ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения урока по
основам безопасности жизнедеятельности
с учащимися 11-х
классов
«___»_______20___ г.
Модуль 3. Обеспечение военной
безопасности государства.
Раздел 6. Основы обороны
государства.
Глава 7. Воинская обязанность.
Урок 3. Подготовка граждан по
военно-учётным специальностям. Добровольная подготовка граждан к военной службе
Цель: - познакомить учащихся
с содержанием подготовки граждан по военно-учётным специальностям;
- познакомить учащихся
с предназначением и содержанием добровольной подготовки граждан к военной
службе.
Ход уроков
I.
Организация
класса.
Приветствие. Проверка
списочного состава класса.
II.
Сообщение
темы и цели урока.
III.
Актуализация
знаний.
1. Какими качествами
должны обладать военнослужащие, исполняющие обязанности на должностях связи и
наблюдения?
2. Какие профессиональные
требования предъявляются к военнослужащим, исполняющим водительские воинские
должности?
3. Каким общим требованиям
должны отвечать военнослужащие, исполняющие технические воинские должности?
4. Какие общие требования
предъявляются к военнослужащим, исполняющим прочие воинские должности (стрелки,
гранатомётчики, пулемётчики)? Для ответа на этот вопрос обратитесь к разделу
«Дополнительные материалы».
IV.
Проверка
домашнего задания.
Заслушивание ответов
нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).
V.
Работа
над новым материалом.
1. Подготовка граждан
по военно-учётным специальностям
Одной из составляющих
подготовки граждан Российской Федерации к военной службе является подготовка по военно-учётным
специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных
организациях (объединениях) и образовательных учреждениях начального и среднего
профессионального образования.
Вооружённые Силы Российской
Федерации являются неотъемлемым элементом государственности, который, как и все
сферы нашего общества, находится в процессе модернизации. Успех этого
сложнейшего процесса и само функционирование армейского механизма
непосредственно зависят от эффективности каждого его элемента.
Вооружённые Силы – это институт
государства, который сохранил традиции воспитания и развития личности и к
которому большинство населения страны относится с доверием.
Служить в Вооружённых Силах
всегда было непросто. Но к службе можно подготовиться, чтобы военное дело
давалось легче.
Данная подготовка
предусматривается для граждан мужского пола, достигших 17-летнего возраста,
подлежащих призыву на военную службу и годных к военной службе по состоянию
здоровья, физическому развитию, моральным качествам и образовательному уровню.
При отборе граждан учитывается их гражданская специальность.
Напомним, что отбор для
подготовки по военно-учётным специальностям осуществляется военными
комиссариатами районов совместно с представителями образовательных учреждений в
период проведения первоначальной постановки граждан на воинский учёт.
Гражданин, овладевший сложной
военно-учётной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать вид
и род войск Вооружённых Сил Российской Федерации, другие войска, воинские
формирования и органы с учётом реальной потребности в таких специалистах.
Ежегодно в общественных
объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего
профессионального образования проходят подготовку более 100 тыс. юношей по 33
военно-учётным специальностям, основными из которых являются:
–
водители
колёсных бронетранспортёров;
–
механики-водители
плавающих гусеничных тягачей МТ-ЛБ;
–
водители
автомобильных и пневмоколёсных кранов;
–
водители
автомобилей категорий A, B и C;
–
специалисты
радиостанций малой и средней мощности и ряд других.
Одной из ведущих организаций,
осуществляющих подготовку специалистов, является РОСТО (ДОСААФ) – Российская
оборонно-спортивная техническая организация. На её базе ежегодно проходят
обучение более 85% граждан, направляемых военными комиссариатами для подготовки
по военно-учётным специальностям. В системе РОСТО (ДОСААФ) функционирует свыше
400 школ различного профиля (303 автомобильные, 89 объединённых технических, 15
технических, 3 радиотехнические и 6 морских), около 1200 центральных и
региональных спортивно-технических клубов, оснащённых необходимой учебной
материально-технической базой и укомплектованных подготовленными
преподавательскими кадрами.
По всем интересующим вопросам,
связанным с допризывной подготовкой, гражданин может обратиться в военный
комиссариат (2-е отделение), где ему помогут определиться с выбором
военно-учётной специальности.
2. Добровольная
подготовка граждан к военной службе
Добровольная подготовка
граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
Добровольная подготовка граждан
к военной службе в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О
воинской обязанности и военной службе» предусматривает:
–
занятие
военно-прикладными видами спорта;
–
обучение
по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку
несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного)
общего образования, а также в военных оркестрах Вооружённых Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
–
обучение
по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при
федеральных государственных образовательных учреждениях высшего
профессионального образования;
–
обучение
по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных
государственных образовательных учреждениях высшего профессионального
образования.
Занятия граждан
военно-прикладными видами спорта
Граждане, подлежащие призыву на
военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в
общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и
секциях независимо от их ведомственной принадлежности.
Граждане, которым в
установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание
по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при
зачислении в военные училища либо вправе выбрать при призыве на военную службу
вид и род войск Вооружённых Сил Российской Федерации, другие войска, воинские
формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой с учётом
реальной потребности в них.
