Тема
сегодняшнего урока - элементы импровизации: обыгрывание мелодии с помощью
рядом стоящих звуков. Для дальнейшей работы вам необходимо приготовить
нотную тетрадь, карандаш и резинку.
Но
сначала давайте вспомним, что такое импровизация?
На
прошлом уроке мы познакомились с ритмической импровизацией. Давайте
вспомним, что собой представляет ритмическая импровизация?
Несмотря на то, что импровизация это музыка, незафиксированная в нотном
тексте, ритмическая импровизация может быть специально сочинена и внесена в
партитуру инструментального произведения.
А сейчас
давайте с вами вспомним заданную тему и вариант ритмической импровизации
сочинённой на прошлом уроке. Для этого необходимо повторить данный материал
на инструменте.
Для
знакомства со следующим элементом импровизации нам необходимо вспомнить, что
представляют собой диатонические проходящие звуки?
Как вы
думаете, можно ли использовать хроматические проходящие звуки для создания
импровизации на жалейке?
Для
введения в заданный материал проходящих звуков нам необходимо провести гармонический
анализ данной темы.
Теперь
нам необходимо найти в мелодии два соседних по высоте аккордовых
звука, в восходящем или нисходящем направлении.
Помещаем
проходящий звук между данными аккордовыми звуками.
Теперь я
попрошу вас самостоятельно проделать данную операцию на протяжении всей
заданной темы.
Проверяет
проделанную работу.
(В
зависимости от затраченного времени возможен вариант работы над несколькими
пьесами)
В
создании данного элемента импровизации нам не обойтись без использования
диатонических вспомогательных звуков. Давайте вспомним, что понимают под
диатоническими вспомогательными звуками?
Подобно
проходящим, вспомогательные звуки помещаются на слабом или относительно
сильном времени - как на фоне одного какого – либо аккорда, так и при смене
гармонии.
Давайте отыщем в заданной мелодии два повторяющихся аккордовых звука.
Теперь помещаем вспомогательный звук (по своему усмотрению) сверху или
снизу между повторяющимися аккордовыми звуками.
В
процессе работы следует обращать внимание на такую особенность народного
песенного творчества, как повторность. Повторяющиеся мотивы и фразы следует
обогащать вспомогательными звуками в первом случае сверху, а во втором –
снизу, или наоборот. А теперь проделаем данную операцию на протяжении всей
заданной темы.
Проверяет
проделанную работу.
(В
зависимости от затраченного времени возможен вариант работы над несколькими
пьесами).
Теперь,
когда у нас готов вариант импровизации давайте попробуем его воспроизвести на
жалейке.
В
качестве рекомендации могу предложить: чтобы данный вариант приобрёл большую
экспрессивность можно попытаться наложить его на основу созданной нами ранее
ритмической импровизации.
А
теперь подводя итог сегодняшней работе, я попрошу вас исполнить заданную
тему, её ритмическую вариацию и сочинённый нами вариант с использованием
рядом стоящих звуков под подготовленную фонограмму.
Наш урок
подошёл к концу. Сегодня мы познакомились с техникой введения в заданный
музыкальный материал проходящих и вспомогательных звуков. На следующем уроке
мы узнаем, как обогатить музыкальную тему введением в мелодическую основу
форшлагов и трелей.
|
Отвечает:
импровизация – это сочинение музыки без предварительной подготовки во время
исполнения.
Отвечает:
ритмическая импровизация представляет собой свободную интерпретацию во время
исполнения ритмической стороны основной мелодии без изменения её мелодической
конструкции.
Играет заданную
тему и сочинённый вариант ритмической импровизации.
Отвечает:
проходящим называют звук, появляющийся на слабом (или относительно сильном)
времени в поступательном движении между двумя соседними по высоте
аккордовыми звуками, в восходящем или нисходящем направлении. Диатонические
проходящие звуки образуются на основных ступенях гаммы.
Отвечает:
нет т. к. жалейка имеет диатонический строй.
Проводит
гармонический анализ темы.
Находит
необходимые звуки
Производит
необходимую запись в нотном тексте
Вводит в
заданную тему проходящие звуки
Отвечает:
вспомогательным
называют звук, помещённый между аккордовым звуком и его повторением и
находящейся ступенью выше или ниже его.
Диатонические вспомогательные звуки образуются на основных ступенях
гаммы.
Находит
в мелодии аккордовые звуки.
Вводит в
заданную тему вспомогательные звуки.
Вводит в заданную тему вспомогательные
звуки.
Проигрывает
сочинённый материал.
Исполняет
заданную тему, ритмическую вариацию, вариацию с использованием рядом
стоящих звуков.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.