Гергель Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №1» г.Ноябрьск
Урок № 4. Тема:
«Особенности морали»
Цель:
Формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.
Задачи:
личностные
- формирование учебно-познавательного интереса
к вопросам об особенностях морали
метапредметные
- развивать умение выделять главное в
тексте в соответствии с учебным заданием;
- развивать коммуникативные навыки и
навыки сотрудничества в процессе работы в парах
предметные
- познакомить учащихся с основными
понятиями особенностями морали
- уточнить смысл понятий «моральные
правила» и «нормы»;
- создать целостное представление о том, что все люди
вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.
Оборудование
к уроку:
Проектор
(или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт.
программа Данилюка А.Я.):
1. Основы
религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы :
учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2011.
2. Основы
религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ.
материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2011.
3. Основы
светской этики. 4 – 5 классы : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.
: Просвещение, 2011. – 63с.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация знаний (материал прошлого урока и проверка
домашнего задания)
- Что вы
понимаете под словом мораль?
- Каковы
причины возникновения морали?
- Обсуждение
выполненных заданий (с.9 учебника)
- Озвучьте
перечень правил что вы составили с родителями.
3.
Введение в тему урока
- Ребята, вы
представили моральные нормы своей семьи. Вы видите, что у многих они разные. А
как вы думаете, есть ли какой – то единый список моральных норм? (варианты
ответов детей)
Мы сегодня
с вами выясним это. А так же узнаем, чем моральные нормы отличаются от других
норм.
А сейчас
прослушайте притчу.
Девочка и морская звезда
Жила-была на свете одна девочка. Ее дом
стоял на берегу огромного океана, и она любила прибегать к нему и играть с
морской звездой. Звезда была забавная. Она приплывала всегда в одно и то же
место, в одно и то же время, как будто знала, что сейчас здесь вот-вот появится
девочка. Девочка просто играла с ней и разговаривала. Они дружили.
Но однажды в океане поднялся страшный
шторм. Небо и землю как будто перевернуло и взбучило разбушевавшимися волнами.
Девочка спала и ничего не слышала. Утром девочка проснулась и первым делом
побежала к океану.
На его берегу, на всем протяжении берега
лежали, задыхаясь, умирая от прямых лучей солнца, морские звезды. Их было
много, тысячи, десятки тысяч!
Девочка добралась до своей лагуны,
смотрела пристально в воду, шевелила руками. Но ее любимой звезды там не было.
Девочка посмотрела на берег. Звезда, ее звезда, наверное, была здесь, на
берегу, одна из тех умирающих звезд.
И тогда девочка стала брать морские звезды
одну за другой и выбрасывать их в море. Она бросала их в волны одну за одной,
не останавливаясь и не отдыхая.
Вскоре подошли люди, они стали смеяться
над девочкой: «Ты что, надеешься, что сможешь спасти их всех?» Тогда девочка
посмотрела на них из-под ладони, на минутку остановившись, и ответила:
«Понимаете, здесь в лагуне жила моя звезда. Я играла с ней. Я с ней дружила. Но
шторм смешал ее с остальными. И если я спасу все эти звезды, может быть, среди
них окажется и та, моя».
Люди задумались. А потом один из пришедших
взрослых наклонился и тоже взял в руки звезду. И бросил в море. Другие люди
последовали его примеру. Они стали брать звезды с песка и бросать их в море. И
каждый думал: «Я что-то изменил в жизни этой звезды. Я что-то сделал».
(Мораль притчи «Девочка и морская
звезда»: Каждый может помочь попавшему в беду).
Какой вывод можно сделать?
Работа в парах.
После обсуждения учащиеся делают вывод, что моральные
качества человека оцениваются по его поступкам.
- Что заставило девочку собирать морские
звезды?
- Почему взрослые стали помогать ей?
(варианты высказываний детей фиксируются на доске)
- Ребята, а где-то записано, что
люди должны помогать: друг другу, животным, птицам и т. д.? (варианты
высказываний детей)
- На слайде тема нашего урока: «Особенности
морали». На какие вопросы мы должны ответить на уроке?
4.
Изучение нового материала
Обсуждение
темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Вспомните, что такое
мораль? Как соотносятся понятия морали и культуры?
Перед
учениками ставятся познавательные задачи:
Обсудите в
парах:
- Что
такое «моральные нормы»?
Выслушав
высказывания учащихся, предлагаем их проверить, прочитав текст на с. 10
(работаем со 2 и 3 абзацами, записать особенность №1 – Моральные нормы (правила)
нигде не записаны)
-
Откуда человек узнает как себя вести, что хорошо и что плохо? (из фильмов, из
книг, из жизни, от родителей)
-
Как формируются моральные нормы?
- Кто
влияет на поведение человека?
с. 11
(работаем с 1 абзацем, записать особенность №2 – Моральные нормы не имеют
документального оформления)
- А если
человек не выполняет моральные нормы, как быть?
- Как
человек выбирает моральные нормы в жизни?
- Какие
существуют организации в обществе, которые следят за выполнением правил и норм?
с. 11
(работаем со 2 - 3 абзацами, записать особенность №3 – Все люди
вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание)
5. Работа
в группах.
- Каков смысл этих пословиц?
-Чему учат эти пословицы? (быть добрыми, послушными)
I. Доброму
человеку и чужая беда к сердцу.
За добрые дела всегда похвала.
II.
Доброе братство — дороже богатства.
Не кричи о себе, пусть другие
о тебе тихо скажут.
III.
Добрые слова дороже богатства.
Добрые дети — дому венец, злые —
дому конец.
6. Рефлексия
- Ребята, почему мальчик помогает перейти
улицу старушке? (ответы детей. Мальчик не ждёт поощрения, а поступает так из
собственных побуждений. Ему просто стало жаль бабушку.)
Работа в группах: Составить рассказ
по рисунку, придумав повод для драки. (Прослушать предполагаемые ответы и
сделать вывод)
7. Подведение итогов урока
– Что вы сегодня узнали нового на уроке? О чем
захотите рассказать дома?
– Как можно коротко ответить на вопросы, которые мы
поставили в начале урока «В чем заключаются особенности морали? Есть ли
единый список моральных правил? Кто должен заботиться о соблюдении моральных
норм в обществе?»
– Оцените свою работу на уроке, используя карточки:
Мне
было грустно
|
Моё настроение улучшилось
|
Мое настроение было хорошим
|
8. Домашнее задание
Вопросы и задания с.11
Раб.тетрадь с.6 №6-8
Вспомните героев, которым приходилось делать моральный
выбор и проявить неравнодушие?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.