Технические и военно-прикладные
виды спорта, отнесённые, в том числе, и к деятельности Российской оборонной
спортивно-технической организации, включают:
–
авиамодельный
спорт, соревнования по конструированию и изготовлению летающих моделей
(самолётов, планеров, вертолётов, ракет и др.) и управлению ими в испытаниях на
скорость, продолжительность полёта и качество исполнения фигур высшего пилотажа;
–
автомодельный
спорт;
–
автомобильный
спорт, соревнования на гоночных, спортивных, серийных автомобилях (гонки на
шоссе и автодроме, ралли, заезды на установление рекордов и др.);
–
вертолётный
спорт;
–
водно-моторный
спорт – технический вид спорта, включающий скоростные соревнования и туризм на
моторных судах;
–
воздухоплавание,
летание на аппаратах легче воздуха;
–
греблю
на ялах (вид гребного спорта);
–
гребно-парусное
многоборье;
–
дельтапланерный
спорт – разновидность авиационного спорта с использованием дельтапланов;
–
морское
многоборье;
–
мотоциклетный
спорт – технический вид спорта, соревнования в езде на дорожках и спортивных
мотоциклах по специальным трассам, дорогам и вне дорог;
–
мотобол
– игру в мяч на мотоцикле;
–
парашютный
спорт;
–
планерный
спорт;
–
подводный
спорт, скоростное плавание на различные дистанции, ныряние, ориентирование,
туризм и охоту под водой с применением специального снаряжения (акваланг,
маска, ласты);
–
пожарно-прикладной
(пожарно-спасательный) спорт;
–
радиоспорт;
–
ракетомодельный
спорт;
–
самолётный
спорт;
–
служебное
собаководство;
–
стрельбу
пулевую;
и др.
VI.
Выводы.
1. Вооружённые Силы, другие
войска, воинские формирования и органы по-прежнему являются школой мужества для
большинства молодёжи, пройти которую должен каждый мужчина.
2. В общественных организациях и
образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования
проводится подготовка по военно-учётным специальностям.
3. Допризывники имеют право на
занятия военно-прикладными видами спорта.
4. Несовершеннолетние граждане
занимаются по дополнительным программам, имеющим целью военную подготовку.
VII. Вопросы.
1. Для кого предусмотрена
подготовка по военно-учётным специальностям?
2. Кто осуществляет отбор
для подготовки по военно-учётным специальностям?
3. Какие требования предъявляются
к гражданину, решившему пройти подготовку по военно-учётной специальности?
4. Что предусматривает
добровольная подготовка граждан к военной службе?
5. Какие образовательные
учреждения проводят обучение несовершеннолетних по дополнительным образовательным
программам, имеющим целью военную подготовку? Для ответа на вопрос используйте
раздел «Дополнительные материалы».
6. Какие преимущественные права
предусмотрены для граждан, имеющих первый спортивный разряд по
военно-прикладному виду спорта?
7. Что входит в перечень основных
военно-прикладных видов спорта?
VIII. Задания.
1. Если вы выбрали военно-учётную
специальность, по которой осуществляется подготовка в системе РОСТО, продумайте
план индивидуальных действий для того, чтобы пройти эту подготовку.
2. Подготовьте доклад на тему
«Значение обучения по военно-учётной специальности для подготовки к военной
службе».
3. Используя раздел
«Дополнительные материалы», подготовьте сообщение «Порядок подготовки офицеров
для прохождения службы по контракту на военных кафедрах образовательных
учреждений высшего профессионального образования».
4. Подготовьте доклад о значении
занятий прикладными видами спорта для подготовки к военной службе.
IX.
Дополнительные
материалы к § 36, 37.
Генерал-майор русской
армии А. М. Добровольский о воспитании военнообязанных
Все граждане в случае войны
призываются в ружьё и образуют вооружённые силы для борьбы с врагом. Весь
секрет в том, как править им все те свойства и снабдить их всем тем, что в
общей сложности образует из призванных людей подготовленную к войне армию.
Воспитание человека требует
времени. Воспитывать военнообязанных нужно, очевидно, в мирное время, в
обыденной их жизни. И при коротких сроках кадровых армий настоящего воспитания
не было. Его заменяла муштровка, более или менее поверхностная, быстро
исчезавшая, как только кадровый солдат превращался в резервиста. На войне любая
воинская часть, в смысле боевого воспитания, была ценна настолько, насколько
был на высоте призвания командный персонал, а затем выручали природные свойства
солдат.
Военное воспитание должно,
во-первых, привести к тому, что каждый гражданин, становясь воином, т. е. около
20-летнего возраста, явится физически тренированным. Он должен легко переносить
все тяготы и невзгоды жизни на войне, и особенно, в боях в течение
продолжительного времени. <…>
Обучение по
дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку
несовершеннолетних граждан
Образовательными учреждениями
среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными
программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан,
являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища и
военно-музыкальные училища, создаваемые уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти. Уполномоченный федеральной орган исполнительной власти
имеет право создавать и иные образовательные учреждения среднего (полного)
общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими
целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.
Обучение граждан по
программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах
Гражданин до достижения им
возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном
государственном образовательном учреждении высшего профессионального
образования, годный к военной службе по состоянию здоровья, отвечающий
профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным
военно-учётным специальностям, и прошедший в Министерстве обороны Российской
Федерации конкурсный отбор, вправе заключить с Министерством обороны договор об
обучении по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при
этом образовательном учреждении. Гражданину, проходящему обучение по этой
программе, выплачивается дополнительная стипендия.
X.
Окончание
урока.
1. Домашнее задание. Подготовиться к
пересказу § 36 «Подготовка граждан по военно-учётным специальностям» (стр. 172-175)
и § 37 «Добровольная подготовка граждан к военной службе» (стр. 176-179).
2. Выставление и комментирование
оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.