Инфоурок Биология Другие методич. материалыПлан-конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Взаимодействие организмов и среды обитания»

План-конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Взаимодействие организмов и среды обитания»

Скачать материал

 

 

План-конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Взаимодействие организмов и среды обитания»

           Подготовила учитель биологии МОУ-ООШ  с. Александровка

 Советского района Саратовской области  Янеева Елена Евгеньевна.

Тема урока: «Взаимодействие организмов и среды обитания»

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся

по темам «Экосистемный уровень», «Организм и среда обитания».

Задачи:

1.      Обобщить знания учащихся об экологии, как фундаментальной науке, систематизировать знания о биоценозах как целостных биологических системах, факторах среды,  закономерностях экологических взаимоотношений между живыми организмами, типами взаимоотношений существующих в природе.

2.      Развивать логическое мышление школьников, уважительное  отношение к окружающему миру.

3.      Продолжить формирование у  учащихся экологического мировоззрения, экофильного поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.

Структура урока.

I.                   Организационный момент.

II.                Повторение и обобщение изученного материала.

Вступительное слово учителя.

Эпиграф к уроку  «Первый признак мудрости - неизменно уважительное отношение к природе» (восточная мудрость).

На сегодняшнем уроке мы должны повторить и обобщить материал по темам «Экосистемный  уровень», «Организм и среда».

Что изучает экология?

Что такое экологические факторы?

Какие различают экологические факторы?

Задание №1.

На любой организм воздействуют различные экологические факторы. Ниже перечислены факторы, оказывающие влияние на популяцию окуней в реке. Выпишите в свою тетрадь буквы, обозначающие абиотические, биотические и антропогенные факторы.

А.Увеличение скорости течения реки весной.

Б.Увеличение численности мальков других видов рыб.

В.Увеличение прозрачности воды во время половодья.

Г. Понижение температуры воды зимой.

Д.Загрязнение воды в водоеме сточными водами.

Е.Увеличение численности хищников, поедающих отложенную окунями  

икру.

 Задание № 2. Определить тип взаимоотношений между живыми организмами.

Заполните таблицу (работа в группах).

Тип взаимоотношений

Виды

1

2

Нейтрализм

 

 

Амменсализм

 

 

Комменсализм

 

 

Конкуренция

 

 

Паразитизм

 

 

Хищничество

 

 

Протокооперация

 

 

Мутуализм

 

 

Симбиоз

 

 

 

Задание № 3. Какие типы биотических взаимоотношений вы встретили в

стихотворение.

Соседи, соседи: жуки и медведи.

Орлы и козявки, деревья и травки …

Прожить без соседей – увы! – невозможно.

Иных, обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз, хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи – всегда и везде.

Сосед-конкурент – это тоже опасно.

Он рядом живет, все как будто прекрасно,

Но где только может он вас потеснит.

Участок отнимет и свет заслонит.

Умело обставит он вас на охоте –

Вы даже не сразу все это поймете.

Сумеет он дом и невесту отнять,

Останется вам только горько рыдать.

А все почему? Потому что крупнее,

Чуть-чуть посильнее,

Чуть-чуть побыстрее,

А может быть, просто, он вас поумней –

Бывает и так иногда у зверей.

                                                            М. Левитман.

          Задание № 5. «Азбука народной мудрости».

Объясните экологический смысл пословиц.

Мужик березу рубит, а щепа по грибам да ягодам бьет.

Лиса с зайцем дружно не живут.

Ты посей рожь – васильки сами взойдут.

Воробей под стреху, а сова на ловлю.

Коли тесно, так и курица курицу с насеста сталкивает.

На то и щука в море, чтоб карась не дремал.

 

       Что называется биоценозом, биогеоценозом?

Задание № 6.Моделирование пищевых связей. На рисунках изображены различные организмы под  номерами. Изобразите с помощью стрелок, соединяющих кружочки с номерами, отдельные пищевые цепи.

Задание № 7.  Укажите правильную последовательность (составьте экологическую сказку)

 

1)    филин обиделся и улетел в другой лес;

2)    мыши стали поедать соты и разорили улья;

3)    пришлось мужику мириться с филином;

4)    не стало пчел - не опыляются травы,  и их урожайность понизилась;

5)    худо стало мужику без меда и без молока;

6)    не стало филина – расплодились  мыши;

7)    мало стало травы - корова не дает молока;

8)    мужик сказал филину «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

 

Задание № 8. Решите экологические задачи.

1)    В степных районах проводилось истребление сусликов путем разбрасывания отравленной приманки. Помимо сусликов гибли лисицы, не евшие эту приманку. В чем причина?

2)    В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыбоводства? Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?

3)    И.Шкляревский: « Когда стерлядь входила на нерест, церкви не звонили в колокола. Об этом сообщают старые русские журналы, рассказывая о жизни верхневолжских городов». Почему?

4)    На основании правила 10 % определите, сколько потребуется травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава-заяц - орел).

     5) Как экологически грамотно должны работать тракторист, инженер-    атомщик, нефтяник, школьный учитель?

Просмотр фотоматериала «Времена года в Саратовской области».

Заключительное слово учителя.

Окружающий нас мир сложно устроен, природа хрупка и ранима последствия грубого, бездушного отношения к миру природы могут быть катастрофическими. Человеку следует учитывать в своей деятельности законы функционирования живой природы. Решение важнейших экологических проблем зависит не только от ученых, но и от политиков, от разумного поведения всего общества. Роль экологии помочь осознать, чем грозит пренебрежение этими проблемами и, изучая природные сообщества, найти пути их сохранения.

«Наш мир так сложен и уязвим, как паутина. Коснись одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, - мы оставляем в ней зияющие дыры» (Джеральд Даррелл)

 

III.             Подведение итогов урока.

IV.            Домашнее задание. Параграфы 9.1-9.6.

 

Список литературы.

1.  Балабанова В.В. Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. –Волгоград: Учитель, 2001.-155 с.

2. Жигарев И.А. Пономарева О.Н. Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ 10-11 класс. М. Просвещение- 2002с.-200с.

3.Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях.6-9 классы/авт.-сост.Ю.В.Щербакова, И.С.Козлова. –М.: Глобус,2008.-208 с.

4. Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах. – М.: Эксмо,2014.-352с.

5. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Основы общей экологии для старших классов общеобразовательной школы. -М.: «МДС»,1998.-272 с.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Взаимодействие организмов и среды обитания»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

План-конспект урока биологии в 9 классе по теме:«Взаимодействие организмов и среды обитания»

           Подготовила учитель биологии МОУ-ООШ  с. Александровка

 Советского района Саратовской области  Янеева Елена Евгеньевна.

Тема урока: «Взаимодействие организмов и среды обитания»

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся

по темам «Экосистемный уровень», «Организм и среда обитания».

Задачи:

1.    Обобщить знания учащихся об экологии, как фундаментальной науке, систематизировать знания о биоценозах как целостных биологических системах, факторах среды,  закономерностях экологических взаимоотношений между живыми организмами, типами взаимоотношений существующих в природе.

2.    Развивать логическое мышление школьников, уважительное  отношение к окружающему миру.

 

3.    Продолжить формирование у  учащихся экологического мировоззрения, экофильного поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 765 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 1072
    • DOCX 52.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Янеева Елена Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Янеева Елена Евгеньевна
    Янеева Елена Евгеньевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 73992
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 809 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 324 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 138 человек

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 17 регионов

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек