Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыПлан-конспект открытого урока по теме "Цветомузыка"

План-конспект открытого урока по теме "Цветомузыка"

Скачать материал

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого  урока (2-ух уроков по 45 мин.)

 во 2 классе по предмету   «Изобразительное  искусство».

(Учитель Микшеева Ада Юльевна,

педагог-психолог Быкова Наталья Сергеевна)

Тема урока: «Цветомузыка и настроение».

Задачи урока:

·   Познакомить детей с теорией цветомузыки;

·   дать представление о творчестве художников и композиторов, обладавших «цветным слухом» (А Скрябина, А. Римского-Корсакова, М. Чюрлёниса);

·   совершенствовать навыки при работе красками (по-мокрому и мазками);

·   развивать креативность, цветное образное мышление и фантазию;

·   воспитывать чувство цвета (колорита) и художественный вкус.

Зрительный ряд:

 Фотографии моря в различных состояниях; репродукции картин на данную тему; портреты А. Скрябина, Н. Римского-Корсакова, М. Чюрлёниса; видео-презентация живописных работ М.Чюрлёниса под музыкальное сопровождение его поэмы «В лесу»; видеофрагмент из шоу Поющих фонтанов; изображение радуги; «ромашка настроения» с семью основными цветами + белый и серый; карточки с фамилиями композиторов и словами: «цветомузыка, настроение, фантазия, колорит, пейзаж, композитор, палитра».

Звуковой ряд:

·        аудиозапись шума моря;

·        А. Вивальди – «шторм» (исп. В. Мэй);

·        М. Чюрлёнис – симфоническая поэма «Море».

Материалы и оборудование:

Плотная бумага для акварели формата А3, гуашь – 12 цветов, кисти разного размера (синтетика), палитра, баночки для воды.

Ход урока.

 Активная беседа:  (10 мин.)

Учитель: «Здравствуйте, ребята. Вы пришли сегодня на необычный урок. Мы будем говорить о том, как цвет и музыка помогают творчеству и влияют на ваше настроение. Ведь наше настроение тоже имеет цвет: когда нам радостно – мир вокруг окрашен в яркие радужные хроматические цвета, а когда грустно – в ахроматические: серые и чёрные. Прислушайтесь сейчас к себе и подумайте, а какого цвета сейчас ваше настроение? Выберите один из лепестков нашей «ромашки настроения». Видите – ваше настроение теперь имеет цвет.

 А теперь отгадайте загадку:

Из-за облачных высот,

Глядя на долину,

Вышел семицветный кот,

Круто выгнув спину.

Что же это такое, ребята?»

Ответ учеников:  «Радуга».

Учитель: «Правильно. На прошлом уроке мы с вами рисовали радугу. Вы уже знаете, что есть основные и дополнительные цвета. А сколько всего цветов в радуге?»

Ответ учеников:  «Семь».

Учитель: «Верно. Подумайте, а где ещё встречается число 7?»

Ответ учеников:  «7 дней недели, 7 чудес света, 7 музыкальных нот».

Учитель: «Вы правильно догадались, что в музыке тоже семь основных нот, как есть семь основных красок в живописи. На это совпадение, обращали внимание многие композиторы, которые придумывали музыку. Русские композиторы А. Скрябин и А. Римский-Корсаков смогли даже написать такие произведения, где каждая нота соответствовала какому-либо цвету. Они сами обладали цветным слухом и хотели поделиться своей уникальной способностью со всеми людьми. Каждый из них даже придумал свою таблицу соответствия цвета и звука. Сейчас вы это увидите и услышите».

Учитель на фортепьяно нажимает поочерёдно на клавиши и показывает лепесток с цветом, соответствующим ноте.

(Соответствие нот цветам по теории Скрябина: до – белый, ре – жёлтый, ре-бемоль – фиолетовый, ми – синий, фа – красный, соль – оранжевый,  ля – зелёный, си – серый).

Учитель: «Композитор Скрябин создал целое музыкальное произведение «Прометей», исполнение которого должно было сопровождаться цветным светом, где цвета соответствовали нотам. Таким образом, он хотел, чтобы люди, пришедшие слушать его музыку, могли видеть её цветной, так же, как он сам. Сейчас эту идею широко используют, и я предлагаю вам посмотреть фрагмент шоу Поющих фонтанов, где соединились не только музыка и цвет, но и красота струй падающей воды.

Идёт демонстрация видеофрагмента. (2 мин).

Однако композиторы Скрябин и Римский-Корсаков не умели рисовать, поэтому им было сложно в своё время объяснить своим слушателям, как можно видеть цветную музыку. А вот литовскому композитору Микалоюсу Чюрлёнису эта задача оказалась под силу, потому что он был ещё и художником. И свои картины он называл так же, как музыкальные произведения: фуги, сонаты, этюды и т.д. Он мечтал превратить музыку в живопись. Его вдохновляли образы природы: лес, море, горы – величественные и прекрасные. Сейчас мы с вами посмотрим видео-презентацию его картин, которая будет сопровождаться музыкой, им написанной. Мы увидим, как обладание цветным слухом помогало художнику быть композитором, а композитору - художником».

Идёт демонстрация презентации. (5 мин.)

Постановка учебной цели:  (10 мин.)

«Как вы думаете, ребята, что помогало Микалоюсу Чюрлёнису создавать такие великолепные и необычные картины, которые вы только что видели?»

Ответ учеников:  «Музыка».

Учитель: «Конечно, музыка! С помощью цвета он создавал музыку, а с помощью нот – писал картины. И мы сегодня, как и этот замечательный художник, попробуем нарисовать картины с помощью музыки. Давай вместе с вами научимся это делать. Сейчас будут звучать разные музыкальные фрагменты на одну общую тему. Эта тема – море. А вы попробуете расслабиться закрыть глаза (я выключаю в классе свет) и представить себе море…»

Звучит аудиозапись шума моря. (1 мин.)

«Какое море вы представляли?»

Ответ учеников: «Спокойное море голубого, бирюзового, светло-синего цветов».

Учитель:  «Хорошо. А какое море вы теперь увидите?»

Звучит произведение А. Вивальди «Шторм» в исполнении В.  Мэй (2 мин.)

Ответ учеников:  «А теперь море бурное, тёмное, чёрно-синее, фиолетовое. На нём большие волны, молния, корабль попал в бурю».

Учитель:  «Да, совершенно верно. Вот вы и научились видеть музыку в цвете! А чтобы ещё лучше разбудить вашу фантазию и «цветной слух» мы будем слушать музыкальное произведение М. Чюрлёниса «Море», и вы нарисуете свои картины на эту тему. Перед вами лежит краски. У Чюрлёниса тоже были такие краски, но как вы думаете, чем ещё он пользовался, чтобы создавать такие великолепные картины, которые вы только что видели?»

Ответ учеников:  «Палитрой, чтобы смешивать цвета».

Учитель: «Правильно, у вас на столах есть и краски, и палитра, давайте попробуем смешать те цвета, которые вам подскажет музыка».

Гимназисты смешивают краски, создавая новые цвета. (3 мин.)

Учитель:  «Я вижу, что у вас получаются красивые оттенки цветов, а чтобы правильно нарисовать морскую воду, нам поможет техника горизонтальных мазков и работа по мокрому фону».

 

 

Учитель на доске демонстрирует названные технические приёмы.

Учитель:  «Теперь  вы можете приступать к работе, вслушиваясь в музыку».

Перед практической частью урока  проводится тематическая

Физ-минутка «Море». (2 мин.)

Учитель: «Раскинулось море – берегов не видно. Текут волны с севера на юг и юга на север. На волнах играют разноцветные рыбки: плавают и ныряют. На морском песке отдыхают крабы и даже зубастые крокодилы. А над морем – в высоком-высоком синем небе летают прекрасные белые чайки».

Практическая часть:  (45 мин.)

Гимназисты приступают к работе.

Во время практической работы звучит симфоническая поэма  М. Чюрлёниса «Море». Учитель наблюдает за работой гимназистов, подсказывает и помогает им по мере необходимости.

По истечении первого урока гимназисты уходят на перемену, затем возвращаются и продолжают работу. Спустя 20 мин. с начала второго урока проводится зрительная гимнастика. (3 мин.)

Итог-завершение урока:  (12 мин.)

На доске учитель закрепляет работы гимназистов.

Учитель: «Молодцы, ребята! А как же называются ваши работы?»

Ответ учеников: «Морские пейзажи».

Учитель: «Вы правы, у вас получились красивые и разные морские пейзажи. У каждого возникли свои образы, которые вы постарались воплотить в ваших работах. Мы будем и дальше работать над развитием цветного слуха, чтобы вы могли не только слышать, но и рисовать музыку.

В начале сегодняшнего урока мы с вами определили цвет своего настроения. Сейчас, когда урок подходит к концу, что вы можете сказать: как изменилось ваше настроение? Если оно поменяло свой цвет – выберите другой лепесток нашей радужной ромашки. Расскажите о своих ощущениях. Что вам больше всего понравилось?

Ответы учеников.

Учитель: «Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали, и результат получился достойным вашего труда. Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами».

Уборка рабочего места:  (3 мин.)

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект открытого урока по теме "Цветомузыка""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по тяжелой атлетике

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого  урока (2-ух уроков по 45 мин.)

 во 2 классе по предмету   «Изобразительное  искусство».

(Учитель Микшеева Ада Юльевна,

педагог-психолог Быкова Наталья Сергеевна)

Тема урока: «Цветомузыка и настроение».

Задачи урока:

·   Познакомить детей с теорией цветомузыки;

·   дать представление о творчестве художников и композиторов, обладавших «цветным слухом» (А Скрябина, А. Римского-Корсакова, М. Чюрлёниса);

·   совершенствовать навыки при работе красками (по-мокрому и мазками);

·   развивать креативность, цветное образное мышление и фантазию;

 

·   воспитывать чувство цвета (колорита) и художественный вкус. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 507 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к урокам изобразительного искусства для 8 класса по программа Б.М.Неменского
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Сценография — особый вид художественного творчества 
  • 03.10.2020
  • 532
  • 3
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация к урокам изобразительного искусства для 5 класса по программе Б.М.Неменского
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Городецкая роспись
  • 03.10.2020
  • 358
  • 2
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 722
    • DOCX 22.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Микшеева Ада Юльевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Микшеева Ада Юльевна
    Микшеева Ада Юльевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10463
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Курс повышения квалификации

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 74 человека из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 545 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и черчение")

Учитель изобразительного искусства и черчения

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 59 человек

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самосовершенствование: шаги к личному росту и эмоциональному благополучию

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 256 человек из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 71 человек

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека