Инфоурок Другое КонспектыПлан – конспект открытого урока по специальности «Основы импровизации».

План – конспект открытого урока по специальности «Основы импровизации».

Скачать материал

Синчуков Сергей Викторович преподаватель специальности «Народное художественное творчество»

 

План – конспект открытого урока по специальности

 «Основы импровизации».

 

Тема урока: Элементы импровизации: обыгрывание мелодии с помощью рядом стоящих звуков.

Цель: формирование навыка сочинения  музыкального материала для исполнения на жалейке с использованием проходящих и вспомогательных звуков на основе заданной темы.

Задачи:

·        закреплять   материал,  изученный  на прошлом уроке

·        актуализировать внимание студента на понятии диатонических проходящих звуков, учить сочинять музыкальный материал с использованием диатонических проходящих звуков

·        актуализировать внимание студента на понятии диатонических вспомогательных звуков, учить сочинять музыкальный материал с использованием вспомогательных звуков

·        формировать навык исполнения сочинённого материала на жалейке с использованием фонограммы.

 

Оборудование для учителя

1.       План – конспект урока.

2.       Инструктивный материал (темы народных песен).

3.       Диск с фонограммами.

4.       Музыкальный центр.

Оборудование для учащегося

1.     Нотная тетрадь, карандаш, резинка.

2.     Конспект с материалами предыдущих лекций.

3.     Жалейка  Соль мажор.

4.     Пюпитр.

 

План урока

 

1.       Организационная часть 2 минуты

2.       Проверка  изученного материала 5 минут

3.        Сообщение по теме, сочинение  музыкального материала   30 минут

4.     Разбор  и исполнение сочинённого материала под фонограмму 8 минут.

Ход урока

 

Педагог

Студент

Тема сегодняшнего урока - элементы импровизации: обыгрывание мелодии с помощью рядом стоящих звуков. Для дальнейшей работы вам  необходимо приготовить нотную тетрадь, карандаш и резинку.  

 

Но сначала  давайте вспомним, что такое  импровизация?

 

 

 

 

   На прошлом уроке  мы познакомились с ритмической импровизацией. Давайте вспомним, что собой представляет  ритмическая импровизация?

 

  Несмотря на то, что импровизация это музыка, незафиксированная в нотном тексте, ритмическая импровизация может быть специально сочинена  и  внесена в партитуру инструментального произведения.

 

 

 

А сейчас давайте с вами вспомним заданную тему и вариант ритмической импровизации сочинённой на прошлом уроке. Для этого необходимо повторить данный материал на инструменте. 

 

 

Для знакомства со следующим элементом импровизации нам необходимо вспомнить, что представляют собой диатонические проходящие звуки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы думаете, можно ли использовать хроматические проходящие звуки для создания импровизации на жалейке?

 

 

Для введения в заданный материал проходящих звуков нам необходимо провести гармонический анализ данной темы.

 

 

Теперь нам необходимо найти в мелодии       два  соседних по высоте аккордовых звука, в восходящем или нисходящем направлении.

 

Помещаем  проходящий звук  между данными аккордовыми звуками.

 

Теперь я попрошу вас самостоятельно проделать данную операцию на протяжении всей заданной темы.

 

Проверяет проделанную работу. 

(В зависимости от затраченного времени возможен вариант работы над несколькими пьесами)

 

В создании данного элемента импровизации нам не обойтись без использования диатонических вспомогательных звуков.  Давайте вспомним, что понимают под диатоническими вспомогательными звуками?

 

 

 

 

 

 

Подобно проходящим,  вспомогательные звуки помеща­ются на слабом или относительно сильном времени - как на фоне одного какого – либо аккорда, так и при смене гармо­нии.

 

    Давайте отыщем в заданной мелодии два повторяю­щихся аккордовых звука.  

 

   Теперь помещаем вспомогательный звук  (по своему усмот­рению)  сверху или снизу между повторяющимися аккордовыми звуками.

