План-конспект
открытого
урока
литературы
в
7 классе
учителя
русского языка
и
литературы
Ручьёвской
общеобразовательной
школы
Кулик
Надежды Викторовны
Раздольное,
2014-2015 учебный год
Тема.
«Бирюк». Мастерство изображения жизни народа, быта, крестьян.
Цель:
углубить понятие о русском национальном характере, совершенствовать навыки
характеристики героя, навыки выразительного чтения.
Оборудование:
презентация по теме урока.
Ход урока.
І.
Организационный момент.
II.
Изучение нового материала.
(Звучит
фонозапись грозы)
Слово
учителя.
Гроза- одно из
самых страшных для человека явлений природы. И не случайно наш с вами урок
начинается именно со звука грозы. Как вы считаете, ребята, почему?
(Дети
отвечают, что гроза – образ – символ в рассказе «Бирюк», который они прочитали
к сегодняшнему уроку. Это не только явление природы; главный герой- лесничий
Бирюк – гроза воров; гроза – психологическое состояние мужика, пойманного
мужиком, его страх, отчаяние, перешедшее в гнев.)
1.Сообщение темы урока, его целей и
задач.
Действительно,
в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк» гроза и гром- говорящий фон, эти явления
природы помогают понять нам характеры героев, проблемы взаимоотношения людей.
Итак, тема нашего урока- «Бирюк». Мастерство изображения жизни народа, быта,
крестьян», и сегодня мы с вами постараемся как можно как можно лучше понять как
жили, чем дышали простые люди, крепостные крестьяне XIX
века.
2.
Слово учителя.
Бывший
крепостной Тургенева Ардалион Иванович Замятин (впоследствии учитель земской
школы) вспоминал: «Бабушка и мать говорили
мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а
списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай ..., был Бирюк,
которого в лесу убили свои же крестьяне...»
Рассказ
«Бирюк» написан в 1847 году, а напечатан
во втором номере журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произведение,
как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления
от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии.
В «Записках охотника» писатель применил своеобразный прием: ввел
в действие рассказчика — образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским
лесам, полям, заглядывает в деревенские избы вместе с наблюдательным, умным и
знающим человеком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присутствие
никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает
читателю глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить
изображаемое, раскрыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.
1.
Анализ произведения.
-Понравилось
ли произведение?
-
Кто из героев вызвал сочувствие, кто – осуждение?
-
Какова главная мысль?
(Вместе
с ребятами приходим к выводу, что И.С.Тургенев показал потрясающую картину
бедности, нищеты и отчаяния русского крестьянина под гнётом крепостного права.
В произведении звучит (пусть слабо, но звучит) протест против такого положения,
и этот протест вырывается из уст мужика – «вора»).
-Прочитайте
эпиграф к нашему уроку и подумайте, как он соотносится с главной мыслью очерка?
(В
эпиграфе так же, как и в очерке утверждается мысль о человеческом достоинстве:
никто не имеет право унижать, притеснять человека).
-Кто
же главный герой? Понравился ли он вам?
(Детям
нравится герой, потому что в финале произведения он отпускает всё-таки вора,
хотя до этого хотел сдать его хозяину).
-Почему
рассказ называется «Бирюк»?
- Как в действительности звали героя? (Фомой называет
себя сам герой, "Фома Кузьмич"- так обращался к леснику
мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне, И.С.Тургенев
делает примечание о том, что в Орловской губернии бирюком называют одинокого,
угрюмого человека.)
- Как Фома стал Бирюком? Почему он суровый и нелюдимый? (Фома
отлично "справляет свою должность", "мастер своего дела",
"силен и ловок, как бес", в любую пору не даст утащить и
"вязанки хворосту", неподкупен и никому не дает спуску. Окрестные
мужики боятся его, как огня. Сам Фома говорит: "Даром господский хлеб есть
не приходится". Герой живет в лесу с двумя малыми детьми, его жена с
"прохожим мещанином сбежала".)
-Разберёмся
со значением слова «бирюк».
(Учащиеся
узнают, что оно означает «угрюмый человек», расширим это понятие с помощью слайда).
-Что
вас удивило? Какой вопрос возникает?
(Ребята
сразу же обращают внимание на то, что хороший человек вдруг назван «злым»
словом. Почему?)
-
Записываем проблемный вопрос на доске и в тетрадях и попытаемся в этом
разобраться:
Почему
хороший человек назван бирюком и каково отношение автора к своему герою?
-Что
бы вам хотелось узнать о Бирюке?
(Как
выглядит? Где живёт? Как и с кем живёт? Как общается с окружающими?) - Переходим
на язык литературы и получаем, что нас интересует портрет героя, интерьер,
речь, поступки, то есть мы определили приёмы создания художественного образа.
Только необходимо ещё вспомнить о пейзаже.
-Таким
образом, у нас получился план работы, с помощью которого должны раскрыть образ
Бирюка и ответить на вопрос: «Почему хороший человек назван бирюком?»
-
Ребята, на прошлом уроке вы получили д.з.: по группам подготовить портрет
главного героя, интерьер избы лесника и пейзаж в произведении, и все это вы
должны были отразить в своих рисунках. (Галерея рисунков развешена на доске)
1
группа. Портрет.
-Что
такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?
-
Как вы думаете, на кого из героев полотен русских художников похож Бирюк?
Почему вы так считаете?
-
Экскурсия по выставке портретов русских художников В. Перова, И.Крамского,
И.Репина и др.
Иван Николаевич Крамской (1837—1887)
— русский живописец, мастер жанровой, исторической и портретной живописи;
художественный критик, родился 27 мая (8 июня) 1837 г. в Острогожске
Воронежской губернии, и семье писаря. Учился в Санкт-Петербургской академии
художеств. Стал одним из основных организаторов и идеологов общества подвижных
выставок искусств («Передвижники»). И.Н. Крамской создал ряд портретов
выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей. Одна из
известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» (1872).
В
картине И.Н. Крамского «Полесовщик» (1874) художник обращается к теме русского
крестьянства, однако его интересуют «не глубины и сложности» народного
характера, а эмоциональные состояния и душевные движения. В «народной теме» он
остается портретистом, исследующим прежде всего человека.
Илья Ефимович Репин
родился 24 июля (5 августа) 1844 г. в Чугуеве Харьковской губернии в семье
военного поселенца Ефима Васильевича Репина. С 13 лет обучался живописи; в
1863 г. поступил в Академию художеств в Петербурге. Путешествовал по Волге,
создал много этюдов и эскизов для картины «Бурлаки на Волге». В 1874 г. он
становится деятель членом Товарищества передвижных художественных выставок. В
1874 г. Репин стал действительным членом петербургской Академии художеств. Жил
в своей усадьбе «Пенаты» в поселке Куоккала. В последние годы Репин создал ряд
картин на религиозные темы.
Среди
жемчужин русской живописи широко известен портрет «Мужичок из робких» (1877)
И.Е. Репина. Образ крестьянина пореформенной России принадлежит к числу лучших
в отечественном искусстве. «Репин обладает способностью сделать русского мужика
именно таким, каким он есть», — писал И.Н. Крамской. Глубокая вера в русский
народ, знание народного характера позволили художнику создать исключительно
правдивый и психологически убедительный портрет.
Ученики
отмечают портретное сходство героя рассказа и упомянутых картин и доказывают
свои суждения.
- Устно нарисуйте, каким вы его представляете. (Используйте свои рисунки.)
- Что узнали о характере главного героя благодаря портрету?
2 группа. Интерьер.
-
Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?
- Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Устно
нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения.
- Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством
охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка?
Спрашиваю, разделяют ли ребята
чувства рассказчика, который с горечью отмечает: "Я посмотрел кругом, -
сердце во мне заныло"?
3
группа. Пейзаж.
- Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?
- Найдите и выразительно прочитайте описание природы. Какой образ главный?
Как он соотносится с образом главного героя?
- Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Какие чувства и как
передаёт И.С.Тургенев через описание природы?
- Какая сцена в рассказе является самой острой,
кульминационной?
(Дождь
в этом рассказе помогает понять происходящее, особенно конфликт,
разворачивающийся между мужиком и лесником, и позицию рассказчика. Гроза и
дождь показывают не только явление природы, но и внутреннее состояние героев.
Гроза – символ конфликта. Пейзаж помогает понять нам характеры героев, проблемы
взаимоотношения людей).
Читаем по ролям диалог Бирюка с
пойманным в лесу мужиком. Обращаем внимание на слова автора, сопровождающие реплики
мужика: "заговорил …голосом глухим и разбитым", "твердил",
"повторял с унылым отчаянием".
- Чем объяснить перемену в поведении
мужика: поначалу "бедняк потупился", а некоторое время спустя
"внезапно выпрямился", "глаза загорелись, и на лице выступила
краска"? Почему меняется не только тон, но и лексика: "душегубец
окаянный", "азиат, кровопийца", "зверь"? Конфликт достигает
своей остроты.
(Озлобленность мужика вызвана отчаянием положения, в
котором он оказался).
- Ожидали ли вы такой развязки?
Просмотр фрагмента художественного фильма «Бирюк»
(режиссёр Роман Балаян).
- Почему ни жалкие и униженные просьбы
мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка? (Здесь ученики должны еще
раз вспомнить о том, каким замечательным работником зарекомендовал себя Фома).
- Почему лишь гневный взрыв отчаяния мужика
достиг цели?
(Бирюк не может не пожалеть мужика, понимая, что эта
озлобленность и отчаяние – от нищеты и безысходности. "Пришиби - один
конец; что с голоду, что так – все едино". К крайнему изумлению
рассказчика, Бирюк отпускает вора).
- Какие лучшие человеческие
качества русского крестьянина отразились в рассказе?
(Исправно несущий свою службу ("Я тоже человек
подневольный; с меня взыщут"), угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается,
может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика).
- Как проявляются взгляды автора в
рассказе?
В 1852 году по приказу Николая 1 Тургенев был
арестован в Петербурге и сослан в имение Спасское-Лутовиново, перешедшее в его
владение после смерти матери. Как известно, поводом для ареста и ссылки
послужила статья на смерть Н.В. Гоголя, но в действительности, всероссийский
самодержец разгневался на Тургенева из-за антикрепостнического духа
"Записок охотника".
Известно, что в решении царя Александра II освободить
крестьян, "Записки охотника" сыграли большую роль. Сам И.С. Тургенев
желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его
книга "Записки охотника" послужила делу освобождения крестьян.
- Почему же такое влияние имела на
умы, настроения в обществе эта книга? И какую роль, по-вашему, сыграл рассказ
"Бирюк" в деле отмены крепостного права?
Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного
права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам
духовную силу русского мужика. Недаром известный критик В.Г. Белинский сказал,
познакомившись с "Записками охотника", что И.С. Тургенев "зашел
к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил".
2.
Итог
урока:
- Ребята, сегодня мы проанализировали
рассказ И.С. Тургенева «Бирюк». Опираясь на все сказанное, ответьте на
проблемный вопрос, который мы записали в начале урока.
(Дети дают ответ на вопрос)
5. Комментирование оценок.
6. Домашнее
задание (по выбору учащихся):
1. Написать
развернутый ответ на проблемный вопрос « Почему хороший человек назван
бирюком?»
2. Составить тест
по рассказу «Бирюк».
3. Написать
продолжение рассказа.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.