- 31.12.2020
- 1268
- 8
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
План — конспект внеклассного занятия Тема: «История развития ткачества» Тип занятия: урок-практикум Контингент участников: разновозрастный (3 - 11 классы) Цель и задачи: 1. Познакомить с историей ткачества. 2. Дать первоначальные навыки работы на ткацком станке 3. Воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре своей малой родины. Используемые приемы: 1. индивидуальный — во время практической работы; 2. групповой; 3. творческий. Оборудование: музей оформлен в праздничном виде: половики, полотенца, кушаки, икона, скатерть, предметы старины; ткацкий станок, ножницы, старая одежда. Ход занятия Ι. Организационный момент. Подходя к музею с детьми, воспитатель проговаривает следующие слова: - В Пермском царстве, в Верх-Иньвенском государстве на перекрестке четырех дорог стоит одна избушка, в которой живет старушка. Дверь тихонько отворилась, И старушка появилась… Бабушка встречает гостей хлебом-солью или блинами, пирогами и приглашает их войти. Дети рассаживаются по местам. II. Вводная часть. - Ребята, обратите внимание, что изменилось в этом доме после последнего нашего посещения? ( ответы детей ) В светлой горнице кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой… - Так украшали дома по большим праздникам, например: Пасха или Троица. - Посмотрите, на иллюстрации сказок. ( показ картинок из сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и Медведь», «Три Медведя» ). Они вам хорошо знакомы. Как они называются? Что вы видите на этих иллюстрациях? ( предметы деревенского быта и убранство ) - На этих картинках есть одно отличие. Какое? ( на одних картинках есть половики, а на других – нет ) - Не во всех домах стелили половики в повседневные дни. Пол был ״голый״. Но перед трапезой стол накрывали скатертью (пызандэра). - В русских народных сказках хорошо показан быт народа. - Посмотрите ребята на изделия, которыми украшена изба. Что вы можете про них сказать? (ответы детей: вещи старинные, изготовлены своими руками ) - Все эти изделия ткали на станке. III. Сообщение новых знаний. - Ткачество – это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, полоски кожи и жилы животных. Первичной целью человека было защитить тело от воздействия окружающей среды. - Шли годы, десятилетия, века и ткачество развивалось и совершенствовалось. - Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет до н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, основные орудия труда ткача, облегчили и разнообразили его труд. Ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. У многих народов ткачество – это основа национальной культуры. - С древних времен на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавески, половики и многое другое. Как сырье использовали лен, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырье выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоемкому и требующему внимание процессу ткачества. - В XIII в. новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Следующий шаг развития – это автоматизация и в XVIII в. станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит ткацкое производство. - Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней. - Тканые дорожки (половики), круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век. Ткань разрезалась на длинные полоски. Домотканые дорожки стали популярны в XIX в. - А вы смогли бы сделать это своими руками? Сейчас мы попробуем сами ткать на станке половик. IV. Практическая часть. Показ плетения половика с названиями основных элементов ткацкого станка. - Как правило, не существовало какого-то смысла в рисунках и орнаментах дорожек как это свойственно другим техникам народного рукоделия (кушак). Декоративный эффект достигался за счет разного цвета нитей, больше всего встречаются половики без какого-либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, половики напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер. Одни дети начинают ткать половик, другие – разрезают старые вещи, готовят ״нить״. V. Подведение итогов и оценка выполненной работы. К окончанию занятия были нарезаны длинные полоски из старой одежды, в последствии намотанные в клубок и на челнок. Рассмотрен фрагмент половика, который ткали дети. Дом старушка обошла, Все порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. Список литературы 1. Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX – середины XX в. Ч. II. Зима. – Пермь: Издательство «Пушка», 2008. 2. Интернет ресурсы.
6 661 606 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Урастаев Кажмукан Байгазынович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.