План-конспект
инновационного урока по русской литературе 11-ого класса общеобразовательной
армянской школы
Николай
Гоголь «Шинель», тема «маленького человека в русской литературе» ( 1 часть)
Цели
урока:
1. образовательные:
ü углубить
представление учащихся о средствах характеристики героя;
ü продолжить
формировать понятие о «маленьком человеке» в литературе;
ü сформировать
ключевые компетентности учащихся;
ü обучить
выявлению авторской позиции;
ü обучить
анализу эпизода;
ü развить
интеллектуальные, коммуникативные, лингвистические и творческие способности
учащихся;
ü выработать
умение, влияющие на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень
продуктивного творчества.
2. развивающие:
ü развить
речевую активность учащихся: владение монологическими диалогическими формами
устной и письменной речи;
ü развить
способности учащихся к творческой деятельности;
ü развить
навыки сравнительного анализа, сопоставления, обобщения на основе литературного
материала.
3.воспитательные:
ü по
мере возможности воспитать гуманное отношение к человеку в тяжелых жизненных
обстоятельствах.
Ход
урока
Организационный момент:
Проверка готовности учащихся к уроку,
приветствие учащихся
Актуализация знаний.Определение темы и
целей урока, вступительная беседа с учениками:
Как вы понимаете высказывание «маленький
человек»?
Как по-вашему можно обьяснить это
высказывание в прямом и переносном смысле слова?
А теперь постарайтесь вспомнить, где нам
раньше встречался тип «маленького человека» в русской литературе? («Медный
всадник» А.С. Пушкин) Какой мы с вами можем сделать вывод? Когда и кем был
введен тип «маленького человека»? Определите, пожалуйста, цели нашего урока.
(учащиеся формулируют цели урока).
Особое место в этом ряду
занимает повесть Н. В. Гоголя “Шинель” - “одно из глубочайших созданий Гоголя”,
по словам В. Г. Белинского, “колоссальное произведение”, по мнению Герцена. Чем
заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.
Чтение первой части произведения. Развить
критическое мышление через чтение к письму.
Прошу вас заметить, что в течении
сегодняшнего урока, каждый из вас будет набирать баллы за активностое участие в
процессе урока, так что старайтесь высказывать свои мысли, отвечать на вопросы
и участвовать в нашем сегодняшнем расследовании, касающего “Маленького
человека”.
Дискуссия с учениками после прочтения
текста.
Как вы думаете, почему главного героя
зовут Акакий Акакиевич Башмачкин? Что хотел подчеркнуть Гоголь, дав своему
герою такое имя? Как вы охарактеризуете героя?
А теперь давайте попробуем вместе с вами
дать более подробную характеристику А.Башмачкину. (Метод “Кластер”)
В центре доски написать “Маленький
человек: А.Башмачкин”. Каждый ученик должен добавить к этому типу определенный
эпитет, который приходит ему на ум, нельзя повторяться. К примеру это может
быть черта характера, внешний вид, черты лица.
При выполнении этого задания можно также
воспользоватся учебником. В тексте дано подробное описание характера героя, его
внешний вид и поведение.
Прекрасно, а сейчас я бы попросила вас
разделиться пары и в течении пяти минут подготовить в устной форме ответы на
вопросы на странице 118. Чьи ответы будут более обоснованы и правильно
сформированы, та пара получит наибольшее количество баллов.
1. Какой
образ жизни вел Акакий Акакиевич?
2. Как
он относится к своей работе? Какие у него были интересы?
3. Как
к нему относились сослуживцы? Как он отвечал на все обиды и унижения?
4. Что
потрясло только что поступившего на работу молодого человека в поведении
сослуживцев
5. Что
изменилось в жизни А. Акакиевича после того, как он решил приобрести новую
шинель?
Подведение итогов:
К какому выводу вы
пришли после изучения данного урока?
Что нового вы для
себя узнали сегодня?
Как вы считаете,
правильно ли относились люди к А. Башмачкину?
Есть ли в вашем
обществе люди с похожими чертами характера? Как вы относитесь к ним, как
окружающие относятся к ним?
Имеет ли право
человек издеваться и унижать того, кто ведет себя так как А.Башмачкин?
Домашнее задание:
написать в тетради положительные и отрицательные качества А. Башмачкина. Какие
черты характера по-вашему у героя нужны ему в жизни, а какие следовало бы
изменить?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.