- Учебник: «Физика», Перышкин А.В., Гутник Е.М.
- Тема: § 23 Колебательное движение. Свободные колебания
- 01.10.2020
- 1181
- 59
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
План-конспект урока физики с применением ЦОРов
в 7 классе
Тема: «Строение вещества. Молекулы».
Учитель Морозова Ирина Васильевна
Предмет: физика
Класс: 7
Цель урока: развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний о молекулярном строении веществ и формировании на этой основе представлений о физической картине мира.
Задачи:
обучающие:
· продолжить формирование знаний учащихся о молекулярном строении веществ, умения пользоваться методами научного исследования при проведении фронтальных опытов по изучению понятия о молекулах, дискретном строении вещества;
· формировать умения объяснять полученные результаты и делать выводы;
· применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений.
развивающие:
содействовать развитию познавательных интересов, развитию речи, мышления, интеллектуальных и творческих способностей, развитию способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами.
воспитательные: воспитаниеубежденности в познаваемости окружающего мира, уважения к творцам науки, воспитаниеотношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры, ответственного отношения к учению, готовности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
привитие навыка аккуратного обращения с физическими приборами,
воспитаниедоброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
Тип урока: изложение нового материала
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация,
шарик с кольцом, сосуд с водой, соль, шарик, тарелка с водой, подсолнечное масло,
2 сосуда с водой, пустой сосуд большего объема, акварельная краска, сосуд с горячей водой, демонстрационный термометр
Урок сопровождается демонстрацией интернет-сайта. Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)
План занятия:
1. Введение нового материала. 10мин.
2. Ответы учащихся на вопросы учителя. 8 мин.
3. Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися. 6 мин
4. Выполнение заданий учащимися. 8 мин.
5. Формулирование контрольного вопроса или задания. 5 мин.
6. Выполнение учащимися контрольного задания. 6 мин.
7 . Формулирование выводов урока 2мин
Демонстрации:
1.Увеличение объема металлического шарика и воды при нагревании.
2.Растекание капли масла по поверхности воды.
3. Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.
Ход урока
Эпиграф:
Расскажи мне и я забуду,
покажи мне и я запомню,
дай мне действовать самому
и я пойму.
Древняя китайская мудрость
1. Организационный момент
- Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке.
Посмотрите на меня, давайте друг другу улыбнемся и начнем работу. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.
2 постановка целей и задач урока
Для чего нужно знать строение вещества?
Как ответ на этот вопрос читаю слова М.В. Ломоносова:
«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».
Знание строения вещества необходимо для того, чтобы понимать все физические явления в природе.
Многие учёные задумывались, из чего состоят все вещества, все
окружающие нас тела.
Давайте построим цепочку, ответив на вопросы:
1. Как называются окружающие нас предметы?
2. Из чего состоят все окружающие нас физические тела?
3. Что можно сказать о строении вещества?
4. Делимы ли молекулы?
физические тела - вещества—молекула—атом
Эта связь была известна древнегреческому ученому Демокриту. В 460 г до н. э. он написал: «Атомы бесчисленны по величине и многообразию, носятся они во Вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля». Атомы и молекулы – это строители, которые носятся во Вселенной исоздают окружающее нас многообразие тел: камень, лежащий у дороги, красивый цветок, пушистые облака на небе.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6f7979d2-7a59-4456-a1f5-451f1b9db887/8_26.swf
Ребята, вы конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказывать, как они закончатся.
Например, предскажите, чем закончатся следующие события:
*если капнуть каплю краски в стакан с водой, то …;
*если открыть флакон с духами, то …;
*если нагреть лед, то …;
*если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;
*если капнуть каплю масла на воду, то … ;
*если опустить термометр в горячую воду, то … (Опыт 1) и т.д. Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.
Обратимся ещё к ряду опытов, посмотрев интерактивное задание, и попытаемся объяснить увиденное.(Проблемная ситуация)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b50-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_1.swf
Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили на уроках природоведения в младших классах. А теперь ответьте на такой вопрос: «Одинаково ли будет себя вести капля подсолнечного масла, помещенная на
поверхность воды и на поверхность стола? Почему вы так считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете?». Еще один вопрос: «Предположим, вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его изготавливать? Почему вы выбрали именно эти материалы?». Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ, для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявляемым к нему требованиям. Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – увидеть многое в малом, получить представление о внутреннем строении вещества.
7. Введение нового материала.
Учитель: Мы с вами каждый день наблюдаем множество окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми? Ученик: Только кажутся? Учитель: Тогда скажите, из чего они состоят? Ученик: Из отдельных частичек. Учитель: А что удерживает их друг возле друга? Ученик: Притяжение .Учитель: Как вы думаете, а между частичками есть пространство, или они расположены вплотную друг к другу? Ученик: Есть .Учитель: А где на ваш взгляд промежутки между этими частичками больше, в твердых телах или в газах? Ученик: В газах. Учитель: Почему вы так думаете? Ученик: Потому что они легче сжимаются. Учитель: А при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки между ними? Ученик: Промежутки. Учитель: Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:1.Все тела состоят из отдельных частичек.2.Между этими частичками существует притяжение.3.Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между частичками.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b50-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_1.swf
4. Выполнение заданий учащимися.
Учитель: Что ж, теперь давайте самостоятельно проведем небольшие исследования, чтобы ответить на вопрос: «Каков размер частиц, из которых состоят все тела?» Учитель дает указания по проведению исследовательских работ (работа в парах)
Фронтальная работа № 1 растворите крупинку краски в небольшом количестве воды. Затем поместите каплю полученного раствора в сосуд с водой, тщательно перемешайте. Отлейте из сосуда половину окрашенной жидкости в другой сосуд, а первый долейте чистой водой до того же уровня. Повторите эту операцию 2—3 раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в первом сосуде и сделайте соответствующий вывод о размерах частиц краски.
Фронтальная работа № 2. Капните каплю растительного масла на поверхность воды. Проследите за ее поведением. Оцените размер масляного пятна. Сделайте соответствующий вывод о размерах частиц масла. Учащиеся выполняют исследовательскую работу, делают вывод по ней, после чего делают доклад о проделанной работе и ее результатах.
Учитель проводит консультационную индивидуальную работу.
5.Обобщение и закрепление нового материала.
Учитель: Таким образом, мы можем сделать еще один очень важный вывод: Размеры частиц, из которых состоят все тела, малы. Мы выяснили, что все тела состоят из частиц. А как эти частицы называются? Вспомните из природоведения. Ученик: Молекулы. Учитель: Как вы думаете, молекулы – самые маленькие частицы или они состоят из более мелких частичек? Ученик: Нет, молекулы также состоят из частиц. Учитель: Как эти частицы называются? Ученик: Атомы. Учитель: Скажите, в состав молекулы входит один атом, два или более? И от чего зависит это количество? Ученик: В состав молекулы может входить много атомов, это зависит от вещества. Учитель: А, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет ?Ученик: Нет. Учитель: Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет? Ученик: Да. Учитель: Почему? Ученик: Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644fda5c-fa87-0742-5447-ca1c13f52ec6/00144676669092274.htm
Учитель: Выводы: 1.Молекулы состоят из атомов.2.Молекулы различных веществ различны.
6 . Формулирование контрольных вопросов.
А сейчас ребята мы ответим на контрольные вопросы и выполним тест.
- Почему нельзя утверждать, что объем воды в сосуде равен сумме объемов отдельных молекул?
- Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Почему ?
- Почему появляются углубления в ступенях древних каменных лестниц?
Почему изнашиваются подметки у ботинок, и стираются до дыр локти пиджаков ?
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0441-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
Учитель: Наш урок подошел к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. отметить уровень вашего настроения к концу урока. А еще хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще.
7. Подведение итогов урока.Решать загадки можно вечно. Вселенная ведь бесконечна. Спасибо всем нам за урок, а главное, чтоб был он впрок! Мне очень понравилось с вами работать. А теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке. Домашнее задание: § 7,8, ответить на вопросы после параграфа.
6 656 262 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Морозова Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.