Инфоурок География Другие методич. материалыПлан - конспект урока по географии на тему "Мировой океан"(5 класс)

План - конспект урока по географии на тему "Мировой океан"(5 класс)

Скачать материал

План-конспект урока «Мировой океан – главная часть гидросферы»

Фамилия, имя, отчество: Орлова Ольга Владимировна

Место работы: ГКООУ «Санаторная школа-интернат г.Калининска»

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Мировой океан – главная часть гидросферы» 

Базовый  учебник: «География. 5 класс» автор А.А. Летягин;  М. Издательский Центр «Вентана – Граф» 2012.

Цель урока: Формировать представления о Мировом океане, как о главной части гидросферы.

Задачи:

Обучающие: Формировать мировоззренческую идею о единстве Мирового океана;

                     Формировать  знания о таких частях Мирового океана, как океан, море, залив, пролив;

                     Формировать знания о таких участках суши, как материк, остров, полуостров;

                     Формировать эстетическое отношение к Мировому океану в природе и искусстве.

Развивающие: Развивать  навыки работы в группе, в парах;

                       Развивать умение работать с учебником  и картой (атласом) – читать, анализировать, обобщать информацию;

                      Развивать познавательную активность к познанию природы Мирового океана;

                      Развивать эмоционально - образную сферу.

Воспитывающие: Показать значимость Мирового океана для окружающей среды и человека через эстетический комплекс: Н.А. Римский –                  

                           Корсаков, И.К.Айвазовский, Е.Баратынский, А,Вивальди, А.Зацепин.

                           Воспитывать бережное отношение к планете, на которой мы живем.

                         Воспитание уважительного отношения к своей Родине.

Формировать УУД:

Личностные:

-оценивание усваиваемого содержания, овладение навыками нахождения и использования географической и другой  информации.

Познавательные:

- умение определять понятие, обобщать классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Регулятивные:

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу с помощью технических средств, информационных технологий, а также музыки, живописи, литературы, выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, работать индивидуально, в парах и группах;

- осознанно использовать речевые средства для представления результата.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: Интегрированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная (практическая работа, работа с картами атласа), самостоятельная (практическая) работа с самопроверкой.

Техническое оборудование:  ИАК, презентация, Internet.

Образовательные ресурсы: учебник «География.5 класс» автор  А.А.Летягин, под общей редакцией В.П.Дронова; М., Издательский Центр «Вентана-Граф», 2012; карта полушарий (карта океанов).

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап.

Этап мотивации к учебной деятельности 0,30-40сек

Приветствие.

Включение в деловой ритм.

Стихотворение

«С добрым утром. Начат день.

  Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и искать».

Приветствие.

Подготовка учащихся к работе.

2 этап. Актуализация  опорных знаний

2-3 минуты

 

1. Учебник стр.89 – ответить на вопросы:

- Указанное  процентное содержание воды в отдельных частях гидросферы впишите в таблицу: 4%; 0,02%; около 96%; около 2%.

Мировой океан

Реки, озера, болота

Ледники

Подземные воды

около  96%

0,02%

2%

около 2%

 

- Назовите основные элементы круговорота воды.

- Чем различаются большой и малый круговороты воды?

- Какие воды суши находятся в нашей местности? Что означают их названия?

2. Работа с картами атласа (или картой полушарий):

- Какие части гидросферы можно увидеть на физической карте полушарий?

- На какую составную часть гидросферы приходится наибольшее количество воды на Земле?

- Назовите и покажите на карте полушарий известные вам океаны.

- Перечислите и покажите материки Земли.

1.      Выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Работают с картами атласа и картой полушарий (или картой океанов)

3 этап

Формулирование темы урока.

2-3 минуты

1.Попробуйте с помощью музыки определить, о чем пойдет речь на уроке.

- Звучит аудиофрагмент «Океан-море синее» Н.А.Римского-Корсакова из оперы «Садко» - 30 сек- 1 минута.

- Какой образ нарисовала музыка?

- Кому или чему он может принадлежать?

(если затрудняются ответить – прочитать слова Ж.Верна, если ответят сразу – слова Ж.Верна  как подтверждение)

- Французский писатель Жюль Верн устами своего известного героя капитана Немо говорит: «Взгляните, профессор, разве это не живое существо?»

- французский путешественник Жак Пикар говорил: «Это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, нелепых вопросов и увлекательных загадок».

Учитель обобщает и корректирует ответы учащихся.

 - Итак, ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

 - Как будет звучать тема нашего урока?

 - Что бы вы хотели узнать о Мировом океане?

Проблема: Почему нашу планету называют Землей, а не Океаном? Из чего состоит Мировой океан?

1.      Слушают аудиофрагмент

2.      Высказывают предположения

3.      Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют проблему урока

Формулируют цели урока.

 

 

4 этап

Изучение нового материала. -  4-5 минут

1.      Посмотрите на карту: Чего больше на нашей планете – воды или суши?

2.      Работа с учебником  стр.90:

      – сколько % поверхности Земли приходится на сушу и   

            океаны?

3.      Тогда почему наша планета называется  Земля, а не планета Океан?

 

Вывод 1. Поэтому нашу планету называют не  планета Океан, а планета Земля.

4.      Определение Мирового океана.

 

 

     

5.      Кто предложил  термин «Мировой океан»?

6.      Какие крупные части можно выделить в мировом океане?

7.      Работа по группам:

Работа с учебником – стр.90:

1 группа «Тихий океан».

2 группа «Атлантический океан»,

3 группа «Индийский океан»

4 группа «Северный Ледовитый океан»

1.      Ответы детей – водного пространства

 

2.      Работают с текстом учебника – стр.90 –

29% - суша, 71% - океаны

 

3.      Ответы  учащихся: объем вод МО всего 1/800 от объема нашей планеты, Океан – лишь тонкая оболочка, обтекающая своими водами «твёрдую» Землю.

 

4.      Определение «Мировой океан – единое водное пространство, которое окружает материки и острова и обладает общим соленым составом» - выписать в тетрадь

5.      Русский океанолог Шокальский в 1917 г.

6.      4 океана.

 

Работают по группам над изучением информации:

1 группа «Тихий океан».

2 группа «Атлантический океан»,

3 группа «Индийский океан»

4 группа «Северный Ледовитый океан»

5 этап

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи-

5-6 минут

1.      Внимательно прослушайте фрагмент музыкального произведения, которое написал итальянский композитор Антонио Вивальди и постарайтесь почувствовать характер какого океана выражает музыка А.Вивальди?

(Звучит «Шторм» А.Вивальди («Гроза» - «Лето»)

- Что Вам помогло найти правильный ответ?

- Какой он – Тихий океан?

 

 

2.      А.Зацепин – фрагмент из к/ф «Капитан Немо» - «Индийская легенда»

- почему Вы так решили?

 

 

 

 

3.      Звучит фрагмент А.Зацепин фрагмент из к/ф «Капитан Немо» - «Морские глубины»

 

 

 

 

4.      Фрагмент музыки А.Зацепина к к/ф «Земля Санникова»

 

 

 

 

Вывод 2. Мировой океан составляют  4 океана.

Как можно доказать, что океаны Земли объединены в единое целое?

- вопрос на смекалку: «У какого океана все берега самые южные?»

Музыкальная пауза- музыка Э.Морикконе

1. Слушают и по фрагментам музыкальных произведений определяют океан.

 

- Тихий океан – 1 группа

 

Ритм, мелодия, динамика

Дети рассказывают о Тихом океане. (самый глубокий, самый большой)

 

- Индийский океан – 3 группа

 

Мелодическая линия,

рассказывают об Индийском океане (уступает по площадиТихому и Атлантическому; большая его часть лежит в Южном полушарии)

 

-  Атлантический океан – 2 группа,

Рассказывают об океане (второй по величине океан Земли; имеет наибольшее значение для человечества – здесь проходят самые важные морские пути); 

 

- Северный Ледовитый океан – 4 группа,  Рассказывают об океане (самый маленький и неглубокий из океанов; преимущественно покрыт льдами)

 

 

Высказывают предположения.

 

Ответы детей – С.Л.О.

 

Делают упражнения, похожие на движение волн

6 этап

Этап самостоятельной работы с взаимной проверкой-

5-6 минут

1.      Заполнить таблицу, используя  учебник стр. 91 и атлас.

