Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПлан – конспект урока русского языка на тему "Синонимы в речи" (5 класс)

План – конспект урока русского языка на тему "Синонимы в речи" (5 класс)

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

План – конспект урока русского языка

  в 5 классе на тему

(соответствует ФГОС)

 

 

« Синонимы в речи»

 

 

 

 

 

Выполнила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МБУ средней школы № 11

г.о. Тольятти  Самарской области                                               

Мелихова Наталья Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок. Всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…

                                    Н.В.Гоголь

 

Цель урока:

Учить использованию синонимов русского языка в речи.

Задачи  урока:

Образовательные:

1.       Повторить и вести закрепление понятий: «лексика», «лексикология», «лексическое и грамматическое значение», «однозначное и многозначное слово», «прямое и переносное значение», «метафора», «олицетворение», «омонимы», «омофоны», «синонимы».

2.       Учить различать синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраске, стилевой неоднородности.

3.       Учить подбирать синонимы к данному слову.

4.       Показать роль синонимов в создании точности, выразительности мысли.

5.       Учить составлению синонимических рядов.

Развивающие:

1.       Совершенствовать знания, умения и навыки по орфографии и пунктуации.

2.       Развивать навык нахождения синонимов в тексте, использованных  в качестве средства связи.

3.       Развивать умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

4.       Расширять лексикон учащихся.

Воспитательные:

1.       Воспитывать потребность пользоваться толковым словарём синонимов.

2.       Воспитывать интерес к русскому языку.

3.       Приобщить учащихся к искусству слова, к богатству русской речи.

 

Оборудование:

1.       Учебник  Русский язык  5 класс.  Т.А. Ладыженская  и др., Москва «Просвещение», 2002 год, тетрадь.

2.       Дидактический материал (карточки-задания) (альтернатива: ноутбуки –

 Ссылка на задание – дидактическую игру: http://learningapps.org/display?v=ov9yb54k )

 

3.       Стенд «Лексика».

4.       Схема-таблица «Связи по значению слова «друг» ».

5.       Аудиозапись В.С.Высоцкий «Если друг…»

6.       Выставка книг о дружбе.

7.       Толковый словарь.

8.       Словарь синонимов.

 

Форма урока:  урок-исследование.

Тип урока:   интегрированный (риторика, русский язык, литература, информационные технологии, музыка).

 

Подготовка к уроку:   Индивидуальное задание – работа с толковым словарем (значение слова «друг»);  работа со словарем синонимов (синонимический ряд к слову «друг»).

 

Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

Учебные действия

I. Орг. момент

Задача: Мотивация к действию на уроке

Учитель организует проблемную ситуацию, в центре которой оказывается основная проблема изучаемого материала. Используется эпиграф. Привлечение учащихся к работе  (оформить слова Н.Гоголя в виде прямой речи).

Регулятивные учебные действия

Целеполагание  как постановка учебных задач

II. Проверка домашнего задания

Задача: Проверить домашнюю работу с помощью фронтального опроса.

Повторить сведения о стилях речи, о тексте.

Проверить умение строить синонимический ряд.

На материале домашнего задания актуализируются знания по теме урока

Познавательные действия

Выделение необходимой информации.

Дать индивид задания (готовятся во время опроса):  составить рассказ (1-2 чел) о синонимах русского языка по дом параграфу; раздать карточки-задания (или посадить за ноутбуки

 (2-3 чел) )

III. Подготовка к изучению новой темы

Задача: Создать мотив к учебным исследованиям

В беседе по теме урока проговариваются известные обобщения, понятия 

Регулятивные действия

Соотношение известной и новой информации.

Проверка самостоятельной работы (индив задания). Рассказы учащихся о синонимах.

Лексический терминологический диктант. 

IV. Наблюдения над фактами языка

Основная задача урока: Наблюдения за синонимами при помощи сопоставления и сравнения;  выделить основные существенные признаки.

Предупреждать лексические ошибки в собственной речи.

Отчет по самостоятельно выполняемым заданиям.

Упражнение по учебнику (345).

Слушание текста.

 

 

Регулятивные действия

Планирование (последовательность действий) (ответить на поставленные вопросы(на доске) в ходе своего исследования.

 

Познавательные учебные действия

Поиск и выделение необходимой информации

 

V. Обобщение структурных и семантических признаков изучаемого понятия

Задача: Учить подводить итог работе, делать выводы, обобщать материал.

 

Формулируется вывод из наблюдения: какую же роль играют синонимы в нашей речи. Читается правило из учебника, сравнивается с правилом выведенным детьми.

Познавательные учебные действия

Опознают и правильно комментируют значение синонимов. Составляют словосочетания.

VI. Работа со словом.

Задача: Расширять лексикон учащихся. Учить наблюдению за словом, выясняя его лексическое значение.

Различение омонимов, многозначных слов. Воспитывать общечеловеческие качества.

Толковый словарь. Словарь синонимов. Выставка книг о дружбе.

Песня В.Высоцкого.

                    

Регулятивные действия

Навыки саморегуляции и внутренней мотивации

Познавательные учебные действия

Знание терминологии. Знаковые символические действия – составление синонимического ряда.

VII. Итог урока

Задача:  Оценить работу учащихся согласно результатам. Анализ и оценка успешности достижения цели. Рефлексия.

Прохождение по всем этапам урока: что сделано, результаты исследований учащихся. Нацеливание  на проблему следующего урока.

Делимся мнением: «Что я узнал нового о синонимах?»

Коммуникативные учебные действия

Умение слушать и вступать в диалог. Умение правильно выражать мысли.

 

VIII. Домашнее задание

Задача: Дать установку на тренировку определенных умений.

Упражнение (общее задание).

Опережающие задания (индивидуальные)  по теме «Антонимы».

Коммуникативные учебные действия

Умение задавать вопрос.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План – конспект урока русского языка на тему "Синонимы в речи" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: Учить использованию синонимов русского языка в речи.

Оборудование:

1.       Учебник  Русский язык  5 класс.  Т.А. Ладыженская  и 

2.       Дидактический материал (карточки-задания) (альтернатива: ноутбуки – Ссылка на задание – дидактическую игру: http://learningapps.org/display?v=ov9yb54k )

3. Стенд «Лексика».

4.     Схема-таблица «Связи по значению слова «друг» ».

5.       Аудиозапись В.С.Высоцкий «Если друг…»

6.       Выставка книг о дружбе.

7.       Толковый словарь.

8.       Словарь синонимов.

Форма урока:  урок-исследование.

 

Тип урока:   интегрированный (риторика, русский язык, литература, информационные технологии, музыка).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 518 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2459
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3165
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 606
    • DOCX 54 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мелихова Наталья Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мелихова Наталья Юрьевна
    Мелихова Наталья Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 28397
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 405 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Мини-курс

Сенсорные системы и развитие нервной системы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе