Подготовила и
провела
учитель
начальных классов
Мухина
Валентина Александровна
1. Тема урока: Экологическая
безопасность.
2. Цель урока: знакомство с понятием «экологическая безопасность» и
правилами личной экологической безопасности.
3. Учебные задачи, направленные на достижение:
1) личностных результатов обучения:
- формирование
уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения.
2) метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование) – познавательные УУД;
- формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные
УУД;
- формирование
умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения
и аргументировать её,
- формирование
умения взаимодействия в статичных парах и группах – коммуникативные УУД.
3) предметных результатов обучения:
- познакомить
с основными загрязнителями воздуха, воды, продуктов питания,
- выполнять правила личной экологической безопасности,
- обогащать словарный запас, развивать речь и мышление,
- воспитывать экологическую культуру учащихся.
4. Используемые учебники и учебные пособия: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб.
для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение
5. Используемое оборудование: глобус, учебник, рабочая тетрадь.
6. Основные понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»,
«экология»
7. План изучения материала:
1)
Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека.
2)
Как защититься от загрязнённого воздуха?
3)
Как защититься от загрязнённой воды?
4)
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Ход урока:
I. Ввод (орг. момент)
– Сядьте поудобнее, расслабьте щеки, губы, плечи. Дыхание ровное и
спокойное. Глазки посмотрели вверх, вниз, вправо, влево. Закройте глазки.
– А теперь представьте, что вы – цветок, а ваши ладошки – бутоны.
Откройте глазки…
Наш цветочек медленно раскрывается… и стал таким красивым цветком.
– Какое настроение вызывает у вас это цветок?
– Давайте постараемся его сохранить на весь урок.
II. Осмысление учебной задачи (актуализация
ранее изученного).
1. Как защититься от грозы (вывод)
2. Что нужно делать, чтобы не отравиться опасными
растениями и грибами? (Вывод)
3.
– Какие
правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой? (Вывод)
III. Самоопределение к деятельности
Формула безопасности.
1.
Предвидеть опасность.
2.
По возможности избегать её.
3.
При необходимости
действовать решительно и чётко.
4.
Бороться до последнего,
активно просить о помощи и самому её оказывать.
Если мы закроем глаза, то ничего не
увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И бывало так до тех пор, пока не
появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь
начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось
вечно.
- Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем,
чем богата Земля? (не навредить, не испортить природу)
Ребята, как вы считаете, нужна ли природе помощь человека? (да, загрязняется окружающая среда)
Природа переживает сегодня немалые
потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис,
экологическая катастрофа.
И это все изучает наука – экология. В переводе с греческого языка «экос» -
дом, «логос» - учение, т.е. учение о доме.
Как вы думаете, а какой дом изучает экология? (общий
для всех дом – нашу планету).
IV.Открытие нового знания (изучение нового
материала)
- Чтобы правильно жить в нашем доме, в окружающей среде, нужно
соблюдать правила экологической безопасности.
- Тема урока «Экологическая безопасность».
- Что мы должны узнать при изучении данной темы?
(чтение стр. 30)
Представление об источниках загрязнения.
Люди с давних пор живут на Земле и занимаются
хозяйством. Сеют хлеб, сажают растения, строят дома, электростанции, вырубают
леса. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений.
Природа переживает сегодня немалые потрясения.
- Подумайте и скажите: что является
источниками загрязнения окружающей среды? (Источники загрязнения – промышленные предприятия,
заводы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и
несознательные люди бросают его куда попало)
Из воздуха, воды, почвы, загрязняющие вещества
попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах
питания, которые употребляет человек.
- Что же получается? Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её обычно называют “цепью
загрязнения”.
- Назовите пути поступления загрязняющих веществ в
организм человека (воздух,
вода, продукты питания).
- Как вы понимаете словосочетание «экологическая
безопасность»? с. 32
- защита человека от вредного воздействия загрязнённой
окружающей среды.
1.
Фронтальная работа
Поговорим о воздухе. На какой вопрос мы должны ответить?
Как сберечь чистоту воздуха?
- Найди в учебнике ответ на вопрос «Что значит тяжёлый воздух. И почему
он такой?» (стр.33)
- Он загазованный
- Что загрязняет воздух? (Выхлопные газы автомобилей, дым из труб
заводов, дым сигарет.
- Что ещё загрязняет воздух?
- Радиоактивные осадки, лесные пожары, извержение вулканов, взрывы на
атомных станциях.
- Что же относится к числу самых распространённых загрязнителей
воздуха?
- Выхлопные газы автомобилей.
- О каких авариях на атомных станциях вы слышали?
- Чернобыль.
2. Прослушивание отрывка.
- Составьте цепь загрязнения?
1. Загрязнение атмосферы.
2. Кислотные дожди.
3. Заражение почвы.
4. Загрязнение растений.
5. Болезни человека
- Почему всё это происходит и кто виноват?
- Что можете сказать в защиту человека? Что нужно делать человеку,
чтобы предотвратить загрязнение воздуха?
- устанавливать воздушные фильтры на трубы;
- сажать деревья;
- выключать двигатели машин, работающие при длительной остановке;
- не курить в общественных местах;
- не гулять во время тумана- это может быть смог;
- устанавливать в доме кондиционеры, так как он очищает воздух.
ВЫВОД: Я теперь знаю, что …
·
Все заводы и фабрики
должны иметь специальные установки, которые очищают воздух от вредных веществ.
·
Чтобы сохранить чистоту
воздуха, нельзя оставлять двигатели автомашин подолгу работать на холостом
ходу.
·
Для борьбы с пылью улицы
городов должны поливаться водой.
·
Вокруг нас должно быть
много растений)
2.
Второй фактор воздействия
на человека – это вода.
- Какое вредное воздействие оказывает человек на водоёмы?
- Как защитить их от вредного воздействия?
- Рассмотрите рисунок. Расскажите, что произошло с рыбой.
Составление цепи загрязнения.
1. Загрязнение воды.
2. Заражение рыб.
3. Болезни человека
- Скажите, а та вода которая течёт по водопроводу она
чистая?
- Прочитайте в учебнике отрывок и составьте памятку
«Как защититься от загрязнённой воды?»
ВЫВОД: Я теперь знаю, что…
4. Третий фактор воздействия на человека – это продукты питания.
Загрязняя воздух и воду, человек получает продукты питания, содержащие вредные
вещества.
- прочитайте отрывок и составьте памятку «Как защититься от
загрязняющих веществ в продуктах питания?»
ВЫВОД: Я теперь знаю …
- Не ловить рыбу в грязных водоёмах.
- Не собирать грибы и ягоды рядом с дорогами.
- Не загрязнять водоёмы и леса.
- Как прервать цепь загрязнения, чтобы не причинить вред здоровью
человека?
- соблюдать экологическую безопасность.
V.ФИЗМИНУТКА
Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной,
хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку?
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю?
Если сильно насорю
И убрать забуду?
Если мусор уберу,
Банку закопаю?
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!
5.Решите примеры, расположите результаты действий в порядке
возрастания, и вы узнаете профессию человека, не допускающего загрязнения
окружающей среды.
Л 32+56:8-7
Г 96-72:9-15
К 90-8*8
О 28+42:7-6
Э 80-9*8
О 100-7*8
- Какое слово получилось? (Варианты ответов)
-
Давайте проверим ваши результаты. Прочтите, какой ряд чисел у вас получился?
8,
26, 28, 32, 44, 73
-
Это слово "ЭКОЛОГ”. Верно. Эколог изучает взаимодействие организмов и
среды, но также взаимодействие природы и человека. Помогает решить
экологические проблемы
6. - Ребята, а какие экологические
проблемы существуют в нашей деревне?
(Ответы
детей)
1.
Свалки мусора, что приводит к загрязнению окружающей среды.
2.
Загрязнение водоёмов: моют машины, мусор по берегам рек, прудов.
3.
Загрязнение воздуха: много курящих людей. Нарушается экологическое равновесие.
7. Ребята, а какие пути решения этих проблем вы видите? Какие
советы вы могли дать главе Администрации сельского совета по благоустройству?
(Думают и отвечают)
1.Определить
специальные места для мусора. Ввести штрафы за выброс мусора в неположенном
месте.
3.
Ввести штрафы за загрязнение водоёмов и загрязнение территорий.
4.
Запретить курить в общественных местах.
5.
Разведение цветников, парков, охрана берёзовой рощи.
8 .Подумайте, а чем мы с вами можем помочь природе? (Ответы детей)
1. Убираем школьную территорию осенью и весной.
2.Сделали клумбу.
3. Сделали и повесили кормушки.
VI.
Закрепление
1. Работа в рабочей тетради.
2. Вставь пропущенные слова
1.________ стой
вблизи _______________ с работающим двигателем.
2. Не стой рядом с _______________ людьми.
3. Нельзя купаться в ___________________.
4. Пей только_______________ воду.
5. Не собирай ________, __________,__________, вблизи свалок, заводов, дорог.
6. Не ешь ___________, у которых истек срок _______________.
VII.
Рефлексия (итог урока).
Кто принял решение для
себя выполнять правила экологической безопасности, поднимите зеленый кружок, а
кто не уверен, что будет выполнять эти правила – красный кружок.
Желаю вам, ребята
Быть честными, быть верными
И каждый день следить,
Чтобы своей планете
Ничем не навредить!
VIII.Домашнее задание: с. 32-34, РТ
задание 3,с. 20-21.. Выставление оценок.
Благодарность за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.