Инфоурок ОБЖ Другие методич. материалыПлан – конспект урока: «Чрезвычайные ситуации социального характера»

План – конспект урока: «Чрезвычайные ситуации социального характера»

Скачать материал

Областное государственное автономное образовательное учреждение  дополнительного профессионального образования

      (повышения квалификации)  специалистов

«Иркутский институт повышения квалификации работников образования»

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

 

слушателя курсов "Формирование содержания образования по ОБЖ                          

в соответствии с ФГОС" ДПОП "Формирование современного уровня            

культуры безопасности на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности                       в контексте требований ФГОС второго поколения"

 

тема занятия:

План – конспект урока:  «Чрезвычайные ситуации социального характера»

дисциплина: Безопасность жизнедеятельности

Работу выполнил:

Прокопенко Виталий

Владимирович,

Преподаватель-организатор ОБЖ

Ноябрьский институт нефти и газа

филиал ТюмГНГУ в г.Ноябрьс

                                                                                   контактный телефон:

                                                                                  8-912-911-03-07

                                                                                 Email:vityazi-tyumgngu@mail.ru                          

 

 

                                                                                 

2014 г

0

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

Чрезвычайные ситуации социального характера. 

(Тема урока)

 

 

1.                ФИО (полностью)       Прокопенко Виталий Владимирович

2.                Место работы Ноябрьский институт нефти и газа филиал ТюмГНГУ в

г.Ноябрьск

3.                Должность       Преподаватель-организатор ОБЖ  

4.                Предмет            БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5.                Группа    АТПт-13-9-1, Специальность 220703 «Автоматизация

технологических процессов и производств» 6.     Тема и номер            Чрезвычайные ситуации социального характера занятия в теме   (занятие №7)

7.                                               Базовый учебник            Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и

др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М. Высшая школа, 2008.- 423с.    «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности»  / Р. И. Айзман,С. В. Петров, В. М. Ширшова. — Новосибирск: АРТА, 2011. — 208 с. — (Се-рия «Безопасность жизнедеятельности»).

ISBN 978-5-902700-18-0

    Педагогика / под ред. Крившенко Л.П. - М.: Проспект, 2009 – 432 с.

    Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Дурнев Р.А., Крючек Н.А. «Безопасность жизнедеятельности»  Учебное пособие. Издательство: Дрофа; 2009 г.

    В. С. Алексеев, О. И. Жидкова, Н. В. Ткаченко                «Безопасность жизнедеятельности».   Конспект лекций.

Издательство: Эксмо, 2008 г.; 

    А.Т. Смирнов Б.И. Мишин В.А. Васенев

«Основы безопасности жизнедеятельности»                 

ISBN 5-09-011133-2 

Основы безопасности жизнедеятельности  Ростов на Дону: Хван, Хван,  «Феникс» 2000г.      Безопасность технологических процессов и производств М.:  «Высшая школа» 2002г.            Методические указания по выполнению практических занятий и практических работ, рекомендованы предметной (цикловой) комиссией ОПД и СД  филиала ТюмГНГУ в г.Ноябрьск.

 

8.      Цель  урока:  Рассматривается социальная сфера жизнедеятельности человека и связанные с ней угрозы безопасности личности и обществу. Характеризуются чрезвычайные ситуации социального характера (военные, межэтнические, межконфессиональные конфликты, массовые беспорядки), а также способы защиты населения и территорий. 

 

 

 

9.      Задачи:  – образовательные:  

Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее основные задачи, место и роль в подготовке специалиста со средним профессиональным образованием. Место и роль безопасности жизнедеятельности в предметной области и профессиональной деятельности.

Основные понятия, термины и определения в области безопасности жизнедеятельности. Источники и признаки опасности. Аксиома о потенциальной опасности процесса жизнедеятельности. Принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности. 

Средства обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Негативные факторы техносферы. Источники формирования опасности. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной и бытовой среды.

Сочетанное действие негативных факторов на человека.  Понятие “риск”.

Определение риска. Факторы риска. Классификация риска.

 Развить творческое и профессиональное мышление;

 Углубить и расширить уже имеющиеся знания;

Формирование готовности и способности личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности;  Освоение знаний об основных видах потенциальных опасностей и их последствиях в профессиональной деятельности и быту, принципах снижения вероятности их реализации;

Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма;  

Развитие характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.   Повторить и закрепить полученные новые знания.

 

 

 – развивающие:

Продолжить развитие профессионального мышления через наблюдение, анализ, сравнение и обобщение фактов. развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма;  

Развитие характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России.

 Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

– воспитательные: 

Воспитательные задачи исходят из содержания учебного материала, и выполняются в системе всего занятия, незаметно, но ярко, впечатляюще действующие на сознание учащегося.

 Целью изучения дисциплины «Безопасности жизнедеятельности» является - формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек. 

Воспитание профессиональной этики;

                  Воспитание     профессионально    важных    качеств:    профессионального    долга,

исполнительности и т.д.;

Продолжить формирование нравственных и эстетических представлений, систему взглядов на мир;

Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

Применять первичные средства пожаротушения;

Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; Оказывать первую помощь пострадавшим.

Необходимо воспитать чувство ответственности за себя и за других людей;

Следует обратить внимание на усвоение студентами гуманитарных аспектов жизни в обществе, семье;

Ознакомить студентов с гуманистическими аспектами их будущего труда, его влияния на общественные факторы, на мораль и экологию.

 

10.    Тип урока:  урок формирования новых знаний; усвоение знаний в их системе.

11.    Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, дифференцированногрупповая работа.

12.    Средства обучения:

1)  наглядные пособия:

Схемы-алгоритмы действий в ЧС.

Наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты средств коллективной защиты, образцы средств индивидуальной защиты кожи и средств индивидуальной защиты органов дыхания);

Таблицы «Сравнительная характеристика уровней управления»; Рисунки и схемы по теме «Взаимосвязь объекта и субъекта управления».

 

2)  специальное оборудование:

Персональный компьютер. 

Набор видеофильмов.

Интерактивная доска.

Средства индивидуальной защиты. 

Приборы радиационной и химической разведки.  Методические пособия. 

 

3)  дидактический материал:

Производственные ситуации для анализа;

Комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки задания, тесты);

Структурно-логические схемы; презентации; Групповые задания, ролевые игры: 

Тетради для самостоятельной работы.

13.    Критерии к уровню освоения содержания занятия по теме: В результате изучения данного материала студент должен

1)  иметь представление:

О будущей сфере деятельности, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

О нравственно-духовных аспектах деятельности профессиональных компетенций, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.

 

2)  знать:

общие закономерности, признаки, причины и последствия опасностей, движущие силы, механизмы и факторы развития опасностей, способы защиты отопасных ситуаций; философские, исторические и религиозные аспекты культуры безопасного

поведения; основные понятия дисциплины (опасность; опасный и вредный фактор; опасная и

чрезвычайная ситуация; уровень защищенности; приемлемый риск;

безопасность;           личная,           общественная            и          национальная    безопасность; жизненноважные     интересы;       принципы,     методы           и    средства         обеспечения безопасности);  причины происшествий, несчастных случаев, травматизма и профессиональных заболеваний;

                  основные     направления     и    методы     по    защите     граждан    от     опасностей

природного,техногенного и социального характера; дестабилизирующие факторы современности в мире и России; основные элементы концепций и систем обеспечения безопасности;

 

3)  уметь:

самостоятельно использовать теоретические источники для пополнения своих

знаний;

выявлять признаки, причины и условия возникновения опасных ситуаций; оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для учащегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательного учреждения; прогнозировать возникновение опасных или чрезвычайных ситуаций; применять

полученные умения и навыки в целях обеспечения безопасности учащихся;

 

4)  владеть: 

профессиональным языком данной предметной области знания;

аналитическими умениями в области выявления и оценки различных видов

опасностей;

общими методами и принципами решения задач безопасности в собственных

интересах, обучающихся и образовательного учреждения; простейшими методиками и навыками оценки допустимого риска.

 

14. Краткое описание занятия.

Понятие об опасности и безопасности, об опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Виды опасностей. Источники, причины их возникновения. Классификация опасностей (природные, техногенные, социальные, смешанные). Объекты безопасности, их взаимообусловленность. Безопасность как условие и потребность жизни человека. Безопасность в различных сферах жизнедеятельности.

Для профилактики возникновения (предупреждения) и ликвидация последствий ЧС, реализации жизненно важных интересов общества в области защиты населения и территорий от воздействия опасных факторов ЧС мирного и военного характера в Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. 

Основная цель создания Единой государствнной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  - объединение усилий всех органов ветвей власти, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создание  системы базировалось на ряде принципов и предпосылок с учетом реальной обстановки.

Во-первых, это необходимость соблюдения комплексного подхода при формировании системы, т.е. учета всех возможных видов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия последствий, а также всех возможных мер по противодействию им, и всего требуемого для этого состава участ-ников.

           Во-вторых, это признание ”ненулевого риска”, т.е. фактора невозможности исклю-чить       риск    возникновения          чрезвычайных           ситуаций        во    всех     случаях потенциальных угроз.

           В-третьих, это базирование на принципе превентивной безопасности, предусматривающего максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, отдание предпочтение профилактической работе.

 

 

 

 

 

Аксиомы БЖД

 

               Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

  Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

     Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

    Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

   Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают  предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

    Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают  предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

 Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).  

Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.

 

ФОРМИРОВАНИЕ   УУД.

 

   Формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий – требование Федерального государственного образовательного стандарта. Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, независимо от ее специально-предметного содержания. 

 Программа формирования универсальных учебных действий – призванная регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т.е. способов  деятельности, применимых в рамках как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

 

Содержит:

описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования; описание преемственности программы формирования универсальных учебных

действий по ступеням общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных , познавательных, коммуникативных

универсальных учебных действий.

Учебные действия – конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.

Таблица 1.

15.    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя  

(с указанием действий с

ЭОР, например, демонстрация)

Деятельн ость ученика

Вре мя

мин.

)

1

2

3

4

5

6

1

Организационны й момент

 

Приветствие с учащимися, проверка

готовности к занятиям

(компьютер, проектор,

тетради, ручки).

Проверка посещения занятия.

Приветств уют учителя.

5

мин

2

1.Социальные явления и процессы полны острых, порой неразрешимых противоречий и катаклизмов, которые сегодня приобретают глобальный характер. Это прежде всего войны и военные конфликты, неравномерность социальноэкономического развития различных стран, стремительный рост

Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них.

 

http://e-

Формулирует  тему и цели урока 

Преподаватель: «Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, мы с вами еще раз вспомним основные положения пройденного ранее материала, который пригодится при ответе на поставленные

Слушают объяснени е нового материала и

записываю

т в тетрадь тему урока.

Чрезвычай ная ситуация

социально

го характера – это обстановк а на

определен ной

20 мин

 

 

народонаселения, загрязнение окружающей среды, обеспечение человечества необходимыми для нормальной жизнедеятельнос ти ресурсами (продовольствие м, пресной водой,

источниками

энергии и т. д.), отрицательные последствия развития науки, техники, информатизации, распространение наркотиков и опасных заболеваний (СПИД), рост преступности, экстремизма и пр. Крайне опасные формы приобретает такое уродливое явление современности, как

международный терроризм. Для того чтобы предотвратить эти опасности и угрозы или снизить их отрицательное воздействие, необходимы усилия как всего мирового сообщества, так и регионов, государств, обществ, а также каждого конкретного человека.

reading.ws/bookreader.php/101

3635/Chrezvychaynye_situacii_ socialnogo_haraktera_i_zaschita

_ot_nih.html

 

ЧС СОЦИАЛЬНОГО

ХАРАКТЕРА

 

http://studopedia.ru/2_71330_ch s-sotsialnogo-haraktera.html

 

Понятие и правовая оценка

 

http://www.youtube.com/watch?

v=5EBug3uzfOA

 

Терроризм и экстремизм

http://www.youtube.com/watch?

v=QlLGJjpQh_c

 

Контроль - Экстремизм

 

http://www.youtube.com/watch?

v=Pwp88ZNjmrM

вопросы»

территори

и,

сложивша

яся в результате опасного

социально

го явления, которое повлекло или может повлечь за собой человечес кие жертвы, ущерб здоровью людей или

окружающ

ей природной среде, значитель ные материаль ные потери и нарушение условий жизнедеят ельности людей. Самая крайняя форма ЧС

социально

го характера

социальна

я

катастроф

а.

 

 

3

Теоретическая часть урока.

----------------------

В процессе занятий рассматриваются теоретические аспекты безопасности жизнедеятельнос

ти, источники, механизмы возникновения и развития чрезвычайных ситуаций социального характера, объекты воздействия, классификация, а также способы защиты от них, подчеркивается влияние на безопасность социума экономических, политических, межэтнических, конфессиональн ых и других отношений, информатизации общества, войн и военных конфликтов. Оно базируется на широком круге источников:

законодательных актах

(Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ), Концепции национальной безопасности РФ, Военной доктрине РФ,

ЭОР- Информационный; Видеофрагменты.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

Соцопрос: Что такое экстремизм? 

 

http://www.youtube.com/watch?

v=z6Vpz1nYx2g

 

Экстремизм в молодежной среде причины и последствия

 

http://www.youtube.com/watch?

v=_w5Dwf9UpKQ

 

Терроризм

 

http://www.youtube.com/watch?

v=kb1NDAEJmTE

 

Безопасность в толпе

 

 

http://www.youtube.com/watch? v=qvzDhcJLT-k

 

 

 

 

Демонстрирует на экране видеофильмы ознакомительн ые, с методами прогнозировани я опасностей и проектирования систем безопасности.

- - - - - - - - - - - - 

ЧС социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей

среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельно сти людей. В основе возникновения и развития ЧС социального характера лежит нарушение в силу различных причин равновесия общественных

Восприни мают на слух и визуально.

 - - - - - - - - 

Социальн ые опасности классифиц ируются: 1. По природе:

а)

опасности связанные

с

психическ им воздейств ием на человека (шантаж, мошеннич

ество,

воровство

и др.); б)

опасности связанные

с

физически м насилием (разбои, бандитизм

, террор, изнасилов ание,

заложниче ство); в)

опасности связанные

с

употребле нием веществ разрушаю щих организм человека (наркоман

ия,

75 мин

 

 

Доктрине информационной безопасности РФ, ведомственных нормативных актах (приказах и инструкциях

МВД, МЧС и

ФСБ), а также на научной литературе по проблемам безопасности жизнедеятельнос ти и публикациях в периодической печати.

 

 

Отправной точкой таких ЧС могут быть: безработица; инфляция; террористически е акты; национализм; кризисы в правительстве; продовольственн ые проблемы; низкий уровень социальнобытовой обеспеченности; коррупция;

другие

 

http://fb.ru/article/ 43805/chssotsialnogoharakteraklassifikatsiyaprichinyi

 

Психология толпы

 

https://www.youtube.com/watch

?v=ytsSHOAxawY&list=PL214

28BE434BB4194&index=4

 

Террористическая угроза

 

http://www.youtube.com/watch? v=6Mn-

ZYnI24Q&list=PLFAD9FCEA

3EDD9124&index=14

 

Тема 05 - ЧС социального характера

 

https://www.youtube.com/watch

?v=1N3UhpH87AI

 

Тема 09 Общественная опасность экстремизма Виды терактов и способы их

осуществления часть 1

https://www.youtube.com/watch

?v=G3KjCMtdH40

 

Чезаре Ломброзо.

Коллекционер преступников

отношений (экономических

, политических, межэтнических, конфессиональ ных), вызывающее серьезные противоречия, конфликты и войны. Их катализаторами могут быть разные обстоятельства, вызывающие социальную напряженность,  – безработица, коррупция, криминал, массовые беспорядки, акты терроризма, правительствен ные кризисы, инфляция, продовольствен ные проблемы, социальнобытовая неустроенность, бытовой национализм, местничество и др. Длительное воздействие этих факторов

ведет к хроническому физиологическо му и психическому утомлению людей, к тяжелым экстремальным состояниям, таким как депрессии, суициды и т. д., к попыткам

алкоголиз м, курение);

г)

опасности связанные

с

болезнями (СПИД, венеричес кие

заболеван ия ); д)

опасности суицидов;

2. По масштаба м событий

социальны

е

опасности подраздел яются : а)

локальные

;

б)

региональ ные; в)

националь ные

г)

глобальны

е. 3. По половозра стному признаку различают

социальны

е

опасности характерн ые для детей, молодежи, женщин, мужчин, пожилых людей

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch

?v=vn-uv_rLo24

 

https://www.youtube.com/watch

?v=i8Mtjsk2w9U

 

Сокол-Спартак

 

https://www.youtube.com/watch

?v=dgRfZa-

tLlc&list=PLXR8Cci06OSGT8 v3D_VktqOal_4D1eanP

Предупреждение

Чрезвычайных Ситуаций

 

https://www.youtube.com/watch

?v=I2u6rULTdBc

Суицид

 

https://www.youtube.com/watch

?v=Moii4_b7Hms&list=PL2142

8BE434BB4194&index=12

сублимировать накопившуюся отрицательную энергию активным участием в социальнополитических и военных конфликтах.

.

 

 

4

Подведение итогов урока

 

Подводит итоги

урока, предлагает  учащимся

Учащиеся продолжа ют фразы..

5

мин

 

 

 

 

закончить фразы: Сегодня на уроке я узнал… Мне было интересно …

 

 

5

Закрепление изученного материала - выставление отметок, оценивание участников.

 

Задает вопросы учащимся на закрепление материала:  1. Что такое потенциальная и экстремальная опасность? 2. В чем причина возникновения социальных угроз и опасностей? 3. Что включает в себя статический аспект опасности? 4. Охарактеризуйт е динамический аспект опасности. 5. Что дает анализ механизма действия опасностей?

6. По каким признакам классифицируютс я опасности? 7. Дайте определение ЧС социального происхождения.

8.                   Назовите основные виды ЧС социального происхождения.

9.                   Что такое факторы риска, каков механизм их действия? 10. Назовите угрозы безопасности,

Отвечают на вопросы, обсуждения материала.

 Выявление последоват ельности опасностей, которые могут вызвать ЧС

социальног

о характера. Например, возникнове ние трудностей

с

продовольс твием, высокая инфляция,

безработиц

а,

социальная

напряженн

ость, столкновен

ия на межэтничес кой почве, проявления

религиозно го

экстремизм

а и т. д. Все эти опасности являются предвестни ками острого

социальног о

конфликта и

возможной ЧС

(вооруженн

10 мин

 

 

 

сформулированны е в Концепции национальной безопасности РФ.

11.               Какие предпосылки ЧС социального характера существуют в настоящее время в России?

12.               Назовите факторы, обусловливающие возможность возникновения ЧС социального характера на территории региона (на примерах СанктПетербурга и

Ленинградской области). 13. Что необходимо для профилактики и локализации ЧС социального характера?

ого конфликта или войны).

 

6

Домашнее задание - оценка знаний.

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «Зашита населения в чрезвычайных ситуациях

Записывают домашнее, задание

4

мин

7

Завершающий

этап

 

Преподаватель: «Спасибо за внимание, занятие окончено. Можете быть свободны.  До свидания».

 

1

мин

 

 

 

 Устройство и  содержание открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС)?

 По учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. (ОМС). 

 

 В соответствии с программой обучения весь учебный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Чрезвычайные ситуации и их характеристика», ТЭ «Зашита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций», ТЭ «Организационные и правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях» и т.д.

 

 

 Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):  модуль получения информации (И-тип);  модуль практических занятий (П-тип);  модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).

 При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иными словами, каждый ЭУМ – это самостоятельный учебный продукт объёмом несколько Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей.

 Для каждого ЭУМ разрабатываются (и будут разрабатываться постоянно) аналоги – вариативы. 

Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.  В итоге структура совокупного контента ОМС по предмету имеет следующий вид:

 

Таблица 2.

 

 

Понятно, что для создателей интерактивных мультимедийных ЭУМ, адекватно отражающих фрагмент реального или воображаемого мира, открывается «непаханое поле».

 И в качестве первых шагов по целине определим, что вариативы ЭУМ могут отличаться друг от друга:  глубиной представления материала (например, соотношением постулатов и объяснений/доказательств) методикой (например, обусловленной иным набором предыдущих знаний)  характером учебной работы (например, решение задач или эксперимент, тест или контрольное упражнение на тренажере)  технологией представления учебных материалов (например, текст или аудиовизуальный ряд) наличием специальных возможностей (например, для слабо слышащих/видящих) способом достижения учебной цели (например, другим вариантом доказательства теоремы Пифагора или иным содержанием лабораторной работы).

 

 

 

 Приложение к плану-конспекту урока

16. Литература, необходимая для подготовки к занятию:

        АрустамовЭ.А., КосолаповаН.В., учебник «Безопасность жизнедеятельности»- М: Издательский центр «Академия» 2008. - 173с.

        СапроновЮ.Г., СысаА.Б., ШахбазянВ.В. учебное пособие - М: издательский центр «Академия» 2008. - 31с.

        Смирнов, А.Т. Основы военной службы: учеб. пособие / А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2008 – 168 с.

        Фролов, М.П. Основы безопасности жизнедеятельности : учеб. для студентов учебных заведений среднего профессионального образования / М.П. Фролов. – М.: Просвещение, 2008. – 188 с.

        Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ  № 68-ФЗ от 21.12.94.  «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»  (в ред. от 22.08.04.  № 122-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 

        Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 28-ФЗ от 12.02.98.  «О гражданской обороне» (в ред. от  19.10.02. № 123-ФЗ,  от 19.06.04. № 51 –ФЗ, от 22.08.04. № 122-ФЗ,  от 19.06.07. № 103-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 

        Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 3-ФЗ от 9.01.96. «О радиационной безопасности населения» (в ред. от  22.08.04. № 122-ФЗ). //Справочноправовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – Последнее обновление

10.8.2008.

        Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94г. «О пожарной безопасности» (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая 2005 г., 2 февраля, 25 октября, 4, 18 декабря 2006 г., 26 апреля, 18 октября 2007 г., 22 июля 2008 г., 14 марта 2009 г.).  //  Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 

        Иванов, А.Н. Воинская обязанность. Военнослужащий - защитник своего отечества: учеб. пособие / А.Н. Иванов. – М.: Армпресс, 2008. – 102 с.

        Белов, С.В Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М. Высшая школа, 2008.- 423с

        Мастрюков, Б.С.  Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с. – Педагогика / под ред. Крившенко Л.П. - М.: Проспект, 2009 – 432 с.

 

17. Интернет-ресурсы:          http://www.openclass.ru

          http://www.uchportal.ru

          http://pedsovet.org   http://обж.рф/#

          http://www.culture.mchs.gov.ru/

          Воздействие   вибрации        на        организм        человека         - http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/proizvodstvennayavibraciya.html

          Производственная вибрация и ее воздействие на человека - http://ohranabgd.narod.ru/bgdps9.html

          Влияние вибрации на организм - http://ohrana-bgd.narod.ru/shum2.html#SU3 Examens.ru - образовательный проект, значительно облегчающий жизнь школьников -  http://www.examens.ru/otvet/3/11/

          Классификация          чрезвычайных           ситуаций        по        масштабам     - http://www.examens.ru/otvet/3/9/308.html

          пожары,          их        последствия. Профилактика           лесных            и          торфяных пожаров.- http://www.examens.ru/otvet/3/9/306.html

          Проблема безопасности жизнедеятельности (БЖД) человека - http://bgdstud.ru/

          Лекции           - file://localhost/D:/Филиал%20ТГНГУ/БЖД/Безопасность%20жизнедеятельности.mht             Тесты по        БЖД    для      студентов       вечернего и          заочного         обучения        - http://www.bti.secna.ru/bgd/for_students.html

          Безопасность Жизнедеятельности - http://www.bezzhd.ru/

          Федеральные образовательные       ресурсы          для      общего            образования   - http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm

          Каталог учебников, оборудования,- http://ndce.edu.ru/info.php?id=3

          Федеральный образовательный портал - http://www.edu.ru/

          Образовательные      ресурсы          Интернета      -           Безопасность жизнедеятельности.- http://www.alleng.ru/edu/saf1.htm

          Безопасность жизнедеятельности - http://bzhde.ru/

          Безопасность жизнедеятельности   и          охрана            труда   - http://www.twirpx.com/files/emergency/

          Научно-популярные и учебные фильмы - http://video.edu-lib.net/page/2

          Безопасность жизнедеятельности _ Лекции - Лекции БЖД   doc - StudFiles.mht - http://www.studarhiv.ru/

          Рекомендуемая литература по безопасности жизнедеятельности - http://studentuvuza.ru/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/index.htm, Тест для самопроверки..mht - http://nn.dekane.ru/bzd-s7/

          Естественнонаучный образовательный портал. - Режим доступа: http://en.edu.ru ;

          Методическая копилка учителя информатики. - Режим доступа: http://www.metodkopilka.ru/page-1.html

          Министерство            образования   Российской    Федерации.    -           Режим доступа: http://www.ed.gov.ru  

          Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». - Режим доступа: http://www.school.edu.ru ;

          Образовательные      ресурсы          Интернета      –          Информатика.            - Режим             доступа: http://www.alleng.ru/edu/comp.htm

          Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru ; – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа:  http://fcior.edu.ru

          Электронная библиотека. Электронные учебники. - Режим доступа: http://subscribe.ru/group/mehanika-studentam/ ;

          Основы безопасности жизнедеятельности. Журнал МЧС   http://www.school-obz.org/ Научно-практический          и          учебно-методический           журнал «Безопасности жизнедеятельности» Режим доступа: http://www.novtex.ru/bjd/

          Безопасность жизнедеятельности

          Режим доступа: http://www.bti.secna.ru/bgd/

          Режим доступа: http://lpmaps.com/  

          Режим доступа: http://www.tehbez.ru/

          Агентство МЧС по мониторингу и прогнозированию ЧС           www/ampe/ru.

          Официальный сайт МЧС России www.mchs.gov.ru

          Официальный сайт Совета безопасности России www.scrf.gov.ru

          Сайт ФГУП  НТЦ «Промышленная безопасность»          www.safety.ru

          Официальный сайт Госгортехнадзора России       www.gosnadzor.ru

          Сайт по гражданской обороне         www.gr-obor.narod.ru

          Официальный сайт ФСБ России www.fsb.ru

          Сайт издательства Российской газеты        www.rg.ru

          Безопасность жизнедеятельности   школы.           -           [Электронный           ресурс] –

http://kuhta.clan.su;

          Все о пожарной безопасности. - [Электронный ресурс] – : http://www.0-1.ru;

          гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. - [Электронный               ресурс] – Режим доступа: http://www.ampe.ru/web/guest/russian; ГОСТ Р 22.0.02-94. Нормативно-техническая  база защиты населения при ЧС.

Система стандартов (БЧС).  Безопасность в ЧС [Электронный ресурс]  – http: //www @gost.ru/; 

          Журнал Основы безопасности жизнедеятельности.  -   http://www.school-obz.org/; – Институт психологических проблем безопасности. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://anty-crim.boxmail.biz;

          Искусство выживания. -: http://www.goodlife.narod.ru/;

          Министерство обороны РФ [Электронный ресурс]   –:  http://www.mil.ru/;

          Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]   – Режим доступа:  http:www.info@mchs. gov.ru;

          Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://informic.narod.ru/obg.html/;

          Основы безопасности жизнедеятельности. - [Электронный ресурс]: http://0bj.ru/;

          Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение чрезвычайных ситуаций. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hsea.ru.

 

18. Мультимедиа библиотека: 

          Большая детская энциклопедия «Основы безопасности жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. - М.: ИДДК, 2010, 1 электрон. опт. диск (СD-ROM); – Знаки безопасности [Электронный ресурс]. - М.: Форум Медиа, 2009, 1 электрон. опт. диск (СD-ROM);

          ОБЖ.   Чрезвычайные           ситуации        природного    и          техногенного характера

[Электронный ресурс]. - М.: Кварт, 2008, 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM);

          Первая медицинская помощь   [Электронный ресурс]. - М.: Равновесие ИД, 2010, 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM);

          Первая медицинская помощь   [Электронный ресурс]. - М.: Тен-Видео, 2006, 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM);

          Юртушкин В. И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий  

[Электронный ресурс]. - М.: Меридиан, 2004, 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План – конспект урока: «Чрезвычайные ситуации социального характера»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Социальные явления и процессы полны острых, порой неразрешимых противоречий и катаклизмов, которые сегодня приобретают глобальный характер.

Это прежде всего войны и военные конфликты, неравномерность социально-экономического развития различных стран, стремительный ростнародонаселения, загрязнение окружающей среды, обеспечение человечества необходимыми для нормальной жизнедеятельности ресурсами (продовольствием, пресной водой, источниками энергии и т. д.), отрицательные последствия развития науки, техники, информатизации, распространение наркотиков и опасных заболеваний (СПИД), рост преступности, экстремизма и пр.

Крайне опасные формы приобретает такое уродливое явление современности, как международный терроризм.

Для того чтобы предотвратить эти опасности и угрозы или снизить их отрицательное воздействие, необходимы усилия как всего мирового сообщества, так и регионов, государств, обществ, а также каждого конкретного человека.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 574 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по основам безопасности жизнедеятельности на тему "Безопасное вождение велосипеда" (8 класс)
  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности», Вангородский С.Н., Кузнецов М.И и др.
  • Тема: § 21. Автомобильные аварии и катастрофы
  • 06.10.2020
  • 953
  • 67
«Основы безопасности жизнедеятельности», Вангородский С.Н., Кузнецов М.И и др.
Урок по основам безопасности жизнедеятельности на тему "Пожарная безопасность" (8 класс)
  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности», Вангородский С.Н., Кузнецов М.И и др.
  • Тема: § 8. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах
  • 06.10.2020
  • 1399
  • 25
«Основы безопасности жизнедеятельности», Вангородский С.Н., Кузнецов М.И и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1366
    • PDF 1.2 мбайт
    • 44 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Прокопенко Виталий Владимирович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 15
    • Всего просмотров: 29004
    • Всего материалов: 30

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности")

Учитель физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 68 человек

Курс профессиональной переподготовки

Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель экологии и основ безопасности жизнедеятельности

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 349 человек

Курс профессиональной переподготовки

Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель экологии и основ безопасности жизнедеятельности

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе