Инфоурок Классному руководителю КонспектыПлан-конспект внеклассного занятия "История развития ткачества"

План-конспект внеклассного занятия "История развития ткачества"

Скачать материал

План — конспект внеклассного занятия

Тема:  «История развития ткачества»

Тип занятия: урок-практикум

Контингент участников:  разновозрастный (3 - 11 классы)

Цель и задачи:

1. Познакомить с историей ткачества.

2. Дать первоначальные навыки работы на ткацком станке           

3. Воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре своей малой родины.

Используемые приемы:

1.     индивидуальный — во время практической работы;

2.     групповой;

3.     творческий.

 

Оборудование: музей оформлен в праздничном виде: половики, полотенца, кушаки, икона, скатерть, предметы старины; ткацкий станок, ножницы, старая одежда.

 

 

Ход занятия

Ι. Организационный момент.

Подходя к  музею с детьми, воспитатель проговаривает следующие слова:

- В Пермском царстве, в Верх-Иньвенском государстве на перекрестке четырех дорог стоит одна избушка, в которой живет старушка.

             Дверь тихонько отворилась,

             И старушка появилась…

Бабушка встречает гостей хлебом-солью или блинами, пирогами и приглашает их войти. Дети рассаживаются по местам.

II. Вводная часть.

- Ребята, обратите внимание, что изменилось в этом доме после последнего нашего посещения? ( ответы детей )

             В светлой горнице кругом

             Лавки, крытые ковром,

             Под святыми стол дубовый,

             Печь с лежанкой изразцовой…

- Так украшали дома по большим праздникам, например: Пасха или Троица.

- Посмотрите,   на иллюстрации сказок. ( показ картинок из сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и Медведь», «Три Медведя» ). Они вам хорошо знакомы. Как они называются? Что вы видите на этих иллюстрациях?

( предметы деревенского быта и убранство )

- На этих картинках есть одно отличие. Какое? ( на одних картинках есть половики, а на других – нет )

- Не во всех домах стелили половики в повседневные дни. Пол был ״голый״. Но перед трапезой стол накрывали скатертью (пызандэра).

- В русских народных сказках хорошо показан быт народа.

- Посмотрите ребята на изделия, которыми украшена изба. Что вы можете про них сказать? (ответы детей: вещи старинные, изготовлены своими руками )

- Все эти изделия ткали на станке.

III. Сообщение новых знаний.

- Ткачество – это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, полоски кожи и жилы животных. Первичной целью человека было защитить тело от воздействия окружающей среды.

- Шли годы, десятилетия, века и ткачество развивалось и совершенствовалось.

- Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет до н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, основные орудия труда ткача, облегчили и разнообразили его труд. Ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. У многих народов ткачество – это основа национальной культуры.

- С древних времен на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавески, половики и многое другое. Как сырье использовали лен, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырье выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоемкому и требующему внимание процессу ткачества.

- В XIII в. новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Следующий шаг развития – это автоматизация и в XVIII в. станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит ткацкое производство.

- Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней.

- Тканые дорожки (половики), круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век. Ткань разрезалась на длинные полоски. Домотканые дорожки стали популярны в XIX в.

- А вы смогли бы сделать это своими руками? Сейчас мы попробуем сами ткать на станке половик.

IV. Практическая часть.

Показ плетения половика с названиями основных элементов ткацкого станка.

- Как правило, не существовало какого-то смысла в рисунках и орнаментах дорожек как это свойственно другим техникам народного рукоделия (кушак). Декоративный эффект достигался за счет разного цвета нитей, больше всего встречаются половики без какого-либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, половики напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер.

Одни дети начинают ткать половик, другие – разрезают старые вещи, готовят ״нить״.

V. Подведение итогов и оценка выполненной работы.

К окончанию занятия были нарезаны длинные полоски из старой одежды, в последствии намотанные в клубок и на челнок. Рассмотрен фрагмент половика, который ткали дети.

                Дом старушка обошла,

                Все порядком убрала,

                Засветила богу свечку,

                Затопила жарко печку,

                На полати взобралась

                И тихонько улеглась.      

 

Список литературы

1.     Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX – середины XX в. Ч. II. Зима. – Пермь: Издательство «Пушка», 2008.

2.     Интернет ресурсы.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект внеклассного занятия "История развития ткачества""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

План — конспект внеклассного занятия Тема: «История развития ткачества» Тип занятия: урок-практикум Контингент участников: разновозрастный (3 - 11 классы) Цель и задачи: 1. Познакомить с историей ткачества. 2. Дать первоначальные навыки работы на ткацком станке 3. Воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре своей малой родины. Используемые приемы: 1. индивидуальный — во время практической работы; 2. групповой; 3. творческий. Оборудование: музей оформлен в праздничном виде: половики, полотенца, кушаки, икона, скатерть, предметы старины; ткацкий станок, ножницы, старая одежда. Ход занятия Ι. Организационный момент. Подходя к музею с детьми, воспитатель проговаривает следующие слова: - В Пермском царстве, в Верх-Иньвенском государстве на перекрестке четырех дорог стоит одна избушка, в которой живет старушка. Дверь тихонько отворилась, И старушка появилась… Бабушка встречает гостей хлебом-солью или блинами, пирогами и приглашает их войти. Дети рассаживаются по местам. II. Вводная часть. - Ребята, обратите внимание, что изменилось в этом доме после последнего нашего посещения? ( ответы детей ) В светлой горнице кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой… - Так украшали дома по большим праздникам, например: Пасха или Троица. - Посмотрите, на иллюстрации сказок. ( показ картинок из сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и Медведь», «Три Медведя» ). Они вам хорошо знакомы. Как они называются? Что вы видите на этих иллюстрациях? ( предметы деревенского быта и убранство ) - На этих картинках есть одно отличие. Какое? ( на одних картинках есть половики, а на других – нет ) - Не во всех домах стелили половики в повседневные дни. Пол был ״голый״. Но перед трапезой стол накрывали скатертью (пызандэра). - В русских народных сказках хорошо показан быт народа. - Посмотрите ребята на изделия, которыми украшена изба. Что вы можете про них сказать? (ответы детей: вещи старинные, изготовлены своими руками ) - Все эти изделия ткали на станке. III. Сообщение новых знаний. - Ткачество – это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, полоски кожи и жилы животных. Первичной целью человека было защитить тело от воздействия окружающей среды. - Шли годы, десятилетия, века и ткачество развивалось и совершенствовалось. - Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет до н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, основные орудия труда ткача, облегчили и разнообразили его труд. Ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. У многих народов ткачество – это основа национальной культуры. - С древних времен на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавески, половики и многое другое. Как сырье использовали лен, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырье выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоемкому и требующему внимание процессу ткачества. - В XIII в. новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Следующий шаг развития – это автоматизация и в XVIII в. станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит ткацкое производство. - Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней. - Тканые дорожки (половики), круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век. Ткань разрезалась на длинные полоски. Домотканые дорожки стали популярны в XIX в. - А вы смогли бы сделать это своими руками? Сейчас мы попробуем сами ткать на станке половик. IV. Практическая часть. Показ плетения половика с названиями основных элементов ткацкого станка. - Как правило, не существовало какого-то смысла в рисунках и орнаментах дорожек как это свойственно другим техникам народного рукоделия (кушак). Декоративный эффект достигался за счет разного цвета нитей, больше всего встречаются половики без какого-либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, половики напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер. Одни дети начинают ткать половик, другие – разрезают старые вещи, готовят ״нить״. V. Подведение итогов и оценка выполненной работы. К окончанию занятия были нарезаны длинные полоски из старой одежды, в последствии намотанные в клубок и на челнок. Рассмотрен фрагмент половика, который ткали дети. Дом старушка обошла, Все порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. Список литературы 1. Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX – середины XX в. Ч. II. Зима. – Пермь: Издательство «Пушка», 2008. 2. Интернет ресурсы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 606 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.06.2020 397
    • DOCX 21.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Урастаев Кажмукан Байгазынович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72055
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 144 человека

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 752 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 979 человек

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 778 человек из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 991 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе