План-конспект
урока по технологии по теме
«Хлопок и ткани из
него».
Цели урока:
1. Ознакомить
учащихся с историей, свойствами хлопкового волокна.
2. Ознакомить
с ассортиментом хлопчатобумажных тканей, их свойствами и характеристиками.
3. Воспитывать
интерес к изучению ткацких материалов, стремление учащихся к использованию
одежды из натуральных волокон.
4. Развивать
кругозор учащихся.
Ход урока:
1. Организационная
часть урока.
1.1.
Проверка
готовности к уроку.
1.2.
Проверка
присутствующих.
1.3.
Объявление
темы урока.
2. Повторение
пройденного материала.
2.1.
Решение
кроссворда по теме «Основные понятия материаловедения»
По горизонтали:
3.Нити, идущие
поперёк ткани
5.Нити, идущие
вдоль ткани
7.ткань, сошедшая
с ткацкого станка
По вертикали:
1.Что необходимо
для производства тканей
2.Основа (сырьё)
для изготовления тканей
4.Процесс
производства ткани
6.Неосыпающийся
край ткани
2.2.
Решение
задач:
2.2.1. Купили 10 метров
ткани шириной 90 см. Какую длину имеют нити основы, а какую нити утка?
2.2.2. На ткацком станке
изготавливали ткань шириной 90 см. Можно ли на этом же станке изготовить ткань
шириной 140 см? Если да, то как это сделать?
2.3.
Правила
безопасного труда. Обсуждение услышанного рассказа. Задание: найдите ошибки в
рассказе учителя. Сколько их?
«Придя домой,
Маша решила сделать маме подарок на день рождения и вышить салфетку. Она взяла
ножницы, самую тонкую иглу, чтобы удобнее было работать и красивую красную
нитку. Вдев нитку, Маша решила, что нитка длинновата и откусила лишнее
зубами, потому что ножницы куда-то запропастились. Вышивала Маша так долго,
что её палец был весь истыкан иголкой и очень болел. Но Маша
старалась не думать об этом, ведь скоро должна была придти мама. Она так
торопилась, что не заметила, как упали со стола ножницы. Потом зазвонил
телефон и, чтобы не потерять иголку, Маша воткнула её в край своей футболки.
Долгая и трудная
работа принесла результат: красивый красный цветок, вышитый на салфетке ждал
маму. Маша была довольна. Правда игла в конце концов погнулась, а потом сломалась
и куда-то затерялась, но Маша не расстроилась, ведь работа была закончена!
То-то мама обрадуется!»
3. Объяснение
нового материала.
3.1.
Из
истории хлопководства.
Южная Азия –
родина хлопчатника (и сейчас встречаются кустарники высотой 10-12 м)
Китай,
Индия, Средняя Азия, Америка – страны, где производят хлопок
Древний Египет – одежда рабов
До 16 века хлопок мало используется
Америка. Выращивание хлопка аборигенами
1568 год. Испанские колонизаторы вывезли образцы
хлопчатобумажных тканей в Европу.
Позднее хлопок распространился в США, Россию и другие
страны.
Главное свойство хлопчатобумажных тканей – износостойкость,
что способствовало его распространению по всему миру.
3.2.
Ассортимент
хлопчатобумажных тканей.
Беседа с учащимися о значении слова «ассортимент».
Объяснение учителя. Работа учащихся с карточками с образцами тканей из хлопка.
Ситец – хлопчатобумажная ткань средней
толщины с полотняным переплетением, самая распространенная, чаще всего с мелким
не многоцветным рисунком. 1:1
Сатин – хлопчатобумажная ткань средней
толщины с сатиновым переплетением, чаще всего с ярким многоцветным рисунком. 3:1
Батист – тонкая
хлопчатобумажная ткань с полотняным переплетением, чаще всего с нежным
рисунком. 1:1
Маркизет – самая
тонкая хлопчатобумажная ткань. 1:1
Фланель – теплая
хлопчатобумажная ткань с мягким ворсом по лицу и изнанке.
Байка – теплая хлопчатобумажная ткань с
мягким ворсом по изнанке.
Бумазея – теплая хлопчатобумажная ткань с
высоким ворсом по лицу
Джинс – плотная хлопчатобумажная ткань
Вельвет – хлопчатобумажная ткань с
ворсистым рубчиком по лицу
Вельвет-корд
вельвет - рубчик
4. Лабораторно-практическая
работа учащихся:
Определение
хлопчатобумажных тканей по ассортименту.
Материалы и приспособления:
ü
Раздаточный
материал – карточки с наклеенными на них лоскутами разных хлопчатобумажных
тканей;
ü
Лупы
Порядок работы:
1. Внимательно
рассмотреть предложенные на карточках образцы тканей с лицевой и изнаночной
сторон.
2. Определить
ассортимент каждой из предложенных тканей.
3. При
необходимости использовать лупу для уточнения ткацкого переплетения.
4. Записать
названия тканей по ассортименту под номерами, соответственно приклеенным
образцам.
4.1.
Индивидуальная
работа учащихся с раздаточным материалом
4.2.
Текущий
инструктаж.
4.3.
Целевые
обходы рабочих мест.
4.4.
Индивидуальные
инструктажи.
5. Заключительная
часть урока.
5.1.
Подведение
итогов.
5.2.
Объявление
оценок с их мотивацией.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.