Дата:
Предмет: Русский язык Класс: 6
Учитель: Жумабекова Г.М.
Тема урока: Словообразование
Цели по таксономии Блума :
Знать: Состав слова
Понять: Умение находить корень, окончание, основу,
суффикс, приставку.
Использование: В речи
Разбирать: Слова по составу
Синтез: Образовывать приставочный,
суффиксальный способы
Оценивание: Умение пользоваться
полученными знаниями в жизни.
Ход урока
Орг.момент
|
Содержание работы
|
Мое приветствие
|
О теме и целях урока:
Узнаем о составе слова:
из чего состоит слово
|
С чего начну урок?
С опроса пройденного материала
|
Ученики, что знают о составе слова
|
Цели в классе для всех одинаковые?
Они могут быть разные:
Все усвоили
Многие усвоили
Некоторые усвоили
|
В конце урока ученики, что узнали о
составе слова и могут ли они разбирать слова по составу.
Разбирать слова по составу, находить
корень, окончание, основу слова. (все)
Находить приставку, суффикс. (многие)
Образовывать приставочный, суффиксальный
способы слов .(некоторые)
|
Как я буду оценивать учеников?
Зеленый лист-отлично узнал
Желтый лист-хорошо узнал
Красный лист-лабо узнал
|
Как я узнаю, что урок прошел удачно.
Ученики сами напишут свои фамилии на
разноцветном бумаге.
Рефлексия на стикере
|
Мозговой штурм: Какие ассоциации со словом состав
? Что такое состав?
Объяснение слова состав. Представьте себе
, что собрались в дальное путешествие . Например в Алматы.- На чем можно
поехать, чтобы вам было удобно?- На поезде.- Поезд состоит из чего?- Из
вагонов.- Сколько вагонов? –Много.-Значит целый состав вагонов. А эти вагоны
откуда прикрепляют ? –С разных станций.-Кто водит поезд?- машинист.-Чтобы сесть
на поезд , что нам нужно иметь?- билет.-А где можно купить билет? –В кассе. –А
кто продает билеты ? –кассир. Молодцы!
Теперь быстренько запишем слова :
Машинист –машина
Машин+а, машин+ы,
Путешественник
Пассажир –посадк +а
Билет –билет+ы
Отсюда следует, в слове нашли корень,
окончание. А основа слова без окончания. Значит в состав слова входит корень,
окончание, основа, суффикс. Если в слове нет окончания, то говорим нулевое
окончание.
Кассир –касса,
Касс+а, касс+ы
Значит в слове кассир корень касс
Путешественник –путешествие
Путешествие образовано от слова путь и шествие,
то два корня. Эти два слова обозначают выходить на дорогу.
Шествие –шествовать корень шеств
В слове путешественник корень путешеств, а енник
суффикс.
Вывод: Если к слову добавить суффикс, то
образуется новое слово. Суффикс располагается после корня.
Прикрепить –крепить- крепкий
Прицепить –цепить -цепь
Заходить –ходить -ход
Выходить – ходить -ход
Приставка располагается впереди корня, и
служит для образования новых слов.
Задания для каждой группы:
Написать правило или вывод корень, суффикс,
приставка, окончание.
Обмениваются ответами: первая дает второй
группе, вторая третьей группе, третья четвертой и тд.
С каждой группы читают свои правила.
Отсюда следует, что корень значимая часть
слова. Слово состоит из корня, суффикса, приставки, окончания.
Работа по учебнику упражнение 3 стр аница 45.
Задание для группы.
а) Школа, школьник, школьный, пришкольный.
б) Смотрю, смотришь, смотрит, посмотрит
в) Лето, летний.
г) осень, осенний
д) учеба, учебник, учебный, учиться.
Самостоятельная работа. Упражнение 1 .
стр.44 первая группа; упражнение 2. Вторая группа; упражнение 9 стр.46.
Подведение итогов урока: Что мы узнали на
уроке?
Слово состоит из корня, основы, окончания,
суффикса, приставки.
Расположение суффикса после корня.
Расположение приставки перед корнем.
Основа слова без окончания.
Корень –это значимая часть слова.
Домашнее задание: упражнение 11 стр. 47.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.