3 этап
Формулирование
темы урока.
2-3
минуты
|
1.Попробуйте
с помощью музыки определить, о чем пойдет речь на уроке.
- Звучит
аудиофрагмент «Океан-море синее» Н.А.Римского-Корсакова из оперы «Садко» - 30
сек- 1 минута.
- Какой
образ нарисовала музыка?
- Кому
или чему он может принадлежать?
(если
затрудняются ответить – прочитать слова Ж.Верна, если ответят сразу – слова
Ж.Верна как подтверждение)
-
Французский писатель Жюль Верн устами своего известного героя капитана Немо
говорит: «Взгляните, профессор, разве это не живое существо?»
-
французский путешественник Жак Пикар говорил: «Это бездна проблем, тайн,
непонятных вещей, нелепых вопросов и увлекательных загадок».
Учитель обобщает
и корректирует ответы учащихся.
- Итак,
ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?
- Как
будет звучать тема нашего урока?
- Что
бы вы хотели узнать о Мировом океане?
Проблема:
Почему нашу планету называют Землей, а не Океаном? Из чего состоит Мировой
океан?
|
1. Слушают
аудиофрагмент
2.
Высказывают
предположения
3.
Слушают
учителя
Формулируют
проблему урока
Формулируют
цели урока.
|
4 этап
Изучение
нового материала. - 4-5 минут
|
1. Посмотрите
на карту: Чего больше на нашей планете – воды или суши?
2. Работа с
учебником стр.90:
– сколько % поверхности Земли
приходится на сушу и
океаны?
3. Тогда
почему наша планета называется Земля, а не планета Океан?
Вывод 1.
Поэтому нашу планету называют не планета Океан, а планета Земля.
4. Определение
Мирового океана.
5. Кто
предложил термин «Мировой океан»?
6.
Какие
крупные части можно выделить в мировом океане?
7. Работа
по группам:
Работа с
учебником – стр.90:
1 группа
«Тихий океан».
2 группа
«Атлантический океан»,
3 группа
«Индийский океан»
4 группа
«Северный Ледовитый океан»
|
1. Ответы
детей – водного пространства
2. Работают
с текстом учебника – стр.90 –
29%
- суша, 71% - океаны
3.
Ответы
учащихся: объем вод МО всего 1/800 от объема нашей планеты, Океан – лишь
тонкая оболочка, обтекающая своими водами «твёрдую» Землю.
4.
Определение
«Мировой океан – единое водное пространство, которое окружает материки и
острова и обладает общим соленым составом» - выписать в тетрадь
5.
Русский
океанолог Шокальский в 1917 г.
6.
4
океана.
Работают
по группам над изучением информации:
1 группа
«Тихий океан».
2 группа
«Атлантический океан»,
3 группа
«Индийский океан»
4 группа
«Северный Ледовитый океан»
|
5 этап
Этап
первичного закрепления с проговариванием во внешней речи-
5-6 минут
|
1. Внимательно
прослушайте фрагмент музыкального произведения, которое написал итальянский
композитор Антонио Вивальди и постарайтесь почувствовать характер какого
океана выражает музыка А.Вивальди?
(Звучит «Шторм» А.Вивальди («Гроза» -
«Лето»)
- Что
Вам помогло найти правильный ответ?
-
Какой он – Тихий океан?
2. А.Зацепин
– фрагмент из к/ф «Капитан Немо» - «Индийская легенда»
- почему
Вы так решили?
3. Звучит
фрагмент А.Зацепин фрагмент из к/ф «Капитан Немо» - «Морские глубины»
4. Фрагмент
музыки А.Зацепина к к/ф «Земля Санникова»
Вывод 2.
Мировой океан составляют 4 океана.
Как
можно доказать, что океаны Земли объединены в единое целое?
- вопрос
на смекалку: «У какого океана все берега самые южные?»
Музыкальная
пауза- музыка Э.Морикконе
|
1.
Слушают и по фрагментам музыкальных произведений определяют океан.
- Тихий
океан – 1 группа
Ритм, мелодия,
динамика
Дети
рассказывают о Тихом океане. (самый глубокий, самый большой)
- Индийский
океан – 3 группа
Мелодическая
линия,
рассказывают
об Индийском океане (уступает по площадиТихому и Атлантическому; большая его
часть лежит в Южном полушарии)
- Атлантический
океан – 2 группа,
Рассказывают
об океане (второй по величине океан Земли; имеет наибольшее значение для
человечества – здесь проходят самые важные морские пути);
-
Северный Ледовитый океан – 4 группа, Рассказывают об океане (самый маленький
и неглубокий из океанов; преимущественно покрыт льдами)
Высказывают
предположения.
Ответы
детей – С.Л.О.
Делают
упражнения, похожие на движение волн
|
7 этап
Изучение
нового материала с закреплением
10-13
минут
|
1. Учитель
читает стихотворение:
1. «А над
морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно,
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою».
2. Тяжелой
гладью зеркала сияет
В
лучах восхода сонный океан.
