Инфоурок География Другие методич. материалыПлан-конспект урока по истории на тему "Возникновение средневековых городов" в 6 классе

План-конспект урока по истории на тему "Возникновение средневековых городов" в 6 классе

Скачать материал

План-конспект урока

Тема урока: Возникновение средневековых городов.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в средние века, продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оборудование: учебники «История средних веков» Агибалова Е. И., карта «Европа в XIV-XV вв.», аппликации по истории средних веков.

 

Ход урока

План изучения темы:

I.        Вводная беседа и сообщение цели урока.

II.     Основная часть:

1.      Успехи в развитии сельского хозяйство и ремесла.

2.      Отделение ремесла от сельского хозяйства.

3.      Возникновение городов, как центров ремесла и торговли.

4.      Работа с картой

5.      Составление логической схемы по теме урока

6.      Работа с документом.

III.  Заключительная часть. Выполнение тестов, ответы на вопросы по теме урока.

 

I.      Вводная беседа

 

Объяснение места темы о городах в общем разделе (города – центры ремесла и торговли):

·         Какой способ земледелия был распространен у франков? (трехполье).

·         Какие орудия труда они применяли?

·         Что такое натуральное хозяйство? Почему оно господствовало в Европе в период средневековья?

·         Как вы думаете, было ли тогда ремесло отделено от сельского хозяйства?

·         Были ли города в Древнем мире? (учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города: в Египте по берегам Нила, в Греции Афины, на Аппенинах – Рим)

·         Что произошло с городами Римской империи после завоевания ее германцами?

 

Итак, до X века производство всех необходимых вещей и продуктов было сосредоточено в сельской местности. Городов в Северо-Западной Европе не было. А теперь посмотрите на карту «Европа в XIV-XV вв.». Вся территория покрыта густой сетью городов. Сегодня мы с вами вместе выясним, почему в Западной Европе возникли города.

 

II.   Основная часть урока (новый материал)

1.     Успехи в развитии сельского хозяйство и ремесла.

·         Объяснение, почему труд крепостных крестьян был производительнее труда раба?

·         Что привело к успеху в развитии сельского хозяйства и ремесла? Какие новые орудия труда появились в сельском хозяйстве?

Посмотрите на рисунках стр. 99-100 учебника, какие новые орудия труда появились (колесный плуг, хомут для лошади, верхнебойное колесо, плавильные печи, ткацкие станки).

·         Как вы думаете, почему с успехами в развитии хозяйства стали появляться люди, специализирующиеся на каком-либо занятии?

 

 

 

2.     Отделение ремесла от сельского хозяйства.

·         К чему привели успехи в сельском хозяйстве? (рост урожая èизлишки продуктов).

·         Что из этого вытекает? (излишки продуктов меняют на ремесленные изделия).

·         Мог ли ремесленник, изготавливавший сложные орудия труда, одновременно заниматься земледелием? (нет) К чему это привело? (ремесленник занялся только ремеслом).

Появляются в деревне «умельцы».

·         Где они берут продукты питания?

·         Какой можно сделать вывод? (ремесло отделяется от сельского хозяйства)

«Умельцы» начинают уходить из деревень.

 

3. Возникновение городов как центров ремесла и торговли.

Как вы думаете, куда ремесленники уходят? (к замку феодала, к монастырям, к мосту, к броду через реки, к перекресткам дорог, к удобным гаваням, где можно продать свой товар и добыть сырье для ремесла).

Одновременно с беседой идет показ на доске с помощью картинок-аппликаций уход и селение ремесленников у моста, монастыря, замка.

·         Подумайте, что, кроме мастерской ремесленника, возникает еще в этом месте? (постоялый двор, гостиницы, лавки, поселения купцов, других ремесленников).

Все это в виде аппликаций прикрепляется на доску.

·         Что делают жители этого поселения, чтобы обезопасить свою жизнь? (крепостные стены)

Аппликацией огораживается поселение.

Итак, появляется новый город. Ему дают название. Обычно в названии на конце города есть окончание «бург» (гора), «фурт», «форд» (брод, переправа), г.Брюгге (мост).

4. Работа с картой

·         Найдите на карте города с такими окончаниями?

·         Найдите города, находящиеся на реках, на перекрестках торговых путей, назовите их.

5. Составление логической схемы по теме урока.

 

·         Почему возникли средневековые города?

В тетради записываем цепочку-схему возникновения средневекового города.

 

Успехи в сельском хозяйстве и ремесле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Работа с документами.

При наличии дополнительного времени можно прочитать рассказ о столяре Жане из книги для чтения по истории средних веков, где описывается конкретный путь одного ремесленника и возникновение города.

Чтение документа о возникновении города Брюгге.

·         Почему люди стали селиться у моста?

·         Кто  были первыми поселенцами?

 

III.           Заключительная часть.

 

Тест.

1.В каком веке в Европе начинается активное появление новых городов?

                         1. IX-X

                         2. X-XI

                         3. XI-XII

2. Какова причина появления новых городов?

                         1. Ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли.

                         2. Укрепление феодального землевладения.

                         3. Войны между государствами.

3. Где появлялись города?

                         1. На пересечении торговых путей.

                         2. У мостов и морских гаваней.

                        3. У стен больших монастырей и замков феодалов

                         4. Верно все, что указано.

4. Почему горожане огораживали город рвом и валом?

                        1. Для защиты от нападений врагов.

                        2. Чтобы обозначить границы города.

                        3. Для защиты от сглаза завистников

 

 

 

Вопросы:

- Первые дома и улицы города Арля на юге Франции располагались на гладком, похожем на стол месте, имевшем правильную овальную форму. По краям этого овала тянулись каменные засыпанные песком  ступени, широким полукольцом охватывающие поселение.

   Как вы можете объяснить столь своеобразное место возникновения города Арля? Каковы ваши предположения о первоначальных размерах поселения?

 

- В возникших вдоль Рейна городах было установлено правило, что купеческие корабли, плывшие мимо них, обязаны останавливаться в гаванях, выгружать там свои товары и в течение некоторого времени выставлять их для продажи. 

   Кому был выгоден такой порядок? Какие он мог иметь последствия для города?

 

-В документах сообщается, что первые сеньоры ряда городов освобождали всех, кто прибудет на постоянное место жительства, от пошлин и налогов на городскую землю.

   Чем вы объясните такие действия сеньоров вновь созданных городов?

 

Домашнее задание: §13, 1,2,3 вопросы стр. 115.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект урока по истории на тему "Возникновение средневековых городов" в 6 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер монтажа

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

План-конспект урока по истории на тему "Возникновение средневековых городов" в 6 классе содержит материал по проведению урока по истории средних веков.План содержит цель, оборудование и планирование самого урока. Урок начинается с повторения пройденного материала. Объяснение нового материала идёт в виде эвристической беседы по наводящим вопросам. Все сопровождается аппликациями на доске. Вывод делается в виде логической схемы. Предлагается работа с картой. Также дети работают с документом. В конце урока предусмотрен тест на закрепление пройденного материала.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 082 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 493
    • DOCX 60.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зинкевич Ольга Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зинкевич Ольга Петровна
    Зинкевич Ольга Петровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 9
    • Всего просмотров: 63103
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 731 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 981 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 380 человек

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека