План – конспект урока русского языка
в 5 классе на тему
(соответствует ФГОС)
« Синонимы в речи»
Выполнила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБУ средней школы № 11
г.о. Тольятти Самарской области
Мелихова Наталья Юрьевна
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и
подарок. Всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…
Н.В.Гоголь
Цель урока:
Учить использованию синонимов
русского языка в речи.
Задачи урока:
Образовательные:
1.
Повторить и вести
закрепление понятий: «лексика», «лексикология», «лексическое и грамматическое
значение», «однозначное и многозначное слово», «прямое и переносное значение»,
«метафора», «олицетворение», «омонимы», «омофоны», «синонимы».
2.
Учить различать синонимы
по оттенкам значений, эмоциональной окраске, стилевой неоднородности.
3.
Учить подбирать синонимы к
данному слову.
4.
Показать роль синонимов в
создании точности, выразительности мысли.
5.
Учить составлению
синонимических рядов.
Развивающие:
1.
Совершенствовать знания,
умения и навыки по орфографии и пунктуации.
2.
Развивать навык нахождения
синонимов в тексте, использованных в качестве средства связи.
3.
Развивать умение
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.
4.
Расширять лексикон
учащихся.
Воспитательные:
1.
Воспитывать потребность
пользоваться толковым словарём синонимов.
2.
Воспитывать интерес к
русскому языку.
3.
Приобщить учащихся к
искусству слова, к богатству русской речи.
Оборудование:
1.
Учебник Русский язык 5
класс. Т.А. Ладыженская и др., Москва «Просвещение», 2002 год, тетрадь.
2.
Дидактический материал
(карточки-задания) (альтернатива: ноутбуки –
Ссылка на задание – дидактическую игру: http://learningapps.org/display?v=ov9yb54k
)
3.
Стенд «Лексика».
4.
Схема-таблица «Связи по
значению слова «друг» ».
5.
Аудиозапись В.С.Высоцкий
«Если друг…»
6.
Выставка книг о дружбе.
7.
Толковый словарь.
8.
Словарь синонимов.
Форма урока: урок-исследование.
Тип урока: интегрированный (риторика, русский язык, литература, информационные
технологии, музыка).
Подготовка к
уроку: Индивидуальное
задание – работа с
толковым словарем (значение слова «друг»); работа со словарем синонимов
(синонимический ряд к слову «друг»).
Структурный
компонент урока
|
Характеристика
учебных действий
|
Учебные действия
|
I. Орг. момент
Задача: Мотивация к действию на уроке
|
Учитель организует
проблемную ситуацию, в центре которой оказывается основная проблема
изучаемого материала. Используется эпиграф. Привлечение учащихся к работе (оформить
слова Н.Гоголя в виде прямой речи).
|
Регулятивные
учебные действия
Целеполагание как
постановка учебных задач
|
II. Проверка домашнего задания
Задача: Проверить домашнюю работу с помощью фронтального
опроса.
Повторить сведения
о стилях речи, о тексте.
Проверить умение
строить синонимический ряд.
|
На материале
домашнего задания актуализируются знания по теме урока
|
Познавательные
действия
Выделение
необходимой информации.
Дать индивид
задания (готовятся во время опроса): составить рассказ (1-2 чел) о синонимах
русского языка по дом параграфу; раздать карточки-задания (или посадить за
ноутбуки
(2-3 чел) )
|
III. Подготовка к изучению новой темы
Задача: Создать мотив к учебным исследованиям
|
В беседе по теме
урока проговариваются известные обобщения, понятия
|
Регулятивные
действия
Соотношение
известной и новой информации.
Проверка
самостоятельной работы (индив задания). Рассказы учащихся о синонимах.
Лексический
терминологический диктант.
|
IV. Наблюдения
над фактами языка
Основная задача
урока: Наблюдения за
синонимами при помощи сопоставления и сравнения; выделить основные
существенные признаки.
Предупреждать
лексические ошибки в собственной речи.
|
Отчет по
самостоятельно выполняемым заданиям.
Упражнение по
учебнику (345).
Слушание текста.
|
Регулятивные
действия
Планирование
(последовательность действий) (ответить на поставленные вопросы(на доске) в
ходе своего исследования.
Познавательные
учебные действия
Поиск и выделение
необходимой информации
|
V. Обобщение структурных и семантических
признаков изучаемого понятия
Задача: Учить подводить итог работе, делать выводы,
обобщать материал.
|
Формулируется вывод
из наблюдения: какую же роль играют синонимы в нашей речи. Читается правило
из учебника, сравнивается с правилом выведенным детьми.
|
Познавательные
учебные действия
Опознают и
правильно комментируют значение синонимов. Составляют словосочетания.
|
VI. Работа со
словом.
Задача: Расширять лексикон учащихся. Учить наблюдению
за словом, выясняя его лексическое значение.
Различение
омонимов, многозначных слов. Воспитывать общечеловеческие качества.
|
Толковый словарь.
Словарь синонимов. Выставка книг о дружбе.
Песня В.Высоцкого.
|
Регулятивные
действия
Навыки
саморегуляции и внутренней мотивации
Познавательные
учебные действия
Знание
терминологии. Знаковые символические действия – составление синонимического
ряда.
|
VII. Итог урока
Задача: Оценить работу учащихся согласно
результатам. Анализ и оценка успешности достижения цели. Рефлексия.
|
Прохождение по всем
этапам урока: что сделано, результаты исследований учащихся. Нацеливание на
проблему следующего урока.
Делимся мнением:
«Что я узнал нового о синонимах?»
|
Коммуникативные
учебные действия
Умение слушать и
вступать в диалог. Умение правильно выражать мысли.
|
VIII. Домашнее
задание
Задача: Дать установку на тренировку определенных
умений.
|
Упражнение (общее
задание).
Опережающие задания
(индивидуальные) по теме «Антонимы».
|
Коммуникативные
учебные действия
Умение задавать
вопрос.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.