И
в дымке призрачной залив играет -
Рисует
смело утренний туман.
И
берег, словно дивная оправа
Глубин
бесценный дар хранит века.
И
будто бы летят над берегами
Деревьев
изумрудных облака…
3.
Вода
шумит, и корчится пролив,
кривой
ухмылкой землю разрезая:
внутри
себя он более чем жив,
не
зная своего конца и края,
не
чувствуя в себе ни кораблей,
ни
рыб, в нём пожирающих друг друга,
ни
острова, где несколько теплей,
ни
скал прибрежных вечного испуга
в
моменты столкновения с волной...
2.
Какие
новые термины вы сейчас услышали?
3.
Работа
с учебником – стр.91 - 92
Работа
по группам (ряды)
1
группа – Море
2
группа – Залив
3
группа – Пролив
4.
Работа
с атласом - найти географические объекты, указанные в тексте.
5.
Отвечает
1 группа
-
Определите отличительный признак понятия «море» от других частей Мирового
океана.
-
Назовите виды моей.
-
Найдите и покажите на физической карте примеры разных видов морей.
6. Отвечает 2 группа
- Определите отличительный признак понятия «залив» от
других частей Мирового океана.
- Найдите и покажите на карте примеры заливов в разных
океанах.
7.
Отвечает 3 группа
–
Назовите отличительный признак понятия «пролив» от других частей Мирового
океана.
-
Покажите на карте проливы.
-
найдите и покажите на карте проливы, соединяющие два океана, имеющие названия
великих мореплавателей
Вывод 3.
Моря и заливы – части Мирового океана,
вдающиеся в сушу.
Проливы
– узкие участки водной поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие
участки суши.
8. Мировой океан
и его части – не только географические понятия, но и часть красоты природы,
которая пленяла и пленяет человека своей гармонией.
-
Кто знает, как называют людей, которые своим творчеством создают образ моря,
океана или другой водной поверхности?
-
Если бы Вы были художниками, гамму каких цветов использовали для изображения
моря или океана?
-
Кто может по представленной картине определить имя живописца? ( «Девятый вал»
- Айвазовский)
-
видеоряд картин Айвазовского на песню М.Магомаева «Море»:
http://www.youtube.com/watch?v=S-FDNeeJ-WI
-
Какое по состоянию море чаще всего изображал К.И.Айвазовский?
-
Какую цветовую гамму художник использовал для изображения морского
пространства?
-
Назовите имя композитора-мариниста, музыкальный фрагмент которого звучал в
начале урока?
9. Несмотря
на свою красоту и гармонию, моря и океаны –
очень грозные явления природы. Об этом очень хорошо
сказал русский поэт Е.Баратынский.
«Так
ныне, океан, я жажду бурь твоих,
Волнуйся, восставай на каменные грани.
Он веселит меня, твой грозный дикий рев,
Как зов давно желанной брани,
Как мощного врага мне чем-то лестный гнев…»
Вывод 4.
Благодаря таким частям Мирового океана, как море, океан и т.д. образуются
такие чудеса, как стихи, художественные полотна, музыкальные произведения.
10. Чем Мировой
океан разделен на 4 океана?
- Назовите виды суши?
Работа
с учебником – стр.92 – 93, работа по группам:
1 группа – остров
2 группа – виды островов
3
группа
– полуостров
4
группа
– материк
- Что общего и различного имеют материки
и острова?
11. Работа с атласом
и картой – показывают материки, крупные острова и полуострова
|
Анализируют
информацию
Моря,
заливы, проливы
1. Работа с
учебником – стр.98
2.
Работа
по группам (ряды)
1
ряд – море
2
ряд
– залив
3
ряд
- пролив
3.
Работа
с атласом -найти географические объекты, указанные в тексте.
Отвечают
учащиеся 1 ряда
Море –
часть океана, обособленная участками суши или поднятиями дна, отличается от
океана свойствами воды, течениями, живыми организмами.
Внутренние
и окраинные моря
Отвечают учащиеся 2 ряда
Залив -
участок водной поверхности океана, вдающийся в сушу, но свободно сообщающийся
с ним.
Показывают
на карте заливы
Отвечают учащиеся 3 ряда
Части МО
соединяются между собой проливами. Пролив-узкое водное пространство,
ограниченное с двух сторон сушей.
Учащиеся
рассказывают о проливе Дрейка и Беринговом проливе(опережающее задание:
стр.93 – 94 –«Школа географа-следопыта»)
Учащиеся
делают выводы:
Моря и заливы – части Мирового океана,
вдающиеся в сушу.
Проливы – узкие участки водной
поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши.
Принимают
участие в беседе
Делают
вывод
Ответы
учащихся: суша
Материки,
острова, архипелаги, полуострова
Ответы
учащихся, что такое: Материк
Остров
Полуостров
Виды островов
Показывают
на карте материки, острова: Гренландия, Сахалин, Мадагаскар, Гавайские о-ва,,
Аравийский п-в, п-в Таймыр
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.