План-конспект
урока по литературному чтению в 4-м классе по теме "Былины". Работа
над репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри»"
Автор: Лебедева
Галина Ивановна, учитель МБОУ СОШ №20 г. Химки.
Триединые
цели урока: формирование умения составлять художественное описание
богатырей, развитие интереса к жанру устного народного творчества - былинам;
способствовать развитию речи и творческого воображения, навыков выразительного
чтения, навыков развития речи, чувства прекрасного и интереса к живописи,
воспитание любви к русской земле, русскому народу, гордости за героев Руси.
Оборудование: аудиозапись
былинных песен, выставка книг с былинами, репродукция картины В.М. Васнецова
"Богатыри", выставка работ учащихся, наглядные пособия.
Наглядные
пособия: на
формате бумаги А4 были набраны следующие термины и слова необходимые для работы
на уроке: Географические названия: Сафат-река, море Верейское, горы
Сорочинские, село Карачарово, Стольный Киев-град; Устойчивые определения: чисто
поле, добрый конь, ала кровь, сыра земля, сизый голубь, белое лицо, богатырская
сила; Устаревшие слова: шелом, талан, косица, бремя, перст, есмь, пехотою;
Глаголы: воспроговорить, порасхвастаться, прирасплакались, распотешился,
поигрывати, повыехали.
Алгоритм
проведения урока:
Организационный
момент.
Сообщение темы и
целей урока.
Физминутка.
Закрепление.
Итог урока
(выставление отметок и объявление оценок).
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный
момент.
2. Сообщение темы
и целей урока.
Учитель рассказывает
дополнительные сведения о жизни художника Виктора Михайловича Васнецова.
В Москве есть
переулок. Входишь в этот тихий уголок и словно попадаешь в старую Москву. Летом
здесь вдоль домов распускаются тополя, зимой лежат сугробы. За забором стоит
дом - русский терем. В этом доме жил много лет русский художник Виктор
Михайлович Васнецов. Дом построили по его плану и проекту (рисункам). В доме
огромные печи, простые скамьи, широкие дубовые столы, крепкие стулья. Вот в
каком сказочном доме жил Васнецов и здесь же работал.
Давайте попробуем
войти в мир созданный художником. Перед вами на доске прикреплена репродукция
картины "Богатыри" В.М. Васнецова. Всмотритесь в это произведение.
Беседа по
содержанию картины.
У.: Кто и что
изображено на репродукции?
Д.: На репродукции
изображены любимые народом богатыри.
У.: Да, вы правы.
Это русские богатыри, которых воспевали в былинах. Скажите, а кто помнит, что
такое былина?
Д.: Былина -
русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей,
сражающихся с чудовищами или вражеским войском.
У.: Переходя от
поколения к поколению, былины служили способом передачи древних верований,
представления о мире, сведений из истории.
Д.: Дети
рассказывают, что знают о былинах, которые исполняются под аккомпанемент гусли.
У.: Включает
аудиозапись.
У.: Выделяются два
главных цикла былин, объединенных по месту действия или происхождения героев.
События большинства былин происходят в Киеве, поскольку богатыри находились на
службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. Былины называются
киевскими. К киевским былинам относятся былины об Илье Муромце, Добрыне
Никитиче, Алеше Поповиче, Дюке Степановиче, Хотене Блудовиче и др. Второй цикл
- новгородские былины. Их герои Садко и Василий Буслаевич. Давайте вспомним
основные части былин?
Д.: Зачин,
развитие действия, концовка.
У.: Какой
литературный приём встречается в былинах?
Д.: Часто
встречаются повторы.
У.: Ребята,
давайте прочитаем отрывок из былины "Три поездки Ильи Муромца".
Дети читают по
цепочке.
У.: Найдите и
зачитайте повторы, которые характерны написанию былин, зачин, развитие
действия, концовку.
Ответы детей.
У.: Прочитав
отрывок былины, мы вспомнили Илью Муромца, но здесь он выступает как
литературный герой, давайте рассмотрим его в живописной репродукции В.М.
Васнецова "Богатыри". Мы видим трёх былинных героев. В центре Илья
Муромец на вороном коне, дородный и сильный, неспешно осматривает просторы. Он
поднёс руку ко лбу, будто не чувствуя, что на ней висит сорокопудовая палица.
Во всём облике силача нет ничего устрашающего, он великодушен и добр.
У.: Ребята,
приведи примеры, зачитав из текста о том, какого Илью Муромца мы увидели с вами
в былине с самого рождения.
Дети зачитывают
отрывки из былины. Беседа учителя и детей по сравнению Ильи Муромца на
репродукции и в былине.
У.: Продолжаем
рассматривать репродукцию. Кто из былинных героев расположен по левую руку от
Ильи Муромца?
Д.: Слева
расположен Добрыня Никитич. Его белый конь тревожно заржал, и Добрыня, готовый
к бою вынимает меч из ножен.
У.: Справа от Ильи
Муромца самый младший богатырь Алеша Попович. Он не только храбрый, но и
ловкий. В борьбе с врагом он может применить хитрость, и даже обман. Алеша
вложил стрелу в лук и зорко скосил веселые глаза. Его образ в произведении
самый жизнерадостный и лукавый.
3. Физминутка.
Учитель включает
аудиозапись былины.
У.: Закройте
глаза, и представьте себя облаками, которые воздушными, легкими и прозрачными
ленивый ветерок несет по небу. Вы кружитесь, принимая причудливые формы.
Откройте глаза.
Во время
проведения физкультминутки учитель прикрепляет на боковое левое крыло доски
отрывки из былин с описанием богатырей на трех листах.
4. Закрепление.
Выезжал ли
богатырь гулять в чисто поле,
Никого то он не
нахаживал,
С кем силой
богатырскою помериться.
А сам чует он в
себе силу великую,
Чует - живчиком
по жилкам разгуливается.
Грозно с силой
ему как от бремени.
|
Жила-была под
Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын. По всему Киеву о нем
слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру
весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и
нрав у него спокойный ласковый. Никого он не заругает, никого зря не обидит.
|
Богатырь грамоте
не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука
стрелять, богатырских коней укрощать. Силы он небольшой богатырь, зато
дерзостью да хитростью взял. Вот подрос он до шестнадцати лет, и скучно ему
стало в отцовском доме.
|
У.:
Прошу поочередно выйти к доске 3 человек, которые зачитывают отрывки из
былин и отгадывают по описанию богатырей (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня
Никитич).
На доску учитель
прикрепляет наглядные пособия: на формате бумаги А4 Географические названия:
Сафат-река, море Верейское, горы Сорочинские, село Карачарово, Стольный
Киев-град; Устойчивые определения: чисто поле, добрый конь, ала кровь, сыра
земля, сизый голубь, белое лицо, богатырская сила; Устаревшие слова: шелом,
талан, косица, бремя, перст, есмь, пехотою; Глаголы: воспроговорить,
порасхвастаться, прирасплакались, распотешился, поигрывати, повыехали.
У.: На доске
прикреплены таблицы Географические названия, Устаревшие слова, Устойчивые
определения, Глаголы. Все эти слова нам с вами знакомы по былинам. Давайте
вспомним, из каких былин эти слова и словосочетания.
Обсуждение.
Викторина:
У.: Назовите
город, где жил Илья Муромец? (Муром).
У.: Странники или
слепые нищие, собирающие милостыню? (Калики).
У.: Ни дают они
людям, ни проходу, ни проезду, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. (Разбойники).
У.: Как звали
жеребенка Ильи Муромца? (Бурушка).
У.: Сколько лет
Илья Муромец пролежал на печи? (30 лет).
5. Итог урока.
У.: Назовите
героев былин, о которых мы сегодня говорили.
Д.: Илья Муромец,
Алеша Попович, Добрыня Никитич.
У.: Какова главная
идея былины? Какие чаяния и думы народа отобразились в образе Ильи Муромца?
Д.: В былинах
отражена борьба русского народа с завоевателями и вера в свою богатырскую силу.
У.: Былины, также
как и картины, изображающие героев-богатырей, заставляют нас помнить своих
героев, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство
уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.
Учитель оценивает
работу детей на уроке (даёт оценку классу и индивидуально). Выставляет отметки
в журнал и дневники учащихся.
6. Домашнее
задание.
У.: Перечитайте
одну из трёх поездок Ильи Муромца и проиллюстрируйте понравившийся эпизод
былины.
У.: Спасибо за
урок! До свидания!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.