 

признаки

Тихий океан

Север. Лед.океан

Индийский океан

Атлантический океан.

Площадь

 

 

 

 

С какими океанами связан

 

 

 

 

Какие материки омывает

 

 

 

 

Средняя глубина

 

 

 

 

Особенности

 

 

 

 

Учащиеся заполняют таблицу - работают в парах -  взаимопроверка

 

 

 

7 этап

Изучение нового материала с закреплением

10-13 минут

1.      Учитель читает стихотворение:

1.      «А над морем чайки кружат,

              Полетим за ними дружно,

              Брызги пены, шум прибоя,

              А над морем – мы с тобою».

 

2.      Тяжелой гладью зеркала сияет

В лучах восхода сонный океан.

И в дымке призрачной залив играет -

Рисует смело утренний туман.

И берег, словно дивная оправа

Глубин бесценный дар хранит века.

И будто бы летят над берегами

Деревьев изумрудных облака…

 

3.      Вода шумит, и корчится пролив,

кривой ухмылкой землю разрезая:

внутри себя он более чем жив,

не зная своего конца и края,

не чувствуя в себе ни кораблей,

ни рыб, в нём пожирающих друг друга,

ни острова, где несколько теплей,

ни скал прибрежных вечного испуга

в моменты столкновения с волной...

 

2.      Какие новые термины вы сейчас услышали?

3.      Работа с учебником – стр.91 - 92

Работа по группам (ряды)

1 группа – Море

2 группа – Залив

3 группа – Пролив

4.      Работа с атласом  - найти географические объекты, указанные в тексте.

5.      Отвечает 1 группа

 - Определите отличительный признак понятия «море» от других частей Мирового океана.

 

 

 

 - Назовите виды моей.

 - Найдите и покажите на физической карте примеры разных видов морей.

       6.   Отвечает 2 группа

           - Определите отличительный признак понятия «залив» от

             других частей Мирового океана.

            - Найдите и покажите на карте примеры заливов в разных

               океанах.

7.      Отвечает 3 группа

– Назовите отличительный признак понятия «пролив» от других частей Мирового океана.

 

- Покажите на карте проливы.

 - найдите и покажите на карте проливы, соединяющие два океана, имеющие названия великих мореплавателей

 

Вывод 3.

Моря и заливы – части Мирового океана, вдающиеся в сушу.

Проливы – узкие участки водной поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши.

 

 

 

8.      Мировой океан и его части – не только географические понятия, но и часть красоты природы, которая пленяла и пленяет человека своей гармонией.

- Кто  знает, как называют людей, которые своим творчеством создают образ моря, океана или другой водной поверхности?

- Если бы Вы были художниками, гамму каких цветов использовали для изображения моря или океана?

- Кто может по представленной картине определить имя живописца? ( «Девятый вал» - Айвазовский)

- видеоряд картин Айвазовского на песню М.Магомаева «Море»:

http://www.youtube.com/watch?v=S-FDNeeJ-WI

- Какое  по состоянию море чаще всего изображал К.И.Айвазовский?

- Какую цветовую гамму художник использовал для изображения морского пространства?

- Назовите имя композитора-мариниста, музыкальный фрагмент которого звучал в начале урока?

 

9.      Несмотря на свою красоту и гармонию, моря и океаны – 

           очень грозные явления природы. Об этом очень хорошо

          сказал русский поэт Е.Баратынский.

            «Так ныне, океан, я жажду бурь твоих,

              Волнуйся, восставай на каменные грани.

              Он веселит меня, твой грозный дикий рев,

             Как зов давно желанной  брани,

             Как мощного врага мне чем-то лестный гнев…»

 

Вывод 4. Благодаря таким частям Мирового океана, как море, океан и т.д. образуются такие чудеса, как стихи, художественные полотна, музыкальные произведения.

 

10.   Чем Мировой океан  разделен на 4 океана?

 - Назовите виды суши?

       Работа с учебником – стр.92 – 93, работа по группам:

1    группа – остров

2    группа – виды островов

3        группа – полуостров

4        группа – материк

- Что общего и различного имеют материки и острова?

11.  Работа с атласом и картой – показывают материки, крупные острова и полуострова

 

Анализируют информацию

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моря, заливы, проливы

1.      Работа с учебником – стр.98

2.      Работа по группам (ряды)

1    ряд – море

2        ряд – залив

3        ряд - пролив

3.      Работа с атласом -найти географические объекты, указанные в тексте.

 

Отвечают учащиеся 1 ряда

Море – часть океана, обособленная участками суши или поднятиями дна, отличается от океана свойствами воды, течениями, живыми организмами.

Внутренние и окраинные моря

 

 

Отвечают учащиеся 2 ряда

Залив - участок водной поверхности океана, вдающийся в сушу, но свободно сообщающийся с ним.

Показывают на карте заливы

Отвечают учащиеся 3 ряда

Части МО соединяются между собой проливами. Пролив-узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.

 

Учащиеся рассказывают о проливе Дрейка и Беринговом проливе(опережающее задание: стр.93 – 94 –«Школа географа-следопыта»)

 

Учащиеся  делают выводы:

Моря и заливы – части Мирового океана, вдающиеся в сушу.

Проливы – узкие участки водной поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши.

Принимают участие в беседе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод

 

 

 

Ответы учащихся: суша

Материки, острова, архипелаги, полуострова

 

Ответы учащихся, что такое: Материк

                                                  Остров

                                                  Полуостров

                                                  Виды островов

 

Показывают на карте материки, острова: Гренландия, Сахалин, Мадагаскар, Гавайские о-ва,, Аравийский п-в, п-в Таймыр

8 этап

Рефлексия –

4-5 минут

Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности.

 - Скоро прозвенит звонок, пора заканчивать урок!

1. О чем мы говорили сегодня на уроке?

2. Всё ли вам было понятно на уроке?

3. Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно?

4. Что понравилось на уроке?

5. Я запомнил…?

6. Какую оценку вы поставите себе за урок?

7. Я ухожу с урока с ….настроением.

Учащиеся проводят самооценку своей работы на уроке.

9 этап

Домашнее задание-

2-3 минуты

§16, знать определения «Мировой океан», «Море», «Залив», «Пролив», «Остров», «Полуостров»,  находить в атласе географические объекты, указанные в тексте учебника;

Разноуровневые задания:

1 уровень: вопросы 1,2,3  на стр. 95.

2 уровень: Используя текст параграфа, составить круговую диаграмму «Площади океанов» - сделать вывод.

3 уровень: Совершите «плавание» вокруг Африки. Сделайте презентацию или слайд-шоу об  океанах и морях, по которым  проходил маршрут вашего путешествия.

Записывают домашнее задание

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План - конспект урока по географии на тему "Мировой океан"(5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный план-конспект может использоваться на уроках географии в 5 классе в соответствии с ФГОС.

Базовый  учебник: «География. 5 класс» автор А.А. Летягин;  М. Издательский Центр «Вентана – Граф» 2012.

Цель урока: Формировать представления о Мировом океане, как о главной части гидросферы.

Задачи: 

Обучающие: Формировать мировоззренческую идею о единстве Мирового океана;

                     Формировать  знания о таких частях Мирового океана, как океан, море, залив, пролив;

                     Формировать знания о таких участках суши, как материк, остров, полуостров;

                     Формировать эстетическое отношение к Мировому океану в природе и искусстве.

Развивающие: Развивать  навыки работы в группе, в парах;

                       Развивать умение работать с учебником  и картой (атласом) – читать, анализировать, обобщать информацию;

                      Развивать познавательную активность к познанию природы Мирового океана;

                      Развивать эмоционально - образную сферу.

Воспитывающие: Показать значимость Мирового океана для окружающей среды и человека через эстетический комплекс: Н.А. Римский –                   

                           Корсаков, И.К.Айвазовский, Е.Баратынский, А,Вивальди, А.Зацепин.

                           Воспитывать бережное отношение к планете, на которой мы живем.

                         Воспитание уважительного отношения к своей Родине.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1854
    • DOCX 44.7 кбайт
    • 43 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Орлова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Орлова Ольга Владимировна
    Орлова Ольга Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7184
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 30 регионов

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация и планирование воспитательной работы в СПО

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе