теоретическое описание двух новых приемов, изучают их, переносят на свой
предмет, готовят спикера группы.
|
|
Задание 3
Работа в группах по
методу «Зигзаг» (спикеры каждой группы знакомят членов других групп с 2
приемами)
|
Спикеры групп расходятся по другим
группам и рассказывают учителям свои приемы критического мышления.
|
|
Задание 4
Обсуждение в группах
новых приемов, услышанных в других группах (2-3мин)
|
Спикеры возвращаются в свои группы
и члены группы знакомят его с вновь услышанными стратегиями.
|
|
Задание 5
Подготовка вопросов
группой для других (перекрестный опрос)
|
Каждая группа готовит 2-3 вопроса
по новым приемам для других групп.
|
|
Задание 6
Работа в группах.
Составление флипчарта «Как развивать критическое мышление ученика?».
Презентация флипчартов.
|
Каждая группа учителей составляет
флипчарт по всем приемам и стратегиям, которые они знают или умеют применять
на практике.
Презентацию флипчартов
представляет спикер группы
|
|
Рефлексия «Незаконченное
предложение….»
|
Учителя пишут на карточках
продолжение предложений стикерах делают оценку 2-3 мин
|
План
проведения коучинг - занятия
Коучинг «Приемы
обучения критическому мышлению»
ЦЕЛЬ: Ознакомить
учителей с многообразием приемов развития критического мышления. Определить понятие "критическое мышление", научиться
создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся;
овладеть приемами и техниками для развития критического мышления школьников.
ЗАДАЧИ:
1. Выявить знания учителей по
критическому мышлению
2. Расширить знания учителей
по теоретическим основам критического мышления
3. Познакомить с новыми
приемами развития критического мышления.
4.
Обосновать
необходимость развития критического мышления учителя и ученика.
Ожидаемый
результат:
Учителя будут владеть информацией о
многообразии приемов, стратегий развития критического мышления.
Сделают выводы о необходимости развития критического мышления
учителя и ученика.
Рассмотрят новые стратегии развития критического мышления.
Критерии
оценки:
Рефлексия
по методу «Незаконченное предложение….».
Продукты
деятельности учителей: постеры с примерами использования различных приемов и
стратегий КМ (ромашка Блума, «Отсюда – сюда», концептуальные таблицы,
кластеры – гроздья…)
Подходы
к проведению занятия:
Коллаборативное
обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и
достижение результата
Ход
занятия:
Вводная
часть. (2-3 минуты)
1.
Упражнение «Ладошки» (рисуют ладошки
свои, пишут на каждом пальце 5 своих самых лучших качеств, свое имя, затем
передают соседу, и тот на открытой ладони пишет те положительные качества,
которые видит в этом человеке.
2.
Можно по желанию зачитать одно. Были
ли названы качества, которым вы удивились? Согласны ли вы с таким мнением?
Вывод: не всегда мы видим то, что есть в человеке, и не всегда оцениваем друг
друга адекватно ожиданиям.
3.
Учителя рассаживаются по группам в
определенном порядке (в соответствии с геометрической фигурой).
4.
Определение
целей и задач сессии.
- Слово
коуча о стратегиях и приемах развития критического мышления.
Дает краткую
характеристику некоторых приемов и стратегий, которые позволяют эффективно
развивать умение школьников работать с любыми видами информации,
преобразовывать полученную информацию, делать выводы.
- Работа
в группах по выполнению заданий:
Задание
1. Мозговой штурм. (2-3 минуты) Подумайте и ответьте на вопросы:
-
Что такое мышление?
-
Что такое критическое мышление? Отличительные особенности критичности мысли. (Используя
ключевые слова, определяющие понятие «мышление» и «критическое», дайте
определение понятия «Критическое мышление»)
Каждая
группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.
Задание
2. Применить один из приемов развития критического мышления.
В качестве
материала (информации) предложена русская народная сказка «Колобок». Время на
подготовку задания 7-10 минут. Затем каждая группа выбирает спикера, который
будет представлять работу группы. Время на презентацию работы группы – 1
минута. За временем следит тайм – менеджер.
Задание группе №1: Прием «Ромашка Блума»
В группе придумайте
вопросы к сказке «Колобок», соответствующие каждому уровню мышления, начиная от
простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые,
уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические)
- Какие вопросы
вам было легко сформулировать?
- Какие вопросы
вызвали трудности и почему?
- Обсудите в
группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся,
почему?
- Какую роль в
обучении играют вопросы высокого и низкого уровней?
- Когда их
использование на уроке обосновано и эффективно?
Задание
группе №2: Прием «Концептуальные таблицы»
Концептуальная
таблица составляется для анализа проблемы, возникшей при прочтении сказки
«Колобок». Концептуальные таблицы используются для систематизации информации,
выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий
Концептуальные
таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более
четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из
изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной
оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или
события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса
или явления)
Концептуальная
таблица помогает наметить направления исследований
В
заголовке таблицы размещается проблемный вопрос
Задание
группе №3: Прием «Отсюда – сюда»
По
мере прочтения сказки «Колобок» проследить алгоритм действий главного героя и
составить схему, иллюстрирующую содержание рассказа.
Задание
группе №4: Прием «Кластер – гроздья»
КЛАСТЕР-
выделение
смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде
грозди.
Гроздья
– графический
прием в систематизации материала.
В
работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
•
Надо
записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции;
•
Продолжать
работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
•
Постараться
построить как можно больше связей.
Советы:
•
Записывайте
все идеи членов
группы.
•
Не
судите о качестве идей (не комментируйте).
•
Не
обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
•
Не
переставайте писать, пока не закончится отведенное время.
•
Постарайтесь
построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток
и связи между ними.
•
Помните
о том, что групповое составление кластера – это стержень для идей группы.
Выступление
спикеров групп. Защита флипчарта в течение 1 минуты. Вывод о необходимости и
эффективности применения различных приемов и стратегий развития критического
мышления на различных этапах урока.
Задание
3
Работа
в группах по методу «Зигзаг» (спикеры каждой группы знакомят членов других
групп с 2 приемами). Спикеры групп
расходятся по другим группам и рассказывают учителям свои приемы критического
мышления.
Задание 4
Обсуждение
в группах новых приемов, услышанных в других группах (2-3мин)
Спикеры возвращаются в свои группы и
члены группы знакомят его с вновь услышанными стратегиями.
Задание
5
Подготовка
вопросов группой для других (перекрестный опрос)
Каждая группа готовит 2-3 вопроса по
новым приемам для других групп.
Задание
6
Работа
в группах. Составление флипчарта «Как развивать критическое мышление
ученика?».
Презентация
флипчартов. Каждая группа учителей составляет
флипчарт по всем приемам и стратегиям, которые они знают или умеют применять на
практике.
Презентацию флипчартов представляет
спикер группы
Задание 7
Рефлексия.
(2-3 минуты) Методика «Незаконченное предложение…»
Рефлексия тренинга «Развитие критического мышления»
1. Мы только что закончили семинар,
который в целом был _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как мне кажется, нам удалось
приобрести_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Особенно интересным было
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Когда я приду на работу, я первым
делом __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В заключение я хотел бы сказать
организаторам
__________________________________________________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.