МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
г. ЗАВОЛЖЬЕ
План-конспект занятия по предмету «Рисунок»
Тема: «Пропорции и их значение в
передаче характерных особенностей предмета»
Разработал: преподаватель 1 категории
Орлова Л.А.
Заволжье
2011 г.
Аннотация
Методическая разработка «Пропорции и их
значение в передаче характерных особенностей предмета» представляет собой
план-конспект занятия по предмету «Рисунок» в первом классе детской
художественной школы в соответствии с программой школы.
Объяснительная записка
Данное занятие рассчитано на детей 10-12 лет и направлено на развитие
творческих способностей ребенка. Преподаватель знакомит детей с понятием пропорции
предмета, объясняет необходимость соблюдения не только пропорций самого
предмета, но и пропорций между предметами в натюрморте, используя методы
беседы, разъяснения, анализа, демонстрации. На заключительном этапе обязательна
оценка деятельности учащихся как преподавателем, так и самими обучающимися.
Цель занятия:
Знакомство обучающихся с понятием ПРОПОРЦИИ и их значением в передаче
характерных особенностей предмета. Построение крынки с соблюдением пропорций.
Задачи:
1.
Обучающие
·
знакомить обучающихся с
понятием пропорции предмета, масштаб
·
систематизировать и
закреплять знания, полученные ранее
·
обучать пользоваться
методом визирования
2.
Воспитательные
·
Воспитывать усидчивость,
терпение и упорство в достижении цели
3.
Развивающие
·
Развивать глазомер, наблюдательность,
пространственное мышление, зрительную память
·
Развивать моторику руки
ребенка
·
Развивать творческие
потенциалы ребенка
Тип учебного занятия: изучение, усвоение нового материала.
Работа с детьми строится на основе взаимного сотрудничества.
При подготовке и проведении занятия используются следующие методы:
·
Словесные - объяснение,
беседа
·
Наглядные - схемы
·
Практические – показ,
объяснение
Актуальность данного занятия заключается в том, что основываясь на
методе визирования обучающиеся учатся не срисовывать, а строить предметы,
анализировать их форму, положение в пространстве и представлять конструктивные
особенности предметов.
Материальное обеспечение:
- Натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа или цветной
однотонной драпировки из одного предмета несложной формы);
- методическая таблица «Последовательность ведения работы».
- Бумага (формат А4 или А3), графитный карандаш (ТМ, М, М2 ).
- Доска, мел
План занятия:
1 этап – Организационный момент 2-3 мин.
·
Приветствие
2 этап – Введение 5-7 мин.
·
Сообщение темы занятия
·
Ознакомление с целью
занятия
·
Повторение пройденного
материала
3 этап – Изучение нового материала 7-10 мин.
·
Понятие ПРОПОРЦИИ
·
Анализ формы предлагаемого
предмета
·
Объяснение порядка
определения пропорций предмета
4 этап – Практическая работа - 15-20 мин
·
Поэтапное построение
предмета с определением пропорций методом визирования
5 этап – Заключительный 5 мин
·
Анализ результатов работы
·
Подведение итогов.
Ход занятия:
Этап
|
Содержание занятия
|
Обоснование
|
преподаватель
|
обучающиеся
|
1 этап
Организационный
момент
|
Здравствуйте, ребята.
Вижу, вы уже подготовились к занятию: у вас подготовлена бумага на
мольберте, вы припасли карандаши и ластики. Молодцы.
|
Здороваются
|
Подготовка к
учебной деятельности, создание психолого-педагогической атмосферы
|
2 этап
Введение
|
Сегодня мы будем говорить о пропорциях и их значении в передаче
характерных особенностей предметов. Я объясню вам как определить пропорции
предмета с учетом его характерных особенностей, а затем вы будете
самостоятельно определять пропорции и строить вот эту крынку.
Давайте вспомним какие основные инструменты нам необходимы во время
работы с натуры?
А какими «измерительными» инструментами мы пользуемся?
А линейки во время рисунка нам нужны?
Раньше мы знакомились с методом визирования для определения высоты и
ширины простых геометрических форм. А в чем же заключается этот метод,
давайте вспомним.
Правильно. Молодцы.
|
Слушают
Отвечают:
Карандаши, ластик,
бумага
Карандаш, рука и
глаз
Нет
Один или несколько
учащихся показывают суть метода.
|
Развитие интереса к
новому материалу.
Повторение
пройденного материала.
|
3 этап
Изучение нового
материала
|
Когда мы определяли ширину простых предметов, имея только одну
величину - высоту предметов, мы определяли ПРОПОРЦИИ предмета. Пропорции –
это величинные соотношения высоты к ширине, одной части предмета к другой.
Пропорции – это характерные особенности любого предмета, которые позволяют
узнать данный предмет в изображении. Пропорции могут рассматриваться по
линейному размеру, по площади, по объему, по освещенности, по весу и т.д.
Понятие пропорций применимо не только в изобразительном искусстве или
архитектуре, но и в повседневной жизни, например в кулинарии или в медицине
(приготовление лекарств), в строительстве.
Когда мы рисуем, то можем маленькие предметы увеличить или уменьшить
большие предметы на изображаемой плоскости, но в любом случае делаем мы это
одинаково для всех предметов одинаково, т.е. пропорционально. Если
соотношения частей предметов в рисунке изображены неверно, то ни отлично
переданная светотень, ни правильное перспективное сокращение не дадут
правильного представления о предмете. Без достаточно развитого чувства
пропорций невозможна передача изображаемого предмета с натуры и тем более
создание образа в процессе творческой работы.
Как мы уже сказали, пропорции передают характерные особенности
предмета. Рассмотрим 2 крынки. Они немного похожи. Давайте проанализируем их
форму. Представьте, что каждая из них состоит из уже известных геометрических
тел. Каких?
Совершенно верно, но всё же они разные. А различия в пропорциях
посмотрите, одна крынка ниже и более широкая, а вторая чуть выше и более
узкая, горлышко одной короче, чем у другой. Т.е. говоря другим языком, у них
различные пропорциональные соотношения.
|
Слушают
Цилиндр – горлышко
и шар
|
Усвоение нового
материала.
Анализ
предлагаемого для рисования предмета.
|
4 этап
Практическая работа
|
Перейдем непосредственно к изображению нашей крынки. Изображение
любого предмета мы начинаем с компоновки в листе.
Как мы расположим наш лист? И почему?
Правильно.
Посмотрите на доску и подскажите мне как мы изображаем наш предмет в
листе (несколько вариантов положения предмета в листе: очень маленькое, очень
большое, угловое расположение, правильное).Прил. 1
Прежде всего необходимо сказать что наш предмет симметричный. Поэтому
мы проводим ось симметрии и задаем одну из величин, например высоту. Теперь
методом визирования определяем ширину, как мы ото делали когда строили
цилиндр. Меряем крынку в самом широком месте. Теперь нам необходимо
определить пропорции характерных особенностей крынки. Это высота горлышка.
Высота самой широкой части, ширина донышка. (показ на таблице поэтапного
построения крынки).Прил. 2
После того как определены основные пропорции, прорисовываем эллипсы.
Уточняем контур крынки.
Построение крынки закончено. Всем всё понятно?
Если понятно, то, посматривая на табличку, приступаем к работе.
|
Вертикально, потому
что крынка в высоту больше, чем в ширину
Выбирают правильный
вариант.
Приступают к рисованию,
реализуя практические знания.
|
Реализация
полученных знаний в процессе практической деятельности.
|
5 этап.
заключительный
|
Ну вот вы и построили крынку. Давайте поставим мольберты в ряд и
посмотрим на полученный результат. Предлагаю вам выбрать самый точный
рисунок.
На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания.
|
Отставляют
мольберты. Выбирают лучшую работу, обсуждая высказывая свое мнение.
|
Оценка работы
обучающихся, их самооценка.
|
Литература:
1.
Образовательная программа
по рисунку.
2.
Н.П. Костерин «Учебное
рисование»,Москва, Просвещение, 1980
3.
Н.М. Соколовская
«Изобразительное искусство и её преподавание в начальной школе» 4-е издание,
Москва, Издательский центр «Академия», 2008
4.
В.И. Жабинский, А.В.
Винтова «Рисунок», Москва, ИНФРА-М, 2009
Приложение 1
|
|
|
Изображение очень маленькое
|
|
Изображение смещено в правый нижний
угол
|
|
|
|
Изображение очень большое
|
|
Правильное размещение в листе
|
Приложение 2
1. Определяем
положение в листе, задаем высоту, проводим ось симметрии
2. Методом
визирования определяем основные пропорции крынки, намечаем характерные линии
3. Прорисовываем
эллипсы, уточняем контур крынки
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.