План – конспект урока по теме: «Условный оператор»
Класс: 8
Предмет:
информатика
Тема:
Программирование условий. Условный оператор
Цели:
- дать представление учащимся о понятии
«условный оператор», учится писать программу ветвящейся структуры на языке
Паскаль, знать основную структуру условного оператора, выявить пробелы в
знаниях и способствовать их устранению, стимулировать интерес к данной
теме и к предмету в целом;
- способствовать развитию алгоритмического
мышления, внимательности, быстроты реакции, памяти
- воспитывать дисциплинированность,
усидчивость, положительное отношение к программированию, самостоятельность
Тип урока: Урок
новых знаний
Оборудование: Презентация
«Условный оператор», карточки с заданием. Компьютерный класс 12+1. Доска
маркерная. Паскаль АВС.
План урока:
I.
Организационный момент
II. Мотивация + целеполагание
III.Осмысление новой информации по теме:
«Условный оператор»
IV. Итоги занятия
V. Рефлексия
VI. Домашнее задание
Ход
урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте.
Сегодня мы с Вами познакомимся с новой темой, продолжим работу по написанию
новых программ, в течение урока каждый сможет показать свои знания и получить
положительную оценку. Включите компьютеры и проверьте рабочие места, запишитесь
в журнал рабочего места.
2. мотивация + целеполагание Я хочу предложить вам решить задачу
Задача: Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.
•
Математическая модель:
Данные:
x, y
Результат:
•
Варианты:
Если x=6, y=9, то max=9
Если x=5, y=1, то
max=5
Блок-схема:
Попробуйте решить
задачу. Для этого вспомним структуру программы:
•
1 строка заголовка Program IMYA;
•
2 раздел описания переменных Var x, y: integer;
•
3 основной раздел заключенный в операторные скобки
Begin и End.
Внутри
основного раздела записываются операторы ввода и вывода, и команды.
1. Как записывается заголовок программы на
Паскале?
|
Program (name)
|
2. Как
записывается раздел описания переменных?
|
Var
|
3. С какими
типами числовых величин работает Паскаль?
|
Целые и
вещественные
|
4. Как
записывается оператор присваивания?
|
:=
|
5. Как
записывается оператор ввода и вывода в Паскале?
|
Read (readln), write (writeln)
|
Решить ранее
изученными средствами не получается. Давайте сформулируем цель урока. Что нам
нужно узнать чтобы решить задачу:
Как записывать
ветвление на языке Паскаль, т. е. мы должны рассмотреть тему : «Условный
оператор». Если решать данную задачу то запись будет выглядеть следующим
образом:
Программа:
•
Program maximalnoe;
•
Var x, y, max: integer;
•
Begin
•
Writeln (‘Введите два числа’);
•
Readln (x, y);
•
if x>=y then max:=x else max:=y;
•
Writeln (‘наибольшее = ’,max);
•
End.
3. Осмысление . На слайдах презентации рассмотрим :
- Для организации
алгоритмов с разветвлением используется условный оператор. Разветвление зависит
от выполнения или невыполнения определенных условий. Иногда в одной ветви ни
одна операция не выполняется.
- В качестве
условия используется значение логического выражения: if.. then.. else
На
алгоритмическом языке
|
На
языке программирования
|
нач
если условие
то серия 1
иначе серия 2
кон
|
If <условие>
then <оператор 1>
else <оператор 2>
|
If <условие выражения>
then <оператор>
|
- Если значение условия true, то есть условие выполняется,
тогда выполняется серия 1, а оператор 2 не
выполняется
- Если значение условия false, то есть условие не
соблюдается, то выполняется оператор 2,
а оператор 1 не выполняется.
Логическое выражение:
•
Простой формой логического выражения является
операция отношения:
–
< меньше,
–
> больше,
–
<= меньше или равно,
–
>= больше или равно,
–
= равно,
–
<> не равно.
•
Сложные формы логических выражений составляются с
использованием логических операций:
–
not логическое
отрицание (НЕ),
–
and логическое
умножение (И),
–
or логическое сложение (ИЛИ),
–
xor исключающее ИЛИ
•
Порядок
действий:
•
Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.
•
Операторные скобки:
•
Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы
заключают в операторные скобки: begin … end
•
Конструкция такого вида:
Begin <последовательность операторов> end
относится
к составным операторам.
•
Операторы ветвления могут быть вложены друг в
друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.
В качестве примера
рассмотрим следующую задачу:
Задача 1:
Y= x+2, x<0
x2 , x>0
|
Program Primer1;
Var y,x: real;
Begin
Write (‘x’);
Read (x);
If x<0 then y:=x+2;
If x>0 then y:=sqr (x);
Write (‘y=’,y);
End.
|
Program Primer1;
Var y,x: real;
Begin
Write (‘x’);
Read (x);
If x<0 then y:=x+2;
Else y:=sqr (x);
Write (‘y=’,y);
End.
|
Задача 2: Написать программу, которая определит, имеете ли Вы право голосовать: если Вам 18
и более лет – имеет право голосовать, если менее 18 лет – не имеет право
голосовать.
Program zadacha;
Var a,b: real;
Begin
Write (‘введите возраст’);
Read (a);
If (a<18) and(a>0) then writeln
(‘ne imeet pravi golosovat’) else
If (a>18) and(a<120) then
writeln (‘imeet pravi golosovat’) else writeln (‘vvedite pravilno vozrast’);
End.
Составление программ на ПК (самостоятельно)
Задача 1:
x2 , x>2
Y=
4, x<=2
Program Primer1;
Var y,x:
real;
Begin
Write (‘Введите x’);
Read (x);
If x>2
then y:= sqr (x);
Else y:=4;
Write (‘y=’,y);
End.
Задача 2: Написать программу определения
является ли число В делителем числа А.
Является
ли число b делителем числа a?
program
chicla;
var a,b : integer;
begin
write('a=');readln(a);
write('b=');readln(b);
if a mod b=0 then write('делится')
else write('не делится');
end.
Решение:
Задача 3: Написать программу определения
четности одного из трех чисел.
Решение:
Определите, имеется ли среди чисел a,b хотя бы одно четное
program try_chicla;
uses crt;
var s, a,b:integer;
begin
writeLn('Введите числа '); readLn(a,b);
if (a mod 2=0) or (b mod 2=0) then
writeLn('Среди чисел ',a:3,b:3,' есть четные числа')
else
writeLn('Среди чисел ',a:3,b:3,' нет четных чисел');
end.
Закрепляющее тестирование (см. приложение)
1. Алгоритм, в котором его выполнение
определяется проверкой каких-либо условий, называется...
A.
разветвляющимся
B. циклическим
C. следования
D. линейным
E. процедурным
2. Служебное слово IF в условном операторе
переводится как...
A.
если
B. тогда
C. иначе
D. ввод
E. условие
3. Служебное слово THEN в условном операторе
переводится как...
A. если
B.
тогда
C. иначе
D. ввод
E. условие
4. Служебное слово ELSE в условном операторе
переводится как...
A. если
B. тогда
C. иначе
D. ввод
E. условие
5. Укажите правильный вариант использования
условного оператора.
A. IF
<условие> THEN begin <серия операторов 1> end ELSE begin <серия
операторов 2> end;
B. IF <условие> THEN <серия
операторов 1>; ELSE <серия операторов 2>;
C. THEN begin <серия операторов
1> end IF <условие> ELSE begin <серия операторов 2> end;
D. THEN <серия операторов
1> ELSE <серия операторов 2> IF <условие> ;
E. IF <условие> THEN
<серия операторов 1>
6. Укажите правильный вариант использования
неполного ветвления.
A. IF
<условие> THEN begin <серия операторов 1> end;
B. THEN <серия операторов
1>; ELSE <серия операторов 2>;
C. IF <условие> ELSE begin
<серия операторов 2> end;
D. ELSE <серия операторов
2> IF <условие>;
E. THEN <условие> IF
<серия операторов 1>
Ответы:1-а, 2-а, 3-в, 4-с, 5-а, 6-а
- Итог урока. Рассматривается
решение задач. Взаимопроверка теста. Выставление оценок.
- Рефлексия
- Какая тема была Вам предложена для изучения?
- Какие трудности у Вас возникли с написанием
программ?
(Рефлексия
содержания учебного материала используется
для выявления уровня осознания содержания пройденного.)
В
конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как
работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале
урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и
полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним
предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на
доске:
1.
сегодня
я узнал…
2.
было
интересно…
3.
было
трудно…
4.
я
выполнял задания…
5.
я
понял, что…
6.
теперь
я могу…
7.
я
почувствовал, что…
8.
я
приобрел…
9.
я
научился…
10.
у
меня получилось …
11.
я
смог…
12.
я
попробую…
13.
меня
удивило…
14.
урок
дал мне для жизни…
15.
мне
захотелось…
6. Домашнее задание
Задачи для
домашнего решения:
Уровень А
1. Дано целое
число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном
случае вычесть из него два. Вывести полученное число.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Уровень В
- Даны три стороны
одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут
ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
- Написать
программу деления двух чисел (деление на 0)
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Уровень С
- Есть среди 3-х
чисел, хотя бы одно четное.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
- Поместится ли круг в квадрат
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.