План-конспект
урока «Из чего состоит земная кора»
Фамилия, имя,
отчество: Орлова Ольга Владимировна
Место работы:
ГКООУ «Санаторная школа-интернат г.Калининска»
Должность: учитель
географии
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: «Из чего
состоит земная кора»
Базовый учебник:
«География. Начальный курс 5 класс» автор А.А.Летягин, под редакцией
В.П.Дронова – М.: Вентана-Граф, 2012
Цель урока: Формировать
знания о горных породах и минералах.
Задачи:
Обучающие: Формировать
понятия «минералы», «горные породы», «магматические», «осадочные», «
метаморфические».
Формировать знания о происхождении горных пород.
Формировать навыки описания горных пород и минералов.
Развивающие: Развивать
умение работать с учебником, наглядными материалами, читать, анализировать,
обобщать информацию, делать
выводы.
Развивать навыки работы в группе, в парах.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к планете, на которой мы живем.
Воспитание бережное отношения к объектам своей Родины и малой родины.
Тип урока: Урок
открытия нового знания и первичного применения знания.
Формы работы:
фронтальная, индивидуальная, групповая, парная (практическая работа, работа с
картами атласа), самостоятельная работа с самопроверкой.
Техническое
оборудование: коллекции горных пород, раздаточные наборы «Минералы и горные
породы», ИАК, презентация, Internet.
Ожидаемые
результаты (УУД)
Личностные:
Оценивание усваиваемого содержания;
Овладение навыками описания горных пород;
Овладение навыками нахождения и использования географической и другой
информации.
Познавательные:
Умение определять понятия «минералы», «горные породы»;
Классифицировать горные породы по происхождению;
Формулировать выводы.
Регулятивные:
Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;
Выбирать средства реализации цели и применять их на практике.
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Коммуникативные:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
одноклассниками, работать
индивидуально,
в парах и группах.
Осознанно использовать речевые средства для представления результата.
Основные понятия:
минералы, горные породы, магматические, осадочные, метаморфические.
План урока:
I.
1.
Мотивация – 1 вариант - видеосюжет
2 вариант – рассматривание коллекции горных пород и минералов
3 вариант – знакомство с информацией
2.
Постановка проблемы
3.
Актуализация знаний
II.
Получение информации
1. Работа с учебником
2. Рассматривание
коллекции горных пород
III.
Переработка информации и её обсуждение
1. Заполнение
таблицы
2. Обсуждение
работы групп
3. Практическая
работа
4. Просмотр
видеосюжета
IV.
Подведение итогов
1. Закрепление
2. Оценивание
3. Домашнее
задание
V.
Рефлексия
Проблема урока:
Почему горных пород так много?
Технологическая
карта урока
Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Ожидаемые
результаты
|
Контроль
и оценивание
|
1 этап.
Мотивация
|
Вариант
1. Показывает видеосюжет «Фантазия кристаллов». www.russia.ru/video/mgu_6119/
Вариант
2. Раздает коллекцию горных пород и минералов.
Вариант
3. Знакомит с информацией: «По мнению ученых сейчас на Земле больше 250 видов
горных пород».
|
Смотрят
видеосюжет
Рассматривают
коллекцию
Слушают
информацию
|
Анализировать,
сравнивать и обобщать факты
|
|
Постановка
проблемы
|
- Какой
вопрос у вас возникает?
Почему
горных пород так много?
- Какие
гипотезы у вас будут?
|
Учащиеся
формулируют проблему урока
|
Формулировать
проблему урока
|
Отметить
учеников, которые правильно сформулировали проблему и тему урока
|
Актуализация
знаний
|
- Что
такое земная кора?
- Какие
три слоя выделяют в земной коре?
- Где
толщина земной коры наибольшая?
- Где
толщина земной коры наименьшая?
|
Отвечают
на вопросы учителя
|
|
Оценивание
|
2 этап
Получение
информации
|
1. Используя
текст учебника на стр.41, определите, какая разница между понятиями
«минералы» и «горные породы»?
-
Где залегают горные породы и минералы?
- Какая
взаимосвязь между минералами и горными породами?
2. Работа с рис. 21 на стр.41 «Разрез
гранита под микроскопом» -
- Из каких минералов состоит
горная порода гранит?
- Определите по цвету каждый
минерал.
3. Показывает
видеосюжет «Познавательное о камнях»
http://video.mail.ru/mail/3832634/17810/18029.html
-
Какой мы можем сделать вывод?
-Какие
у вас есть гипотезы – почему горные породы обладают разными свойствами?
-
Читая каменную книгу времени, учёные пришли к выводу о том, что свойства
горных пород зависят от их происхождения.
-
Просмотровым чтением стр 41-43, определите, на какие группы делят горные
породы по происхождению?
4.
Работа по тексту учебнику в группах:
1 группа
– магматические горные породы – стр.41-42;
2 группа
– осадочные горные породы – стр 42-43;
3 группа
– метаморфические горные породы – стр 43.
|
Работают
с учебником – ищут отличие между понятиями «минералы» и «горные породы»
Из 3-х
минералов: кварца, полевого
шпата и слюды.
Смотрят
видеосюжет
Делают
вывод о разнообразии свойств горных пород
Высказывают
предположения
Просматривают
стр.41-43
определяют
группы горных пород по происхождению
Составляют
схему (на доске)
Горные породы
Магматические
Осадочные
Метаморфические
Работают
по тексту учебнику в группах:
1 группа
– магматические горные породы – стр.41-42;
2 группа
– осадочные горные породы – стр 42-43;
3 группа
– метаморфические горные породы – стр 43.
|
Вычитывать
информацию из текста;
Преобразовывать
информацию из одного вида в другой
Делать
выводы
Строить
логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи
|
Отметить
учеников, которые хорошо работали с текстом
Оценивание
|
3 этап
Переработка
информации и её обсуждение
|
1.Задания
для групп:
1. Рассмотреть
коллекцию горных пород исследуемой группы;
2.
Используя
текст на стр. 41-43, составить характеристику исследуемой группы горных
пород;
3. Записать
результаты исследования в таблицу:
Типы
горных пород
|
Магматические
гор.пор.
|
Осадочные
гор.пор.
|
Метаморфические
г.п.
|
Условия
образования
|
|
|
|
Из
чего состоят
|
|
|
|
Разновидности,
примеры
|
|
|
|
2. Обсуждение
работы групп
|
Рассматривают
коллекцию горных пород своей группы;
Используя
текст учебника на стр.41-43, каждая группа составляет характеристику
исследуемой группы горных пород;
Заполняют
таблицу - взаимоконтроль
|
Производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность
Отстаивать
свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
|
Контроль
Отметить
учеников, которые хорошо работали в группах, с таблицей
Оценивание
|
1
вариант
Практическая
работа
|
Практическая
работа.
-
Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах и
охарактеризуйте их по плану, данному в таблице.
-
Данные занесите в таблицу.
Характеристика
горных пород
План
характеристики
|
Горные
породы
|
1.Название
|
гранит
|
известняк
|
торф
|
2.Цвет
|
|
|
|
3.Структура
а)
зернистая (видны зерна минералов в породе)
б)
плотная (зерна минералов не различимы)
в)
землистая (зерна различимы, порода оставляет след на руках)
|
|
|
|
4.Твёрдость
а)
твердая
б)
средней твердости
в)
мягкая
г)
хрупкая
|
|
|
|
5.Вес:
а)
тяжелый
б)
средней тяжести
в)
легкий
|
|
|
|
6.Происхождение
(см.
учебник)
|
|
|
|
Выводы
Гранит
– прекрасный строительный материал; из неполированного гранита делают
скульптуры
Известняк
– строительный материал; с его помощью повышают плодородие почвы;
Торф –
горючее полезное ископаемое; удобрение, повышающее плодородие почв,
химическое сырье.
|
|
Выполняют
практическую работу:
1. Рассматривают
горные породы
2. Заносят
данные в таблицу
|
|
Контроль
Оценивание
|
2
вариант
|
- Где в
большом объеме встречаются горные породы и минералы?
-
показывает видеосюжет об Ильменских горах, которые объявлены минералогическим
заповедником в 1920г.
www.youtube.com/watch?
v=8m4df8ZkHEo
|
Отвечают
на вопрос
Смотрят
видеосюжет
|
|
|
4 этап
Подведение
итогов
|
1. Закрепление
-
отгадать загадки (ответы записать в тетрадь)
- какие
горные породы или минералы встречаются в нашей местности?
|
Отгадывают
загадки – ответы записывают в тетрадь – взаимопроверка
Отвечают
на вопрос
|
|
Оценивание
|
Оценивание
|
Оценивание
можно проводить как на каждом этапе в ходе урока, так можно выделить и в
качестве этапа урока.
|
|
|
Оценивание
|
Домашнее
задание
|
§8,
знать определения понятий «горные породы», «минералы», «метаморфизм»;
Собрать
коллекцию горных пород (4-5 образцов)
Разноуровневые
задания:
1
уровень: §8 – вопросы 1,2,4;
2 уровень:
§8 – вопросы 3,5,6 – какие горные породы нашей местности используются в
строительстве?
3
уровень: составить кроссворд «Горные породы», используя дополнительную
литературу. (не более 15 слов)
|
Записывают
домашнее задание
|
|
|
5 этап
Рефлексия
|
1. Какую
работу мы сегодня выполняли?
2.
Чему
научились?
3.
Сегодня
на уроке я узнал(а)….
4.
На
уроке мне понравилось….
5.
Мне
было трудно….
6.
Мне
мешало справиться с заданием…
7. Я
доволен своей работой, потому что…
|
Самооценка
своей работы
|
Самооценка
своей работы на уроке
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.