   В процессе работы следует обращать внимание на такую особенность народного песенного творчества, как повтор­ность.  Повторяющиеся мотивы и фразы следует обогащать вспомогательными звуками в первом случае сверху, а во втором – снизу, или наоборот.  А теперь проделаем данную операцию на протяжении всей заданной темы.

 

Проверяет проделанную работу.

(В зависимости от затраченного времени возможен вари­ант работы над несколькими пьесами).

 

 

 

Теперь, когда у нас готов вариант импровизации давайте попробуем его воспроизвести на жалейке.

 

В качестве рекомендации могу предложить: чтобы  данный вариант приобрёл большую экспрессивность можно попытаться  наложить его на основу созданной нами ранее ритмической импровизации.

 

А теперь  подводя итог сегодняшней работе, я попрошу вас исполнить заданную тему, её ритмическую вариацию и сочинённый нами вариант с использованием рядом стоящих звуков под подготовленную фонограмму.

 

 

Наш урок подошёл к концу. Сегодня мы познакомились с техникой введения в заданный музыкальный материал проходящих и вспомогательных звуков. На следующем уроке мы узнаем, как обогатить музыкальную тему введением в мелодическую основу форшлагов и трелей. 

 

 

 

 

 

Отвечает: импровизация – это сочинение  музыки без предварительной подготовки во  время исполнения. 

 

Отвечает: ритмическая импровизация представляет собой свободную интерпретацию  во время исполнения ритмической стороны основной мелодии без изменения её мелодической конструкции.

 

Играет заданную тему и сочинённый вариант ритмической импровизации.

 

Отвечает: проходящим назы­вают звук, появляю­щийся на слабом (или отно­сительно силь­ном) времени в поступатель­ном движении ме­ж­ду двумя соседними по вы­соте аккордовыми зву­ками, в восходящем или нисходя­щем направлении.  Диатонические проходя­щие звуки образуются на основных ступенях гаммы.

 

Отвечает: нет т. к. жа­лейка имеет диатониче­ский  строй.

 

Проводит гармонический анализ темы.

 

 

Находит необходимые звуки

 

 

Производит необходимую запись в нотном тексте

 

Вводит в заданную тему проходящие звуки

 

 

 

 

Отвечает:

вспомогательным назы­вают звук, помещённый между аккордовым зву­ком  и его повторением и находящейся ступенью выше или ниже его.
   Диатонические вспомога­тельные звуки образуются на основных ступенях гаммы.

 

 

 

 

 

 

Находит в мелодии аккор­довые звуки.

 

Вводит в заданную тему вспомогательные звуки.

 

 

 

 

 

Вводит в заданную тему вспомогательные звуки.

 

 

 

 

 

 

 

Проигрывает сочинённый материал.

 

 

 

 

 

 

Исполняет заданную тему, ритмическую вариа­цию, вариацию с использо­ванием рядом стоящих звуков.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План – конспект открытого урока по специальности «Основы импровизации»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий хозяйством

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Элементы импровизации: обыгрывание мелодии с помощью рядом стоящих звуков.

Цель: формирование навыка сочинения  музыкального материала для исполнения на жалейке с использованием проходящих и вспомогательных звуков на основе заданной темы.

Задачи:

·        закреплять   материал,  изученный  на прошлом уроке

·        актуализировать внимание студента на понятии диатонических проходящих звуков, учить сочинять музыкальный материал с использованием диатонических проходящих звуков

·        актуализировать внимание студента на понятии диатонических вспомогательных звуков, учить сочинять музыкальный материал с использованием вспомогательных звуков

·        формировать навык исполнения сочинённого материала на жалейке с использованием фонограммы.

 

Оборудование для учителя

1.       План – конспект урока.

2.       Инструктивный материал (темы народных песен).

3.       Диск с фонограммами.

4.       Музыкальный центр.

Оборудование для учащегося

1.     Нотная тетрадь, карандаш, резинка.

2.     Конспект с материалами предыдущих лекций.

3.     Жалейка  Соль мажор.

4.     Пюпитр.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 819 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.03.2015 408
    • DOCX 31.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Терентьева Ольга Георгиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Терентьева Ольга Георгиевна
    Терентьева Ольга Георгиевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 23169
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе