План конспект
интегрированного
урока – сказки
« В гостях у красавицы Осени»
СШ № 54
Минск 2010г.
1 урок На доске эпиграф: Унылая пора , очей очарованье! Приятна мне твоя
прощальная краса! А. С. Пушкин
1.
Звучит музыка. Дети
стоят у столов.
УЧИТЕЛЬ 1: ( читает
наизусть)
Тихо - тихо сядем рядом
Осень к нам приходит в дом (открывает доску с картиной
осени)
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном
Вдаль бегут степные тропки
Тают в дымке голубой
Это осень нас торопит
И зовёт нас за зобой.
Вместе с музыкой хорошей
к нам приходит волшебство. (дети
садятся)
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его.
УЧИТЕЛЬ 1:
Сегодня на уроке мы
совершим интересное путешествие. На с в гости позвала красавица Осень. Вместе с
ней мы узнаем, почему осенью листья меняют цвет и опадают, выполним интересную
работу в технике «монотипия».
Для Осени наши
поделки станут настоящим подарком.
Наше путешествие
предлагаю начать со сказки.
У матери Природы было
четыре дочери: Осень, Зима, Весна и Лето. Каждый раз готовила она их к
путешествию на Землю. Пришёл черёд дочери Осени идти к людям. Мать сказала ей:
« Ты пойдёшь на землю доброй волшебницей. Пробежишь по лесам, лугам, полям –
укроешь всё разноцветным ковром из листьев, поможешь птицам улететь в тёплые
края, животным – запасти корм на зиму, людям – собрать богатый урожай.
-Наклони голову, -
сказала мать Природа и одела дочери венок из разноцветных листьев. Подарила ей
новое платье из осенних цветов, бусы из желудей и каштанов, накидку из паутинки
и рябины. Собралась дочь в путь и была она такая разноцветная, весёлая, щедрая,
нарядная и красивая, что мать залюбовалась ею и отпустила на землю. Для своей
работы взяла красавица Осень самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Там
и принялась за работу, за свою картину. Сбрызнула осень поля да луга стеклянной
росой, покрыла серебряным инеем. Засверкало всё под солнцем, заискрилось.
Красота!
Эту красоту увидели
и воспели великие поэты в своих произведениях. Давайте послушаем отрывки из
этих стихотворений и подумаем, какие картины вы смогли бы нарисовать к этим
произведениям.
ЧИТАЮТ ДЕТИ:
1.
Николай Некрасов
Славная осень!
Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит.
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит!
2.
Сергей Есенин
Земля моя златая!
Осенний светлый храм!
Гусей крикливых стая
Несётся к облакам!
3.
Алексей Толстой
Осень. Осыпается весь
наш бедный сад.
Листья пожелтелые по
ветру летят.
Лишь вдали красуются
там на дне долин
Кисти ярко – красные
вянущих рябин.
4.
Александр Сергеевич Пушкин
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
УЧИТЕЛЬ 1:
- Ребята, какие картины вам захотелось нарисовать, услышав эти строки?
( ответы детей – словесное рисование)
УЧИТЕЛЬ 1 :
_ Осень воспевалась и в произведениях великих композиторов. Она
вдохновляла их своей красотой на прекрасные музыкальные произведения.
Я предлагаю вам послушать музыку П. И Чайковского из цикла « Времена
года». Вслушайтесь в эти чудесные и звуки и вы услышите звуки падающих
листьев, капельки осеннего дождя и отлёт птиц.
( Дети слушают музыку. На экране слайды осенних пейзажей.)
УЧИТЕЛЬ 2:
-Ах, как дивно
рассказали об осени поэты и композиторы!
А художники?
Красавица осень
отражается и в творчестве великих художников. Они брали свои мольберты, краски
и шли на природу писать осень , передавая красоту и разноцветие пейзажей.
-Что такое пейзаж?
-Посмотрите на
пейзажи знаменитых художников.
- Художник Исаак
Ильич Левитан « Золотая осень»
Глядя на картину мы чувствуем радость и удовольствие от пышной красоты
природы.
-Как художник выразил свои чувства? ( с помощью красок)
- Верно, ведь художники выражают свои чувства с помощью красок.
-Какие краски помогли передать радость и удовольствие от пышной красоты
природы?
-Но художник использовал и холодные тона: сине- фиолетовые. Да они
передают грусть прощания с летом, с опадающей листвой деревьев, увядающей
травой, с теплом и солнцем.
- Василий Дмитриевич
Поленов по – своему изобразил золотую осень:
огромные пространства, необозримый простор земли с реками, речушками,
полями лесами.
Воздух чист, как хрусталь-
Каждый звук звонок в нём,
Золотистая даль
Голубеет кругом…
- Игорь
Эммануилович Грабарь « Рябина»
На переднем плане рябинка вся в красных гроздьях ягод. Её красно –
оранжевая листва ажурная, яркая. Сквозь неё мы видим лазурное небо, зелёное
поле озимых всходов, лесок и кусты, а в фиолетовой дымке – дали.. По бокам
картины – берёзки развесили свои золотые косы. В картине всё тихо и спокойно.
- Ефим Ефимович
Волков « Октябрь»
-Какие
краски использовал художник, чтобы передать состояние уходящей грустной осени? (серо-
коричневые, холодные тона)
Серый –
это цвет хмурого неба, цвет реки – чуть темнее. Серые тона вливаются в
коричневые
-Какое настроение вызывает эта картина?
Поздняя осень – тихая, задумчивая, загрустившая, - но тоже очень
красива. Каждый художник рассказывает об осени по – своему , но интересно и
неповторимо передаёт её красоту.
Осень приготовила для вас стихи – загадки. Прочитайте стихотворение и
соотнесите его с картиной художников.
УЧИТЕЛЬ 1:
- Ребята, вы побывали
в галерее великих художников. Какие краски использовали художники в своих
произведениях?
А какое сочетание
красок вам особенно понравилось?
-Где художники
подсматривали краски для своих работ? ( У природы)
- Что объединяет все
эти работы?
-Какое настроение
вызвала у вас выставка. Своё настроение, а также все краски осени мы
постараемся выразить в своих работах. А работы мы выполним в технике
«монотипии».
Для работы нам
понадобится: оргстекло, 2 листа белой бумаги, кисточки ,
чёрные фломастеры,
ножницы, и ваша фантазия.
Сначала мы будем
смешивать краски на прозрачной пластинке ( оргстекло), а потом делать оттиски
на бумаге. Эта техника называется МОНОТИПИЯ
( переводим – один
оттиск)
Внимательно
рассмотрите картины ещё раз, выберите ту, которая вам особенно понравилась и
кисточкой нанесите на прозрачную пластиночку основные цвета этой картины.
Дальше делаем оттиск на 1 листе. Повторяем тоже самое на 2 листе. (можно
изменить цвет)
Дадим нашим работам
подсохнуть.
ПЕРЕМЕНА
2 урок
1.
Организационный момент.
2. УЧИТЕЛЬ 1:
- Наши работы подсохли и мы готовы продолжить работу. Возьмём один
оттиск и вырежем из него лист осеннего дерева. (Объясняется ход работы.)
- Покажем что у нас получилось. (дети поднимают листья, показывают друг
другу)
- Ваши листья разноцветные, яркие, по – настоящему осенние. Сейчас мы
узнаем почему же листья меняют цвет осенью?
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ
"Скворец и
осень"
Жил да был скворец.
Песни распевал и птенцов насиживал. Быстро пролетели теплые и летние деньки.
Осень стоит на пороге. Жалко стало скворцу уходящего лета. Полетел он к березе
и просит:
– Береза, береза,
останови осень. Я тебе за это песенку спою.
Поднатужилась береза,
даже листики на ней пожелтели, но осень остановить не смогла. Полетел он к
рябине и просит:
– Рябинка, рябинка,
останови осень. Я тебе за это песенку спою.
Собрала рябина все
свои силы, даже листики на ней покраснели, но осень остановить не смогла.
Полетел скворец к лиственнице и просит:
– Лиственница,
лиственница, останови осень. Я тебе за это песенку спою.
Закачалась и
затряслась лиственница, даже иголочки с нее осыпались. Но осень остановить и
она не смогла.
Пришлось скворцу
собираться в теплые края, подальше от сырой и голодной осени.
С той поры скворец каждый
год просит деревья, чтобы они остановили осень. Ничего у них не получается,
только листочки желтеют, краснеют да на землю осыпаются.
УЧИТЕЛЬ 1:
- О каком явлении природы рассказала нам сказка? (листопаде)
А теперь давайте посмотрим как с научной точки зрения объясняется это
явление.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ( рассказывают подготовленные ученики)
СЛАЙД 1
Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество – хлорофилл.
Но происходит это только на свету.
Жёлтая краска находится в листьях всегда.
Только летом жёлтый цвет незаметен.
СЛАЙД 2
Наступает осень, ночи удлиняются.
Света растения получают меньше.
Зелёный цвет в листе убывает и заметным становится жёлтый – лист
желтеет.
СЛАЙД 3
Багряную и фиолетовую окраску листьям придаёт специальное красящее
вещество. Для его образования нужно, чтобы стало холоднее.
СЛАЙД 4
Оказывается, вещество, придающее красный цвет листьям, образуется в тех
растениях, которые запасли больше сахара.
У растений, которые не смогли этого сделать, листья жёлтого цвета.
СЛАЙД 5
В зимнюю стужу корни растений почти не могут доставать воду из земли.
Осенью воды много, но она холодная. Поэтому корни растений всасывать её не
могут. К тому же в листьях за лето накапливаются вредные вещества. Сбрасывая
листву, растение очищается от них.
СЛАЙД 6
Оказывается у ели тоже идёт листопад. Но её листья опадают не все
сразу, а понемногу и постоянно. Одни опадают, другие вырастают. Это происходит
незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же иголки.
СЛАЙД 7
При листопаде листья не обрываются с веток, а отпадают в строго
определённом месте, там, где прикрепляется черешок. Осенью в том месте, где
черешок прикрепляется к ветке, постепенно вырастает особый пробковый слой.,
который не даёт листу прочно держаться за ветку. Достаточно тяжести самого
листа, удара капли дождя, дуновения ветерка, чтобы лист опал.
УЧИТЕЛЬ 1:
- Так почему же листья меняют окраску и опадают?
( ответы детей)
1. Разрушается
хлорофилл из – за недостатка света
2.
Корни деревьев не
всасывают холодную воду.
3.
Образуется пробковый слой
возле черешка.
УЧИТЕЛь 1
-Вернёмся к нашим работам!
Используя второй оттиск и своё воображение каждый из вас попробует
превратить пятно в пейзаж или композицию с помощью чёрного фломастера.
( дети рисуют под лёгкую музыку.)
ФИЗМИНУТКА.
Осень мы гулять идём.
Листья сыплются дождём
Под ногами шелестят
И шуршат, шуршат, шуршат.
Ветер листья поднимает
И под ноги опускает.
Гонит ветер нас долой
Отправляемся домой.
УЧИТЕЛЬ 2
- Ребята, сегодня на уроке вы попробовали себя в роли художников, а
сейчас попробуем себя в роли поэтов. Что умеют делать поэты? Что для этого
нужно? (рифма)
На слайдах появляются рифмы.
опушки-верхушки дождь – гость кружится
- ложится
по утру – на ветру лужа - стужа
Внимательно посмотрите на слова и попробуйте, используя данные рифмы,
составить стихотворение об осени.
Дети работают в группах. (задания в конвертах)
ЖЮРИ ВЫПОЛНЯЕТ КОЛЛЕКТИВНУЮ РАБОТУ _ АППЛИКАЦИЮ
Заслушиваются получившиеся стихотворения.
УЧИТЕЛЬ 1 и 2
- Вы замечательно потрудились! А сейчас подведём итог нашей работы.
Предлагаю вам создать осенний вернисаж из ваших работ, порадуйте нашу гостью
красавицу Осень своим творчеством. (дети вывешивают работы на доску).
- Какому времени года
мы посвятили урок сегодня?
Ребята, а вы
заметили, какой гость вместе с осенью присутствовал на нашем уроке?
(ежик)
Ёжику так понравился
урок, что ему захотелось что – нибудь унести с собой на память.
Я думаю мы сможем
подарить ему наши осенние листья: они будут согревать его и напоминать о
неповторимой осенней красоте и о вас. А когда вы будете дарить свои листочки,
поделитесь своими впечатлениями о сегодняшнем уроке.
Дети высказывают свои
впечатления и накалывают листочки на иголки ёжика.
УЧИТЕЛЬ 1
Пожелаем ёжику
хорошей зимовки и поблагодарим осень за её красоту.
Звучит музыка. Урок
закончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.