История Казахстана
11 класс
Урок_______
Тема: Правительство «Народный
Совет Алаш-Орда»
Цель:
изучить национальные автономии в Казахстане (Алашская автономия ), используя
новые подходы в обучении.
Задачи
урока:
Образовательная:
Научить выделять основные причины образования автономии и ее цель, работать с
алгоритмом, определять их местонахождение.
Развивающая: Развивать умения сотрудничать, работать в группе, с
текстом учебника, анализировать, тренировать память, применять знания в
новой ситуации.
Воспитательная: воспитывать патриотизм на примере героической
борьбы народа и руководителей восстания
Тип урока: Изучение нового материала
Методы
обучения: Частично-поисковый, аналитический.
Приемы
обучения: постановка проблемных вопросов и перевод их в проблемные
ситуации;
-раскрытие
практической значимости темы, сравнение и аналогия.
Оборудование
урока: учебник, тесты, таблицы
Ход урока.
І.Вводно-мотивационный
этап.
ІІ.Проверка
домашнего задания:
Календарь
событий
(1917—1920) — существовавшее
в начале XX века на территории современного Казахстана казахское автономное
государственное образование
2. Алашская
автономия была провозглашена партией «Алаш» и учреждена Общекиргизским
(общеказахским) съездом в Оренбурге 5-13 декабря 1917 года
3. . В
марте 1918 года газета "Сары Арка"
сообщила, что типография Алаш былa разгромлена, что вынудило газету "Казах"
закрыться.
1. -Где и
когда была создана партия Алаш; автономия Алаш -Орда ?
2. -Если я
правильно поняла, то Алихан Букейханов состоял в партии кадетов? Партия Уш-жуз
была оппонентом партии «Алаш»?
3. -Почему
была разгромлена большевиками Туркестанская автономия?
4. -Что
изменилось бы в Казахстане, если бы реализовалась программа партии «Алаш»?
5. -Как вы
считаете, то что партия «Алаш» и другие партии не мыслили историческую судьбу
своих будущих автономий отдельно от России, это хорошо или плохо?
6. Правильно
ли поступила Советская власть, простив перешедшим на их сторону алаш-ордынцам
то, что они воевали на стороне белых в гражданской войне?
7. Отношения
Алаш Орды с «красными» и «белыми»
ІІІ.Изучение
нового материала.
Алашская автономия - провозглашена партией Алаш на втором общекиргизском
(общеказахским) съезде в Оренбурге 5 - 13 (18 - 26) декабря 1917 года.
На съезде было образовано правителсьтво (Народный совет Алаш-Орды) Алашской
автономии приняло решение о создании ее вооруженных сил. Столицей стал
Семипалатинск (?); на местах организовывались уездные советы и комитеты.
Правительство Алашской автономии распространило свою власть на территорию Букеевской
Орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской,
Сырдарьинской областей, Самаркандской и Закаспийской области, Амударьинского
отдела, киргизских (казахских) уездов Ферганской области, смежных (казахских)
уездов волостей Алтайской губернии. Оно подписало военно-политические договоры
с Временным Сибирским правительством, определявшие взаимоотношения
государственных организаций этих правительств, а также подчинявшее вооруженные
силы Алашской автономии в оперативном отношении Временному сибирскому
правительству (под контролем комиссаров последнего действовали на территории
Алашской автономии земства и городские думы).
В начале ноября 1918 года Алашская
автономия была упразднена Уфимской директорией. Ликвидация Алашской автономии
не означала, однако, прекращения существования алашско-ордынских правительств,
действовавших на разлияных территориях до начала 1920 года.У нас
сформировавшаяся к настоящему времени общественно-государственная формация
практически ничего не взяла из наследия автономистов Алаш-Орды. Во всяком
случае, такое складывается впечатление, когда знакомишься с мнениями тех, кто
специализируется в исследовании ее деятельности. Одна из недавних передач
еженедельной программы “Кiм?” на 31-канале, в рамках которой видные казахские
интеллигенты обсуждает животрепещущие проблемы общества, была посвящена теме
90-летия Алаш-Орды и вопросам о том, какое же внимание уделяется сейчас ее
наследию. Выступавшие там в тот раз люди были практически единодушны во мнении,
что на идеи казахских автономистов начале XX века в ходе строительства новой
государственности в форме Республики Казахстан за последние 15 с лишним лет
особого внимания не обращалось и не обращается. Нет, нынешняя
государственная идеология в отличие от той, что была прежде, их не отрицает и
не отвергает. Наоборот, идеи Алаш-Орды изучаются и пропагандируются. Но в
качестве руководства к действию не принимаются. В связи с этим возникают
вопросы: насколько хорошо известно сейчас то, каковы были идеи, которыми
руководствовались деятели Алаш-Орды, и что они хотели сделать. Чтобы получить
понятие об этом, надо прежде попробовать разобраться в контексте событий того
времени.. Но прежде царская администрация занялась формированием системы
управления казахскими землями. Они ею были объединены, в конце концов, в
составе двух губерний. После того, как был русскими взят Шымкент и Ташкент,
весь юг нынешнего Казахстана отошел в состав вновь созданного Туркестанского
генерал-губернаторства. А вот 4 области на севере и западе – Акмолинская,
Семипалатинская, Тургайская и Уральская – сперва оказались под юрисдикцией
Западно-Сибирского и Оренбургского генерал-губернаторов. Но в 1891 году эти 4
области были объединены в единый Степной край. А южный Казахстан продолжал
управляться из Ташкента. Эти 2 части Казахстана рассматривались как два
достаточно разных региона царской администрацией. Для управления ими она для
каждой из них разработала отдельные законодательные базы – “Положение об
управлении Туркестана” и “Степное положение”. Другими словами,
южно-казахстанские казахи как бы и не считались степняками. Степняками для
россиян были казахи северные и западные. Но носили они все уже единый этноним –
казахи. Южные казахи управлялись из Средней Азии, а северные и западные – из
России. Поскольку имперский произвол в отношении прав кочевых народов
Центральной Азии был практически одинаково тяжким как в Степном крае, так и в
Туркестане, складывалась благоприятная для консолидации одних казахов с другими
казахами (да и не только с ними, но и также с иными тюркскими и мусульманскими
народами России) ситуация. К началу XX века в казахской общественной мысли
доминировали идеи консолидации на общеказахской, на общетюркской и на
общемусульманской основе.
Историческое значение партии «Алаш»,
алашордынцев
Алашское, или алашордынское, движение
возникло в результате социально-экономических, общественно-политических и
духовнокультурных изменений, происшедших в Казахстане в конце ХІХ начале XX вв.
Центральным элементом движения явилась общенациональная партия «Алаш»,
организованная в июле 1917 года. Выдающиеся представители казахской
национально-демократической интеллигенции А. Бокейханов, М. Шокай, М.
Тынышпаев, М. Дулатов и десятки других деятелей в 1905-1917 годы отдали много
сил для подготовки и создания этой первой общенациональной политической
организации. С самого начала участия в общественно-политической жизни партия
«Алаш» своими главными задачами считала достижение двух целей: 1) освобождение
казахского народа от колониального ига; 2) обеспечение вхождения казахского
общества в цивилизованное мировое сообщество.
По своей социальной природе партия
«Алаш» являлась политической организацией казахской национально-демократической
интеллигенции. После ухода с политической арены деятели алашского движения в 1920-е
годы внесли существенный вклад в развитие культуры, науки и народного хозяйства
Казахстана. Несмотря на неоднократные амнистии (1919, 1920 гг.), объявленные
Советской властью, активные участники движения были репрессированы в процессе
борьбы большевиков с так называемыми «националистами» и «врагами народа» в
конце 1920-х и 1930-е годы. Алашордынцев реабилитировали в 1955 году, но еще
тридцать лет они оставались вне официальной истории. Лишь в 1988-1989 гг. по
решению ЦК Компартии Казахстана было реабилитировано творческое наследие А.
Байтурсынова, М. Дулатова, Ш. Кудайбер-диева, М. Жумабаева. Постепенно народу
были возвращены имена лидеров партии «Алаш», опубликованы их произведения
ІҮ .Закрепление
Вопрос№4
Проанализируйте данные, исключите «лишнее»
в списке:
Вопрос№5
Какое из перечисленных событий произошло раньше?
1) II
Всеказахский съезд в г. Оренбурге
2) Создание Временного правительства
3) Разгром Туркестанской автономии
Красной армией 4)
Вышел первый номер газеты «Казах»
5) Установление советской власти в г.
Семипалатинске
Вопрос№8
Выберите из списка правильные утверждения, связанные с
национально-освободительным движением 1916 года:
1) Поводом к восстанию послужил Манифест об отречении
Николая II от престола
2) В Тургайской области восстание
продолжалось до Февральской революции 1917 года
3) В восстании приняли участие казахи
Младшего и Среднего жуза
4) Осенью 1916 г. А.Иманов с 15 тыс.
сарбазов начал осаду Тургая
5) Восставшими в Тургайском уезде
руководили А.Жанбосынов, А.Иманов, А.Джангильдин
6) По царскому указу от 25 июня 1916
года казахское население было мобилизовано на службу в регулярные войска
Вопрос№14
Установите соответствие между понятиями и их содержанием:
1) Толерантность
|
A) Широкое представительное
собрание, съезд
|
2) Электорат
|
B) Круг людей, которым предоставляется
право участвовать в выборах какого-либо органа или конкретного должностного
лица; контингент избирателей
|
3) Инаугурация
|
C) Признание или
подтверждение законности государственной власти, какого-либо социального
института, статуса, полномочий, опирающиеся на принятые в данном обществе
ценности
|
4) Легитимность
|
D) Торжественная процедура
вступления в должность главы государства и ряда других выборных лиц
|
5) Форум
|
E) Терпимость к чужим
мнениям, верованиям, поведению, признание права на иные, другие взгляды,
верования, нестандартные формы и образ жизни с необязательным их принятием
|
Вопрос№15
В начале XX века в Казахстане стали создаваться организации казахской
молодежи, а после Февральской революции 1917 г. молодежные организации стали
работать в легальных условиях. Cоотнесите названия
организаций и города, в которых они возникли:
1) «Вольная степь»
|
A) Кустанай
|
2) «Сияние»
|
B) Оренбург
|
3) «Птенцы»
|
C) Мерке
|
4) «Революционный союз казахской
молодежи»
|
D) Уральск
|
5) «Чистые помыслы»
|
E) Семипалатинск
|
Вопрос№17
Расположите в хронологической последовательности события
освободительной борьбы казахского народа против джунгарских завоевателей:
1) Всеказахский курултай в Ордабасы
2) Орбулакское сражение 3)
Аныракайская битва
4) Курултай в Каракумах
5) Сражение на реке Аягуз
Вопрос№19
Расположите в хронологической последовательности события,
связанные с политической историей партии «Алаш»:
1) Съезд в Уральске в годы Первой
русской революции 2)
Первый Всеказахский съезд в Оренбурге
3) Выход в свет первого номера газеты
«Казах»
4) Постановление ВЦИК об амнистии членов
и сотрудников бывшего национального киргизского правительства Алаш-Орды
5) Второй Всеказахский съезд;
образование правительства «Алаш-Орды»
Вопрос№20
Расположите в хронологической последовательности восстания на
территории Казахстана против колониального угнетения:
1) Борьба Арынгазы Абылгазиева против
хивинской агрессии
2) Восстание казахов Младшего жуза под
руководством Сырыма Датулы
3) Восстание казахов Уральской и
Тургайской областей
4) Восстание под руководством Кенесары
Касымулы
5) Участие казахов Младшего и Среднего
жузов в крестьянском восстании под руководством Е.Пугачева
Вопрос№21
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите год, в
который произошло описанное событие. «Ночью повстанцы разожгли огонь и
стали бдительно следить за русским отрядом. Рукин не смог выйти из окружения.
Ожидаемой помощи из форта они не дождались. На следующий день Рукин
застрелился, отряд его сложил оружие, а большая его часть была взята в плен».
Вопрос№24
Проанализируйте документ и укажите программные требования какой
партии приведены в отрывке. Название партии запишите в лист ответов.
«Области, населенные казахами,
объединятся в целое, будут самоуправляться и станут одним из членов Федерации
Российской республики. Казахская автономия, если удастся, будет пока вместе с
дружественными народами. Как бы то ни было, принять современное земство…»
СХЕМА РАЗБОРА ВОССТАНИЙ
2. Причины восстания:
1.Создание округов по реформе 1822 г. привело к
ухудшению скотоводческого хозяйства и разрыву родовых связей.
2.Строительство царским правительством новых
крепостей в районе рек Иргиза, Тургая, Иртыша и др.
З.Военные столкновения между
казачьими войсками и казахскими родами.
4.Насильственная политика
Кокандского и Хивинского ханств.
3. Цели восстания:
1.Сохранение самостоятельности не вошедших в
состав царской России областей Казахстана;
2.Прекращение колонизации казахских земель,
через постройку крепостей и новых окружных управлений;
З.Освободить казахов из-под власти кокандцев.
4.Характер
восстания:
национально-освободительный, антиколониальный
5.Территория восстания: Весь Казахстан. Казахи всех
трех жузов:
6. Движущие силы
• Казахские шаруа
• Би, старшины, представители белой кости -80
султанов, биев, старшин.
• Родственники Кенесары - младшие братья
Наурызбай, Абилгазы и сестра - ханша Бопай.
• Батыры - Агыбай, Иман, Бухарбай, Бугыбай,
Ангал, Жеке, Байсеит, Сураншы и др.
• Представители других народов: русские, узбеки,
киргизы.
• Руководитель - Кенесары Касымулы (1802-1847) -
внук Абылай-хана, влиятельный султан Среднего жуза, дипломат, крупный
полководец, последний хан казахов (1841-1847).
7. Начало восстания
• В ноябре 1837 г. К.Касымулы оказал открытое
сопротивление царскому правительству, совершив нападение на группу казаков
Актауской крепости, сопровождавших караван из Петропавловска.
• 26 мая 1838 г. отряды Кенесары совершили
внезапное нападение и сожгли Акмолинскую крепость. Сподручный царского
правительства Конуркулжа Кудайменды-улы и гарнизон крепости во главе Карбышевым
не смогли дать отпор повстанцам.
• Летом и осенью 1838 г. основная часть Среднего
жуза была объединена под
знаменем Кенесары. Примкнули к повстанцам -
владетель Баянаульского округа Муса Шорманулы, султаны Бабатай, Елемес
Жайнакулы, впоследствии они снова перешли на сторону царя.
• С осени 1838 г. движение распространилось и на
Младший жуз, на берегах рек Ыргыза и Торгая.
• В августе 1841 г. войска Кенесары направились
в Ташкент, но распространение среди сарбазов инфекции остановило этот поход.
Часть повстанцев осадили крепости Созак, Жанакорган, Жулек и Акмешит, где были
сосредоточены основные силы кокандцев. Осада Созака и взятие нескольких
кокандских крепостей вдохновили повстанцев. Кокандский хан предложил султану
заключить союз, но Кенесары отказался.
8. Развитие восстания
Царское правительство, напуганное расширением
размаха выступлений, приняло решительные меры для подавления восстания и в
степь были направлены карательные экспедиции:
• В 1842 г. стремился силой
подавить восстание губернатор Оренбургского края, генерал Обручев, но ему не
удалось.
• В 1842 г. генерал-губернатор
Сибири князь Горчаков направил отряд Сотникова из Сибирской военной линии.
• В июне 1843 г. царь Николай
I дал разрешение направить для подавления восстания отряд войскового старшины
Лебедева в составе 300 казаков.
• В августе 1843 г. в Омске и
в районе Каркаралы была создана вторая группа войск численностью 5 тыс.чел. во
главе султаном Жантореулы, Айшуакулы, полковником Генсом и Бизановым.
• За голову Кенесары было
назначено вознаграждение 3 тыс.рублей.
Основные сражения:
• 1 и 7 августа 1843 г. прошли
кровопролитные сражения сарбазов Кенесары с выступившими из Оренбурга военными
силами, что привели к взаимным жертвам и закончились безрезультатно.
• Приступившая к действиям 17
августа со стороны Оренбурга группа полковника Бизанова, не достигнув
результата в борьбе с повстанцами, возвратилась в Орскую крепость.
• Сражение 20-21 июля 1844 г.
завершилось победой Кенесары. В ночной атаке повстанцы окружили отряд
Жантореулы и разгромили его, из казахских феодалов погибли 44 султана.
Подошедший к месту сражения отряд полковника Дуниковского не смог прийти на
помощь Жантореулы и он был вынужден отступить к реке Тобол.
• За бессилие в борьбе с
Кенесары войсковой старшина Лебедев был вызван в Оренбург, где был освобожден
от должности и передан суду.
9. Дипломатическая политика в ходе восстания
Итоги противоборства в 1844 г. вдохновили
восставших, способствовали сплочению новых казахских аулов под знаменем Кенесары.
Такое положение вынудило Оренбургскую администрацию начать переговоры с
Кенесары. Руководитель восстания также был за решение спорных вопросов с
царским правительством путем переговоров. Он неоднократно направлял письма с
мирными предложениями.
В декабре 1838 г. пять представителей Кенесары
прибыли в район Акбулакского окружного приказа, чтобы вручить письма
Западно-Сибирскому генерал-губернатору, князю Горчакову и царю Николаю, но были
схвачены и подвергнуты наказанию. В письмах Кенесары требовал:
а) ликвидировать
окружные приказы на казахской земле;
б) восстановить
самостоятельностъ казахской страны периода Абылай-хана;
е) прекратить сбор
податей с местных жителей.
В 1844 г. царское правительство направило к
Кенесары ряд дипломатических посольств:
• В конце 1844 г. представитель Оренбургской
Пограничной комиссии бий Баймухамбет Жаманшаулы вручил Кенесары письмо
Оренбургского губернатора Обручева;
• В апреле 1845 г. в аул Кенесары прибыло
посольство Долгова, а позже - поручика генерального штаба Герна. Требования
царских послов:
а) Кенесары запрещалось вести дипломатические
связи с другими странами;
б) Казахским родам,
принявшим участие в восстании, разрешалось кочевать лишь в
кочевьях, размежеванных правительством;
в) Признание Оренбургского края частью
Российской империи выдвигалось как главное
условие прощения участников
восстания;
Эти предложения, противоречившие основным целям
восстания, не были приняты. После этого переговоры между царским правительством
и Кенесары прервались.
10. Ханство Кенесары
В 1841 году Кенесары был избран ханом и
организованное им государство было феодальным.
Особенности ханства Кенесары:
• Ханская опора - бии, старшины и батыры;
• Все казахские земли объявлены собственностью
кочевой аристократии;
• Ханский совет состоял из близких родственников
Кенесары, биев, батыров и султанов;
• Вместо суда биев был введен ханский суд;
• При непосредственном участии хана создано
Управление, контролирующее выполнение принятых Ханским советом поручений и обеспечение
сбора налогов и распространение и разъяснение в казахских аулах обращений
Кенесары;
• Создана специальная группа, занимающаяся
финансовыми вопросами;
• Создана специальная группа служащих, которые
приводили в порядок собираемые с торговых караванов таможенные пошлины и
налоги;
• В руках помощников хана находилось право
раздела и распределения скота и имущества крупных феодалов;
• Осуществлена земельная политика. Хан
поддерживал переход казахов к земледелию и развитию земельного хозяйства;
• Принимал меры по ликвидации барымты и
ограничению часто повторяющихся раздоров между родами;
• Отряды, возглавляемые батырами и толенгутами,
формировались на добровольной основе по десятичному принципу.
• Установлена жесткая военная дисциплина. За предательство
существовало одно наказание - смерть.
11. Решающий этап восстания
• Летом 1845 г. царское правительство, видя
неотступность восставших от основных своих целей, начало возводить новые
крепости по течению Ыргыза и Торгая, не признавая протесты Кенесары.
• Для обсуждения сложившегося положения Кенесары
провел совещание, где обсуждали дальнейшую судьбу восстания. Выдвигались 2
пути:
а) Обращение за помощью к Китаю;
б) Отступить из Сарыарки в южные регионы
из-за усилении действий царского правительства.
Было
принято решение
откочевать из Сарыарки в Старший жуз. Кенесары
видел в родах Старшего жуза основную опору для их освобождения от
кокандского ига.
• В 1845 г. октябре-ноябре отряды Кенесары
захватили кокандские крепости Созак, Жана-жулек, Корган. Другая часть
повстанцев были направлены на Ташкент.
• В борьбе против восставших было заключено
военное соглашение между Кокандскими и Бухарскими ханствами.
• В 1846 г. в Семиречье было направлено военная
миссия во главе Председателем Пограничной комиссии генерал-майором Вишневским,
с целью проведения встреч с родоправителями, признавшими власть России и
выработку мер по ослаблению восстания.
12. Ослабление и поражение восстания
• В 1846-47 гг. в Старшем жузе в отношении к
повстанцам сложились два противоборствую-щих лагеря.
Движение Кенесары поддерживали:
а) основные части племен уйсынов и дулатов;
б) батыры Старшего жуза Тайшыбек, Саурык,
Сураншы
Противниками Кенесары стали:
а) сын Абылай хана Суюк признал власть России;
б) известные в степи правители Кунанбай
Оскенбайулы, Барак Солтабайулы, которые оказывали большое воздействие на
казахов Семиречья;
в) отошедшие от Кенесары отряды и аулы
восставших, расположившись в северо-восточных степях беспокоили повстанцев;
г) в результате встреч с Вишневским предводители
основных родов Семиречья также склонялись к России.
• Не сопротивляясь превосходящим силам
русско-кокандско-бухарского военных сил, Кенесары со своими аулами прошел по
левобережью Или и приблизился к реке Чу и в район Алатау.
• В 1847 г. силы Кенесары приблизились к
владениям кыргызских манапов, с целью объединения повстанцев
с кыргызами для совместной
борьбы против кокандцев. Но кыргызские
манапы оставили без ответа предложения
Кенесары. В апреле 1847 г. Кенесары с 10 тыс. войском вторгся в кыргызские
земли и разгромил и ограбил аулы кыргызов.
• Первоначальный антиколониальный характер
восстания претерпел изменения. Притеснение Кенесары местного народа, ограбление
неповинных кыргызских аулов, вызвали ненависть и ответную реакцию. Многие
казахские рода отказались от поддержки Кенесары. Накануне сражения 1847 г. его
оставили войны Рустем султана и Сыпатай бия.
• В 1847 г. в мае в сражении неподалеку от
Бишкека в местечке Майтобе Кенесары был окружен и разгромлен. Сам Кенесары с 32
султанами погиб.
13. Причины поражения
1.Внутриродовая разобщенность казахов.
2.0тсутствие поддержки рядом
феодальных групп. Султаны, бии, получившие многие льготы от правителей
Российской империи, не были заинтересованы в создании централизованного
феодального государства;
3.Раздробленные по жузам казахские
роды поддерживали восстание в основном в своих пределах;
4.Самоуправства Кенесары и жесткая расправа с не
поддержавшими его аулами были не в традициях казахов;
5.Кенесары не смог объединить воедино борьбу
против царской
России, Бухарой и кокандскими феодалами.
14. Значение восстания
• Это было самым крупным восстанием против
колониального гнета, охватившее все три жуза.
• Это было самым многочисленным восстанием XIX
в., количество повстанцев достигло 20 тыс. чел.
• Оно было составной частью освободительной
борьбы народов России первой половины XIX в.
• Показало зависимость внутренних противоречий
казахского общества от политики царизма.
• Кенесары - продолжатель дела своего деда
Абылай-хана
ІҮ.Итог урока:
Ү. Рефлексия
ҮІ. Д/З – параграф 19,
даты
История
Казахстана
11 класс
Урок 22
Вопрос№4
Проанализируйте данные, исключите «лишнее» в списке:
1) Батур
2) Абулхаир
3) Цэван-Рабдан
4) Галдан-Цэрен
5) Амурсана
История
Казахстана
11 класс
Урок 22
Вопрос№5
Какое из перечисленных событий произошло раньше?
1) II Всеказахский съезд в г. Оренбурге
2) Создание Временного правительства
3) Разгром Туркестанской автономии Красной армией
4) Вышел первый номер газеты «Казах»
5) Установление советской власти в г. Семипалатинске
История
Казахстана
11 класс
Урок 22
Вопрос№8
Выберите из списка правильные утверждения, связанные с национально-освободительным
движением 1916 года:
1) Поводом к восстанию послужил Манифест об отречении
Николая II от престола
2) В Тургайской области восстание продолжалось до Февральской
революции 1917 года
3) В восстании приняли участие казахи Младшего и Среднего жуза
4) Осенью 1916 г. А.Иманов с 15 тыс. сарбазов начал осаду Тургая
5) Восставшими в Тургайском уезде руководили А.Жанбосынов,
А.Иманов, А.Джангильдин
6) По царскому указу от 25 июня 1916 года казахское население
было мобилизовано на службу в регулярные войска
История
Казахстана
11 класс
Урок 22
Вопрос№21
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите год, в
который произошло описанное событие. «Ночью повстанцы разожгли огонь и
стали бдительно следить за русским отрядом. Рукин не смог выйти из окружения.
Ожидаемой помощи из форта они не дождались. На следующий день Рукин
застрелился, отряд его сложил оружие, а большая его часть была взята в плен».
История
Казахстана
11 класс
Урок 22
Вопрос№14
Установите соответствие между понятиями и их содержанием:
1) Толерантность
|
A) Широкое представительное собрание, съезд
|
2) Электорат
|
B) Круг людей, которым предоставляется право участвовать в
выборах какого-либо органа или конкретного должностного лица; контингент избирателей
|
3) Инаугурация
|
C) Признание или подтверждение законности государственной
власти, какого-либо социального института, статуса, полномочий, опирающиеся
на принятые в данном обществе ценности
|
4) Легитимность
|
D) Торжественная процедура вступления в должность главы
государства и ряда других выборных лиц
|
5) Форум
|
E) Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, признание
права на иные, другие взгляды, верования, нестандартные формы и образ жизни с
необязательным их принятием
|
История
Казахстана
11 класс
Урок 22
Вопрос№15
В начале XX века в Казахстане стали создаваться организации казахской
молодежи, а после Февральской революции 1917 г. молодежные организации стали
работать в легальных условиях. Cоотнесите названия организаций и города, в которых они
возникли:
1) «Вольная степь»
|
A) Кустанай
|
2) «Сияние»
|
B) Оренбург
|
3) «Птенцы»
|
C) Мерке
|
4) «Революционный союз казахской молодежи»
|
D) Уральск
|
5) «Чистые помыслы»
|
E) Семипалатинск
|
История
Казахстана
11 класс
Урок 22
Вопрос№17
Расположите в хронологической последовательности события
освободительной борьбы казахского народа против джунгарских завоевателей:
1) Всеказахский курултай в Ордабасы
2) Орбулакское сражение
3) Аныракайская битва
4) Курултай в Каракумах
5) Сражение на реке Аягуз
История Казахстана
11 класс
Урок 22
Вопрос№19
Расположите в хронологической последовательности события,
связанные с политической историей партии «Алаш»:
1) Съезд в Уральске в годы Первой русской революции
2) Первый Всеказахский съезд в Оренбурге
3) Выход в свет первого номера газеты «Казах»
4) Постановление ВЦИК об амнистии членов и сотрудников бывшего
национального киргизского правительства Алаш-Орды
5) Второй Всеказахский съезд; образование правительства
«Алаш-Орды»
История
Казахстана
11 класс
Урок 22
Вопрос№20
Расположите в хронологической последовательности восстания на
территории Казахстана против колониального угнетения:
1) Борьба Арынгазы Абылгазиева против хивинской агрессии
2) Восстание казахов Младшего жуза под руководством Сырыма
Датулы
3) Восстание казахов Уральской и Тургайской областей
4) Восстание под руководством Кенесары Касымулы
5) Участие казахов Младшего и Среднего жузов в крестьянском
восстании под руководством Е.Пугачева
История
Казахстана
11 класс
Урок 22
Вопрос№24
Проанализируйте документ и укажите программные требования какой
партии приведены в отрывке. Название партии запишите в лист ответов.
«Области, населенные казахами, объединятся в целое, будут
самоуправляться и станут одним из членов Федерации Российской республики.
Казахская автономия, если удастся, будет пока вместе с дружественными народами.
Как бы то ни было, принять современное земство…»
Установите соответствие между понятиями и их содержанием:
1) Толерантность
|
A) Широкое представительное собрание, съезд
|
2) Электорат
|
B) Круг людей, которым предоставляется право участвовать в
выборах какого-либо органа или конкретного должностного лица; контингент
избирателей
|
3) Инаугурация
|
C) Признание или подтверждение законности государственной
власти, какого-либо социального института, статуса, полномочий, опирающиеся
на принятые в данном обществе ценности
|
4) Легитимность
|
D) Торжественная процедура вступления в должность главы
государства и ряда других выборных лиц
|
5) Форум
|
E) Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, признание
права на иные, другие взгляды, верования, нестандартные формы и образ жизни с
необязательным их принятием
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.