Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / Другое / План - конспект открытого урока по дисциплине «Основы материаловедения» на тему "Что ты знаешь о волокнах и тканях?"

План - конспект открытого урока по дисциплине «Основы материаловедения» на тему "Что ты знаешь о волокнах и тканях?"

  • Доступно для всех учеников
    1-11 классов и дошкольников

  • Рекордно низкий оргвзнос

    30Р

16 олимпиад

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Подать заявку

План открытого урока

по дисциплине «Основы материаловедения»

преподавателя спецдисциплин Селеменевой Ларисы Ивановны

Тема урока: "Что ты знаешь о волокнах и тканях?"

Дата: 25.04.2013 года.

Группа: 16-3 профессия «Портной»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

  • Образовательная - обобщение и систематизация знаний по темам «Текстильное волокно», « Технология текстильного производства», «Строение и свойства ткани» и применение их при выполнении самостоятельной работы;

  • Воспитательная - способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.

  • Развивающая - развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти; формирование умения выявлять и предвидеть экологические и технологические проблемы, связанные с применением различных видов текстильных волокон для изготовления одежды и находить пути их решения.


Методы проведения занятия:

  • Частично-поисковый

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Самостоятельная работа обучающихся







Структура урока:

  • Организационный момент, постановка цели и задачи.

  • Обобщение и систематизация знаний.

  • Выполнение самостоятельной работы.

  • Домашнее задание.

  • Итог урока.

Характеристика группы: 16-3 «Портной» - группа возрастной нормы, сформирована в этом учебном году. Обучающиеся уравновешенные, ответственные.

Наглядные пособия:

  • Презентация "Что ты знаешь о волокнах и тканях?", выполненная в Microsoft Power Point 2007.


Раздаточный материал:

  • образцы текстильных волокон, пряжи, нитей.

  • коллекции тканей из натуральных волокон.

  • коллекции тканей из химических волокон.

  • коллекции тканей различных видов переплетений.

  • коллекции тканей для выполнения самостоятельной работы.

  • карточки-задания для выполнения самостоятельной работы; альбомные листы с эскизами изделий.









Содержание урока


I.Организационный момент


- приветствие;

- проверка явки обучающихся;

- проверка готовности обучающихся к уроку;

- настрой обучающихся на работу;

- доведение до обучающихся плана урока;

- постановка цели урока.


II. Актуализация ранее изученных знаний


- Вводная беседа.

- Факторы влияющие на выбор ткани для изделия

- Последовательность получения ткани

- Текстильные волокна

- Производственные этапы изготовления ткани

- Ткань, нить основы и утка

- Переплетения

- Отделка ткани

- Свойства тканей


III. Самостоятельная работа


- Подобрать ткань для эскиза изделия

- Обосновав выбор


IV. Подведение итогов


- Подведение итогов самостоятельной работы

- Выставление оценок


V. Домашнее задание


Тема урока: "Что ты знаешь о волокнах и тканях?"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

  • Образовательная - обобщение и систематизация знаний по темам «Текстильное волокно», « Технология текстильного производства», «Строение и свойства ткани» и применение их при выполнении самостоятельной работы;

  • Воспитательная – способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.

  • Развивающая - развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти; формирование умения выявлять и предвидеть экологические и технологические проблемы, связанные с применением различных видов текстильных волокон для изготовления одежды и находить пути их решения.

Методы проведения занятия:

  • Частично-поисковый

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Самостоятельная работа обучающихся

Структура урока:

  • Организационный момент, постановка цели и задачи.

  • Обобщение и систематизация знаний.

  • Выполнение самостоятельной работы.

  • Домашнее задание.

  • Итог урока.

Характеристика группы: 015 - группа возрастной нормы, сформирована в этом учебном году. Обучающиеся уравновешенные, ответственные.

Наглядные пособия:

  • Презентация "Что ты знаешь о волокнах и тканях?", выполненная в Microsoft Power Point 2007.

Раздаточный материал:

  • образцы текстильных волокон, пряжи, нитей.

  • коллекции тканей из натуральных волокон.

  • коллекции тканей из химических волокон.

  • коллекции тканей различных видов переплетений.

  • коллекции тканей для выполнения самостоятельной работы.

  • карточки-задания для выполнения самостоятельной работы; альбомные листы с эскизами изделий.





























Ход урока:

I.Организационный момент.

- приветствие;

- проверка явки обучающихся;

- проверка готовности обучающихся к уроку;

- настрой обучающихся на работу;

- доведение до обучающихся плана урока;

- постановка цели урока.

II. Актуализация ранее изученных знаний

- Вы любите красиво одеваться?

- А с чего начинается создание одежды ?

С эскиза модели и приобретения ткани.

- Чем вы обычно руководствуетесь при покупке ткани? (Слайд 1)


Ответы обучающихся:

1. Понравилась какая-то модель в журнале (или на ком-нибудь) и нужно купить ткань, подходящую для этой модели.

2. Понадобилась вещь определенного назначения, например зимняя юбка, и для этого необходимо подобрать ткань с соответствующими качествами.

(Слайд 2)

-Вы знаете что предмет «Материаловедение» – занимается изучением строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий. (Слайд 3,4,5)

*Изделие - поделка, произведение, шедевр, создание, творение, продукт, детище. (Словарь синонимов)- (Слайд 6)

- Прежде чем сшить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материала.

- Изделия изготавливаются из ткани. Ткани отличаются друг от друга прежде всего (зрительно) по цветовой гамме и рисунку (Слайд 7)

- Один из древних и вновь модных типов узоров - разноцветные полевые цветочки, часто расположенные на ткани. Этот узор в истории текстиля известен под названием mitle fleurs (на фр. яз. «миль флёр» - тысяча цветов). В наши дни его иногда называют крестьянским цветочным узором. (Слайд 7)

- Некоторое время назад приобрел популярность так называемый лоскутный узор, будто сшитый из разных по узору и цвету лоскутов (Слайд 8)

- Восточные узоры, созданные, на основе восточных орнаментов и ковровых рисунков, эти узоры известны и как персидские и турецкие. (Слайд 9)

- Цвета материалов и их рисунки меняются  в каждом сезоне, однако, существуют, так называемые, классические рисунки и узоры материалов.

Классические узоры - полоска, клетка, горох - никогда не исчезали из моды. (Слайд 10)

- В годы господства фольк-стиля широкое   распространение получили каймовые узоры, которые и сейчас остаются еще в почете. (Слайд 11)

- Еще ткани отличаются по толщине, прочности, волокнистому составу, способности пропускать воздух и сохранять тепло. Все эти способности тканей называются их свойствами.

- Когда мы говорим о свойствах чего-либо, что мы имеем в виду?

Мы имеем в виду характеристики, показатели.

*Свойства - характеристики, показатели чего-либо (Слайд 12)

- В данном случае нам необходимо знать характеристики и показатели ткани, из которых будут изготавливаться изделия.

- Для того, чтобы удачно выбрать ткань, нам необходимо вспомнить все, что мы знаем о тканях.

- Перечислите, пожалуйста, факторы, влияющие на выбор ткани для изделия (Слайд 13)

Обучающиеся перечисляют факторы:

- фасон изделия, его назначение,

-цветовая гамма,

- вид рисунка на ткани,

-ее стоимость,

-свойства и строение ткани,

После этого на экране появляется перечень этих факторов.

- Какие факторы мы учитываем, прежде всего?

В ходе рассуждений обучающиеся делают вывод о том, что все факторы важны и взаимосвязаны между собой.

Задание: Давайте вместе вспомним и составим логическую цепочку изготовления любого изделия например, сарафана, на основе алгоритма: изделие-материал-сырье.

Ответ обучающихся:

(изделие) САРАФАН – (материал) ТКАНЬ – (сырье) ?

Проблема: Неизвестно сырье, из которого изготовлена ткань. (Слайд 14)

- Как можно решить данную проблему? ( Версии обучающихся)

- Для этого можно рассмотреть строение ткани.

- Итак, давайте еще раз вспомним последовательность получения ткани:

Ответ учащихся: ТКАНЬ (изделие) – НИТИ (материал) – ТОНКИЕ ВОЛОКНА (сырье) (слайд 15)

- Что это за “тонкие волокна” и откуда они берутся?

  • Что такое волокно?

  • Какие виды волокон по происхождению вы знаете?

- Ведь недаром в народе говорят:
"Каково волокно - таково и полотно".

Обучающиеся вспоминают определение текстильного волокна и как подразделяются текстильные волокна по происхождению.

*Волокно- это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер (Слайд 16)

В «Материаловедении" есть понятие *текстильные волокна – это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.(слайд 17)

- Из чего получают текстильные волокна?

- Давайте рассмотрим классификацию текстильных волокон.

- В ее основе лежит происхождение (способ получения) волокон и их химический состав.

После этого на экране появляется схема "Классификация текстильных волокон"(слайд 18).

- По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.

*Натуральные волокна - это волокна, которые нам дает природа.

*Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях.

-Исходным сырьём для получения ткани (Слайд 19)

- хлопчатобумажных тканей;

-льняных тканей;

-шерстяных тканей;

-шелковых тканей;

-искусственных тканей;

-синтетических тканей.

- Чем отличаются перечисленные волокна?

Обучающиеся перечисляют различные свойства, которыми отличаются друг от друга текстильные волокна

(толщина, длина, прочность, способность впитывать влагу, упругость, извитость т. д.) и делают вывод о том, что эти свойства волокон определяют и свойства тканей.

На экране появляется перечень свойств волокон. (Слайд 20)

- Существует шесть производственных этапов изготовления ткани:

- Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи.



