МКОУ СОШ
с.Верхазовка Яхина Л.Б.
План –
конспект
урока
обществознания в 11 классе
по теме
«Правовое государство и гражданское общество»
Цель урока: Продолжить работу по формированию
правовой культуры, углубить знания о правовом государстве и гражданском
обществе.
Задачи:
- Сформировать целостное понятие о правовом
государстве, как основном институте современной политической системы;
- Подвести учащихся к пониманию того, что для
формирования гражданского общества важны причины как объективные (рыночная
экономика, демократия), так и субъективные (правовая культура, гражданская
позиция, политическая активность граждан);
- Развитие коммуникативных навыков,
информационной культуры;
- Создание атмосферы диалога и
сотрудничества.
Тип урока: урок-анализ, с применением IT-технологий и ресурсов Единой коллекции ЦОР.
Вид урока: комбинированный с элементами
практической деятельности
Оборудование: персональные компьютеры с
высокоскоростным доступом в Интернет, мультимедийный проектор, карточки с
заданиями.
План занятия:
1 Организационный момент: приветствие, доклад
дежурного
2. Мотивационное начало урока, определение
цели.
3. Вспомнить основы теоретического материала:
мозговой штурм, актуализация знаний.
4. Изучение нового материала: работа в группах
5. Защита мини-проектов
6.Закрепление. Анализ и решение проблемных
ситуаций
7. Рефлексия
Ход занятия:
- Организация класса.
2. Постановка цели урока.
Урок начинается с
повторения роли и функций государства, направлений внешней и внутренней
политики государства. Опрос можно заменить тестовой проверкой знаний:
1. Определите, чем
не является государство?
ü
политическим институтом;
ü
особой организацией публичной власти;
ü
элементом гражданского общества;
ü
управляющим центром политической системы.
2. Одно из
направлений внешней политики:
ü
оборонное;
ü
демографическое;
ü
молодежное;
ü
аграрное.
3. Председатель Правительства
РФ:
ü
назначается Президентом РФ с согласия
Государственной Думы;
ü
назначается Государственной Думой РФ по
представлению президента;
ü
назначается Президентом РФ с согласия Совета
Федераций;
ü
назначается Советом федерации по представлению
Государственной Думы.
4. «Коррупция» в
переводе с латинского означает:
ü
власть;
ü
соглашение;
ü
подкуп;
ü
богатство.
5. Задачей
современной госслужбы является:
ü
принятие важных внешнеполитических решений;
ü
осуществление полномочий государственных
органов;
ü
обеспечение стабильности цен на товары и услуги;
ü
организация партийных съездов.
6.Основу политики
составляют:
ü
материальные ценности;
ü
духовные потребности;
ü
властные отношения;
ü
социальные связи.
7. Для современного демократического
государства не характерно:
ü
выборность основных государственных органов;
ü
равноправие граждан;
ü
приоритет прав государства;
ü
политический и идеологический плюрализм.
8. Какую форму
правления описывает известный афоризм «Король царствует, но не правит»?
ü
абсолютную монархию;
ü
сословно- представительную монархию;
ü
дуалистическую монархию;
ü
парламентскую ( конституционную) монархию.
9. К признакам любого государства
относится:
ü
разделение властей;
ü
федеративное устройство;
ü
верховенство закона;
ü
отделение публичной власти от общества.
10. Соглашение, достигнутое путем взаимных
уступок:
ü
консенсус;
ü
компромисс;
ü
конформизм;
ü
адаптация.
- Актуализация знаний. Вопрос к классу: Какие
ассоциации вызывает у Вас понятие «правовое государство»? В результате
«мозгового штурма» на доске появляются записи признаков и элементов
правового государства.
Основные признаки:
Верховенство права и закона;
Широкий спектр прав и свобод, хорошо налаженный
механизм их защиты;
Четкое деление власти на три ветви;
Политический и экономический плюрализм;
Незыблемость прав и свобод человека
Взаимность прав, обязанностей и ответственности
государства, общества и гражданина.
Задачами мозгового
штурма являются:
- вовлечение в работу всех учащихся;
- определение уровня знаний учащихся;
- активизация творческого потенциала.
Правовое государство – это государство, во
всей своей деятельности подчиняющееся праву, функционирующее в определенных
законом границах, обеспечивающее правовую защищенность своих граждан.
4. Для
систематизации и углубления знаний о правовом государстве и гражданском
обществе организуется работа трех проблемных групп.
Название группы
|
Цель
|
Источники информации, раздаточный материал
|
«Историки»
|
Охарактеризовать, какой вклад внесли в
развитие теории правового государства Аристотель, Монтескье, Гоббс, Локк,
Кант.
|
Текст §18 учебника, стр. 190-191;
раздаточный дидактический материал;
Таблица «Ученые о правовом государстве»
(Приложение 1)
ЦОР (N117653) (иллюстрация)
|
«Юристы»
|
Раскрыть значение международных и
государственных правовых документов в формировании правового государства
|
ЦОР (N 117660) Схема «Международные документы о правах
человека. Классификация прав человека»
ЦОР (N 117682) текст Всеобщей декларации прав человека
ЦОР (N
170315) Конституция РФ
|
«Граждане»
|
Рассмотрев пути формирования правового
государства и факторы, влияющие на образование гражданского общества,
определить, насколько сформировано правовое государство и гражданское общество
в РФ.
|
Приложение 2. Основные черты гражданского
общества
Приложение 3. таблица: Пути формирования
правового государства;
Приложение 4 схема «Государство и
гражданское общество»
текст§18 учебника, стр. 196-198
|
5.Группы работают
в течение 10-15 минут. Их задача: подготовить мини – проект, убедительно
презентовать его. При защите проекта члены других групп могут задавать вопросы,
выступать с дополнениями. Презентация предполагает использование не только
вербальных, но и визуальных средств, демонстрацию ресурсов Единой коллекции
ЦОР, слайдов, схем.
При обсуждении фактов
учителю следует подчеркнуть, что гражданское общество в нашей стране начало
развиваться сравнительно недавно и находится в процессе становления. Институты
гражданского общества все активнее начинают включаться в процессы обновления и
развития государства. Муниципалитеты, органы местного самоуправления осознают
свои права и свою ответственность. Однако их опыт в решении проблем и защите
прав граждан недостаточен. Целесообразно привести примеры и из деятельности
Общественной палаты, его рабочих групп, использовать на уроке материалы
официального сайта Общественной палаты.
6. Работа с
ресурсами Единой коллекции ЦОР. Демонстрируется ресурс N
117643 «Как поставить государство на службу обществу? (текст с иллюстрацией)
Вопрос классу: Какую точку зрения выбираете вы? Аргументируйте свой ответ.
Демонстрируется схема «Политическая культура
личности» (ресурс N117673). Вопрос: Как вы считаете,
существует ли взаимосвязь между уровнем развития политической культуры и
уровнем сформированности гражданского общества?
7. В целях
закрепления изученного материала и формирования гражданской ответственности,
правовой культуры организуется обсуждение проблемных ситуаций. Группы получают
карточки с описанием ситуации и должны, обсудив ее в течение 3 минут, дать
аргументированный ответ на вопрос, предложить правильное решение проблемы - в
зависимости от задания. Другие группы могут не соглашаться и предлагать свои
варианты ответов.
Карточка №1
Флоренс Найтингейл отвергла предложения
богатых аристократов и стала медсестрой. О ней заговорили во время Крымской
войны, а в 1860 году она открыла школу медсестер. Так началось современное
обучение медсестер.
Жан Анри Дюнан в 1862 году предложил
организовать во всех странах общественную добровольную помощь раненым, невзирая
на национальность, религию, чтобы облегчить страдания людей. Так возник Красный
Крест.
Вопрос: О чем свидетельствуют эти факты? Можно
ли сказать, что они способствуют гуманизации общества и становлению
гражданского общества?
Карточка №2
В маленьком отдаленном горном селении в зимнее
время, когда селение отрезано от административного центра (а в селении
отсутствуют представители власти и сотрудники правоохранительных органов), было
совершено тяжкое преступление, за которое в Уголовном Кодексе предусмотрено
наказание в виде смертной казни. Преступник был пойман на месте преступления и
признался в его совершении. Сход жителей приговорил его к смерти. Приговор был
приведен в исполнение.
Вопрос: Соответствуют ли действия жителей
селения нормам правового государства?
Карточка №3
На месте преступления с похищенным имуществом
был задержан гражданин К. Ему было предъявлено обвинение в хищении и он был
заключен под стражу.
В совершении хищения К. признался. На
следующий день в газете появилась публикация, в которой сообщалось, что К.
совершил хищение и что находится под стражей в ожидании суда.
Вопрос: Что в этой публикации нарушает права
К.?
В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением
правил ведения дискуссии:
v
Я критикую идеи, а не людей;
v
Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы
прийти к наилучшему решению;
v
Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов
и убедительных аргументов;
v
Я уважаю мнение каждого, даже если я с ним не
согласен.
Хочу отметить, что элемент дискуссии приемлем
во всех этапах урока. Ведь искусство спорить, иметь убеждения и отстаивать их,
не унижая человеческое достоинство оппонента, формируется именно в ходе
дискуссий.
8. Тест
Интерактивное задание «Проверь свои знания (N 117638)»
Тест Интерактивное задание «Проверь свои знания (N
117675)»
9. Задание на дом.
§18 , написать эссе на одну из выбранных тем:
« Не спрашивай, что страна может сделать для
тебя, спроси, что ты можешь сделать для страны»
Дж. Кеннеди
« Гражданское общество есть как бы молекулярная
связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свое пластическое гибкое целое»
С.Л. Франк
«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только
от законов»
Вольтер
« Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан»
Н.А.Некрасов
« Мы можем стать свободными только тогда,
когда станем рабами закона»
Цицерон
10.Рефлексия
Учащимся предлагается оценить свою
деятельность на уроке с трех позиций
по 10- бальной системе:
« Я» - мой труд на уроке
« Мы» - результативность деятельности группы
«Дело» - результат работы целого класса
(Приложение 7)
11. Итоги урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.