ВОКНО --- НИТИ --- ТКАЧЕСТВО --- СУРОВАЯ ТКАНЬ ---

--- ОТДЕЛКА --- ГОТОВАЯ ТКАНЬ (Слайд 21)

Суровая ткань проходит процесс отделки.



- Давайте с вами вспомним, что такое ткань, нить основы и утка?

Ткань - это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения двух нитей. (Слайд 22)

- Теперь, пожалуйста, вспомните, какие ткацкие переплетения вы знаете?

Обучающиеся перечисляют виды ткацких переплетений, группы, на которые они подразделяются. При этом они рассматривают образцы переплетений и тканей (различных видов переплетений).

Затем проводится блиц-опрос: на экране появляются схемы 6-ти видов переплетений, обозначенные цифрами. (Слайд 23)

Преподаватель произносит название переплетения, обучающиеся должны дать правильный ответ. После опроса на экране появляются схемы с правильными названиями переплетений:

полотняное - 1, саржевое - 4, сатиновое - 6, рогожка - 2, репсовое - 3, ломаная саржа - 5.

Далее обучающиеся отвечают на вопрос:

- К каким группам переплетений относится каждое из них?

(Полотняное, саржевое, сатиновое - к классу простых переплетений, а рогожка, репс и ломаная саржа - к классу мелкоузорчатых переплетений).

- И, наконец, повторим:

  • Какие виды отделки тканей вы знаете? (Слайд 24)

Обучающиеся дают определение отделки ткани, перечисляют виды отделки, после чего проводится еще один блиц-опрос: преподаватель произносит название отделки ткани, а учащиеся поднимают образцы тканей с названным видом отделки.

- Ну и, наконец, мы переходим к свойствам тканей. Какие свойства тканей вы можете вспомнить?

Обучающиеся перечисляют различные свойства тканей. (Слайд 25)

На экране появляется перечень свойств тканей, с их определениями и поясняющими картинками. Преподаватель произносит по порядку перечисленные названия свойств, а обучающимся предлагается выбрать правильное определение этих свойства. (Слайды 26,27,28)

-А теперь я вам буду перечислять свойства тканей, а вы должны определить какие ткани обладают этими свойствами? (Слайды 29,30,31, 32,33,34)

Для каждой группы свойств на экране появляется перечень с подробной информацией отдельно по каждому из свойств для различных видов тканей. Таким образом, дается одновременно сравнительная характеристика свойств различных видов тканей, устанавливается взаимосвязь между свойствами ткани; назначением изделия, его фасоном и т. д.

- И так перед самостоятельной работой еще раз повторим факторы влияющие на выбор ткани.

III. Выполнение самостоятельной работы.

Каждому обучающемуся предлагается по одному эскизу изделия и коллекция различных видов тканей.

Задание:

  1. Выберите из предложенных образцов тканей наиболее подходящую по свойствам и внешнему виду ткань для изделия, показанного на эскизе, в соответствии с его назначением, сезонностью и т. д.

  2. Обоснуйте выбор ткани для изделия, охарактеризовав ее свойства.

Критерии оценивания:

  1. Правильность выбора ткани.

  2. Правильное обоснование выбора ткани.

















IV. Итог урока.

Выводы. Обучающимся объявляются оценки, делаются выводы.

В ходе работы выяснилось, что свойства волокон существенно влияют на свойства тканей. Одежда из натуральных волокон обладает наилучшими гигиеническими свойствами (хорошо впитывает влагу, воздухопроницаема, не создает на теле электростатических зарядов и др.), но натуральные ткани дорогие, и природные ресурсы для их производства ограничены.


Поэтому необходимо находить оптимальный компромисс между потребностями человека и возможностями разумного природопользования. В данном случае этот компромисс лежит в области создания и использования смесовых тканей. Такие ткани обладают всеми достоинствами натуральных и синтетических (гигроскопичность, воздухопроницаемость, малая сминаемость, небольшая усадка после стирки, прочность, износоустойчивость, яркие расцветки и др).


V. Рефлексия урока:

VI. Домашнее задание:

- сделать эскиз модели;

- подобрать ткань для своей модели;

- обосновав выбор.



  • Другое
Описание:

Цели  урока:

  • Образовательная - обобщение и систематизация знаний по темам «Текстильное волокно», « Технология текстильного производства», «Строение и свойства ткани» и применение их при выполнении самостоятельной  работы;

·         Воспитательная - способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.

 

  • Развивающая - развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти; формирование умения выявлять и предвидеть экологические  и технологические проблемы, связанные с применением различных видов текстильных волокон для изготовления одежды и находить пути их решения.
Скачать материал
Автор Селеменева Лариса Ивановна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 2648
Номер материала 2529
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Подготовка к сдаче экзаменов: Современные тенденции использования развивающих и социально-психологических подходов подготовки учащихся старших классов»